"Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных организаций"
Автор: Варин Александр Николаевич Должность: преподаватель специальных дисциплин Учебное заведение: СПб ГБ ПОУ "Малоохтинский колледж" Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Рабочая программа МДК 01.02 Тема: "Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных организаций" Раздел: среднее профессиональное
Программа профессионального МДК разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта по профессии начального
профессионального образования (далее СПО) ФГОС №802 от 2 августа 2013
года
13.01.10: Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Варин А.Н. – мастер производственного обучения Малоохтинского
колледжа
Программа прошла внутреннюю экспертизу Методического совета СПб ГБ
ПОУ «Малоохтинский колледж». «____» ____ 201__ г.
____________________________________________________________________
_________
заключение
Эксперты:
_________________________________________________
Ф.И.О., должность, квалификационная категория
_________________________________________________
Ф.И.О., должность, квалификационная категория
Принята советом СПб ГБ ПОУ «Малоохтинский колледж».
протокол № ____ от «____» _____ 201_ г.
Заключение совета СПб ГБ ПОУ «Малоохтинский колледж», протокол № ____
от «____» _____ 201_ г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ МДК01.02…………………….…………..…4
2.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МДК 01.02……………………….……..…9
3.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК 01.02……………………………11
4.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МДК 01.02 …………….…15
5.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК 01.02…19
3
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ МДК 01.02
1.1. Область
применения
программы
ППК
РС
программа
подготовки
квалифицированных рабочих, служащих по профессии.
Программа МДК профессионального модуля - является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
профессии НПО: входящим в состав укрепленной группы профессий 140000
Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, по
направлению подготовки 140400 Электроэнергетика и электротехника:
13.01.10: Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
(по отраслям). (2 года 10 месяцев)
Основные профессиональные компетенции (ПК):
ПК. 1.1. Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов
различной сложности в процессе сборки.
ПК. 1.2. Изготовлять приспособления для сборки и ремонта.
ПК 1.3. Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и
при проверке его в процессе ремонта.
ПК 1.4. Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудова-
ния.
Программа МДК профессионального модуля может быть использована в допол-
нительном профессиональном образовании (в программах повышения квалифи-
кации и переподготовки) и профессиональной подготовке в области машино-
строения, строительства, энергетики, например по профессиям рабочих: 19831
Электромонтер оперативно-выездной бригады; 19836 Электромонтер по надзо-
ру за трассами кабельных сетей; 19842 Электромонтер по обслуживанию
подстанций; 19861 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрообору-
дования, 3 группа допуска по электробезопасности и др. при наличии основного
общего образования, а также среднего (полного) общего образования. Опыт ра-
боты не требуется.
4
1.2. Цели и задачи МДК 01.02 - требования к результатам освоения профес-
сионального модуля:
С целью овладения ПК 1.1-1.4 и ОК 1-7 обучающийся в ходе освоения
дисциплины должен:
иметь практический опыт :
-выполнения слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ;
-проведения подготовительных работ для сборки электрооборудования;
-сборки по схемам приборов, узлов и механизмов электрооборудования;
Уметь:
-выполнять ремонт осветительных электроустановок, силовых трансформато-
ров, электродвигателей;
-выполнять
монтаж
осветительных
электроустановок,
трансформаторов,
комплексных трансформаторных подстанций;
-выполнять прокладку кабеля, монтаж воздушных линий, проводов и тросов;
-выполнять слесарную и механическую обработку в
пределах различных
классов точности и чистоты;
-читать электрические схемы различной сложности;
-выполнять расчеты и эскизы, необходимые при сборке изделия;
-выполнять сборку, монтаж и регулировку электрооборудования промышлен-
ных предприятий;
-ремонтировать электрооборудование промышленных предприятий в соответ-
ствии с технологическим процессом;
-применять безопасные приемы ремонта.
Знать:
-технологические процессы сборки, монтажа, регулировки и ремонта;
-слесарные, слесарно-сборочные операции, их назначение;
-приемы и правила выполнения операций;
-рабочий (слесарно-сборочный) инструмент и приспособления, их устройство,
назначение и приемы пользования;
-наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;
-требования
безопасности
выполнения
слесарно-сборочных
и
электромонтажных работ;
5
1.3.
Рекомендуемое
количество
часов
на
освоение
программы
профессионального модуля:
всего – 40 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 60 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 28 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 20 часа;
лабораторных практических работ- 12 часов;
6
2.
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
МДК
01.02.
«Организация
работ
по
сборке,
монтажу
и
ремонту
электрооборудования
промышленных
организаций»
Результатом
освоения
МДК
01.02
является
овладение
обучающимися
видом профессиональной деятельности (ВПД): Организация работ по сборке,
монтажу и ремонту электрооборудования промышленных организаций , в
том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК. 1.3
Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации
оборудования и при проверке его в процессе ремонта.
