Напоминание

Азбука экологии


Автор: Сосевич Марина Михайловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 59"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: программа элективного курса для 5 класса
Тема: Азбука экологии
Раздел: среднее образование





Назад




Программа элективного курса

для 5 класса

«Азбука экологии»

Автор курса- Сосевич Марина Михайловна

Учитель географии и биологии высшей квалификационной категории

Г. Курган. 2020 год

Пояснительная записка.

Программа «Азбука экологии»- составлена на основе Образовательной

программы

«Экология»,

регионального

компонента

содержания

экологического образования базисного учебного плана Курганской области -

под

редакцией

авторского

коллектива

в

составе

Несговоровой

Н.П.

Завьяловой О.Г. Бокарева С.Ю.

Цели и задачи экологического образования.

Под

экологическим

образованием

понимается

непрерывный

процесс

обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование

системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации,

поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к

окружающей социально-природной среде и здоровью. Целью экологического

образования является становление экологической культуры личности и

общества

как

совокупности

практического

и

духовного

опыта

взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и

развитие. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие

экологического сознания личности.

Цели общекультурной экологической подготовки школьников:

- дать представление об экологических проблемах Зауралья и развить

интерес к ним;

- повысить уровень эмоциональной отзывчивости к местным экологическим

проблемам;

- дать ориентиры для критической оценки современной экологической

ситуации в Зауралье;

- сформировать умение разграничивать экологически оправданное поведение

от нерационального хищнического отношения к окружающей среде;

- развивать экологические ориентиры для применения в жизненных

ситуациях,

- развивать экологическое отношение к природе.

Названные

идеи

реализуются

в

отдельно

взятом

курсе

«Экология».

Следовательно, обучение в рамках особой общеобразовательной области

«Экология»

предполагается

осуществить

на

основе

взаимосвязи

и

взаимодополняемости интеграции и дифференциации, что соответствует

тенденции формирования и развития экологической науки.

Развитие

экологической культуры позволяет в полной мере охватить всю систему

взаимодействия человека с природой и окружающим миром.

Цели образовательной программы:

- воспитание экологической культуры, обеспечивающей прогресс общества в

достижении гармонии между человеком и природой,

- становление гражданской зрелости и ответственности по отношению к

природе, человеку, обществу, себе самому

Задачи образовательной программы:

- Объединить и систематизировать разрозненные знания по предметам

естественного, общественно-гуманитарного цикла, раскрывающие характер

взаимоотношений и взаимодействия природы и человека как в далеком

историческом прошлом, так и на современном этапе, и в перспективе на XXI

век.

- Провести анализ причин последствий и путей устранения экологического

кризиса.

-

Сформировать

у

учащихся

личностное

отношение

к

сохранению

окружающей среды, активную жизненную позицию.

Данная образовательная программа обеспечивает фундаментальный

характер подготовки школьника и ориентирует его на использование знаний

в любом виде профессиональной деятельности.

Программа факультатива рассчитана на 34 часа.

Наиболее важные цели факультативного курса:

- формирование экологического мышления;

- воспитание чувства единства человека с живой природой;

- понимание экологических закономерностей, происходящих в природе;

-

умение прогнозировать последствия антропогенного воздействия на

природу;

- умение работать с различными источниками информации

Основной

задачей

курса

является

усвоение

учащимися

базовых

экологических знаний и умений.

Содержание программы.

ВВЕДЕНИЕ: Чтотакое экология (1 час.)

ТЕМА № 1. Законы экологии. (2часа).

Законы экологии по Б. Коммонеру:

• Все связано со всем.

• Все должно куда-то деваться.

• Ничего не дается даром.

• Природа знает лучше.

Понятие "живые организмы". Среда обитания. Факторы окружающей среды.

Взаимодействие живых организмов со средой их обитания: пищевыми и

климатическими

связями.

Многообразие

живых

организмов.

Приспособленность организмов к условиям жизни. Значение организмов в

природе, жизни человека. Моделирование: цепи питания.

ТЕМА № 2. Экологические Факторы (2 часа).

Основные понятия биотические и абиотические факторы. Биотические

факторы - это растения, животные, бактерии, человек. Абиотические - почва,

воздух, вода и т.д. Почва. Образование почвы. Значение почвы. Охрана почв.

Экологический практикум «Много ли плодородной почвы на Земле»:

- «трясем скалы» (образование почвы);

- «коктейль из почвы» (строение почвы);

- «раскопки в почве» (живые организмы почвы).

ТЕМА № 3. Экологическая система (3часа).

