Автор: Лазаренко Оксана Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №16 "Родничок"
Населённый пункт: Красноярский край, г. Канск
Наименование материала: Статья
Тема: Краеведческое воспитание дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Краеведческое воспитание дошкольников.
Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников
обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и
формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с
Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое
способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество,
расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края,
об особенностях его современной жизни. В дошкольном возрасте педагоги
знакомят детей с краеведческими сведениями о родном городе, об истории
его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах
транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности
людей, деятелях культуры, знаменитых земляках, воспитывают гордость за
свою малую Родину, желание сделать ее лучше. Продолжением данной
работы является знакомство детей с другими городами России. Со столицей
нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Цель
краеведения
в
дошкольном
учреждении
—
воспитание
нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего
свой край, город, село. К основным задачам краеведческой работы в ДОУ
можно отнести следующие: – формировать любовь к родному городу и
интерес к его прошлому и настоящему; – развивать эмоционально-
ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране; –
воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что
происходит в городе, сопричастности к этому; – развивать бережное
отношение к городу (природа); – формировать умение ориентироваться в
ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей
деятельности.
Формы
и
методы
работы
в
направлении
краеведения
разнообразны: – тематические занятия, где у дошкольников формируется
система
элементарных
знаний,
осуществляется
развитие
основных
познавательных процессов и способностей; – беседы, которые используются
в качестве словесного метода на занятиях, и как самостоятельная форма
работы с детьми на разные темы; – познавательный рассказ, его необходимо
сопровождать наглядным материалом — фотографиями, иллюстрациями,
слайдами и т. п. – экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с
социальным и культурным разнообразием родного города; – праздники,
развлечения — на которых дети знакомятся с культурой и традициями
народа,
населяющего
родной
край;
–
чтение
произведений
детской
литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка
родного края; – краеведческие игры, которые дают возможность приобщить
ребенка
к
истории,
археологии,
географии,
природе;
–
прогулки,
путешествия, походы, экологическая тропа — эти формы незаменимы в
краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без
общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации
занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому. – виртуальные
экскурсии, которые позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит
и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать
принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию
наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.
Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность
повышает познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший
эффект
дает
такой
метод,
как
постановка
проблемы
или
создание
проблемной ситуации. Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из
реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для
ее решения. Значимым в работе методом является метод проектов. Проекты
по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и
большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления,
целеустремленности,
настойчивости,
креативности,
помогают
ребенку
сформировать
уверенность
в
собственных
возможностях,
а
главное
развивают
умение
взаимодействовать
со
сверстниками
и
взрослыми.
Использование
такого
многообразия
форм
и
методов
способствует
закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание
патриотических и гражданских чувств, дает возможность почувствовать
детям их сопричастность к истории и современной жизни города.
Литература:
Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью. Старшая и подготовительная группа / Н. В. Алешина. —
Москва: ООО»Элизе Трейдинг», 2002. — 246с. Комратова, Н. Г.
Патриотическое воспитание детей 4–6 лет /Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова —
Москва: Сфера, 2007 г. — 150с.
Матова В. Н. Краеведение в детском саду. ФГОС /В. Н. Матова. — Москва:
Детство-Пресс, 2015.- 176 с.