Автор: Оксана Михайловна Бурейшина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ "ДЕТСКИЙ САД №16 "РОДНИЧОК"
Населённый пункт: Красноярский край, город Канск
Наименование материала: "Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста"
Тема: Описание опыта.
Раздел: дошкольное образование
ТЕМА: «Дидактическая игра как средство сенсорного
воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность
Сенсорное воспитание во все времена было и остается важным и необхо-
димым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка –
это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших
свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве,
а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и младшем
дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее
благоприятен для совершенствования представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание является ценным составляющим развития формирова-
ния у детей представлений о сенсорных эталонах, они активизирует психиче-
ские процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания мира,
обладают уникальным развивающим эффектом: мыслительной деятельно-
стью и качеством ума.
Благодаря сенсорному развитию обучение становится ярким, именно сен-
сорное воспитание, уровень развития его ощущений и восприятий являются
важной предпосылкой успешной познавательной деятельности. Сенсорная
культура имеет большое значение и для эстетического воспитания.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного вос-
приятия окружающей действительности, служит основой познания мира,
первой ступенью которого является чувственный опыт.
Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Ведь не зря про-
фессор Н.М. Щелованов называл младший дошкольный возраст «золотой
порой» сенсорного развития.
Проблема
Проблема развития восприятия окружающего мира, знакомства с предме-
тами и явлениями окружающей действительности существовала со времён
древних цивилизаций. Ещё Платон, изучая древнейшие папирусы в библио-
теках Египта, узнал, что детей обучали, используя предметы домашнего оби-
хода. Так, например, детям поручали собрать все чаши в доме и рассортиро-
вать на серебряные, глиняные, деревянные и т.п. Или во время плетения вен-
ков из цветов и листьев их обучали определению цвета, формы, величины.
Проблеме сенсорного развития детей во все времена придавалось большое
значение, и занималось ей множество педагогов и психологов.
Проблема развития сенсорных способностей детей младшего дошкольно-
го возраста представляет большой интерес, так как сенсорное развитие до-
школьника является основой для развития мышления, восприятия. Но наблю-
дается недостаток литературы, методических разработок по данному вопро-
су, а главное нет четкой явной системы в работе по сенсорному развитию.
Также не достаточно по этому вопросу подготовлены родители, что является
существенной проблемой в закреплении навыков малышей.
Таким образом, проблема сенсорного воспитания детей раннего и младше-
го дошкольного возраста является актуальной и в настоящее время, и являет-
ся одной из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в
дошкольном учреждении.
В работе по сенсорному воспитанию детей младшего возраста мной бы-
ли поставлены следующие задачи:
- преобразовать предметно-развивающую среду для стимулирования
самостоятельной игровой деятельности;
- организовать взаимодействие с родителями по вопросам сенсорного раз-
вития детей раннего возраста.
Всё вышесказанное побудило меня разработать и предоставить
комплекс дидактических игр по формированию сенсорных представлений
у детей младшего возраста. Дидактические игры с детьми от 1 до 3 лет
направлены на последовательное развитие у них восприятия цвета, фор-
мы, величины предметов.
Для выполнения поставленных задач, я создала соответствующую воз-
растным особенностям детей развивающую среду, изготовила много дидак-
тических игр по восприятию цвета. Закреплять представления детей о
четырех основных цветах и развивать мелкую моторику пальцев рук помога-
ют дидактическое пособие «Бабочка» из цветных крышек. Крышки удобны в
игре: не ломаются, их легко брать в ручку, хорошо моются. Игры с цветными
крышками помогают детям развить память и логическое мышление, учат их
рассуждать и анализировать.
Изготовила специальное панно «Полянка», с помощью которого дети
учатся управляться с разнообразными застёжками, одновременно упражня-
ются в названии цветов и знакомятся с сезонными явлениями природы.
Одна
из самых любимых детьми игр «Разноцветная коробочка». Здесь можно не
только закрыть окошечки, но и послушать, как шумит каждая баночка, у каж-
дой свой звук, так как в них разные наполнители: бубенчики, деревянные па-
лочки, монетки и горох, а еще одни баночки легкие, а другие тяжелые. В этой
игре воспитывается познавательный интерес, закрепляются знание о цвете,
умение обследовать предметы на ощупь, развивается быстрота мышления.
Также я приобрела разнообразные тематические вкладыши и другие пособия
для решения задач сенсорного воспитания.
Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тес-
ном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игро-
вой деятельности малыша. Проводиться работа и с родителями. Были прове-
дены консультации и оформлены памятки по сенсорному воспитанию. По-
дробно рассказано родителям на родительском собрании о содержании рабо-
ты по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности
своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая
работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Родители пра-
вильно воспринимали все рекомендации, что очень помогло мне в работе.
Подводя итог, можно сказать, что проведенная работа благотворно от-
разилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорно-
му воспитанию показывает, что дети успешно овладевают знаниями и умени-
ями программы сенсорного развития. В связи со сказанным становится оче-
видным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решает-
ся важнейшая задача своевременного развития ребенка.
Список литературы
1. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л.Н. Павловой.
– М., 1986.
2. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васи-
льевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
3. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Э. Г. Пи-
люгина Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1983.