Понятие "экологическая система". Экологическая ниша. Экологическая

пирамида. Производители (продуценты), потребители (консументыI

и II

порядка), разрушители (редуценты). Экологическая зона. Симбиоз. Свойства

систем:

устойчивость,

управляемость,

саморегулирование.

Природные

сообщества. Животные и растительные сообщества Разнообразие организмов

в сообществах.

ТЕМА № 4. Удивительный мир растений (3 часа).

Царство растений. Фотосинтез. Свето-теплолюбивые, растения. Жизненные

формы растений (дерево - кустарник - трава). Высшие растения. Низшие

растения. Среда обитания. Растительное сообщество. Фитоцелоз. Биоценоз.

Естественные и искусственные сообщества. Растения «Красной книги».

ТЕМА № 5. Животный мир (3 часа).

Царство

животных.

Многообразие

животных.

Позвоночные

и

беспозвоночные. Отличие животных организмов от растительных. Среда

обитания животных. Животные «Красной книги». Экологические зоны.

Обобщающий урок: Экологические заповеди (по В. Хижняку, 1991).

ТЕМА № 6. Природа Зауралья (4 часа, 1 час - на обобщение).

Географическая карта России, Курганской области. Масштаб. Природная

зона. Реки и озера Курганской области. Климат. Полезные ископаемые.

Многообразие растительного и животного мира Курганской области.

Экскурсия (маршрут выбирается с учетом возможности показа различных

объектов живой и неживой природы).

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

-

основные экологические понятия: экология, тела, вещества, частицы,

признаки живого и неживого, среда обитания, экологические факторы

(биотические, абиотические), экологические законы, экологические системы,

экологическая

ниша,

экологическая

пирамида,

свойства

экосистемы,

природные

сообщества,

естественные

и

искусственные

природные

сообщества;

- многообразие живых организмов, некоторые их отличительные признаки;

- некоторые взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри неживой

природы, внутри живой природы;

- охраняемые растения и животные Курганской области;

- растения и животные «Красной книги»;

-

особенности природы Курганской области; поверхность, важнейшие

полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества, использование и

охрана природы края;

- правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- различать живую и неживую природу;

- описывать объекты природы;

- объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- приводить примеры приспособляемости организмов к условиям жизни;

- проводить самостоятельно наблюдения в природе; выполнять простейшие

опыты;

- находить и показывать изученные географические объекты;

- различать важнейшие полезные ископаемые родного края;

-

применять

имеющиеся

знания

в

практической

деятельности

по

благоустройству и охране природной среды родного края.

ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА ЗАУРАЛЬЯ.

ТЕМА №1. Леса (3 часа, I час - экскурсия).

Растения леса. Природное сообщество «лес». Многообразие растений леса:

- деревья 3-4 вида (береза, осина, сосна);

- кустарники 4-5 видов (шиповник, вишня, ива серая, таволга и т.д.);

- травы 4-5 видов (костянка, клевер, лютики и т.д.);

- сезонные изменения в неживой природе и их влияние на жизнь организмов ;

- ягоды 3- 4 вида (земляника, брусника, клюква и т.д.);

- грибы 4-5 видов (боровик, маслята, груздь и т.д.);

- правила сбора ягод и грибов. Многообразие животных леса:

- насекомые (3-4 вида: рыжий лесной муравей, бабочки - Махаон, Адмирал,

стрекоза-красотка блестящая и т.д.);

- пресмыкающиеся (2-3 вида: уж, гадюка и т.д.);

- млекопитающие (5-6 видов: уж, белка, заяц, лиса, лось и т.д.);

- приспособленность организмов к жизни в лесу;

- правила поведения в лесу;

- ярусы леса, жизнедеятельность и взаимодействие организмов в лесу.

Экскурсия Многообразие природы.

Моделирование: Изменения в природе под влиянием человека или охрана

природы. Природное сообщество «ЛЕС».

ТЕМА 2. Степи и луга (3 часа. 1 час - экскурсия).

Основные понятия. Природное сообщество «степь»: многообразие растений

степи. Травы (3-4 вида: типчак, ковыль, тимофеевка степная, фиалки и

т.д.).Природное сообщество «луг»: многообразие растений луга, травы (3-4

вида: мятлик, тимофеевка луговая и т.д.). Сезонные изменения в неживой

природе и их влияние на жизнь организмов. Лекарственные растения (3-4

вида: полынь, душица и т.д.). Правила сбора лекарественных растений.

Разнообразие степных животных (2-4 вида: млекопитающие, насекомые,

пресмыкающиеся),

некоторые

их

отличительные

признаки.

Приспособленность

организмов

к

условиям

жизни.

Особенности

жизнедеятельности растений, животных степей и лугов. Их охрана.

