Автор: Сосевич Марина Михайловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 59"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: программа элективного курса для 5 класса
Тема: Азбука экологии
Раздел: среднее образование
Программа элективного курса
для 5 класса
«Азбука экологии»
Автор курса- Сосевич Марина Михайловна
Учитель географии и биологии высшей квалификационной категории
Г. Курган. 2020 год
Пояснительная записка.
Программа «Азбука экологии»- составлена на основе Образовательной
программы
«Экология»,
регионального
компонента
содержания
экологического образования базисного учебного плана Курганской области -
под
редакцией
авторского
коллектива
в
составе
Несговоровой
Н.П.
Завьяловой О.Г. Бокарева С.Ю.
Цели и задачи экологического образования.
Под
экологическим
образованием
понимается
непрерывный
процесс
обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование
системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации,
поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к
окружающей социально-природной среде и здоровью. Целью экологического
образования является становление экологической культуры личности и
общества
как
совокупности
практического
и
духовного
опыта
взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и
развитие. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие
экологического сознания личности.
Цели общекультурной экологической подготовки школьников:
- дать представление об экологических проблемах Зауралья и развить
интерес к ним;
- повысить уровень эмоциональной отзывчивости к местным экологическим
проблемам;
- дать ориентиры для критической оценки современной экологической
ситуации в Зауралье;
- сформировать умение разграничивать экологически оправданное поведение
от нерационального хищнического отношения к окружающей среде;
- развивать экологические ориентиры для применения в жизненных
ситуациях,
- развивать экологическое отношение к природе.
Названные
идеи
реализуются
в
отдельно
взятом
курсе
«Экология».
Следовательно, обучение в рамках особой общеобразовательной области
«Экология»
предполагается
осуществить
на
основе
взаимосвязи
и
взаимодополняемости интеграции и дифференциации, что соответствует
тенденции формирования и развития экологической науки.
Развитие
экологической культуры позволяет в полной мере охватить всю систему
взаимодействия человека с природой и окружающим миром.
Цели образовательной программы:
- воспитание экологической культуры, обеспечивающей прогресс общества в
достижении гармонии между человеком и природой,
- становление гражданской зрелости и ответственности по отношению к
природе, человеку, обществу, себе самому
Задачи образовательной программы:
- Объединить и систематизировать разрозненные знания по предметам
естественного, общественно-гуманитарного цикла, раскрывающие характер
взаимоотношений и взаимодействия природы и человека как в далеком
историческом прошлом, так и на современном этапе, и в перспективе на XXI
век.
- Провести анализ причин последствий и путей устранения экологического
кризиса.
-
Сформировать
у
учащихся
личностное
отношение
к
сохранению
окружающей среды, активную жизненную позицию.
Данная образовательная программа обеспечивает фундаментальный
характер подготовки школьника и ориентирует его на использование знаний
в любом виде профессиональной деятельности.
Программа факультатива рассчитана на 34 часа.
Наиболее важные цели факультативного курса:
- формирование экологического мышления;
- воспитание чувства единства человека с живой природой;
- понимание экологических закономерностей, происходящих в природе;
-
умение прогнозировать последствия антропогенного воздействия на
природу;
- умение работать с различными источниками информации
Основной
задачей
курса
является
усвоение
учащимися
базовых
экологических знаний и умений.
Содержание программы.
ВВЕДЕНИЕ: Чтотакое экология (1 час.)
ТЕМА № 1. Законы экологии. (2часа).
Законы экологии по Б. Коммонеру:
• Все связано со всем.
• Все должно куда-то деваться.
• Ничего не дается даром.
• Природа знает лучше.
Понятие "живые организмы". Среда обитания. Факторы окружающей среды.
Взаимодействие живых организмов со средой их обитания: пищевыми и
климатическими
связями.
Многообразие
живых
организмов.
Приспособленность организмов к условиям жизни. Значение организмов в
природе, жизни человека. Моделирование: цепи питания.
ТЕМА № 2. Экологические Факторы (2 часа).
Основные понятия биотические и абиотические факторы. Биотические
факторы - это растения, животные, бактерии, человек. Абиотические - почва,
воздух, вода и т.д. Почва. Образование почвы. Значение почвы. Охрана почв.
Экологический практикум «Много ли плодородной почвы на Земле»:
- «трясем скалы» (образование почвы);
- «коктейль из почвы» (строение почвы);
- «раскопки в почве» (живые организмы почвы).
ТЕМА № 3. Экологическая система (3часа).
Понятие "экологическая система". Экологическая ниша. Экологическая
пирамида. Производители (продуценты), потребители (консументыI
и II
порядка), разрушители (редуценты). Экологическая зона. Симбиоз. Свойства
систем:
устойчивость,
управляемость,
саморегулирование.
