Напоминание

Краеведческое воспитание дошкольников.


Автор: Лазаренко Оксана Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №16 "Родничок"
Населённый пункт: Красноярский край, г. Канск
Наименование материала: Статья
Тема: Краеведческое воспитание дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Краеведческое воспитание дошкольников.

Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников

обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и

формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с

Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое

способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество,

расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края,

об особенностях его современной жизни. В дошкольном возрасте педагоги

знакомят детей с краеведческими сведениями о родном городе, об истории

его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах

транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности

людей, деятелях культуры, знаменитых земляках, воспитывают гордость за

свою малую Родину, желание сделать ее лучше. Продолжением данной

работы является знакомство детей с другими городами России. Со столицей

нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Цель

краеведения

в

дошкольном

учреждении

воспитание

нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего

свой край, город, село. К основным задачам краеведческой работы в ДОУ

можно отнести следующие: – формировать любовь к родному городу и

интерес к его прошлому и настоящему; – развивать эмоционально-

ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране; –

воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что

происходит в городе, сопричастности к этому; – развивать бережное

отношение к городу (природа); – формировать умение ориентироваться в

ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей

деятельности.

Формы

и

методы

работы

в

направлении

краеведения

разнообразны: – тематические занятия, где у дошкольников формируется

система

элементарных

знаний,

осуществляется

развитие

основных

познавательных процессов и способностей; – беседы, которые используются

в качестве словесного метода на занятиях, и как самостоятельная форма

работы с детьми на разные темы; – познавательный рассказ, его необходимо

сопровождать наглядным материалом — фотографиями, иллюстрациями,

слайдами и т. п. – экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с

социальным и культурным разнообразием родного города; – праздники,

развлечения — на которых дети знакомятся с культурой и традициями

народа,

населяющего

родной

край;

чтение

произведений

детской

литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка

родного края; – краеведческие игры, которые дают возможность приобщить

ребенка

к

истории,

археологии,

географии,

природе;

прогулки,

путешествия, походы, экологическая тропа — эти формы незаменимы в

краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без

общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации

занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому. – виртуальные

экскурсии, которые позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит

и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать

принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию

наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность

повышает познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший

эффект

дает

такой

метод,

как

постановка

проблемы

или

создание

проблемной ситуации. Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из

реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для

ее решения. Значимым в работе методом является метод проектов. Проекты

по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и

большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления,

целеустремленности,

настойчивости,

креативности,

помогают

ребенку

сформировать

уверенность

в

собственных

возможностях,

а

главное

развивают

умение

взаимодействовать

со

сверстниками

и

взрослыми.

Использование

такого

многообразия

форм

и

методов

способствует

закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание

патриотических и гражданских чувств, дает возможность почувствовать

детям их сопричастность к истории и современной жизни города.

Литература:

Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной

действительностью. Старшая и подготовительная группа / Н. В. Алешина. —

Москва: ООО»Элизе Трейдинг», 2002. — 246с. Комратова, Н. Г.

Патриотическое воспитание детей 4–6 лет /Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова —

Москва: Сфера, 2007 г. — 150с.

Матова В. Н. Краеведение в детском саду. ФГОС /В. Н. Матова. — Москва:

Детство-Пресс, 2015.- 176 с.



В раздел образования