Моделирование: Влияние деятельности человека на состояние природных

сообществ; значение степей и лугов в жизни человека.

Экскурсия: Многообразие природы (степь или луг).

ТЕМА № 3. Водоемы нашего края (3 часа, 1 час - экскурсия).

Основные понятия: река, озеро, болото. Разнообразие растений. Растения

водоемов - 5-6 видов. Особенности строения и жизнедеятельности в связи со

средой обитания. Многообразие животных водоема. Рыбы - 5-6 видов (щука,

окунь и т.д.). Млекопитающие - 2-3 вида (ондатра, бобр, выхухоль и т.д.).

Птицы - 3-5 вида (утки, цапли, гуси и т.д.). Ракообразные (рак, циклоп,

дафни). Особенности строения и жизнедеятельности животных водоема.

Приспособленность организмов к условиям жизни. Охрана водоемов.

Правила поведения в природе.

Моделирование: Влияние человека на состояние природного сообщества

«водоем».

Экскурсия: Значение водоемов в жизни человека.

ТЕМА№ 4. Агросистемы Зауралья (2 часа).

Основные

понятия:

агросистема,

культурные

растения,

сорт,

сорные

растения, растениеводство, злаки, корнеклубни, корнеплоды, кормовые

травы,

овощи.Животноводство,

порода,

домашние

животные,

предки

домашних животных, крупный рогатый скот, свиноводство, птицеводство,

овцеводство. Садоводство. Вредители. Способы борьбы с вредителями

(химический, экологический). Правила выращивания растений. Ветровая и

водная эрозия. Охрана почв. Значение культурных растений и домашних

животных в жизни человека. Влияние деятельности человека на состояние

агроэкосистем.

Обобщающие уроки:

1. Природа и люди - одно целое.

2. Роль экологии в защите окружающей нас среды.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

К концу 5 класса учащиеся должны знать:

-понятия -

природные сообщества "лес", "степь", "луг", "водоем",

"агроэкосистема";

-

видовое многообразие организмов леса, луга, водоема, степи, агро

экосистемы, особенности строения и жизнедеятельности, взаимодействие

живых организмов в конкретных местах их обитания ;

- некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой;

- взаимосвязи между природой и человеком;

- значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу

охрана природы, правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

-

различать наиболее характерные в каждом конкретном природном

сообществе растения, животных, основные сельскохозяйственные растения, а

также сельскохозяйственных животных края,

- приводить примеры приспособленности организмов к условиям жизни;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природных

сообществах и между природой и человеком;

-

самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках

сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения,

рассказа; в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку

деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости.

Календарно - тематическое планирование.

п.п

Дата

проведения

Тема занятия

Оборудование

Форма

проведения

План

Факт

1

ВВЕДЕНИЕ:

Что

такое

экология

Теория

ТЕМА

1.

Законы

экологии.

Законы

экологии

по

Б.

Коммонеру:

• Все связано со всем.

Все должно куда-то

деваться.

• Ничего не дается даром.

• Природа знает лучше.

Теория

2

Понятие

"живые

организмы".

Среда

обитания.

Факторы

окружающей

среды.

Взаимодействие

живых

организмов со средой их

обитания:

пищевыми

и

климатическими

связями.

Многообразие

живых

организмов.

Приспособленность

организмов

к

условиям

жизни.

Значение

Таблица – цепи

питания

Теория

Практика –

составление

цепей

питания

организмов

в

природе,

жизни

человека.

Моделирование:

цепи

питания.

ТЕМА

2.

Экологические Факторы

Основные

понятия

биотические и абиотические

факторы.

Биотические

факторы

-

это

растения,

животные,

бактерии,

человек.

Абиотические

-

почва, воздух, вода и т.д.

Почва. Образование почвы.

Значение

почвы.

Охрана

почв.

Презентация

«экологические

факторы»

Теория

3

Экологический

практикум

«Много

ли

плодородной

почвы на Земле»:

-

«трясем

скалы»

(образование почвы);

-

«коктейль

из

почвы»

(строение почвы);

-

«раскопки

в

почве»

(живые организмы почвы).

Практикум

4

ТЕМА

3.

Экологическая

система

(3часа).

Понятие

"экологическая

система".

Экологическая

Таблица-

экологическая

система

Теория

ниша.

Экологическая

пирамида.

Производители

(продуценты), потребители

(консументыI и II порядка),

разрушители (редуценты).

Экологическая

зона.

Симбиоз. Свойства систем:

устойчивость,

управляемость,

саморегулирование.

Теория

5

ТЕМА

4.

Удивительный

мир

растений.

Царство

растений.

Фотосинтез.

Свето-

теплолюбивые

растения.

