Напоминание

Воспитание и обучение детей с ТМНР


Авторы: Копейкина Оксана Владимировна, Оксана Владимировна Копейкина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Маяк" ДТСЗН г.Москвы
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание и обучение детей с ТМНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание и обучение детей с ТМНР

Создание специальных условий осуществляется в целях решения комплекса

коррекционно-развивающих

и

образовательно-воспитательных

задач

в

процессе

динамического психолого-педагогического обучения и воспитания ребенка с ТМНР

отражено в программе учреждения и в динамическом наблюдении такого ребенка.

Содержание Программы строится с учетом жизненно важных потребностей

обучающихся, лежащих в зоне актуального и потенциального развития ребенка.

Определить содержание индивидуальной программы обучения педагогические работники

могут после проведения педагогической диагностики. Именно потребности обучающихся

с ТМНР, в том числе и образовательные, определяют те предметные области, которые

являются значимыми при разработке программ коррекционно-развивающего воспитания и

обучения.

Охарактеризуем базовые ориентиры к построению программ воспитания и обучения

обучающихся разного возраста:

Для ребенка младенческого возраста базовым предметным областям соответствуют

основные линии развития ребенка:

эмоционально-личностное и эмоционально-деловое общение,

развитие перцептивно-моторной деятельности,

становление предметных действий через активизацию манипулятивной деятельности

ребенка,

удовлетворение потребности ребенка в движении,

формирование начальных ориентировочных реакций, типа "Что это?",

становление элементарных зрительно-двигательных координаций,

понимание обращенной речи и стимуляция лепетных диалогов,

активизация познавательного интереса к окружающим людям и предметам.

Для ребенка раннего возраста основными линиями развития являются:

смена ведущих мотивов деятельности,

развитие эмоционально-делового и предметного общения,

развитие и активизация общих движений,

развитие предметных действий и предметной деятельности,

развитие наглядно-действенного мышления,

интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи,

овладение различными навыками в процессе подражания,

становление представлений о себе,

формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности,

активизация самостоятельности в быту и формирование потребности в признании

собственных достижений,

закрепление навыков самообслуживания, развитие активной речи.

Для ребенка младшего дошкольного возраста основными линиями развития являются:

смена ведущих мотивов,

развитие общих движений,

развитие восприятия как ориентировочной деятельности, направленной на исследование

свойств и качеств предметов,

формирование системы сенсорных эталонов,

развитие наглядно-образного мышления,

формирование представлений об окружающем,

расширение понимания смысла обращенной к ребенку речи,

овладение диалогической речью,

фонетической, лексической и грамматической сторонами речи,

овладение коммуникативными навыками,

становление сюжетно-ролевой игры,

развитие навыков социального поведения и социальной компетентности,

становление продуктивных видов деятельности, развитие самосознания.

Для ребенка старшего дошкольного возраста основными линиями являются:

совершенствование общей моторики,

развитие тонкой ручной моторики, зрительной двигательной координации,

формирование произвольного внимания,

развитие сферы образов-представлений,

становление ориентировки в пространстве,

совершенствование наглядно-образного и формирование элементов словесно-логического

мышления,

формирование связной речи и речевого общения,

формирование элементов трудовой деятельности,

расширение видов познавательной активности,

становление адекватных норм поведения.

Вышеназванные линии развития служат ориентирами при разработке содержания

обучения и воспитания обучающихся с нарушением интеллекта. При этом надо всегда

помнить, что основное содержание программы направлено на охрану и укрепление

здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, коррекцию вторичных

отклонений.

Предоставление

специальных

условий

обучения

детям

с

ТМНР

осуществляется для достижения поставленных образовательных целей и решения

намеченных коррекционно-развивающих задач в ходе последовательной реализации

педагогического процесса в организации социальной сферы. Определяющим условием

успешного достижения педагогических целей, последовательного психического развития

и социализации обучающихся с ТМНР является правильно организованная диагностика

психического развития ребенка, результаты которой определяют содержание, форму

предоставления, методы и приемы его обучения на текущем возрастном этапе.

Психолого-педагогическую диагностику психического развития обучающихся

следует проводить в начале и конце года, что позволит получить дополнительные данные

об эффективности образовательной деятельности и определить содержание обучения

ребенка на следующем возрастном этапе. В ходе диагностического обследования нужно

соблюдать определенные условия: привычное для ребенка время бодрствования,

обязательное присутствие близкого человека, его непосредственное участие, установление

эмоционального контакта.

При реализации образовательной деятельности с обучающимися с ТМНР

педагогический работник должен соблюдать следующие педагогические условия:

выбор способов передачи ребенку общественного опыта в соответствии с:

- уровнем его психического развития;

- разнообразие методов и приемов коррекционно-педагогического воздействия;

организация предметно-развивающей среды и содержательного общения педагогических

работников с детьми с учетом целей и задач развивающего обучения и коррекционно-

педагогического воздействия;

- создание развивающих условий окружающей среды как в процессе обучения, так и при

самостоятельной деятельности обучающихся.

