Автор: Алла Михайловна Андреева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№16"Родничок"
Населённый пункт: г.Канск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование экологической культуры дошкольника посредством экскурсий
Раздел: дошкольное образование
Андреева Алла Михайловна
воспитатель МБДОУ№16 «Родничок»
г.Канск
«Формирование экологической культуры дошкольников посредством
экскурсий»
Ключевые слова: экология, экологическое сознание, дошкольное воспитание,
природосбережение, экологическая культура
Актуальность работы заключается в том, что, в настоящее время
обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость
интенсивной просветительской работы по формированию у населения
экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа
начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного
образования.
В
проекте
Федерального
закона
«Об
экологической
культуре»,
концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что именно в дошкольном
возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью
экологического
воспитания
дошкольников,
является
воспитание
экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и
эмоционально-чувственного
взаимодействия
с
природными
объектами,
понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и
особенностей взаимодействия человека и общества.
В
настоящее
время
появился
ряд
исследований
в
области
экологического образования детей дошкольного возраста (В.П. Арсентьева,
Н.Н. Вересов, Т.А. Маркова, М.Ю. Попова), в которых рассматриваются
отдельные аспекты формирования экологической культуры.
Проблема развития экологической культуры в Российской Федерации,
занимает существенное положение в педагогике и требует многостороннего
рассмотрения и полного исследования не только лишь на теоретическом
уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Феномен
экологической культуры в своих исследованиях рассматривали Н.Н. Вересов,
Л.И. Грехова, Н.С. Дежникова, А.П. Сидельковский, И.Т. Суравегина и
другие исследователи. Я.И. Габаев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Г.
Иоганзен, Е.Е. Письменная, И.Т. Суравегина и другие работали над
разработкой принципов экологического воспитания.
Ощутимое влияние на исследование проблемы определения содержания и
методов экологического образования оказали работы С.Н. Николаевой, Н.А.
Рыжовой, Л. Д. Бобылевой, В.И. Вересова, В.И. Ашикова и С.Г. Ашиковой,
Т.А. Климовой, Н.А. Таранковой, Ж.Л. Васякиной и других.
Трактовка сущности понятия «экологическая культура» как цели
экологического
образования,
представленная
И.
Д.
Зверевым,
несет
следующие качественные характеристики: обогащение положительного
научного и практического опыта взаимодействия человека с социальной
средой; формирование ответственного отношения личности и общества к
природе, материальным, социальным и духовным ценностям, осознание и
утверждение приоритета всех форм жизни как условие существования
человека; обеспечение всестороннего развития человека, его склонностей
творческих
способностей;
благополучие
его
здоровья
в
условиях
оптимизации системы «природа – человек». По мнению И. Д. Зверева,
человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей
деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об
улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения.
Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные
ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать
практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий
природной среды.
Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой
оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению,
природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества.
Отношение детей и подростков к объектам природы педагог тесно связывал с
тем, что природа - это наш край, земля, которая нас вырастила и кормит,
земля, преобразованная нашим трудом. Сама природа не воспитывает,
воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился
понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатство, нужно
привить ему это с раннего детства. Чтобы воспитать все эти чувства в детях,
необходимо использовать различные методы и формы работы в этом
направлении.
Формирование экологической культуры – это длительный процесс.
Началом формирования экологической направленности личности по праву
можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период
закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей
действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны,
вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются
яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти
человека.
Одна из ведущих форм экологического образования детей - экскурсии.
Экскурсии необходимы во всех тех случаях, когда предмет или явление
должны быть рассмотрены в их собственной обстановке. Сюда относятся,
например, изучение деревьев, кустарников, трав леса, зимующих птиц,
весенних раннецветущих растений и т.д. Экскурсии необходимы также для
того, чтобы проследить сезонные изменения в природе.
По мнению, Петросовой Р.А. «Велико педагогическое значение
экскурсии. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет
кругозор и углубляет знания учащихся».
Не
случайно
многие
прогрессивные
ученые
и
методисты
прошлого
неоднократно
подчеркивали
важность
развития
наблюдательности
на
экскурсиях. Это такие известные ученые как Вахтеров В.П., Герд А.Я., Зуев
В.Ф., Новиков Н.И., Скаткин М.Н., Сонгайло К.А., Ушинский К.Д. и др.
