Автор: Татьяна Дмитриевна Боброва
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №16 "Родничок"
Населённый пункт: город Канск
Наименование материала: Статья.
Тема: "Приобщение детей младшего возраста к художественной литературе с приёмом театрализованной деятельности
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Приобщение детей младшего возраста к художественной
литературе с приёмом театрализованной деятельности».
«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок
радуется, играя, и в игре он познаёт мир» (С.М. Мерзлякова)
Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не
очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляют-
ся и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машин-
ки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Как же разбудить их ду-
ши? В этом, я думаю, должна помочь игра.
Игра связывает друг друга между собой, детей с взрослыми в единое
целое. Размышляя над этим, я пришла к выводу, что помочь могут и театра-
лизованные игры. Вся жизнь детей насыщена игрой. В игре ребенок не толь-
ко получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте
человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отно-
шения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображе-
ния, памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умение держать себя в
обществе. А наше общество сейчас особенно нуждается в активных и творче-
ских людях.
Нельзя переоценить роль родного языка, который помогает детям осо-
знанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Про-
цесс развития речи предполагает освоение как содержательной, так и образ-
ной, эмоциональной стороны языка. Использование детьми разнообразных
средств выразительности речи – непременное условие всестороннего разви-
тия ребёнка. В этом большую помощь и оказывают театрализованные игры.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски,
звуки, а вопросы к ним заставляют детей думать, анализировать, делать вы-
воды и обобщения. С умственным развитием связано и совершенствование
речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, соб-
ственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется
звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль за-
ставляет малыша изъясняться четко, ясно, понятно. У него улучшается диа-
логическая речь, её грамматический строй.
Театрализованные игры заставляют ребенка сочувствовать персона-
жам, сопереживать им, ставить себя на место персонажей и находить спосо-
бы помощи. Театрализованная деятельность также формирует нравственные
качества, так как любое произведение или сказка имеет нравственную
направленность. Ребенок выражает свое собственное отношение к добру и
злу. Театрализованные игры так же помогают преодолеть застенчивость, неу-
веренность в себе, робость, стеснительность. То есть игры развивают ребенка
всесторонне. И это как никогда сейчас актуально.
Я решила поработать над темой «Приобщение детей раннего возраста к
художественной литературе с приёмом театрализованной деятельности». В
своей работе были поставлены следующие задачи:
- создать условия для проведения театрально-игровой деятельности;
- пробуждать детей участвовать в этом виде деятельности, формировать по-
ложительные отношения;
- воспитывать интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным
куклам;
- развивать умение наблюдать за действиями театральных кукол в потешках,
песенках, сказках; понимать содержание;
- развивать речь детей, используя кукольный театр;
- расширять словарный запас, побуждать понимать содержание кукольного
спектакля;
- развивать с помощью кукольного театра память, внимание, мышление;
- побуждать детей к двигательной активности под музыкальное и стихотвор-
ное сопровождение;
- развивать мелкую моторику рук, используя пальчиковые игры и пальчи-
ковый театр;
- поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками, с шумовыми
музыкальными инструментами;
- поощрять желание детей слушать музыкальное просвещение различного
характера;
- привлекать и поощрять инициативу детей в играх с игрушками и театраль-
ными куклами.
Все эти задачи решались как во время непосредственно образователь-
ной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми в часы, отведен-
ные для самостоятельной деятельности.
Я стараюсь обыгрывать, обговаривать любое свое действие и действия
детей. Здесь я использую весь свой опыт, фантазию, приемы народной педа-
гогики, знание художественной литературы и свои артистические способно-
сти. Порой бывает не просто наладить эмоциональный контакт с детьми в пе-
риод адаптации, а ребенку войти в новый, не привычный для него, а потому
таящий угрозу – мир детского сада. Эту задачу я стараюсь облегчить, исполь-
зуя не просто потешку, для новичка – так я их называю, а обыграть ее люби-
мой игрушкой:
- Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
(отвечает котик)
- Ванечка хороший, Ванечка пригожий!
(и поглаживает малыша лапкой)
- Наш Антошка маленький,
- Чуть побольше валенка.
(показываю руками рост малыша)
- В лопаточки обуется, как пузырь надуется.
(раздуваем с малышами щечки и «лопаем» их).
Или скучную, но необходимую процедуру умывания превращаю в иг-
ру, дающую массу информаций. Ласково приговариваю с детками народную
потешку: «Водичка, водичка! Умой деткам личико …» Или вспоминаю К.И.
Чуковского: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а не чистым, трубо-
чистам стыд и срам …»
Ни для кого не секрет, что многие дети плохо едят. Театр помогает и в
этом случае. Детям я рассказываю, как готовилась к встрече с детьми обыч-
ная ложка - «Мылась горячей водой с мылом, сушилась, смотрелась в зерка-
ло, одела красивый бантик на свою ручку, поэтому каша должна быть на-
много вкуснее. А ложка будет очень рада, что ребята все скушали». Действу-
ющими лицами в таких мини - спектаклях любые бытовые предметы, игруш-
ки и даже цветы и деревья на улице. Предметы оживают и разговаривают с
детьми от своего имени, рассказывают о себе, об окружающем детей мире;
читают стихи, потешки, поют песни, танцуют. Дети в начале учебного года
не умеют еще говорить, но охотно слушают звучание слов, а затем воспроиз-
водят их смысл действиями.
Огромное наслаждение доставляет детям театральное содействие вме-
сте с взрослыми, применяемое в народной педагогике. Это многократно ис-
полняемая «Сорока», которая кашу варила и деток кормила. Я произношу
слова, а дети водят пальчик по ладошке, загибают пальчики, а в финале поле-
тели и на головку сели, песенки запели.
Мудры и наблюдательны были наши предки, сказывавшие сказки, пев-
шие песни и показывавшие их без картинок, но с помощью действия взросло-
го совместно с ребёнком. В своей работе я также побуждаю детей изображать
руками, голосом, мимикой, показывать, как плачет дед и бабка, когда мышка
разбивает яичко курочки Рябы. Как они били и не могли разбить яичко, как
испекла бабка колобок, а он укатился и повстречал героев сказки, а другие
дед и баба репку тянут – потянут, а вытянуть не могут.
В воображаемых обстоятельствах ребята сначала переживают настоя-
щие чувства, узнают о добре и зле, о справедливости и долге. А к концу дека-
бря понемногу ребята вступают в диалог друг с другом, с игрушками. Помо-
гают мне рассказывать и показывать сказки: «Колобок», «Курочка Ряба»,
«Репка».
В своей работе я использую разные формы театральной деятельности:
- пальчиковый театр;
- настольный театр;
- театр – книжка;
- театр резиновой игрушки;
- драматический театр, то есть сама переодеваюсь в разные персонажи (ба-
бушка, рыжая лисичка, Петрушка и другие).
Для того чтобы дети узнали и любили театр, способствующий их раз-
ностороннему развитию, необходимо развивать его не только в детском саду,
но и сами родители должны быть первыми союзниками в этом.
Я провожу консультации для родителей:
- «Играем в сказку»
- «Театрализованные игры»
- «Расширение кругозора с помощью театра»
- «Развитие творческих способностей детей раннего возраста»
- «Театр – дома»
- «Театр и дети»
Предлагаю родителям посетить театр в выходные дни, в зимние канику-
лы.
Дети научились замечать в окружающем мире интересные идеи, вопло-
щать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развились
творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необыч-
ное в обыденном. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных
средств, формирующих художественный вкус детей. Чем разнообразнее их
впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства,
способность мыслить.