Напоминание

Описание опыта.


Автор: Оксана Михайловна Бурейшина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ "ДЕТСКИЙ САД №16 "РОДНИЧОК"
Населённый пункт: Красноярский край, город Канск
Наименование материала: "Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста"
Тема: Описание опыта.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕМА: «Дидактическая игра как средство сенсорного

воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность

Сенсорное воспитание во все времена было и остается важным и необхо-

димым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка –

это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших

свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве,

а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и младшем

дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее

благоприятен для совершенствования представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание является ценным составляющим развития формирова-

ния у детей представлений о сенсорных эталонах, они активизирует психиче-

ские процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания мира,

обладают уникальным развивающим эффектом: мыслительной деятельно-

стью и качеством ума.

Благодаря сенсорному развитию обучение становится ярким, именно сен-

сорное воспитание, уровень развития его ощущений и восприятий являются

важной предпосылкой успешной познавательной деятельности. Сенсорная

культура имеет большое значение и для эстетического воспитания.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного вос-

приятия окружающей действительности, служит основой познания мира,

первой ступенью которого является чувственный опыт.

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Ведь не зря про-

фессор Н.М. Щелованов называл младший дошкольный возраст «золотой

порой» сенсорного развития.

Проблема

Проблема развития восприятия окружающего мира, знакомства с предме-

тами и явлениями окружающей действительности существовала со времён

древних цивилизаций. Ещё Платон, изучая древнейшие папирусы в библио-

теках Египта, узнал, что детей обучали, используя предметы домашнего оби-

хода. Так, например, детям поручали собрать все чаши в доме и рассортиро-

вать на серебряные, глиняные, деревянные и т.п. Или во время плетения вен-

ков из цветов и листьев их обучали определению цвета, формы, величины.

Проблеме сенсорного развития детей во все времена придавалось большое

значение, и занималось ей множество педагогов и психологов.

Проблема развития сенсорных способностей детей младшего дошкольно-

го возраста представляет большой интерес, так как сенсорное развитие до-

школьника является основой для развития мышления, восприятия. Но наблю-

дается недостаток литературы, методических разработок по данному вопро-

су, а главное нет четкой явной системы в работе по сенсорному развитию.

Также не достаточно по этому вопросу подготовлены родители, что является

существенной проблемой в закреплении навыков малышей.

Таким образом, проблема сенсорного воспитания детей раннего и младше-

го дошкольного возраста является актуальной и в настоящее время, и являет-

ся одной из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в

дошкольном учреждении.

В работе по сенсорному воспитанию детей младшего возраста мной бы-

ли поставлены следующие задачи:

- преобразовать предметно-развивающую среду для стимулирования

самостоятельной игровой деятельности;

- организовать взаимодействие с родителями по вопросам сенсорного раз-

вития детей раннего возраста.

Всё вышесказанное побудило меня разработать и предоставить

комплекс дидактических игр по формированию сенсорных представлений

у детей младшего возраста. Дидактические игры с детьми от 1 до 3 лет

направлены на последовательное развитие у них восприятия цвета, фор-

мы, величины предметов.

Для выполнения поставленных задач, я создала соответствующую воз-

растным особенностям детей развивающую среду, изготовила много дидак-

тических игр по восприятию цвета. Закреплять представления детей о

четырех основных цветах и развивать мелкую моторику пальцев рук помога-

ют дидактическое пособие «Бабочка» из цветных крышек. Крышки удобны в

игре: не ломаются, их легко брать в ручку, хорошо моются. Игры с цветными

крышками помогают детям развить память и логическое мышление, учат их

рассуждать и анализировать.

Изготовила специальное панно «Полянка», с помощью которого дети

учатся управляться с разнообразными застёжками, одновременно упражня-

ются в названии цветов и знакомятся с сезонными явлениями природы.

Одна

из самых любимых детьми игр «Разноцветная коробочка». Здесь можно не

только закрыть окошечки, но и послушать, как шумит каждая баночка, у каж-

дой свой звук, так как в них разные наполнители: бубенчики, деревянные па-

лочки, монетки и горох, а еще одни баночки легкие, а другие тяжелые. В этой

игре воспитывается познавательный интерес, закрепляются знание о цвете,

умение обследовать предметы на ощупь, развивается быстрота мышления.

Также я приобрела разнообразные тематические вкладыши и другие пособия

для решения задач сенсорного воспитания.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тес-

ном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игро-

вой деятельности малыша. Проводиться работа и с родителями. Были прове-

дены консультации и оформлены памятки по сенсорному воспитанию. По-

дробно рассказано родителям на родительском собрании о содержании рабо-

ты по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности

своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая

работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Родители пра-

вильно воспринимали все рекомендации, что очень помогло мне в работе.

Подводя итог, можно сказать, что проведенная работа благотворно от-

разилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорно-

му воспитанию показывает, что дети успешно овладевают знаниями и умени-

ями программы сенсорного развития. В связи со сказанным становится оче-

видным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решает-

ся важнейшая задача своевременного развития ребенка.

Список литературы

1. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л.Н. Павловой.

– М., 1986.

2. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васи-

льевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

3. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Э. Г. Пи-

люгина Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1983.



В раздел образования