ПК. 1.4
Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования.
ОК. 1.
Понимать
сущность
и
социальную
значимость
своей
будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК. 2.
Организовывать
собственную
деятельность,
исходя
из
цели
и
способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК .3.
Анализировать
рабочую
ситуацию,
осуществлять
текущий
и
итоговый
контроль,
оценку
и
коррекцию
собственной
деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК. 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК. 5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК. 6.
Работать
в
команде,
эффективно
общаться
с
коллегами,
руководством, клиентами.
ОК. 7.
Исполнять
воинскую
обязанность,
в
том
числе
с
применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
7
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МДК 01.02.
3.1. Тематический план
Коды
професс
иональ
ных
компете
нций
Наименования разделов
профессионального модуля
Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)
Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Обязательная
аудиторная учебная
нагрузка
обучающегося
Самостоятельная
работа обучающегося,
часов
Всего,
Часов
в т.ч.
практические
занятия,
часов
1
2
3
4
5
6
ПК 1.3 -
ПК 1.4
ОК 1 –
ОК 7
МДК 01.02 Организация работ
по сборке, монтажу и ремонту
электрооборудования
промышленных организаций
60
28
12
20
Всего:
60
28
12
20
3.2. Содержание обучения по МДК. 01.02
Наименование разделов
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
МДК 01.02
Организация работ по
сборке, монтажу и
ремонту
электрооборудования
промышленных
организаций
40
28\12
Тема № 1. Монтаж и
ремонт осветительных
электроустановок
Содержание учебного материала
4
1
Электрические источники света: устройство, принцип действия,
характеристики. Системы и виды освещения.
1
2
Схемы включения ламп накаливания, люминесцентных ламп, ламп
типа ДРЛ.
1
3
Монтаж и ремонт светильников. Расчет сечения проводов.
1
4
Электрические счетчики: назначение, виды, устройство, ремонт и
наладка.
1
Практические занятия
2
1
Сборка схем осветительных установок
1
2
Монтаж и крепление светильников.
1
Самостоятельная работа
2
Тема № 2. Монтаж и
ремонт аппаратов
защиты
Содержание учебного материала
2
1
Назначение, устройство и принцип действия защитных аппаратов:
Выбор предохранителей.
1
9
2
Технология монтажа и ремонта защитных аппаратов.
1
Практические занятия
1
1
Исследование плавких предохранителей.
1
Самостоятельная работа
2
Тема № 3. Монтажи
ремонт
пускорегулирующей
аппаратуры
Содержание учебного материала
2
1
Классификация аппаратуры управления и защиты и их технические
характеристики.
1
2
Магнитные пускатели: назначение, устройство, характеристики.
1
Практические занятия
1
1
Испытание электродвигателя с коммутационными аппаратами после
монтажа.
1
Самостоятельная работа
2
Тема № 4. Монтаж и
ремонт кабельных
линий
Содержание учебного материала
4
1
Общие сведения о кабельных линиях. Марки и сечения наиболее
распространённых кабелей.
1
2
Способы прокладки кабелей: в траншеях; в блоках; в туннелях; на
эстакадах; в галереях. Ввод кабелей в здание
1
3
Технология разделки концов кабелей, монтаж и ремонт
соединительных муфт.
1
4
Методы нахождения места повреждения кабельных линий. Способы и
нормы испытания силовых кабелей.
1
Практические занятия
1
1
Определение места нахождения неисправности в кабельной линии
импульсионным методом.
1
Самостоятельная работа
2
Тема № 5. Монтаж и
Содержание учебного материала
3
10
ремонт воздушных
линий электропередач
1
Воз
ду
шн
ые
лин
ии:
об
щие
све
ден
ия.
Кла
сси
фик
аци
я
опо
р
ВЛ.
1
2
Марки проводов воздушных линий. Типы изоляторов ВЛ.
1
11
3
Монтаж ЛЭП:
- разбивка трассы воздушных линий;
- рытьё котлованов под опоры;
- сборка и оснастка опор;
- подъём и установка опор;
- раскатка проводов;
- способы соединения проводов;
- натягивание проводов, регулировка стрелы провеса;
- крепление проводов;
- заземление воздушных линий
- воздушные вводы.
1
Практические занятия
1
1
Изучение методов определения мест повреждение кабельных линий.
1
Самостоятельная работа
2
Тема № 6. Монтаж и
ремонт комплектных
шинопроводов и
троллейных линий
Содержание учебного материала
2
1
Магистральные, , распределительные шинопроводы:
- устройство, область применения и характеристика;
- технология монтажа и ремонта.
1
2
Троллейные шинопроводы.
1
Практические занятия
1
1
Приемосдаточные испытания силовых кабельных линий.
