Автор: Носко Людмила Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "Благодатненская школа Волновахского м.о."
Населённый пункт: п.Благодатное, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: статья
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
ФОРМИРОВАНИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ
НА
УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
Функциональная грамотность является обязательным компонентом коммуникативной
и методологической компетентностей. Быть грамотным – значит свободно владеть
богатством родного языка в устной и письменной речи. Программа по русскому языку
определяет объем знаний, умений и навыков учащихся, а учитель намечает для себя пути,
приемы и методы из накопленного методологического наследия и личного опыта, дающий
наибольший эффект в обучении.
Работая над формированием функциональной грамотности учащихся, в своей работе я
опираюсь как на традиционные методы обучения, так и новые технологии.
Личностно-ориентированные технологии в последнее время занимают все большее
место в практике школьного обучения и в моей собственной. В процессе обучения по этим
технологиям учитываются возможности и способности обучаемых и создаются необходимые
условия для их реализации и получения личностных результатов.
Применяя эти технологии, я не просто создаю благожелательную творческую
атмосферу,
но
и
постоянно
обращаюсь
к
опыту
жизнедеятельности
учащихся.
Осуществлению личностного подхода на уроках повторения и обобщения способствуют
такие виды уроков, как уроки контроля, практикумы, деловые и ролевые игры, дискуссии.
Они создают условия для проявления способностей и интересов школьников.
Вся педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие базовых
компетентностей
(коммуникативной,
информационной,
методологической,
социокультурной), которые обеспечиваются в ходе реализации системного и передового
подхода. Для обеспечения формирования компетентностей я использую систему классных и
внеурочных мероприятий, включающих в себя циклически повторяющиеся формы работы и
предполагающие поэтапное освоении учащимися определенных умений и навыков при
изучении различных тем. Уроки повторения и обобщения в данной системе позволяют,
используя различные технологии и формы работы (игры, дебаты и т.п.) не только
систематизировать пройденный материал, но и закрепить умения и сформировать условия
для освоения новых.
С
учетом
поставленных
целей
и
задач
меняется роль
и
место
учителя в
образовательном процессе. Я полагаю, что учитель должен не только исполнять
контролирующую функцию и выступать предметодателем, но и быть организатором,
менеджером
образовательного
(познавательного)
процесса
в
классе.
Он
должен
сформировать образовательную среду, организовав цикл мероприятий и командную работу
учащихся, определив информационные источники и обеспечив их доступность, создав
атмосферу сотрудничества в коллективе учащихся.
Особое
значение
в
условиях
реализации
компетентностного
подхода
приобретает система оценивания достижений учащегося. Контроль со стороны учителя не
утратил своего значения, однако для увеличения эффективности контроля и усиления
мотивации учащегося чрезвычайно важно увеличить количество инстанций оценивания.
Особенно важны оказываются:
внешняя оценка, для чего необходимо увеличить частоту и активность участия
учащихся в олимпиадном и конкурсном движении, а также регулярное проведение срезовых
тестирований к составлению и проверке которых привлекаются учителя-предметники, не
работающие в данном классе (членов МО);
взаимооценка, для которой учащиеся должны иметь четко определенные
критерии оценивания и которая позволяет развить критическое мышление;
самооценка, благодаря использованию которой ученик не только получает
адекватное представление о своих достижениях, но и может спланировать дальнейшую
учебную деятельность;
портфолио,
позволяющее
увидеть
динамику
учебных
и
внеучебных
достижений ученика за определенный период времени.
Использование различных технологий на основе личностного подхода к обучению
дает свои результаты. Сегодняшний урок немыслим также без применения технологии
разноуровневого
(дифференцированного)
обучения.
Дифференцированный
подход
позволяет в условиях классно-урочной системы реализовать творческие возможности всех
учащихся. Используя такие формы, как парная работа на уроках, взаимопроверка, работа в
группах, тестирование, лингвистические конкурсы, игры по станциям, удается более прочно
закрепить полученные учениками знания и применить их на практике. Это позволяет
достигать 100% успеваемости учащихся.
Современный урок невозможен и без использования ИКТ, так как они дают широкие
возможности для развития творческого потенциала школьника. Создание презентаций, поиск
в Интернете дополнительной информации способствуют не только совершенствованию
практических умений и навыков учащихся, но и позволяют индивидуализировать процесс
обучения,
повышают
интерес
учащихся
к
урокам,
активизируют
познавательную
деятельность и развивают творческий потенциал. Также ИКТ помогают учителю реализовать
идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной
работы учащихся, повысить уровень наглядности, ввести элементы занимательности.
