Автор: Высоцкая Жанна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3
Населённый пункт: город Ангарск Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательной активности дошкольников посредством исследовательской деятельности
Раздел: дошкольное образование
Развитие познавательной активности дошкольников посредством
исследовательской деятельности
Высоцкая Жанна Владимировна
МБДОУ детский сад № 3
воспитатель
“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но
открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками
радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось
еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский)
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок
черпает многие знания и впечатления.
В дошкольном возрасте такие
пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные
формы
поисковой
деятельности.
Занимательные
опыты,
эксперименты
побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий,
проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития
дошкольников.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе
возникновения и развития
поисковой
деятельности, направленной на
познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая
деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и
полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что
образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и
характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он
уточняется, проясняется.
Как доказал Н.Н. Поддъяков лишение возможности экспериментировать,
постоянные
ограничения
самостоятельной
деятельности
в
раннем
и
дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям,
которые
сохраняются
на
всю
жизнь
и
негативно
сказываются
на
интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в
дальнейшем.
Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и
не
разработан
досконально
применительно
к
условиям
дошкольного
учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не
требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения,
животные, человек, объекты неживой природы.
Основная цель моей педагогической идеи развивать у детей
любознательность,
через
самостоятельно
проведенные
действия
делать
выводы и умозаключения, продвигаясь к познанию природы через свой
полученный опыт. Работа по данной теме направлена на развитие опытно-
экспериментальной деятельности детей и предполагает решение следующих
задач:
• формирование у детей дошкольного возраста способности видеть
многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
1
• развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с
помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей,
модулей).
•
поддержание
у
детей
инициативы,
сообразительности,
пытливости,
критичности и самостоятельности.
Для успешной работы над поставленными задачами необходимо:
сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию
(ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.) Например: при ознакомлении
с водой, дети ее нюхали, пробовали на вкус, переливали из одной емкости в
другую.
Сравнивать
сходные
по
внешнему
виду
предметы.
Учить
детей
сопоставлять
факты
и
выводы
из
рассуждений.
На
непосредственной
образовательной
деятельности дети
учатся
задавать
вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так",
"Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и
того же объекта и находить не только разницу, но и сходство.
Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт. Играя на
прогулке с песком, дети
знают, какой песок лепится лучше. И что
необходимо
для
этого
сделать.
Просеивая,
песок
через
ситечко
обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим
объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.
Вся работа должна проходить в тесном контакте с семьёй. Необходимо
проводить индивидуальные беседы с родителями и детьми о том, какое
участие они будут принимать в экспериментальной деятельности детей.
Приобщая родителей к процессу ознакомления и наблюдения за природой,
необходимо стараться донести до родителей, чтобы они находили время
остановиться с ребёнком на минутку и лишний раз увидеть и показать своему
малышу нечто необычное , казалось бы, в обычном предмете, лишний раз
пообщаться со своим ребёнком.
Экспериментально - исследовательская деятельности в познании
экологических
и
природных
закономерностей,
побуждает
ребёнка
к
исследованию
природных
объектов,
развивает
экспериментальные
способности (анализ, синтез и др.) Стимулирует познавательные способности
детей, любознательность. У детей отмечается сознательное отношение к
окружающей
природе,
что
отражается
в
речи.
Дети
становятся
чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы,
стараются
подбирать наиболее точные слова или словосочетания для
выражения своих мыслей.
Подводя итог, своему опыту работы по экспериментальной деятельности
дошкольников, можно
прийти
к выводу о том, что поощряя детскую
любознательность,
утоляя
жажду
познания
маленьких
“почемучек”
и
направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем
развитию детских способностей в процессе экологического воспитания через
опытно-экспериментальную деятельность. Только через действие ребёнок
2
сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное
место в нём.
В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую
пословицу:
"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму".
Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего
мира и определить собственное место в нём.
3