Авторы: Копейкина Оксана Владимировна, Оксана Владимировна Копейкина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Маяк" ДТСЗН г.Москвы
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание и обучение детей с ТМНР
Раздел: дошкольное образование
Воспитание и обучение детей с ТМНР
Создание специальных условий осуществляется в целях решения комплекса
коррекционно-развивающих
и
образовательно-воспитательных
задач
в
процессе
динамического психолого-педагогического обучения и воспитания ребенка с ТМНР
отражено в программе учреждения и в динамическом наблюдении такого ребенка.
Содержание Программы строится с учетом жизненно важных потребностей
обучающихся, лежащих в зоне актуального и потенциального развития ребенка.
Определить содержание индивидуальной программы обучения педагогические работники
могут после проведения педагогической диагностики. Именно потребности обучающихся
с ТМНР, в том числе и образовательные, определяют те предметные области, которые
являются значимыми при разработке программ коррекционно-развивающего воспитания и
обучения.
Охарактеризуем базовые ориентиры к построению программ воспитания и обучения
обучающихся разного возраста:
Для ребенка младенческого возраста базовым предметным областям соответствуют
основные линии развития ребенка:
эмоционально-личностное и эмоционально-деловое общение,
развитие перцептивно-моторной деятельности,
становление предметных действий через активизацию манипулятивной деятельности
ребенка,
удовлетворение потребности ребенка в движении,
формирование начальных ориентировочных реакций, типа "Что это?",
становление элементарных зрительно-двигательных координаций,
понимание обращенной речи и стимуляция лепетных диалогов,
активизация познавательного интереса к окружающим людям и предметам.
Для ребенка раннего возраста основными линиями развития являются:
смена ведущих мотивов деятельности,
развитие эмоционально-делового и предметного общения,
развитие и активизация общих движений,
развитие предметных действий и предметной деятельности,
развитие наглядно-действенного мышления,
интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи,
овладение различными навыками в процессе подражания,
становление представлений о себе,
формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности,
активизация самостоятельности в быту и формирование потребности в признании
собственных достижений,
закрепление навыков самообслуживания, развитие активной речи.
Для ребенка младшего дошкольного возраста основными линиями развития являются:
смена ведущих мотивов,
развитие общих движений,
развитие восприятия как ориентировочной деятельности, направленной на исследование
свойств и качеств предметов,
формирование системы сенсорных эталонов,
развитие наглядно-образного мышления,
формирование представлений об окружающем,
расширение понимания смысла обращенной к ребенку речи,
овладение диалогической речью,
фонетической, лексической и грамматической сторонами речи,
овладение коммуникативными навыками,
становление сюжетно-ролевой игры,
развитие навыков социального поведения и социальной компетентности,
становление продуктивных видов деятельности, развитие самосознания.
Для ребенка старшего дошкольного возраста основными линиями являются:
совершенствование общей моторики,
развитие тонкой ручной моторики, зрительной двигательной координации,
формирование произвольного внимания,
развитие сферы образов-представлений,
становление ориентировки в пространстве,
совершенствование наглядно-образного и формирование элементов словесно-логического
мышления,
формирование связной речи и речевого общения,
формирование элементов трудовой деятельности,
расширение видов познавательной активности,
становление адекватных норм поведения.
Вышеназванные линии развития служат ориентирами при разработке содержания
обучения и воспитания обучающихся с нарушением интеллекта. При этом надо всегда
помнить, что основное содержание программы направлено на охрану и укрепление
здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, коррекцию вторичных
отклонений.
Предоставление
специальных
условий
обучения
детям
с
ТМНР
осуществляется для достижения поставленных образовательных целей и решения
намеченных коррекционно-развивающих задач в ходе последовательной реализации
педагогического процесса в организации социальной сферы. Определяющим условием
успешного достижения педагогических целей, последовательного психического развития
и социализации обучающихся с ТМНР является правильно организованная диагностика
психического развития ребенка, результаты которой определяют содержание, форму
предоставления, методы и приемы его обучения на текущем возрастном этапе.
Психолого-педагогическую диагностику психического развития обучающихся
следует проводить в начале и конце года, что позволит получить дополнительные данные
об эффективности образовательной деятельности и определить содержание обучения
ребенка на следующем возрастном этапе. В ходе диагностического обследования нужно
соблюдать определенные условия: привычное для ребенка время бодрствования,
обязательное присутствие близкого человека, его непосредственное участие, установление
эмоционального контакта.
При реализации образовательной деятельности с обучающимися с ТМНР
педагогический работник должен соблюдать следующие педагогические условия:
выбор способов передачи ребенку общественного опыта в соответствии с:
- уровнем его психического развития;
- разнообразие методов и приемов коррекционно-педагогического воздействия;
организация предметно-развивающей среды и содержательного общения педагогических
работников с детьми с учетом целей и задач развивающего обучения и коррекционно-
педагогического воздействия;
- создание развивающих условий окружающей среды как в процессе обучения, так и при
самостоятельной деятельности обучающихся.