Наиболее активно ИКТ используются при осуществлении учебных проектов (Power Point –
для создания презентаций, текстовые редакторы Word, Excel – для текстов).
Проекты, интегрированные в учебный процесс, предполагают выполнение творческих
или исследовательских заданий в рамках изучаемой темы. На уроках повторения и
обобщения наиболее типичным является использование мини-проектов в качестве домашних
заданий (составление кроссвордов, тестов, опорных конспектов, написание лингвистических
сказок и т.д.). Такой вид деятельности позволяет ученику повторить, обобщить, а также
углубить имеющиеся знания, научиться составлять вопросы и ставить задачи по теме,
развивать умение логически мыслить и использовать свои знания в новой ситуации.
Поэтому сейчас одной из задач современного учителя, помимо качественного
преподавания своего предмета, хорошей подготовки к ВОУД и ЕНТ, является нахождение
подходов в обучении к каждому ученику.
В первую очередь я посмотрела на преподавание своего предмета с другой стороны. Я
попыталась сформировать у учеников навыки обучения тому, как обучаться, и как
следствием - независимость, самомотивированность, увлеченность предметом, уверенность и
ответственность учеников с развитым критическим мышлением.
Свои уроки я строила таким образом, чтобы на каждом уроке присутствовали идеи
семи модулей.
Для
эффективного
формирования
функциональной
грамотности
применимы
коммуникативные, творческие, игровые методы. Специально подобранные упражнения,
тексты, индивидуальные домашние задания способствовали развитию речевой и
письменной деятельности
Вопросы на стикерах. Этот прием очень хорошо работает на уроках. Мы с ребятами
применяли
его
так:
сначала
они
изучили
текст,
предложенный
учителем,
затем
сформулировали вопросы, начинающиеся со слов: кто, что, где, когда, как, почему и
записали их на стикерах. Затем мы сгруппировали эти вопросы по категориям сложности, а
потом отвечали на эти вопросы, постепенно переходя на новый уровень сложности.
Активность класса возрастает, текст изучается достаточно глубоко, информация остается в
голове учащихся.
Организовав уроки в групповой форме, наблюдая за учениками, хочется отметить, во
- первых, произошло сплочение ребят, во - вторых, у детей развивается критическое
мышление, и, в - третьих, создается чувство здоровой конкуренции, каждой группе хотелось
быть лучше всех.
Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди
людей, социализироваться. А ведь главная цель педагога – создать конкурентно способную
личность, умеющую жить и проявлять себя в разных жизненных ситуациях.
Публичное выступление, создание диалогов, работа в паре, группе формируют
коммуникативную компетенцию
Организовав уроки в групповой форме, наблюдая за учениками, хочется отметить, во
- первых, произошло сплочение ребят, во - вторых, у детей развивается критическое
мышление, и, в - третьих, создается чувство здоровой конкуренции, каждой группе хотелось
быть лучше всех.
Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди
людей, социализироваться. А ведь главная цель педагога – создать конкурентно способную
личность, умеющую жить и проявлять себя в разных жизненных ситуациях.
Публичное выступление, создание диалогов, работа в паре, групповая форма - это
результат продуктивной работы. Наблюдая за учениками, хочется отметить, во - первых,
произошло сплочение ребят, во - вторых, у детей развивается критическое мышление, и, в -
третьих, создается чувство здоровой конкуренции, каждой группе хотелось быть лучше всех.
Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди
людей, социализироваться. А ведь главная цель педагога – создать конкурентно способную
личность, умеющую жить и проявлять себя в разных жизненных ситуаціях
Проблемные ситуации при объяснении нового материала.
При таком обучении деятельность учителя состоит в том, что он проводит объяснение
содержания наиболее сложных понятий, создаёт проблемные ситуации, сообщает учащимся
факты и организует их учебно- познавательную деятельность так, что на основе анализа
фактов дети самостоятельно делают выводы и обобщения , формирует с помощью учителя
определённые понятия.
Функциональная грамотность позволяет сформировать у обучающихся:
знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих
познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах
жизнедеятельности;
умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с
информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в
жизни;
готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать
особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень
образования на основе осознанного выбора.
Функциональная грамотность является результатом развития компетенций учащихся.