Напоминание

Метод проектов как способ познавательной деятельности


Автор: Логутова Ольга Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: Филиал МОУ СОШ п. Соцземледельский Балашовского раойна Саратовской области в п. Александровский
Населённый пункт: Саратовская область, Балашовский район, п. Александровский
Наименование материала: статья
Тема: Метод проектов как способ познавательной деятельности
Раздел: среднее образование





Назад




Метод проектов как способ познавательной

деятельности

Автор: Логутова Ольга Викторовна

Метод проектов способствует развитию критического мышления и креативности у учащихся. Работая в

группах, школьники учатся сотрудничать, делиться идеями и ставить общие цели. Это не только формирует

коммуникативные навыки, но и помогает осознать важность командной работы в достижении результатов.

Каждый участник включает в себя не только свою точку зрения, но и ответственность за конечный продукт,

что формирует чувство принадлежности к коллективу.

Кроме того, проектный метод позволяет интегрировать различные дисциплины, что делает обучение более

целостным и связанным. Учащиеся начинают видеть взаимосвязи между предметами, что несомненно

обогащает их образовательный опыт. Например, разработка экологического проекта требует знаний из

биологии, географии и даже экономики, что помогает учащимся усваивать материал более глубоко и

осмысленно.

Таким образом, метод проектов становится важным инструментом в формировании компетентностей,

необходимых для успешной деятельности в современном мире. Он позволяет не только передавать знания, но

и развивать навыки, которые будут востребованы в дальнейшей жизни. В конечном счете, это подход,

активирующий учащегося как созидателя, а не просто потребителя информации. Метод учебных проектов

как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся изложен в трудах Е.М. Пахомовой,

В.В. Гузеева. Для продуктивной организации работы методом проектов важно знать, формирование каких

умений и навыков обеспечивает данная образовательная технология, и понимать, как можно достичь

положительного результата. При осуществлении проекта необходимо соблюдать определенный алгоритм и

сочетать

различные

виды

деятельности.

Освоение

элемента

проектной

деятельности

приводит

к

формированию соответствующего специального умения.

В ходе выполнения проекта учитель одновременно выступает в нескольких ролях:

руководителя проекта, специалиста по теории управления проектами, координатора, куратора проекта;

консультанта. Приоритетна роль учителя в роли консультанта, чтобы помогать учащимся, как бы случайно

направляя их действия в правильное русло. При этом акцент обучения делается не на содержании учения, а

на процессе применения имеющихся знаний.

Тесное взаимодействие учителя и ученика позволяет учителю поднять свой квалификационный уровень,

занимаясь подборкой приемов, методов, и средств педагогического воздействия, а ученику повысить свой

уровень знаний.

Учителю необходимо постоянно развивать уверенность детей в своих силах, внушать им, что у них все

получится, стоит лишь только попробовать. В этом случае дети учатся понимать, что они могут улучшить

свою жизнь и жизнь других людей, подходят к окружающему их миру творчески.

Учитель должен стремиться к возможности обмена результатами труда между учащимися, ведь это

рождается новое отношение к предмету, создает благоприятные условия для их активного включения в

учебный процесс.

Формирование специальных умений и навыков как элементов проектной деятельности целесообразно

проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий поэтапно. Для

такой работы подходят лабораторные работы, практические занятия, уроки с организацией группового

взаимодействия, игровые, ролевые формы организации учебного занятия. Таким образом, овладение методом

проектов происходит и при включении в традиционный урок элементов проектной деятельности. Например,

проблемное введение в тему урока, самостоятельное планирование выполнения практического задания или

проведение лабораторных работ с включением частично самостоятельной деятельности учащихся.

Урок – одна из форм организации учебно-исследовательской деятельности. Исследовательский подход в

работе формирует и укрепляет у школьников мотивацию учебной деятельности как исследовательской.

Биология даёт прекрасные возможности актуализировать вопросы здоровьесбережения, привлечь внимание к

проблемам экологии.

Уроки, на которых осуществляется такая работа, могут быть двух видов: Уроки, на которых помимо

освоения

предметного

содержания

происходит

перевод

предметных

умений

в

общеучебные

и

универсальные. Эти уроки позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся по предмету с

одной стороны, и формировать проектную деятельность поэлементно — с другой. Уроки, на которых

ставится цель не только относительно освоения предметного содержания, но и формирования и развития

проектных умений, нацелены как на формирование проектной деятельности, так и на закрепление усвоенных

предметных теоретических и практических знаний. Проектный урок целиком состоит из работы над

проектом. Учебный проект позволяет организовывать целенаправленную деятельность учащихся, в процессе

которой актуализируются предметные знания, приобретается личный опыт их практического применения,

что способствует более глубокому усвоению знаний. На таком уроке формирование общеучебных и

специальных умений завершается соединением их в единую технологию в процессе выполнения проекта.

Проектное обучение, внедряемое в уже существующую предметную классно-урочную систему организации

учебно-воспитательного процесса, не может и не должно подменять собой содержательное предметное

обучение.

Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут самостоятельно работать

почти на всех этапах или с небольшой помощью учителя. Организовывать надо такие учебные проекты,

которые могли бы решать и задачи освоения программного материала. Проектов в течение учебного года, не

может быть много. Оптимально 1–2.