Экскурсия в природу развивает: умение смотреть и точно воспринимать
внешний вид наблюдаемого объекта, видеть существенное, не выделяющееся
из
окружающего
(наблюдательность);
сообразительность
суждения;
инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и
ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует
развитию тонкого и чуткого внимания к объектам природы.
Надо сказать, что одним из ведущих направлений в области
формирования экологической культуры являются экскурсии, которые несут
в себе огромное образовательное значение, потому что в ходе них
происходит
непосредственное
знакомство
с
явлениями
природы
и
экологическими проблемами, как в естественных условиях, так и в процессе
хозяйствования человека.
Правильно проведенная экскурсия дает вероятность заметить не
отдельные формы и явления, а единое целое, в котором все отдельные части
тесно соединены.
У дошкольников экскурсии формируют разнообразные элементы в
тесном единстве и взаимосвязи заботливого отношения к окружающей
природе. В процессе их проведения можно использовать учебную, игровую,
трудовую и прочие виды деятельности. Следовательно, проведение таких
экскурсий в экологическом воспитании дошкольников обязательны и им
следует уделять особенное внимание.
Значение экологических экскурсий в том, что дети имеют возможность
видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия формирует у
детей
первичные
мировоззренческие
представления
о
взаимосвязях,
существующих в природе. Экскурсии в лес, в поле предоставляют
возможность
собирать
разнообразный
материал
для
последующих
наблюдений и работы в группе, в уголке природы. Экскурсии развивают
наблюдательность, интерес к природе. Красота природы вызывает у детей
глубокие
переживания,
разнообразные
положительные
впечатления,
способствует
развитию
эстетических
чувств.
Экскурсии
помогают
воспитывать
у
детей
любовь
и
бережное
отношение
к
природе.
Экскурсионная форма образования помогает расширить представления
воспитанников об экологических системах (парков, водоемов), сформировать
представления об их «жизни» в течение года, понаблюдать, какие изменения
происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона. Дети
учатся любить и оберегать окружающую среду, развивают способности
выражать свои эмоции и чувства при взаимодействии с природными
объектами, осваивают навыки и правила поведения, основы безопасности
жизнедеятельности в природе.
Эффективность экскурсии с детьми дошкольного возраста в значительной
степени зависит от умения ярко, в доступной форме и убедительно изложить
материал, а следовательно, от знания экскурсоводом методики ее подготовки
и проведения. В основу подготовки любой экскурсии должны быть
положены следующие принципы и требования: взаимосвязь обучения и
воспитания, логика, последовательность и систематичность, ясность и
доступность изложения, наглядность, эмоциональность и учет возрастных
особенностей. Целесообразно проводить экскурсии с детьми, достигшими
возраста пяти лет. Общая экскурсионная методика состоит из двух разделов –
методики подготовки экскурсии и методики ее проведения. Подготовка
экскурсии осуществляется последовательно, по определенным этапам:
определение темы, цели, задач экскурсии, изучение и накопление материала.
Тема обычно раскрывается самим названием экскурсии, поэтому важно,
чтобы это название было четким, выразительным, запоминающимся и
привлекательным для детей дошкольного возраста. Цель экскурсии
определяет актуальность темы. Правильное определение темы сказывается на
содержании экскурсии и методике ее проведения. Для определения цели и
темы имеют значение экскурсионные объекты. Для детей дошкольного
возраста в качестве объектов могут выступать памятные места, экспозиции
музеев и выставок, исторические, художественные и архитектурные
памятники, заповедники, объекты природы и т. д. Экскурсионные объекты
классифицируются по содержанию, функциональному назначению, степени
сохранности. Количество объектов, на которых экскурсовод акцентирует
внимание детей 5–7 лет, должно быть ограничено шестью – девятью. Отбор
объектов производится на основе значения данного объекта для раскрытия
темы экскурсии. У ребенка дошкольного возраста концентрация и
устойчивость внимания на отдельном объекте могут удерживаться до 20
минут. Для поддержания внимания можно использовать наглядные пособия,
иллюстрации, фотографии; загадки, стихи, шутки, небылицы; задания
исследовательского характера; игровые упражнения, подвижные игры.