1
Самостоятельная работа
2
Тема № 7. Монтаж и
ремонт
защитного заземления
и зануления
Содержание учебного материала
1
1
Измерение сопротивления заземляющих устройств
1
Самостоятельная работа
1
12
Тема № 8. Монтаж и
ремонт электрических
машин
Содержание учебного материала
2
1
Технология сборки, контроля и испытаний электрических машин после
ремонта.
1
2
Правила техники безопасности при монтаже и ремонте электрических
машин.
1
Практические занятия
1
1
Проверка и подготовка к эксплуатации асинхронного электродвигателя.
1
Самостоятельная работа
1
Тема № 9. Монтаж и
ремонт
трансформаторов
Содержание учебного материала
3
1
Особенности трансформаторов.
1
2
Конструкция трансформаторов.
1
3
Работы, выполняемые при капитальном ремонте трансформаторов.
1
Практические занятия
1
1
Испытание трансформатора после ремонта.
1
Самостоятельная работа
2
Тема № 10. Монтаж
трансформаторных
подстанций
Содержание учебного материала
2
1
Устройство подстанций.
1
2
Особенности монтажа и ремонта трансформаторных подстанций.
1
Практические занятия
1
1
Испытание силовых трансформаторов после ремонта.
1
Самостоятельная работа
2
Тема № 11. Сборка,
монтаж и регулировка
электрооборудования
промышленных
предприятий
Содержание учебного материала
1
1
Испытание электродвигателя постоянного тока после ремонта.
1
Самостоятельная работа
2
13
Самостоятельная работа при изучении МДК 01.02
20
Виды работ
Подготовка к практическим занятиям.
Оформление результатов практических занятий по заданным критериям.
Работа над рефератом по предложенным темам.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Программы обработки текстовой информации
14
4. Условия реализации МДК 01.02
4.1 Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация МДК 01.02 предполагает наличие:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий
,включая как обязательный компонент практические задания с
использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях
созданной соответствующей образовательной среды в образовательном
учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида
профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым
комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
Технического черчения;
Электротехники;
Технической механики;
Материаловедения;
Охраны труда;
Безопасности жизнедеятельности.
Лаборатории:
Электротехники и электроники;
Информационных технологий;
Контрольно-измерительных приборов ;
Технического обслуживания электрооборудования.
Мастерские:
Слесарно-механические;
Электромонтажная.
Спортивный комплекс:
Спортивный зал;
Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы
препятствий;
Стрелковый тир(в любой модификации) или место для стрельбы.
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в Интернет;
Актовый зал.
4.2.Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
1.
Н.А.Акимова, Н.Ф.Котеленец, Н.И.Сентюрихин. Монтаж, техническая экс-
плуатация и электромеханического оборудования. М.: «Мастерство», 2013
2.
А.Н Александровская «Автоматика», 2013 год.
3.
Учебное пособие «Контрольные материалы по электротехнике и электрони-
ке»,2013 год.
4.
Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин. Техническое обслуживание, ремонт электроо-
борудования и сетей промышленных предприятий. М.: Академия, 2009г.
Интернет ресурсы:
-Лит.Трейд
-elektromonter
4.3.Общие требования к организации образовательного процесса.
МДК 01.02 изучается параллельно с изучением учебных дисциплин
общепрофессионального цикла.
Выполнение практических занятий предполагает деление группы по
числу рабочих мест, оборудованных персональным компьютером.
Реализация МДК 01.02 предполагает обязательно учебную практику,
которая проходит, рассредоточена из расчета 6 часов в неделю и проводится в
лаборатории.
В процессе обучения используются различные виды информационно-
коммуникационных технологий.
Консультации
обучающихся
проводятся
согласно
графику
консультаций, составленному учебным заведением.
Текущий контроль освоения содержания МДК 01.02осуществляется в
форме тестовых заданий и практических занятий.
Формой аттестации МДК.01.02 является экзамен.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих
обучение
по
междисциплинарному
курсу
(курсам):
наличие
среднего
высшего
профессионального
образования,
соответствующего
профилю
преподаваемого модуля.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих
руководство практикой: мастера производственного обучения должны иметь
16
на
1
–
2
разряда
по
профессии
рабочего
выше,
чем
предусмотрено
образовательным стандартом для выпускников.
О п ы т
д е я т е л ь н о с т и
в
о р г а н и з а ц и я х
с о о т в е т с т в у ю щ е й
профессиональной
сферы
является
обязательным
для
преподавателей,
отвечающих
за
освоение
обучающимся
профессионального
цикла,
эти
преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить
стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.
5.Контроль и оценка результатов освоения МДК 01.02
Оценка качества освоения МДК 01.02. должна включать текущий контроль
знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию
обучающихся.
Оценка качества подготовки обучающихся в рамках МДК
профессионального модуля осуществляется в двух основных направлениях:
- оценка уровня освоения дисциплин;
- оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ
военной службы.
