Напоминание

"Приобщение детей младшего возраста к художественной литературе с приёмом театрализованной деятельности


Автор: Татьяна Дмитриевна Боброва
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №16 "Родничок"
Населённый пункт: город Канск
Наименование материала: Статья.
Тема: "Приобщение детей младшего возраста к художественной литературе с приёмом театрализованной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Приобщение детей младшего возраста к художественной

литературе с приёмом театрализованной деятельности».

«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок

радуется, играя, и в игре он познаёт мир» (С.М. Мерзлякова)

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не

очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляют-

ся и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машин-

ки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Как же разбудить их ду-

ши? В этом, я думаю, должна помочь игра.

Игра связывает друг друга между собой, детей с взрослыми в единое

целое. Размышляя над этим, я пришла к выводу, что помочь могут и театра-

лизованные игры. Вся жизнь детей насыщена игрой. В игре ребенок не толь-

ко получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте

человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отно-

шения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображе-

ния, памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умение держать себя в

обществе. А наше общество сейчас особенно нуждается в активных и творче-

ских людях.

Нельзя переоценить роль родного языка, который помогает детям осо-

знанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Про-

цесс развития речи предполагает освоение как содержательной, так и образ-

ной, эмоциональной стороны языка. Использование детьми разнообразных

средств выразительности речи – непременное условие всестороннего разви-

тия ребёнка. В этом большую помощь и оказывают театрализованные игры.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски,

звуки, а вопросы к ним заставляют детей думать, анализировать, делать вы-

воды и обобщения. С умственным развитием связано и совершенствование

речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, соб-

ственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется

звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль за-

ставляет малыша изъясняться четко, ясно, понятно. У него улучшается диа-

логическая речь, её грамматический строй.

Театрализованные игры заставляют ребенка сочувствовать персона-

жам, сопереживать им, ставить себя на место персонажей и находить спосо-

бы помощи. Театрализованная деятельность также формирует нравственные

качества, так как любое произведение или сказка имеет нравственную

направленность. Ребенок выражает свое собственное отношение к добру и

злу. Театрализованные игры так же помогают преодолеть застенчивость, неу-

веренность в себе, робость, стеснительность. То есть игры развивают ребенка

всесторонне. И это как никогда сейчас актуально.

Я решила поработать над темой «Приобщение детей раннего возраста к

художественной литературе с приёмом театрализованной деятельности». В

своей работе были поставлены следующие задачи:

- создать условия для проведения театрально-игровой деятельности;

- пробуждать детей участвовать в этом виде деятельности, формировать по-

ложительные отношения;

- воспитывать интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным

куклам;

- развивать умение наблюдать за действиями театральных кукол в потешках,

песенках, сказках; понимать содержание;

- развивать речь детей, используя кукольный театр;

- расширять словарный запас, побуждать понимать содержание кукольного

спектакля;

- развивать с помощью кукольного театра память, внимание, мышление;

- побуждать детей к двигательной активности под музыкальное и стихотвор-

ное сопровождение;

- развивать мелкую моторику рук, используя пальчиковые игры и пальчи-

ковый театр;

- поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками, с шумовыми

музыкальными инструментами;

- поощрять желание детей слушать музыкальное просвещение различного

характера;

- привлекать и поощрять инициативу детей в играх с игрушками и театраль-

ными куклами.

Все эти задачи решались как во время непосредственно образователь-

ной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми в часы, отведен-

ные для самостоятельной деятельности.

Я стараюсь обыгрывать, обговаривать любое свое действие и действия

детей. Здесь я использую весь свой опыт, фантазию, приемы народной педа-

гогики, знание художественной литературы и свои артистические способно-

сти. Порой бывает не просто наладить эмоциональный контакт с детьми в пе-

риод адаптации, а ребенку войти в новый, не привычный для него, а потому

таящий угрозу – мир детского сада. Эту задачу я стараюсь облегчить, исполь-

зуя не просто потешку, для новичка – так я их называю, а обыграть ее люби-

мой игрушкой:

- Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

(отвечает котик)

- Ванечка хороший, Ванечка пригожий!

(и поглаживает малыша лапкой)

- Наш Антошка маленький,

- Чуть побольше валенка.

(показываю руками рост малыша)

- В лопаточки обуется, как пузырь надуется.

(раздуваем с малышами щечки и «лопаем» их).

Или скучную, но необходимую процедуру умывания превращаю в иг-

ру, дающую массу информаций. Ласково приговариваю с детками народную

потешку: «Водичка, водичка! Умой деткам личико …» Или вспоминаю К.И.

Чуковского: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а не чистым, трубо-

чистам стыд и срам …»

Ни для кого не секрет, что многие дети плохо едят. Театр помогает и в

этом случае. Детям я рассказываю, как готовилась к встрече с детьми обыч-

ная ложка - «Мылась горячей водой с мылом, сушилась, смотрелась в зерка-

ло, одела красивый бантик на свою ручку, поэтому каша должна быть на-

много вкуснее. А ложка будет очень рада, что ребята все скушали». Действу-

ющими лицами в таких мини - спектаклях любые бытовые предметы, игруш-

ки и даже цветы и деревья на улице. Предметы оживают и разговаривают с

детьми от своего имени, рассказывают о себе, об окружающем детей мире;

читают стихи, потешки, поют песни, танцуют. Дети в начале учебного года

не умеют еще говорить, но охотно слушают звучание слов, а затем воспроиз-

водят их смысл действиями.

Огромное наслаждение доставляет детям театральное содействие вме-

сте с взрослыми, применяемое в народной педагогике. Это многократно ис-

полняемая «Сорока», которая кашу варила и деток кормила. Я произношу

слова, а дети водят пальчик по ладошке, загибают пальчики, а в финале поле-

тели и на головку сели, песенки запели.

Мудры и наблюдательны были наши предки, сказывавшие сказки, пев-

шие песни и показывавшие их без картинок, но с помощью действия взросло-

го совместно с ребёнком. В своей работе я также побуждаю детей изображать

руками, голосом, мимикой, показывать, как плачет дед и бабка, когда мышка

разбивает яичко курочки Рябы. Как они били и не могли разбить яичко, как

испекла бабка колобок, а он укатился и повстречал героев сказки, а другие

дед и баба репку тянут – потянут, а вытянуть не могут.

В воображаемых обстоятельствах ребята сначала переживают настоя-

щие чувства, узнают о добре и зле, о справедливости и долге. А к концу дека-

бря понемногу ребята вступают в диалог друг с другом, с игрушками. Помо-

гают мне рассказывать и показывать сказки: «Колобок», «Курочка Ряба»,

«Репка».

В своей работе я использую разные формы театральной деятельности:

- пальчиковый театр;

- настольный театр;

- театр – книжка;

- театр резиновой игрушки;

- драматический театр, то есть сама переодеваюсь в разные персонажи (ба-

бушка, рыжая лисичка, Петрушка и другие).

Для того чтобы дети узнали и любили театр, способствующий их раз-

ностороннему развитию, необходимо развивать его не только в детском саду,

но и сами родители должны быть первыми союзниками в этом.

Я провожу консультации для родителей:

- «Играем в сказку»

- «Театрализованные игры»

- «Расширение кругозора с помощью театра»

- «Развитие творческих способностей детей раннего возраста»

- «Театр – дома»

- «Театр и дети»

Предлагаю родителям посетить театр в выходные дни, в зимние канику-

лы.

Дети научились замечать в окружающем мире интересные идеи, вопло-

щать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развились

творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необыч-

ное в обыденном. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных

средств, формирующих художественный вкус детей. Чем разнообразнее их

впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства,

способность мыслить.



В раздел образования