Природные
сообщества. Животные и растительные сообщества Разнообразие организмов
в сообществах.
ТЕМА № 4. Удивительный мир растений (3 часа).
Царство растений. Фотосинтез. Свето-теплолюбивые, растения. Жизненные
формы растений (дерево - кустарник - трава). Высшие растения. Низшие
растения. Среда обитания. Растительное сообщество. Фитоцелоз. Биоценоз.
Естественные и искусственные сообщества. Растения «Красной книги».
ТЕМА № 5. Животный мир (3 часа).
Царство
животных.
Многообразие
животных.
Позвоночные
и
беспозвоночные. Отличие животных организмов от растительных. Среда
обитания животных. Животные «Красной книги». Экологические зоны.
Обобщающий урок: Экологические заповеди (по В. Хижняку, 1991).
ТЕМА № 6. Природа Зауралья (4 часа, 1 час - на обобщение).
Географическая карта России, Курганской области. Масштаб. Природная
зона. Реки и озера Курганской области. Климат. Полезные ископаемые.
Многообразие растительного и животного мира Курганской области.
Экскурсия (маршрут выбирается с учетом возможности показа различных
объектов живой и неживой природы).
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
-
основные экологические понятия: экология, тела, вещества, частицы,
признаки живого и неживого, среда обитания, экологические факторы
(биотические, абиотические), экологические законы, экологические системы,
экологическая
ниша,
экологическая
пирамида,
свойства
экосистемы,
природные
сообщества,
естественные
и
искусственные
природные
сообщества;
- многообразие живых организмов, некоторые их отличительные признаки;
- некоторые взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри неживой
природы, внутри живой природы;
- охраняемые растения и животные Курганской области;
- растения и животные «Красной книги»;
-
особенности природы Курганской области; поверхность, важнейшие
полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества, использование и
охрана природы края;
- правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- различать живую и неживую природу;
- описывать объекты природы;
- объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- приводить примеры приспособляемости организмов к условиям жизни;
- проводить самостоятельно наблюдения в природе; выполнять простейшие
опыты;
- находить и показывать изученные географические объекты;
- различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
-
применять
имеющиеся
знания
в
практической
деятельности
по
благоустройству и охране природной среды родного края.
ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА ЗАУРАЛЬЯ.
ТЕМА №1. Леса (3 часа, I час - экскурсия).
Растения леса. Природное сообщество «лес». Многообразие растений леса:
- деревья 3-4 вида (береза, осина, сосна);
- кустарники 4-5 видов (шиповник, вишня, ива серая, таволга и т.д.);
- травы 4-5 видов (костянка, клевер, лютики и т.д.);
- сезонные изменения в неживой природе и их влияние на жизнь организмов ;
- ягоды 3- 4 вида (земляника, брусника, клюква и т.д.);
- грибы 4-5 видов (боровик, маслята, груздь и т.д.);
- правила сбора ягод и грибов. Многообразие животных леса:
- насекомые (3-4 вида: рыжий лесной муравей, бабочки - Махаон, Адмирал,
стрекоза-красотка блестящая и т.д.);
- пресмыкающиеся (2-3 вида: уж, гадюка и т.д.);
- млекопитающие (5-6 видов: уж, белка, заяц, лиса, лось и т.д.);
- приспособленность организмов к жизни в лесу;
- правила поведения в лесу;
- ярусы леса, жизнедеятельность и взаимодействие организмов в лесу.
Экскурсия Многообразие природы.
Моделирование: Изменения в природе под влиянием человека или охрана
природы. Природное сообщество «ЛЕС».
ТЕМА № 2. Степи и луга (3 часа. 1 час - экскурсия).
Основные понятия. Природное сообщество «степь»: многообразие растений
степи. Травы (3-4 вида: типчак, ковыль, тимофеевка степная, фиалки и
т.д.).Природное сообщество «луг»: многообразие растений луга, травы (3-4
вида: мятлик, тимофеевка луговая и т.д.). Сезонные изменения в неживой
природе и их влияние на жизнь организмов. Лекарственные растения (3-4
вида: полынь, душица и т.д.). Правила сбора лекарественных растений.
Разнообразие степных животных (2-4 вида: млекопитающие, насекомые,
пресмыкающиеся),
некоторые
их
отличительные
признаки.
Приспособленность
организмов
к
условиям
жизни.
Особенности
жизнедеятельности растений, животных степей и лугов. Их охрана.
Моделирование: Влияние деятельности человека на состояние природных
сообществ; значение степей и лугов в жизни человека.