Важным условием является обобщение содержания коррекционно-педагогической

работы в индивидуальной программе, которая разрабатывается для каждого ребенка. В

ней учитываются результаты анализа психологических достижений, ограничений и

потенциальных

возможностей

ребенка,

особенности

освоения

им

программного

материала предыдущего этапа, факторов, которые оказывают непосредственное влияние

на динамику психического развития обучающихся. На основании этого анализа в

Программе указываются специальные методы, приемы и упражнения, направленные на

закрепление

актуальных

психологических

достижений

возраста

и

гармоничное

формирование последующих, характерных для "зоны ближайшего развития" в пяти

образовательных областях.

Содержание индивидуальной программы коррекционно-педагогической работы

должно содействовать преобразованию "зоны ближайшего развития" в актуальные

достижения психики ребенка с ТМНР в запланированный временной промежуток, то есть

реализовывать определенные цель и задачи коррекционно-педагогической работы. При

выборе упражнений и дидактического материала предпочтение отдается упражнениям и

материалам,

которые

формируют

психологические

достижения

различных

линий

развития, воздействуют на несколько сфер одновременно, формируют более совершенные

психологические достижения, умения и навыки следующего возрастного этапа, несут в

себе

элемент

новизны

и

посильной

сложности,

интересны

и

доступны

для

самостоятельной практической познавательной активности ребенка.

Обучающиеся с ТМНР быстрее усваивают новые знания в совместной, а затем в

совместно-разделенной деятельности. В дошкольном возрасте им становится доступно

деловое сотрудничество, при котором они начинают приобретать новый практический

опыт и знания по подражанию и путем ориентировки на образец.

Программа должна содержать сведения о специалистах, ее реализующих, в том числе о

необходимости

предоставления

услуг

ассистента

(тьютора)

и

рекомендации

по

организации предметно-развивающей среды.

Отличия в состоянии здоровья, структуре и тяжести нарушений развития различной

природы

требуют

индивидуального

подбора

режима

образовательной

нагрузки.

Развивающие занятия с детьми с ТМНР проводятся в следующих режимах: щадящий,

средний и нормальный. Выбор того или иного режима педагогической работы с ребенком

определяется состоянием здоровья и устойчивостью к физическим и сенсорным

нагрузкам, то есть индивидуальными психофизическими особенностями и возможностями

ребенка.

Занятия с детьми с ТМНР с регрессом и стагнацией проводятся в щадящем режиме,

при

котором

продолжительность

целенаправленного

педагогического

воздействия

составляет 5 - 15 минут. При этом режиме индивидуальные коррекционные занятия с

детьми раннего возраста проводятся только в утреннее время, в дошкольном возрасте

допускается их организация во второй половине дня не позже 17.00. Эмоционально-

развивающее взаимодействие родителей (законных представителей) или ухаживающих

педагогических работников с ребенком должно осуществляться регулярно и длиться 15 -

30 минут.

Занятия с детьми с ТМНР с минимальным и крайне медленным темпом психического

развития

в

раннем

возрасте

проводятся

в

среднем

режиме,

при

котором

продолжительность целенаправленного педагогического воздействия составляет 10 - 20

минут. В дошкольном возрасте при стабильном психофизическом состоянии занятия

могут быть организованы в нормальном режиме, когда продолжительность занятий

достигает 30 минут, а сами они проводятся в первой и второй половине дня. Длительность

эмоционально-развивающего взаимодействия родителей (законных представителей) или

ухаживающих педагогических работников с ребенком не должна превышать 40 минут.

Обязательным условием является соблюдение рекомендаций педиатра, сурдолога,

офтальмолога, невролога, врача-ортопеда, инструктора ЛФК. Рекомендации специалистов

учитываются при определении сенсорного и двигательного режима, позы (положения

тела) ребенка с ТМНР на развивающих занятиях и во время свободной деятельности.

Образовательные цели, задачи и содержание обучения обсуждаются, утверждаются и

реализуются с участием родителей (законных представителей). Активное включение

семьи в образовательный процесс является необходимым условием полноценного

психического

развития

ребенка

с

ТМНР,

поэтому

особое

значение

имеет

последовательное повышение их педагогической компетентности в вопросах обучения и

воспитания ребенка с целью оптимизации социальной ситуации развития.

Немало

важную роль играют особенности воспитания и обучения детей с ТМНР в семье. Все

обозначенные образовательные и воспитательные цели необходимо поддерживать в семье

для более полной адаптации и социализации.



В раздел образования