Автор: Логутова Ольга Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: Филиал МОУ СОШ п. Соцземледельский Балашовского раойна Саратовской области в п. Александровский
Населённый пункт: Саратовская область, Балашовский район, п. Александровский
Наименование материала: статья
Тема: Метод проектов как способ познавательной деятельности
Раздел: среднее образование
Метод проектов как способ познавательной
деятельности
Автор: Логутова Ольга Викторовна
Метод проектов способствует развитию критического мышления и креативности у учащихся. Работая в
группах, школьники учатся сотрудничать, делиться идеями и ставить общие цели. Это не только формирует
коммуникативные навыки, но и помогает осознать важность командной работы в достижении результатов.
Каждый участник включает в себя не только свою точку зрения, но и ответственность за конечный продукт,
что формирует чувство принадлежности к коллективу.
Кроме того, проектный метод позволяет интегрировать различные дисциплины, что делает обучение более
целостным и связанным. Учащиеся начинают видеть взаимосвязи между предметами, что несомненно
обогащает их образовательный опыт. Например, разработка экологического проекта требует знаний из
биологии, географии и даже экономики, что помогает учащимся усваивать материал более глубоко и
осмысленно.
Таким образом, метод проектов становится важным инструментом в формировании компетентностей,
необходимых для успешной деятельности в современном мире. Он позволяет не только передавать знания, но
и развивать навыки, которые будут востребованы в дальнейшей жизни. В конечном счете, это подход,
активирующий учащегося как созидателя, а не просто потребителя информации. Метод учебных проектов
как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся изложен в трудах Е.М. Пахомовой,
В.В. Гузеева. Для продуктивной организации работы методом проектов важно знать, формирование каких
умений и навыков обеспечивает данная образовательная технология, и понимать, как можно достичь
положительного результата. При осуществлении проекта необходимо соблюдать определенный алгоритм и
сочетать
различные
виды
деятельности.
Освоение
элемента
проектной
деятельности
приводит
к
формированию соответствующего специального умения.
В ходе выполнения проекта учитель одновременно выступает в нескольких ролях:
руководителя проекта, специалиста по теории управления проектами, координатора, куратора проекта;
консультанта. Приоритетна роль учителя в роли консультанта, чтобы помогать учащимся, как бы случайно
направляя их действия в правильное русло. При этом акцент обучения делается не на содержании учения, а
на процессе применения имеющихся знаний.
Тесное взаимодействие учителя и ученика позволяет учителю поднять свой квалификационный уровень,
занимаясь подборкой приемов, методов, и средств педагогического воздействия, а ученику повысить свой
уровень знаний.
Учителю необходимо постоянно развивать уверенность детей в своих силах, внушать им, что у них все
получится, стоит лишь только попробовать. В этом случае дети учатся понимать, что они могут улучшить
свою жизнь и жизнь других людей, подходят к окружающему их миру творчески.
Учитель должен стремиться к возможности обмена результатами труда между учащимися, ведь это
рождается новое отношение к предмету, создает благоприятные условия для их активного включения в
учебный процесс.
Формирование специальных умений и навыков как элементов проектной деятельности целесообразно
проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий поэтапно. Для
такой работы подходят лабораторные работы, практические занятия, уроки с организацией группового
взаимодействия, игровые, ролевые формы организации учебного занятия. Таким образом, овладение методом
проектов происходит и при включении в традиционный урок элементов проектной деятельности. Например,
проблемное введение в тему урока, самостоятельное планирование выполнения практического задания или
проведение лабораторных работ с включением частично самостоятельной деятельности учащихся.
Урок – одна из форм организации учебно-исследовательской деятельности. Исследовательский подход в
работе формирует и укрепляет у школьников мотивацию учебной деятельности как исследовательской.
Биология даёт прекрасные возможности актуализировать вопросы здоровьесбережения, привлечь внимание к
проблемам экологии.
Уроки, на которых осуществляется такая работа, могут быть двух видов: Уроки, на которых помимо
освоения
предметного
содержания
происходит
перевод
предметных
умений
в
общеучебные
и
универсальные. Эти уроки позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся по предмету с
одной стороны, и формировать проектную деятельность поэлементно — с другой. Уроки, на которых
ставится цель не только относительно освоения предметного содержания, но и формирования и развития
проектных умений, нацелены как на формирование проектной деятельности, так и на закрепление усвоенных
предметных теоретических и практических знаний. Проектный урок целиком состоит из работы над
проектом. Учебный проект позволяет организовывать целенаправленную деятельность учащихся, в процессе
которой актуализируются предметные знания, приобретается личный опыт их практического применения,
что способствует более глубокому усвоению знаний. На таком уроке формирование общеучебных и
специальных умений завершается соединением их в единую технологию в процессе выполнения проекта.
Проектное обучение, внедряемое в уже существующую предметную классно-урочную систему организации
учебно-воспитательного процесса, не может и не должно подменять собой содержательное предметное
обучение.
Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут самостоятельно работать
почти на всех этапах или с небольшой помощью учителя. Организовывать надо такие учебные проекты,
которые могли бы решать и задачи освоения программного материала. Проектов в течение учебного года, не
может быть много. Оптимально 1–2.
