Напоминание

Развитие познавательной активности дошкольников посредством исследовательской деятельности


Автор: Высоцкая Жанна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3
Населённый пункт: город Ангарск Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательной активности дошкольников посредством исследовательской деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие познавательной активности дошкольников посредством

исследовательской деятельности

Высоцкая Жанна Владимировна

МБДОУ детский сад № 3

воспитатель

“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но

открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками

радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось

еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский)

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок

черпает многие знания и впечатления.

В дошкольном возрасте такие

пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные

формы

поисковой

деятельности.

Занимательные

опыты,

эксперименты

побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий,

проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития

дошкольников.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе

возникновения и развития

поисковой

деятельности, направленной на

познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая

деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и

полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что

образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и

характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он

уточняется, проясняется.

Как доказал Н.Н. Поддъяков лишение возможности экспериментировать,

постоянные

ограничения

самостоятельной

деятельности

в

раннем

и

дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям,

которые

сохраняются

на

всю

жизнь

и

негативно

сказываются

на

интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в

дальнейшем.

Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и

не

разработан

досконально

применительно

к

условиям

дошкольного

учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не

требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения,

животные, человек, объекты неживой природы.

Основная цель моей педагогической идеи развивать у детей

любознательность,

через

самостоятельно

проведенные

действия

делать

выводы и умозаключения, продвигаясь к познанию природы через свой

полученный опыт. Работа по данной теме направлена на развитие опытно-

экспериментальной деятельности детей и предполагает решение следующих

задач:

• формирование у детей дошкольного возраста способности видеть

многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

1

• развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с

помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей,

модулей).

поддержание

у

детей

инициативы,

сообразительности,

пытливости,

критичности и самостоятельности.

Для успешной работы над поставленными задачами необходимо:

сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию

(ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.) Например: при ознакомлении

с водой, дети ее нюхали, пробовали на вкус, переливали из одной емкости в

другую.

Сравнивать

сходные

по

внешнему

виду

предметы.

Учить

детей

сопоставлять

факты

и

выводы

из

рассуждений.

На

непосредственной

образовательной

деятельности дети

учатся

задавать

вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так",

"Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и

того же объекта и находить не только разницу, но и сходство.

Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт. Играя на

прогулке с песком, дети

знают, какой песок лепится лучше. И что

необходимо

для

этого

сделать.

Просеивая,

песок

через

ситечко

обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим

объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.

Вся работа должна проходить в тесном контакте с семьёй. Необходимо

проводить индивидуальные беседы с родителями и детьми о том, какое

участие они будут принимать в экспериментальной деятельности детей.

Приобщая родителей к процессу ознакомления и наблюдения за природой,

необходимо стараться донести до родителей, чтобы они находили время

остановиться с ребёнком на минутку и лишний раз увидеть и показать своему

малышу нечто необычное , казалось бы, в обычном предмете, лишний раз

пообщаться со своим ребёнком.

Экспериментально - исследовательская деятельности в познании

экологических

и

природных

закономерностей,

побуждает

ребёнка

к

исследованию

природных

объектов,

развивает

экспериментальные

способности (анализ, синтез и др.) Стимулирует познавательные способности

детей, любознательность. У детей отмечается сознательное отношение к

окружающей

природе,

что

отражается

в

речи.

Дети

становятся

чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы,

стараются

подбирать наиболее точные слова или словосочетания для

выражения своих мыслей.

Подводя итог, своему опыту работы по экспериментальной деятельности

дошкольников, можно

прийти

к выводу о том, что поощряя детскую

любознательность,

утоляя

жажду

познания

маленьких

“почемучек”

и

направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем

развитию детских способностей в процессе экологического воспитания через

опытно-экспериментальную деятельность. Только через действие ребёнок

2

сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное

место в нём.

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую

пословицу:

"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму".

Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего

мира и определить собственное место в нём.

3



В раздел образования