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
Основные показатели оценки
результата
Формы и методы
контроля и оценки
ПК 1.3
Выявлять и
устранять дефекты
во время
эксплуатации
оборудования и при
проверке его в
процессе ремонта
-демонстрация скорости и
качества определения основных
неисправностей оборудования;
- демонстрация точности и
скорости устранения дефектов
во время эксплуатации
оборудования и при проверке
его в процессе ремонта;
- владение технологией
выполнения ремонтных работ;
-обоснованный выбор
технологического оборудования,
инструментов, приспособлений,
мерительного и
вспомогательного инструмента
- наблюдение за
деятельностью
учащегося в процессе
работы;
- экспертное заключение
на выполненную
практическую работу;
- презентация
выполненной работы;
- устный экзамен
17
при выполнении ремонтных
работ;
- соответствие выполненных
работ требованиям ПУЭ,
техническим условиям, технике
безопасности.
ПК 1.4
Составлять
дефектные
ведомости на
ремонт
электрооборудовани
я
- владение технологией
составления дефектных
ведомостей на ремонт
электрооборудования;
- - обоснованный выбор
технологического оборудования,
инструментов, приспособлений,
мерительного и
вспомогательного инструмента
при выполнении ремонтных
работ согласно дефектным
ведомостям;
- соответствие выполненных
работ на основе дефектных
ведомостей требованиям ПУЭ,
техническим условиям, технике
безопасности.
- наблюдение за
деятельностью
учащегося в процессе
работы;
- экспертное заключение
на выполненную
практическую работу;
- презентация
выполненной работы;
- устный экзамен
Контроль и оценка результатов развития общих компетенций
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
Основные показатели
оценки результата
Формы и методы
контроля и оценки
ОК. 1
Понимать
сущность и
социальную
значимость своей
- демонстрация интереса к
избранной профессии;
- участие в конкурсах
профессионального
мастерства, олимпиадах
- экспертное наблюдение и
оценка на практических
занятиях, при выполнении
работ по
производственному
18
будущей
профессии,
проявлять к ней
устойчивый
интерес
по профессии, викторинах
обучению и
производственной
практике, при подведении
итогов профессиональных
конкурсов, олимпиад,
викторин и т.п.
ОК. 2 .
Организовывать
собственную
деятельность,
исходя из цели и
способов ее
достижения,
определенных
руководителем
- обоснование выбора и
применения методов и
способов решения
профессиональных задач в
области разработки
технологических
процессов;
- демонстрация эффектив-
ности и качества выполне-
ния профессиональных за-
дач.
- экспертное наблюдение и
оценка на практических
занятиях, при выполнении
работ по
производственному
обучению и
производственной
практике
ОК. 3. А нализиро-
вать рабочую ситу-
ацию, осуще-
ствлять текущий и
итоговый контроль,
оценку и коррек-
цию собственной
деятельности,
нести
ответственность за
результаты своей
работы
- демонстрация
способности
анализировать рабочую
ситуацию и принимать
решения в стандартных и
нестандартных ситуациях
и нести за них
ответственность;
-демонстрация
способности
осуществлять текущий и
итоговый контроль
собственной деятельности
- экспертное наблюдение и
оценка на практических
занятиях, при выполнении
работ по
производственному
обучению и
производственной
практике
ОК. 4
Осуществлять
поиск
информации,
необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач
- нахождение и
использование
информации для
эффективного выполнения
профессиональных задач,
профессионального и
личностного развития
- экспертное наблюдение и
оценка на практических
занятиях, при выполнении
работ по
производственному
обучению и
производственной
практике;
- экспертное наблюдение и
оценкавнеаудиторной
самостоятельной работы
учащихся
19
ОК. 5
Использовать
информационно-
коммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности
- демонстрация навыков
использования
информационно-
коммуникационных
технологий
в профессиональной
деятельности.
- экспертное наблюдение и
оценка на практических
занятиях, при выполнении
работ по
производственному
обучению и
производственной
практике;
- экспертное наблюдение и
оценкавнеаудиторной
самостоятельной работы
учащихся.
ОК. 6
Работать в
команде,
эффективно
общаться с
коллегами,
руководством,
клиентами
- взаимодействие с
обучающимися,
преподавателями,
мастерами в ходе
обучения и на
производственной
практике
- экспертное наблюдение и
оценка на практических
занятиях, при выполнении
работ по
производственному
обучению и
производственной
практике
ОК. 7
Исполнять
воинскую
обязанность, в
том числе с
применением
полученных
профессиональных
знаний (для
юношей)
- демонстрация
готовности к исполнению
воинской обязанности
- экспертное наблюдение и
оценка на практических
занятиях, при выполнении
работ по
производственному
обучению и
производственной
практике
20