При работе с методом проектов неизбежно возникают вопросы: Сколько необходимо учебных проектов
выполнить ученику в год, за весь период его обучения в школе для формирования проектной деятельности?
Как оценить успешность работы ученика в учебном проекте? Как оценить результаты в обучении, развитии и
воспитании учащегося после выполненного одного проекта, нескольких проектов, в конце процесса обучения
с использованием учебных проектов?
Мониторинг формирования проектных умений организуется в двух направлениях:
1. Отслеживание уровня развития общеучебных умений и навыков, для диагностики которых можно
используются имеющиеся в арсенале педагогики и психологии методики. Например, диагностику уровня
сформированности общеучебных умений и навыков школьников, разработанную в Центре психологического
сопровождения
образования
«Точка
ПСИ»
г.
Москвы
(Ступницкая
М.
Диагностика
уровня
сформированности общеучебных умений и навыков школьников // Школьный психолог, 2006, №7).
Большинство диагностик ОУНов предполагает проведение контрольных работ по учебным предметам,
выполнение тестов, диагностических упражнений, что требует от учащихся времени, а от учителя усилий по
обработке результатов работы школьников.
2.Отслеживание уровня развития проектных умений, формируемых через реализацию в классно-урочной
системе учебных проектов. Чем свободнее школьники владеют проектными умениями, тем активнее они
используют данный метод для организации самостоятельной деятельности. Поэтому проектные умения
должны формироваться не на эмпирическом уровне, а на теоретическом, главными признаками которого
является их осознанное применение учащимися. Для формирования проектных умений на теоретическом
уровне учитель ведет работу по разъяснению алгоритма проектной деятельности, её содержания и способов
овладения. Оценить свои умения работать методом проекта учащиеся могут, используя следующие критерии
оценки: 3 балла – умею; 2 балла – иногда получается; 1 балл – чаще не получается; 0 баллов – не умею. В
качестве экспертов помимо учителя могут выступать и одноклассники. Коллективные проекты на защите
могут быть оценены индивидуально, так как личная роль каждого в общем проекте проявляется весьма
значительно. Наиболее приемлема рейтинговая система оценивания. Перед защитой проекта на каждого
ученика выдаётся индивидуальная карта, заполняемая в ходе защиты педагогом, одноклассниками, а затем и
самим учеником. После этого подсчитывается средняя величина, которая переводится в 5-ти бальную
отметку. Для достоверности результатов диагностики возможно сравнение показателей, полученных при
оценке учителем, одноклассниками, самооценки.
Осуществление проектной деятельности требует значительных затрат времени, материалов, оборудования,
информационных источников, поэтому её использование в урочной деятельности по одному предмету
ограничено и не позволяет в полном объёме отрабатывать проектные умения. Эта проблема может решаться
через организацию творческого объединения деятельности педагогов школы, ведущих разные предметы в
одном классе.
Метод проектов в педагогике декларируется сейчас как одна из наиболее перспективных и эффективных
инновационных технологий, позволяющих развивать широкий спектр компетенций одновременно, а так же
прививать учащимся вкус к творчеству и исследованиям. Однако в каждом конкретном случае реализация
этого метода требует наряду с высоким профессионализмом изобретательности, творческого подхода,
способности к импровизации и нестандартного взгляда на привычные вещи от самого педагога. Этот метод
позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать деятельность по душе, в соответствии со своими
интересами и возможностями, освоить необходимые знания и навыки, способствуя зарождению интереса к
последующим делам.
Список использованной литературы
1.
Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка: изучение мотивации поведения
детей и подростков./Под ред. Л.И. Божович, Л.Б. Благонадежиной. М-1992.
2.
Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учебное пособие /
П.Б. Бондарев.– Краснодар, 2000.
3.
Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе. М.: Чистые пруды, 2006. –с.32.
4.
Гоман И.Г. Учебно-исследовательская работа в школе – условие развития познавательной активности
учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003. -- № 3.
5.
Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. – 1997. - № 1.
– с. 3 – 10.
6.
Гузеев В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / Директор
школы, 1995 №6, с.39-47
7.
Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное
образование. – 2004. - №4. С. 17-20.
8.
Закон Российской Федерации об образовании – 8е изд. – М.: Издательство «Ось – 89», 2004. – с. 64
(Актуальный закон)
9.
Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист»/ Сост. Е.М. Пахомова; Науч. ред.
Э.М. Никитин. – М.: АПКиПРО, 2004.
10.
Исследовательская работа школьников 2003. - № 1; № 3.
11.
Коростелева Т.В., Курдюкова Н.А. Диагностика учебных мотивов школьников//Биология в школе-
2005 №4.
12.
Ксензова Т.Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Педагогическое общество России, 2000г. –
224с.
13.
Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Дифференцированное обучение в средней школе //
Советская педагогика. – 1990. - № 8. – с. 42 – 47.
14.
Поливанова К.Н Проектная деятельность школьников : пособие для учителя / К.Н. Поливанова.-2-
еизд.-М.:Просвещение,2011.-192с.-(Работаем по новым стандартам).
15.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и
студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
16.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. – 256с.
17.
Сергев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2003. – 80с.
18.
Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: методическое
пособие. - М.: Глобус,2008.- 80 с.