При работе с методом проектов неизбежно возникают вопросы: Сколько необходимо учебных проектов

выполнить ученику в год, за весь период его обучения в школе для формирования проектной деятельности?

Как оценить успешность работы ученика в учебном проекте? Как оценить результаты в обучении, развитии и

воспитании учащегося после выполненного одного проекта, нескольких проектов, в конце процесса обучения

с использованием учебных проектов?

Мониторинг формирования проектных умений организуется в двух направлениях:

1. Отслеживание уровня развития общеучебных умений и навыков, для диагностики которых можно

используются имеющиеся в арсенале педагогики и психологии методики. Например, диагностику уровня

сформированности общеучебных умений и навыков школьников, разработанную в Центре психологического

сопровождения

образования

«Точка

ПСИ»

г.

Москвы

(Ступницкая

М.

Диагностика

уровня

сформированности общеучебных умений и навыков школьников // Школьный психолог, 2006, №7).

Большинство диагностик ОУНов предполагает проведение контрольных работ по учебным предметам,

выполнение тестов, диагностических упражнений, что требует от учащихся времени, а от учителя усилий по

обработке результатов работы школьников.

2.Отслеживание уровня развития проектных умений, формируемых через реализацию в классно-урочной

системе учебных проектов. Чем свободнее школьники владеют проектными умениями, тем активнее они

используют данный метод для организации самостоятельной деятельности. Поэтому проектные умения

должны формироваться не на эмпирическом уровне, а на теоретическом, главными признаками которого

является их осознанное применение учащимися. Для формирования проектных умений на теоретическом

уровне учитель ведет работу по разъяснению алгоритма проектной деятельности, её содержания и способов

овладения. Оценить свои умения работать методом проекта учащиеся могут, используя следующие критерии

оценки: 3 балла – умею; 2 балла – иногда получается; 1 балл – чаще не получается; 0 баллов – не умею. В

качестве экспертов помимо учителя могут выступать и одноклассники. Коллективные проекты на защите

могут быть оценены индивидуально, так как личная роль каждого в общем проекте проявляется весьма

значительно. Наиболее приемлема рейтинговая система оценивания. Перед защитой проекта на каждого

ученика выдаётся индивидуальная карта, заполняемая в ходе защиты педагогом, одноклассниками, а затем и

самим учеником. После этого подсчитывается средняя величина, которая переводится в 5-ти бальную

отметку. Для достоверности результатов диагностики возможно сравнение показателей, полученных при

оценке учителем, одноклассниками, самооценки.

Осуществление проектной деятельности требует значительных затрат времени, материалов, оборудования,

информационных источников, поэтому её использование в урочной деятельности по одному предмету

ограничено и не позволяет в полном объёме отрабатывать проектные умения. Эта проблема может решаться

через организацию творческого объединения деятельности педагогов школы, ведущих разные предметы в

одном классе.

Метод проектов в педагогике декларируется сейчас как одна из наиболее перспективных и эффективных

инновационных технологий, позволяющих развивать широкий спектр компетенций одновременно, а так же

прививать учащимся вкус к творчеству и исследованиям. Однако в каждом конкретном случае реализация

этого метода требует наряду с высоким профессионализмом изобретательности, творческого подхода,

способности к импровизации и нестандартного взгляда на привычные вещи от самого педагога. Этот метод

позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать деятельность по душе, в соответствии со своими

интересами и возможностями, освоить необходимые знания и навыки, способствуя зарождению интереса к

последующим делам.

Список использованной литературы

1.

Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка: изучение мотивации поведения

детей и подростков./Под ред. Л.И. Божович, Л.Б. Благонадежиной. М-1992.

2.

Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учебное пособие /

П.Б. Бондарев.– Краснодар, 2000.

3.

Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе. М.: Чистые пруды, 2006. –с.32.

4.

Гоман И.Г. Учебно-исследовательская работа в школе – условие развития познавательной активности

учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003. -- № 3.

5.

Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. – 1997. - № 1.

– с. 3 – 10.

6.

Гузеев В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / Директор

школы, 1995 №6, с.39-47

7.

Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное

образование. – 2004. - №4. С. 17-20.

8.

Закон Российской Федерации об образовании – 8е изд. – М.: Издательство «Ось – 89», 2004. – с. 64

(Актуальный закон)

9.

Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист»/ Сост. Е.М. Пахомова; Науч. ред.

Э.М. Никитин. – М.: АПКиПРО, 2004.

10.

Исследовательская работа школьников 2003. - № 1; № 3.

11.

Коростелева Т.В., Курдюкова Н.А. Диагностика учебных мотивов школьников//Биология в школе-

2005 №4.

12.

Ксензова Т.Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Педагогическое общество России, 2000г. –

224с.

13.

Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Дифференцированное обучение в средней школе //

Советская педагогика. – 1990. - № 8. – с. 42 – 47.

14.

Поливанова К.Н Проектная деятельность школьников : пособие для учителя / К.Н. Поливанова.-2-

еизд.-М.:Просвещение,2011.-192с.-(Работаем по новым стандартам).

15.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и

студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003

16.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. – 256с.

17.

Сергев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2003. – 80с.

18.

Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: методическое

пособие. - М.: Глобус,2008.- 80 с.



В раздел образования