Важным этапом подготовки экскурсии для детей дошкольного возраста
является изучение и накопление материалов. Начинать подготовку материала
следует с составления библиографии с целью наиболее полного изучения
имеющихся литературных источников по теме экскурсии. Далее
экскурсоводу необходимо изучить научную литературу, получить новую
информацию в ходе консультаций со специалистами, историками,
краеведами и т. д., разработать технологическую карту и текст экскурсии.
Необходимо отметить, что содержание экскурсии должно отвечать
возрастным особенностям ребенка дошкольного возраста. Каждая экскурсия,
целенаправленно раскрывающая ту или иную тему, призвана содействовать
разностороннему развитию личности ребенка. Так, например,
природоведческие (экологические) экскурсии с детьми дошкольного возраста
целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года с тем,
чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе
(цветущий весенний луг, весеннее половодье на реке, движение волн,
изменение цвета листвы, сезонный снежный покров). Во время экскурсии
объекты или природные явления можно показать, используя наглядные
пособия: натуральные (гербарии, коллекции минералов); изобразительные
(репродукции картин художников-пейзажистов, рисунки, фотографии
растений, рыб, птиц, карты); звуковые (записи голосов, зверей, пение птиц,
морского прибоя); записи музыкальных произведений.
Производственные экскурсии помогут узнать детям о предприятии,
познакомиться с профессиями, увидеть, как изготавливают продукты и
предметы их потребления. Сельскохозяйственные экскурсии могут
проходить в оранжерее, теплице, на сельскохозяйственной ферме, в поле в
период вспахивания, сева, уборки урожая, где дети наблюдают, как человек
ухаживает за растениями и животными и выращивает их, использует
сельскохозяйственную технику, ответственно относится к работе.
Во время искусствоведческих экскурсий дети могут знакомиться,
например, с театром, спектаклями, актерами, режиссерами, интерьером
театра. Экскурсии в мастерские художников и скульпторов позволяют детям
увидеть замысел, особенности художественного стиля, убедительные формы
передачи образа. Для достижения воспитательного эффекта могут быть
добавлены фрагменты из фильмов, звукозаписи. Продолжительность
экскурсии для детей дошкольного возраста должна составлять не более
1 академического часа (±10–20 минут). Экскурсия для детей дошкольного
возраста характеризуется синтезом показа и рассказа. Эти два главных
составляющих метода взаимосвязаны и взаимообусловлены в экскурсии с
детьми. Необходимо иметь в виду, что на первое место в экскурсии
выдвигается показ, организуемый на основе принципа наглядности,
предполагающего необходимость чувственного восприятия как основы
представлений и понятий детей дошкольного возраста.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят
не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с
ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, и малыши захотят узнать
еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные
опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной
форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе
общения с природой, и педагогически грамотно организованной
деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания
приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а
способствовало формированию основ экологической культуры, поведения,
позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению.
Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий
уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия
затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания. Важно, чтобы
ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё
суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. Таким
образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания
и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое
развитие всех сторон личности дошкольника. В общении с родной природой
формируются основы материалистического понимания окружающего мира,
воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются
добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к
родной природе - значит растить ее верного друга, будущего заботливого
хозяина богатств своей Родины.
Литература
1.
Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического
образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 2. С. 34-
39.
2.
Афанасьева С.В. К вопросу о развитии экологического образования и
просвещения // Современные проблемы развития и методики
преподавания естественных и точных наук: Всероссийская научно-
практическая конференция. г. Уссурийск, 16—18 декабря 2009 г.
Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2009.
3.
Афанасьева С.В., Макаренко В.П. Экологическое образование и
просвещение: состояние и проблемы ГОУВПО «КнАГТУ», 2010.
4.Богданец, Т. П. Экология для самых маленьких / Т.П. Богданец. - М.:
Дрофа,2019. - 335 c.
5.
Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической
культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от
А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 101-103
6.
Горяшко А.. Из истории экологического образования в России. М.
1990.
7.
Даль В.И. // «Толковый словарь русского языка» - М.: «Родное слово»,
1997
8.
Зебзеева В. О формах и методах экологического образования
дошкольников // Дошкольное воспитание. 2008. № 5, с. 30.
9.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.
М.: Академия, 2002.
10.Фарахутдинов, Ш. Ф. Институционные основы формирования
экологической грамотности Тюмень: 2006.