Экскурсия: Многообразие природы (степь или луг).
ТЕМА № 3. Водоемы нашего края (3 часа, 1 час - экскурсия).
Основные понятия: река, озеро, болото. Разнообразие растений. Растения
водоемов - 5-6 видов. Особенности строения и жизнедеятельности в связи со
средой обитания. Многообразие животных водоема. Рыбы - 5-6 видов (щука,
окунь и т.д.). Млекопитающие - 2-3 вида (ондатра, бобр, выхухоль и т.д.).
Птицы - 3-5 вида (утки, цапли, гуси и т.д.). Ракообразные (рак, циклоп,
дафни). Особенности строения и жизнедеятельности животных водоема.
Приспособленность организмов к условиям жизни. Охрана водоемов.
Правила поведения в природе.
Моделирование: Влияние человека на состояние природного сообщества
«водоем».
Экскурсия: Значение водоемов в жизни человека.
ТЕМА№ 4. Агросистемы Зауралья (2 часа).
Основные
понятия:
агросистема,
культурные
растения,
сорт,
сорные
растения, растениеводство, злаки, корнеклубни, корнеплоды, кормовые
травы,
овощи.Животноводство,
порода,
домашние
животные,
предки
домашних животных, крупный рогатый скот, свиноводство, птицеводство,
овцеводство. Садоводство. Вредители. Способы борьбы с вредителями
(химический, экологический). Правила выращивания растений. Ветровая и
водная эрозия. Охрана почв. Значение культурных растений и домашних
животных в жизни человека. Влияние деятельности человека на состояние
агроэкосистем.
Обобщающие уроки:
1. Природа и люди - одно целое.
2. Роль экологии в защите окружающей нас среды.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
К концу 5 класса учащиеся должны знать:
-понятия -
природные сообщества "лес", "степь", "луг", "водоем",
"агроэкосистема";
-
видовое многообразие организмов леса, луга, водоема, степи, агро
экосистемы, особенности строения и жизнедеятельности, взаимодействие
живых организмов в конкретных местах их обитания ;
- некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой;
- взаимосвязи между природой и человеком;
- значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу
охрана природы, правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
-
различать наиболее характерные в каждом конкретном природном
сообществе растения, животных, основные сельскохозяйственные растения, а
также сельскохозяйственных животных края,
- приводить примеры приспособленности организмов к условиям жизни;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природных
сообществах и между природой и человеком;
-
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках
сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения,
рассказа; в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку
деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости.
Календарно - тематическое планирование.
№
п.п
Дата
проведения
Тема занятия
Оборудование
Форма
проведения
План
Факт
1
ВВЕДЕНИЕ:
Что
такое
экология
Теория
ТЕМА
№
1.
Законы
экологии.
Законы
экологии
по
Б.
Коммонеру:
• Все связано со всем.
•
Все должно куда-то
деваться.
• Ничего не дается даром.
• Природа знает лучше.
Теория
2
Понятие
"живые
организмы".
Среда
обитания.
Факторы
окружающей
среды.
Взаимодействие
живых
организмов со средой их
обитания:
пищевыми
и
климатическими
связями.
Многообразие
живых
организмов.
Приспособленность
организмов
к
условиям
жизни.
Значение
Таблица – цепи
питания
Теория
Практика –
составление
цепей
питания
организмов
в
природе,
жизни
человека.
Моделирование:
цепи
питания.
ТЕМА
№
2.
Экологические Факторы
Основные
понятия
биотические и абиотические
факторы.
Биотические
факторы
-
это
растения,
животные,
бактерии,
человек.
Абиотические
-
почва, воздух, вода и т.д.
Почва. Образование почвы.
Значение
почвы.
Охрана
почв.
Презентация
«экологические
факторы»
Теория
3
Экологический
практикум
«Много
ли
плодородной
почвы на Земле»:
-
«трясем
скалы»
(образование почвы);
-
«коктейль
из
почвы»
(строение почвы);
-
«раскопки
в
почве»
(живые организмы почвы).
Практикум
4
ТЕМА
№
3.
Экологическая
система
(3часа).
Понятие
"экологическая
система".
Экологическая
Таблица-
экологическая
система
Теория
ниша.
Экологическая
пирамида.
Производители
(продуценты), потребители
(консументыI и II порядка),
разрушители (редуценты).
Экологическая
зона.
Симбиоз. Свойства систем:
устойчивость,
управляемость,
саморегулирование.
Теория
5
ТЕМА
№
4.
Удивительный
мир
растений.
Царство
растений.
Фотосинтез.
Свето-
теплолюбивые
растения.