Важным условием является обобщение содержания коррекционно-педагогической
работы в индивидуальной программе, которая разрабатывается для каждого ребенка. В
ней учитываются результаты анализа психологических достижений, ограничений и
потенциальных
возможностей
ребенка,
особенности
освоения
им
программного
материала предыдущего этапа, факторов, которые оказывают непосредственное влияние
на динамику психического развития обучающихся. На основании этого анализа в
Программе указываются специальные методы, приемы и упражнения, направленные на
закрепление
актуальных
психологических
достижений
возраста
и
гармоничное
формирование последующих, характерных для "зоны ближайшего развития" в пяти
образовательных областях.
Содержание индивидуальной программы коррекционно-педагогической работы
должно содействовать преобразованию "зоны ближайшего развития" в актуальные
достижения психики ребенка с ТМНР в запланированный временной промежуток, то есть
реализовывать определенные цель и задачи коррекционно-педагогической работы. При
выборе упражнений и дидактического материала предпочтение отдается упражнениям и
материалам,
которые
формируют
психологические
достижения
различных
линий
развития, воздействуют на несколько сфер одновременно, формируют более совершенные
психологические достижения, умения и навыки следующего возрастного этапа, несут в
себе
элемент
новизны
и
посильной
сложности,
интересны
и
доступны
для
самостоятельной практической познавательной активности ребенка.
Обучающиеся с ТМНР быстрее усваивают новые знания в совместной, а затем в
совместно-разделенной деятельности. В дошкольном возрасте им становится доступно
деловое сотрудничество, при котором они начинают приобретать новый практический
опыт и знания по подражанию и путем ориентировки на образец.
Программа должна содержать сведения о специалистах, ее реализующих, в том числе о
необходимости
предоставления
услуг
ассистента
(тьютора)
и
рекомендации
по
организации предметно-развивающей среды.
Отличия в состоянии здоровья, структуре и тяжести нарушений развития различной
природы
требуют
индивидуального
подбора
режима
образовательной
нагрузки.
Развивающие занятия с детьми с ТМНР проводятся в следующих режимах: щадящий,
средний и нормальный. Выбор того или иного режима педагогической работы с ребенком
определяется состоянием здоровья и устойчивостью к физическим и сенсорным
нагрузкам, то есть индивидуальными психофизическими особенностями и возможностями
ребенка.
Занятия с детьми с ТМНР с регрессом и стагнацией проводятся в щадящем режиме,
при
котором
продолжительность
целенаправленного
педагогического
воздействия
составляет 5 - 15 минут. При этом режиме индивидуальные коррекционные занятия с
детьми раннего возраста проводятся только в утреннее время, в дошкольном возрасте
допускается их организация во второй половине дня не позже 17.00. Эмоционально-
развивающее взаимодействие родителей (законных представителей) или ухаживающих
педагогических работников с ребенком должно осуществляться регулярно и длиться 15 -
30 минут.
Занятия с детьми с ТМНР с минимальным и крайне медленным темпом психического
развития
в
раннем
возрасте
проводятся
в
среднем
режиме,
при
котором
продолжительность целенаправленного педагогического воздействия составляет 10 - 20
минут. В дошкольном возрасте при стабильном психофизическом состоянии занятия
могут быть организованы в нормальном режиме, когда продолжительность занятий
достигает 30 минут, а сами они проводятся в первой и второй половине дня. Длительность
эмоционально-развивающего взаимодействия родителей (законных представителей) или
ухаживающих педагогических работников с ребенком не должна превышать 40 минут.
Обязательным условием является соблюдение рекомендаций педиатра, сурдолога,
офтальмолога, невролога, врача-ортопеда, инструктора ЛФК. Рекомендации специалистов
учитываются при определении сенсорного и двигательного режима, позы (положения
тела) ребенка с ТМНР на развивающих занятиях и во время свободной деятельности.
Образовательные цели, задачи и содержание обучения обсуждаются, утверждаются и
реализуются с участием родителей (законных представителей). Активное включение
семьи в образовательный процесс является необходимым условием полноценного
психического
развития
ребенка
с
ТМНР,
поэтому
особое
значение
имеет
последовательное повышение их педагогической компетентности в вопросах обучения и
воспитания ребенка с целью оптимизации социальной ситуации развития.
Немало
важную роль играют особенности воспитания и обучения детей с ТМНР в семье. Все
обозначенные образовательные и воспитательные цели необходимо поддерживать в семье
для более полной адаптации и социализации.