Жизненные

формы

растений

(дерево

-

кустарник - трава).

Презентация

«жизненные

формы

растений»

Теория

Высшие растения. Низшие

растения. Среда обитания.

Растительное сообщество.

Фитоценоз. Биоценоз

Теория

6

Естественные

и

искусственные сообщества.

Растения «Красной книги».

Теория

7

ТЕМА № 5. Животный

мир.

Царство

животных.

Многообразие

животных.

Теория

Позвоночные

и

беспозвоночные.

Отличие

животных

организмов

от

растительных

Среда

обитания

животных.

Животные

«Красной

книги».

Экологические

зоны.

Обобщающий

урок:

Экологические заповеди (по

В. Хижняку, 1991).

Обобщение

8

ТЕМА

6.

Природа

Зауралья

Географическая

карта

России,

Курганской

области.

Масштаб.

Природная зона.

Иллюстрации,

слайды

Теория

Реки и озера Курганской

области. Климат. Полезные

ископаемые.

Теория

9

Многообразие

растительного и животного

мира Курганской области.

Теория

Экскурсия

(маршрут

выбирается

с

учетом

возможности

показа

различных объектов живой

и неживой природы).

Практика

10

ПРИРОДНЫЕ

СООБЩЕСТВА

Иллюстрации,

слайды

Теория

ЗАУРАЛЬЯ.

ТЕМА №1. Леса

Растения леса. Природное

сообщество

«лес».

Многообразие

растений

леса: деревья

кустарники

травы, сезонные изменения

в неживой природе и их

влияние

на

жизнь

организмов;

-ягоды - грибы

-

правила

сбора

ягод

и

грибов.

Многообразие

животных

леса:

-

насекомые

-

пресмыкающиеся

-

млекопитающие

-

приспособленность

организмов к жизни в лесу;

- правила поведения в лесу;

-

ярусы

леса,

жизнедеятельность

и

взаимодействие организмов

в лесу.

Теория

11

Экскурсия

Многообразие

природы.

Моделирование:

Изменения в природе под

влиянием

человека

или

охрана природы. Природное

Практикум

сообщество «ЛЕС».

ТЕМА 2. Степи и луга

Основные

понятия.

Природное

сообщество

«степь»:

многообразие

растений

степи.

Травы.

Природное

сообщество

«луг»:

многообразие

растений

луга,

травы

Сезонные

изменения

в

неживой

природе

и

их

влияние

на

жизнь

организмов. Лекарственные

растения

Правила

сбора

лекарственных

растений.

Разнообразие

степных

животных,

некоторые

их

отличительные

признаки.

Приспособленность

организмов

к

условиям

жизни.

Особенности

жизнедеятельности

растений, животных степей

и лугов. Их охрана.

Иллюстрации,

слайды

Теория

12

Моделирование:

Влияние

деятельности человека на

состояние

природных

сообществ; значение степей

и лугов в жизни человека.

Практика

Экскурсия:

Многообразие

природы (степь или луг).

Практика

13

ТЕМА

3.

Водоемы

нашего края

Основные

понятия:

река,

озеро, болото. Разнообразие

растений.

Растения

водоемов.

Особенности

строения

и

жизнедеятельности в связи

со

средой

обитания.

Многообразие

животных

водоема.

Рыбы

Млекопитающие.

Птицы.

Ракообразные Особенности

строения

и

жизнедеятельности

животных

водоема.

Приспособленность

организмов

к

условиям

жизни.

Охрана

водоемов.

Правила

поведения

в

природе.

Иллюстрации,

слайды

Теория

Моделирование:

Влияние

человека

на

состояние

природного

сообщества

«водоем».

Практика

14

ТЕМА№ 4.

Агросистемы

Зауралья.

Теория

Основные

понятия:

агросистема,

культурные

растения,

сорт,

сорные

растения, растениеводство,

злаки,

корнеклубни,

корнеплоды,

кормовые

травы,

овощи.

Животноводство,

порода,

домашние

животные,

предки

домашних

животных,

крупный

рогатый скот, свиноводство,

птицеводство, овцеводство.

Садоводство.

Вредители.

Способы

борьбы

с

вредителями

(химический,

экологический).

Правила

выращивания

растений.

Ветровая и водная эрозия.

Охрана

почв.

Значение

культурных

растений

и

домашних

животных

в

жизни

человека.

Влияние

деятельности человека на

состояние агроэкосистем.

Теория

15

Обобщающий

урок

природа и люди - одно

целое

практикум

16

Обобщающий урок – роль

экологии

в

защите

окружающей среды

практикум

17

Обобщающий урок – роль

экологии

в

защите

окружающей среды

практикум



В раздел образования