Жизненные
формы
растений
(дерево
-
кустарник - трава).
Презентация
«жизненные
формы
растений»
Теория
Высшие растения. Низшие
растения. Среда обитания.
Растительное сообщество.
Фитоценоз. Биоценоз
Теория
6
Естественные
и
искусственные сообщества.
Растения «Красной книги».
Теория
7
ТЕМА № 5. Животный
мир.
Царство
животных.
Многообразие
животных.
Теория
Позвоночные
и
беспозвоночные.
Отличие
животных
организмов
от
растительных
Среда
обитания
животных.
Животные
«Красной
книги».
Экологические
зоны.
Обобщающий
урок:
Экологические заповеди (по
В. Хижняку, 1991).
Обобщение
8
ТЕМА
№
6.
Природа
Зауралья
Географическая
карта
России,
Курганской
области.
Масштаб.
Природная зона.
Иллюстрации,
слайды
Теория
Реки и озера Курганской
области. Климат. Полезные
ископаемые.
Теория
9
Многообразие
растительного и животного
мира Курганской области.
Теория
Экскурсия
(маршрут
выбирается
с
учетом
возможности
показа
различных объектов живой
и неживой природы).
Практика
10
ПРИРОДНЫЕ
СООБЩЕСТВА
Иллюстрации,
слайды
Теория
ЗАУРАЛЬЯ.
ТЕМА №1. Леса
Растения леса. Природное
сообщество
«лес».
Многообразие
растений
леса: деревья
кустарники
травы, сезонные изменения
в неживой природе и их
влияние
на
жизнь
организмов;
-ягоды - грибы
-
правила
сбора
ягод
и
грибов.
Многообразие
животных
леса:
-
насекомые
-
пресмыкающиеся
-
млекопитающие
-
приспособленность
организмов к жизни в лесу;
- правила поведения в лесу;
-
ярусы
леса,
жизнедеятельность
и
взаимодействие организмов
в лесу.
Теория
11
Экскурсия
Многообразие
природы.
Моделирование:
Изменения в природе под
влиянием
человека
или
охрана природы. Природное
Практикум
сообщество «ЛЕС».
ТЕМА № 2. Степи и луга
Основные
понятия.
Природное
сообщество
«степь»:
многообразие
растений
степи.
Травы.
Природное
сообщество
«луг»:
многообразие
растений
луга,
травы
Сезонные
изменения
в
неживой
природе
и
их
влияние
на
жизнь
организмов. Лекарственные
растения
Правила
сбора
лекарственных
растений.
Разнообразие
степных
животных,
некоторые
их
отличительные
признаки.
Приспособленность
организмов
к
условиям
жизни.
Особенности
жизнедеятельности
растений, животных степей
и лугов. Их охрана.
Иллюстрации,
слайды
Теория
12
Моделирование:
Влияние
деятельности человека на
состояние
природных
сообществ; значение степей
и лугов в жизни человека.
Практика
Экскурсия:
Многообразие
природы (степь или луг).
Практика
13
ТЕМА
№
3.
Водоемы
нашего края
Основные
понятия:
река,
озеро, болото. Разнообразие
растений.
Растения
водоемов.
Особенности
строения
и
жизнедеятельности в связи
со
средой
обитания.
Многообразие
животных
водоема.
Рыбы
Млекопитающие.
Птицы.
Ракообразные Особенности
строения
и
жизнедеятельности
животных
водоема.
Приспособленность
организмов
к
условиям
жизни.
Охрана
водоемов.
Правила
поведения
в
природе.
Иллюстрации,
слайды
Теория
Моделирование:
Влияние
человека
на
состояние
природного
сообщества
«водоем».
Практика
14
ТЕМА№ 4.
Агросистемы
Зауралья.
Теория
Основные
понятия:
агросистема,
культурные
растения,
сорт,
сорные
растения, растениеводство,
злаки,
корнеклубни,
корнеплоды,
кормовые
травы,
овощи.
Животноводство,
порода,
домашние
животные,
предки
домашних
животных,
крупный
рогатый скот, свиноводство,
птицеводство, овцеводство.
Садоводство.
Вредители.
Способы
борьбы
с
вредителями
(химический,
экологический).
Правила
выращивания
растений.
Ветровая и водная эрозия.
Охрана
почв.
Значение
культурных
растений
и
домашних
животных
в
жизни
человека.
Влияние
деятельности человека на
состояние агроэкосистем.
Теория
15
Обобщающий
урок
–
природа и люди - одно
целое
практикум
16
Обобщающий урок – роль
экологии
в
защите
окружающей среды
практикум
17
Обобщающий урок – роль
экологии
в
защите
окружающей среды
практикум