Автор: Сесорова Ирина Сергеевна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 216"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ О ПРОФИЛАКТИКЕ И ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ в работе учителя - дефектолога
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ О ПРОФИЛАКТИКЕ И ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ
в работе учителя - дефектолога
Актуальность темы обусловлена распространением и интенсификацией
факторов, деструктивно влияющих на здоровье населения России и особенно
детей дошкольного возраста. К числу таких факторов относятся ухудшение
экологии, повышение уровня фонового шума, особенно в городе; снижение
уровня физической активности; полная интеграция цифровых технологий в
повседневную жизнь вплоть до формирования поведенческих зависимостей;
нездоровое питание; повышение уровня стресса и пр.
Современные дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с
заболеваниями, которые перестают в хроническую форму и сопровождают
человека на протяжении всей жизни. Увеличивается распространённость
среди детей до 7 лет заболеваний, традиционно считающихся возрастными
или профессиональными. Так по данным официальной статистики у 63 %
детей первые проявления аллергических реакций возникают в возрасте до 6
лет, у 7–10% они стремительно перерастают в бронхиальную астму, у 15–
20% – в атопический дерматит. За период с 1998 по 2003 г. абсолютное число
детей до 15 лет с аллергическими болезнями увеличилось более чем в 2,8
раза (Бережанский и др., 2022).
Очевидной является тенденция к увеличению числа детей с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью, что может быть связано как с
обозначенными выше причинами, так и с повышением возраста
деторождения, развитием репродуктивных технологий и пр. Для детей,
имеющих какие-либо ограничения по здоровью или особенности развития
сформированность представлений о профилактике и охране здоровья
становится витальной потребностью.
В отношении детей, не имеющих проблем со здоровьем, мы отмечаем
стабильно высокий уровень детского травматизма, активное формирование
вредных привычек, которые впоследствии могут негативно сказаться на
здоровье и образе жизни. В частности, среди современных детей старшего
дошкольного возраста распространены отказ от употребления питьевой воды
и почти полная замена ее напитками с добавочным сахаром (газировка, соки,
питьевые йогурты); нарушения режима сна и бодрствования; проблемы с
осанкой из-за отсутствия привычки правильно сидеть за столом и вообще
принимать пищу или рисовать за столом.
Особый риск представляет для детей дошкольного возраста увлечение с
разрешения родителей фильмами, мультфильмами и компьютерными
играми, предназначенными для подростков и взрослых. Дошкольник в связи
с несформированностью критического мышления усваивает искаженные
представления о здоровье человека, его жизнеспособности. Герой
компьютерной игры может получить огнестрельное ранение и у него
останется ещё три жизни, а героиню фильма обязательно спасут при
передозировке таблетками. Размывание границ между реальным и
виртуальным мирами при сильной эмоциональной вовлеченности влияет
даже на поведенческие стратегии и идентичность взрослого человека, а
ребенок дошкольного возраста является в данном случае крайне уязвимым.
При обозначенных рисках и угрозах у современных дошкольников на крайне
низком и поверхностном уровне сформированы представления о
профилактике и охране здоровья. Дети запоминают шаблонные фразы
«Спички детям не игрушка», «Не ходи без шапки, заболеешь» и пр., но
глубинными внутренними установками они становятся крайне редко, как
правило, ребенок перенимает в отношении здоровья поведение значимых
взрослых – родителей, членов семьи и воспитателей детского сада. Детский
сад имеет значительный потенциал и возможности для формирования
культуры здоровья ребенка, его представлений об охране здоровья, здоровом
образе жизни. Это обусловлено регулярным продолжительным посещением
ребенком детского сада, его эмоциональной привязанностью к воспитателю,
восприимчивостью к внешнему воздействию; наличием в детском саду
режимных моментов, позволяющих довести отдельные навыки и полезные
привычки до автоматизма.
Однако для полного раскрытия потенциала детского сада по данному
направлению требуется анализ сдерживающих факторов и возможностей, а
также разработка программы формирования представлений у старших
дошкольников о профилактике и охране здоровья, что в совокупности
определяет актуальность и значимость проводимого исследования.
Проблема обусловлена формальным и несистемным подходом к
формированию представлений у старших дошкольников о профилактике и
охране здоровья в дошкольной организации; разрывом между
транслируемыми ребенку родителями и воспитателями представлениями и
их реальным отношениям к здоровью как к ценности, к роли профилактики в
повседневной жизни.
Целью работы является теоретическое изучение и экспериментальное
выявление педагогических условий формирования представлений у старших
дошкольников о профилактике и охране здоровья.
Для достижения данной цели были поставлены и выполнены следующие
задачи:
1.
Изучить и проанализировать теоретико-методологические аспекты
проблемы формирования представлений о профилактике и охране здоровья у
старших дошкольников.
2.
Определить уровень сформированности представлений у старших
дошкольников о профилактике и охране здоровья.
3.
Разработать и апробировать комплекс мероприятий по формированию
представлений у старших дошкольников о профилактике и охране здоровья.
4.
На основе анализа и обобщения результатов экспериментального
исследования определить эффективность проведенной работы.
Гипотеза исследования: успешное формирование представлений у старших
дошкольников о профилактике и охране здоровья возможно, если:
1.
разработан и реализован комплекс воспитательно-образовательных
мероприятий, соответствующего содержания;
2.
использованы методы и приемы, стимулирующие познавательный
интерес и активную позицию по отношению к здоровью;
3.
организовано сотрудничество с семьями.
Теоретические основы исследования составили труды таких авторов как А.И.
Антонов, Г.А. Бутко, И.В. Журавлева, Ю.П. Лисицын, А.А. Покровский, Г.И.
Царегородцев, Т.К. Андрющенко, Н.Г. Быкова, В.А. Деркунская, Ю.В.
Кротова, И.М. Новикова, А.А. Ошкина, Е.Б. Родионова, Т.Э. Токаева, В.Г.
Алямовская, Г.И. Гиль, О.М. Дьяченко, Б.Б. Егоров, Ю.Ф. Змановский, В.Т.
Кудрявцев, Л.А. Парамонова, М.А. Правдов, В.Г. Рунова и др.
Новизна и состоит в систематическом изучении педагогических условий
формирования представлений у старших дошкольников о профилактике и
охране здоровья посредством анализа отечественных и зарубежных
исследований. Также в процессе проведения данного исследования были
разграничены такие смежные категории как «представления о профилактике
и охране здоровья в дошкольном возрасте», «культура здоровья
дошкольников», «здоровьесбережение и здоровьесберегающие технологии в
дошкольном возрасте», «оздоровление детей дошкольного возраста». В
работе уделяется особое внимание системности процесса формирования
представлений детей, отмечается роль деятельности по созданию
здоровьесберегающей среды в дошкольной организации; взаимодействия с
родителями и общественными организациями; формирования готовности
педагогов к работе с детьми по данному направлению.