Авторы: Соколова Ольга Евгеньевна, Ольга Евгеньевна Соколова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Золушка"
Населённый пункт: ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, НОЯБРЬСК
Наименование материала: Краткосрочный проект в средней группе
Тема: "Золотая Осень"
Раздел: дошкольное образование
Краткосрочный проект в средней группе
«Золотая осень».
Тема проекта: « Золотая осень»
Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий, игровой.
Вид проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети средней группы (с 4-5 лет), воспитатели, родители
воспитанников, музыкальный руководитель.
Срок реализации: октябрь 2 недели.
Актуальность проекта. Чтобы любить природу, её надо знать, а чтобы знать,
необходимо изучать и наблюдать за изменениями в природе. Если ребёнок научится
наблюдать за природой, то он научится ценить окружающий его мир. Общение с
природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание
природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и
явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения.
Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о
её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь,
бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.
Как писал Сухомлинский В.А.: «Мир, окружающий ребёнка - это, прежде всего, мир
природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой.
Цель проекта:
создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и
творческих способностей детей.
Задачи проекта:
• углубить представления об изменениях в природе осенью;
• развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
• привлечь внимания к окружающим природным объектам;
• развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его
красок и форм;
•пополнить и обогатить знания детей по лексическим
темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
• расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых
в осенний период;
• воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с
природой.
Предполагаемый результат:
расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах;
пополнится словарный запас;
дети смогут устанавливать
причинно- следственные связи между изменениями в
природе, вести наблюдения за объектами живой природы;
сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей
у родителей.
Эпаты реализации проекта:
Подготовительный:
- определение темы и задачи проекта; актуальности проблемы; составление плана
основного этапа проекта.
- подборка методической, детской художественной литературы, музыкальных
произведений;
- оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка
фотографий, литературы
- подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр.
- сотрудничество с музыкальным руководителем: подбор песен, музыкальных игр,
танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.
- разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах.
- разработка циклов НОД;
- сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов.
2. Основной:
Беседы.
Беседа - «Осень – добрая волшебница».
Цель: развивать творческое воображение, приобщать к красоте, искусству, творчеству.
Беседа – «Листопад».
Цель: показать детям многообразие красок золотой осени.
Беседа – «Растительный мир осенью».
Цель: расширить представление о разнообразии растительного мира.
Беседа – «Что мы знаем про осень».
Цель: расширить знания детей о временах года.
Консультация для родителей « Как развивать познавательные интересы у детей через
наблюдения».
Рассматривание иллюстраций об осени.
Словесные игры.
«Опиши словами осень», «Осень в лесу», «Вспомни и назови», «Подбери действия», «
Когда это бывает».
Пальчиковые игры.
«Осень».
«Капуста».
«Падают листья».
Дыхательные упражнения.
«Сдуй листок». Цель: развивать речевое дыхание.
«Листопад». Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
«Дует ветерок». Цель: развивать выдох. Активизировать мышцы губ.
Разучивание пословиц.
Загадывание загадок про осень.
Чтение художественной литературы.
К. Бальмонт «Осень».
Л. Толстой «Дуб и орешник».
К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев».
А. Плещеев «Осень наступила».
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры.
«Семья – собираемся на прогулку в лес».
«Семейный праздник».
«Огород».
« Магазин»
Дидактические игры.
«Найди такой же листок».
Цель: учить находить по образцу листья, закреплять названия деревьев.
«С какой ветки эти детки?».
Цель: закрепить знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников.
«Отгадайте что это за кустарник, дерево».
Цель: учить описывать предмет и узнавать по описанию, развивать память и внимание.
«Третий лишний».
Цель: закрепить знания детей о многообразии растений. Развивать память, быстроту
реакции.
«Что изменилось? (да или нет)».
Цель: закрепить знания детей о приметах осени.
Труд.
Уборка опавшей листвы на участке.
Сбор природного материала на прогулке (шишки, семена, листочки для гербария).
Укрывание корней деревьев опавшей листвой.
Беседы по ОБЖ.
«Почему в лесу нельзя ничего пробовать».
«Как вести себя в лесу».
«Почему могут быть опасны старые засохшие деревья».
Совместный труд родителей и детей по уборке листвы на участке. Цель: сблизить членов
семьи в совместной работе.
Консультация «Берегите природу».
Обогатить родителей знаниями экологического направления.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование:
«Осенние деревья».
«Овощи».
Лепка:
«Грибы», « Яблоки и груши».
Аппликация:
« Ежик»
Хороводные игры:
«Что нам осень принесла».
«Огородная - хороводная».
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин овощей»,
«Семья – Собираемся на прогулку в лес»,
«Семейный праздник».
Подвижные игры:
«Листопад».
Цель: согласовывать движения сигналом воспитателя, закреплять цвета.
«К названному дереву беги».
Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева. Развивать быстрый бег.
«Такой листок лети ко мне».
Цель: развивать внимание, наблюдательность. Упражнять в нахождении листьев по
сходству.
«Поймай листок».
Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Заключительный этап:
Праздник Осени.
Результаты проектной деятельности:
в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления
об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе
знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей
расширился и активизировался речевой запас;
появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и
небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;
большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.