Авторы: Тамара Владимировна Русская, Анастасия Валериевна Генералова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГК ДОУ "Детский сад №166 Г.О. Донецк" ДНР
Населённый пункт: город Донецк
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: «Осенние подсказки для Незнайки»
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи
в старшей логопедической группе
«Осенние подсказки для Незнайки»
воспитатель
ГК ДОУ «Детский сад № 166 Г.О. Донецк» ДНР
Русская Тамара Владимировна
Цели:
Осуществлять обогащение словаря детей за счет расширения представлений о явлениях
природы,
формировать
умение
грамматически
правильно
использовать
в
речи
вопросительные и повествовательные предложения.
Задачи:
Образовательная:
Закрепление представлений об осени и её приметах. Уточнение,
расширение
и
активизация
словаря
по
теме
«Осень».
Совершенствование
грамматического строя речи (употребление предлогов В, НА, НАД). Закрепить умение
составлять рассказ-описание по опорной схеме.
Развивающая:
Развитие связной речи, совершенствование умения сочетать речь с
движением, развитие речевого дыхания, зрительного внимания и восприятия.
Воспитательная:
Воспитание умения понимать учебную задачу и выполнять её
самостоятельно и в команде; закреплять умение внимательно выслушивать сверстников,
замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их; формирование навыков
сотрудничества. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: магнитная доска, корзины, мольберт, колокольчик.
Демонстрационный материал:
волшебный зонтик, листья деревьев с заданиями;
сюжетные картинки, смайлики, муляж фруктов, карточки-схемы.
Раздаточный: пособие «Огород», карточка на развитие речевого выдоха.
Технические средства: смартфон.
Ход занятия
1. Организационная часть
Воспитатель под звук колокольчика собирает детей на ковре: «Колокольчик озорной ты
ребят в кружок построй».
Воспитатель: Ребята, я открою вам секрет для того чтобы всегда все получалось нужно
взяться за руки и улыбнуться друг другу (дети берутся за руки и улыбаются друг другу).
Сегодня у нас интересное и необычное занятие по развитию речи. И поможет нам
волшебный зонтик. (Раздаётся телефонный звонок). Педагог смотрит и говорит: «Ой,
номер мне не знаком, интересно кто это звонит? Отвечать мне или нет? Как Вы думаете?
Дети: На незнакомый номер отвечать нельзя.
Воспитатель: Я, согласна. Отвечать не буду. Продолжаем занятие. Мы поговорим об
ОСЕНИ.
Звучит рингтон СМС. Воспитатель читает сообщение: Здравствуйте Тамара
Владимировна и ребята, в школе я получил задания: нарисовать осенний пейзаж,
составить загадки об овощах, придумать красивое предложение о фруктах, узнать где
растут овощи. Помогите пожалуйста, ваш друг Незнайка.
Воспитатель: Ребята поможем Незнайке? Но, как мы можем это сделать? (предложения
детей). Интересные предложения, я предлагаю провести видео урок. А чтобы все задания
выполнить и не забыть, нам помогут наши волшебные карточки. (Воспитатель на доске
прикрепляет карточки-схемы последовательности выполнения заданий). Прежде чем мы
начнем наше занятие предлагаю вспомнить формулу правильной речи.
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
Чтобы было всем понятно,
Чтобы было всем приятно
С нами разговаривать.
2. Основная часть.
Воспитатель: Посмотрите какие красивые осенние листья прилипли к зонтику. Давайте
подойдем и рассмотрим их. Листья одинаковые? С одного дерева? Какого они цвета? В
какое время года окрашиваются листья в такие цвета? Как можно назвать одним словом
эти листья?
Ответы детей.
Воспитатель: Петя, сними с зонтика лист березы. Какой это лист?
Ответ ребенка: Это лист березовый.
Воспитатель: Ой, да это необычный лист он с заданием, педагог читает задание.
Дидактическая игра «Назови приметы осени».
Воспитатель: Вам необходимо взять сюжетную картинку и придумать предложение,
которое должно начинаться со слова ОСЕНЬЮ. Дети после выполнения задания
прикрепляют картинку на магнитную доску.
-Осенью желтеют и опадают листья.
-Осенью дикие животные делают запасы на зиму.
-Осенью птицы улетают в теплые края.
-Осенью на огородах собирают урожай овощей.
-Осенью собирают урожай фруктов.
-Осенью идут холодные дожди.
- Осенью отцветают последние цветы.
Воспитатель: молодцы, очень интересные предложения вы придумали. Посмотрите какая
интересная картина у нас получилась.
После выполнения задания, педагог предлагает ребенку прикрепить березовый лист
рядом с схемой-карточкой. По аналогии выполняются все задания.
Составление загадок – описаний по опорной схеме.
Воспитатель предлагает ребенку снять лист клена.
Воспитатель: Ребята, вам необходимо составить загадки об овощах используя опорную
схему. Напоминаю, что в конце загадки звучит вопрос «Что это?» Это задание будем
выполнять в командах. Мальчики будут составлять загадки, а девочки отгадывать.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Физкультурная пауза «В огород мы пойдем»
Воспитатель: предлагаю сделать физкультурную паузу «В огород мы пойдем»
В огород мы пойдем, (Идут по кругу, взявшись за раки)
Урожай соберем.
Мы картошки накопаем, («Капают»)
И морковки натаскаем. («Таскают»)
Срежем мы кочан капусты, («Срезают»)
Круглый, сочный- очень вкусный. (Показывают круг руками-3 раза.)
Щавеля нарвем немножко, («Рвут»)
И вернемся по дорожке. (Идут по кругу, взявшись за руки)
Игра «Где растут овощи» (Употребление предлогов В, НАД, НА)
Воспитатель: Лист дуба снимет с зонтика Настя. Послушайте внимательно следующее
задание, вам нужно правильно указать где растут овощи.
Это задание вы будете
выполнять в парах. Подойдите на свои места и приступайте к работе.
Дети по желанию выбирают пару, садятся за столы, на которых разложены карточки и
приступают к выполнению задания.
Упражнение на речевой выдох «Подуй и назови».
Воспитатель: Сейчас мы будем правильно вдыхать и длительно выдыхать. Спина ровная,
щеки не надуваем, плечи не поднимаем.
Дети выходят на ковер.
Дидактическая игра Составь предложение о фрукте» (используя муляж)
Воспитатель: Леночка, принеси рябиновый лист. Задание, которое вам нужно выполнить
очень интересное и требует внимания. Послушайте его. Выполнять его вы будете в
команде. Разделитесь на две команды и выберете капитана. Капитаны подойдите ко мне.
Капитаны достают из корзины муляж фрукта и обмениваются им между собой.
- Из яблок делают вкусный яблочный сок.
- У бабушки на даче растут ароматные персики.
- Мама сварила очень вкусное сливовое повидло.
3.Итоговая часть.
Воспитатель: Хочу отметить отличную работу в командах. Посмотрите на доску, мы
выполнили просьбу Незнайки? Вот и подошел к концу наш видео урок. Его мы отправим
Незнайке, я уверена в том, что он пригодится ему, ведь мы должны помогать друзьям.
Согласны?
4. Рефлексия
Воспитатель: Вам понравилось наше занятие? А как вы оцениваете свое участие в
занятии вам поможет смайлик.
Дети выбирают смайлик. Воспитатель уточняет у детей почему они выбрали этот
смайлик.
Воспитатель:
Не нужно переживать, если сегодня что-то не получилось, завтра
обязательно все получится. Вы все молодцы.