Авторы: Яна Николаевна Седелкова, Ирина Александровна Дмитриева
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 2"Чебурашка""
Населённый пункт: Красавино
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Использование современной технологии "Говорящая стена" в раннем возрасте.
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №2»ЧЕБУРАШКА»» Г. КРАСАВИНО
ВОСПИТАТЕЛИ: СЕДЕЛКОВА Я.Н. ДМИТРИЕВА И.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
«ГОВОРЯЩАЯ СТЕНА» В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.
Современный мир дошкольного образования постоянно меняется и
развивается, все чаще используются различные новые технологии для
улучшения процесса обучения и воспитания детей. Эти технологии
включают в себя создание новых элементов, которые помогают улучшить
образовательную среду в детских садах. На сегодняшний день ФОП ДО
подчеркивает необходимость создания в детском саду образовательной
среды, которая будет способствовать развитию самостоятельности детей и
сделает их активными участниками образовательного процесса. Чтобы
успешно работать в этом направлении, нам необходимо модернизировать и
обогатить
образовательную
среду,
а
также
внедрить
в
нее
новые,
инновационные компоненты.
Хорошо организованная РППС в детском саду обеспечивает равные
возможности для развития каждого ребенка. Одним из ее элементов является
технология
«Говорящей
стены»
-
интерактивного
экрана,
который
охватывает различные образовательные области и помогает преобразить
развивающую среду, перенося часть образовательного пространства с
горизонта на вертикаль.
Данную технологию мы используем опираясь на следующих авторов:
И.П.Волков,Б.Т.Лихачев,В.М.Монахов,Н.Н.Михайлова,В.П.Беспалько,Е.Бер
шадский.
Цель технологии: создание условий для всестороннего развития
дошкольников
в
рамках
всех
образовательных
областей,
учитывая
особенности и требования образовательной программы.
Задачи, которые мы решаем с помощью этой технологией:
Создать
условия
для
игры,
исследования
и
творчества,
поддержание самостоятельности, интереса и креативности у детей.
Вносить
изменения
в
развивающую
предметно-
пространственную среду в соответствии с образовательными потребностями.
Обновлять среду для ненавязчивого обучения и развития, где
дети могут знакомиться, изучать, закреплять и расширять свой опыт как
самостоятельно, так и совместно со взрослыми.
Придать образовательной деятельности гибкость, яркость и
динамику.
Говорящая стена обладает рядом особенностей, которые делают
процесс обучения более эффективным и интересным для детей. Среди них:
Интерактивность: дети могут взаимодействовать с информацией,
представленной на стене, что позволяет им лучше усваивать материал.
Доступность
информации:
информация,
размещенная
на
говорящей стене, всегда доступна для детей, что облегчает процесс обучения.
Интеграция образовательных областей: благодаря говорящей
стене можно объединить различные образовательные области, что делает
процесс обучения более разнообразным и интересным.
Легкая трансформация учебных материалов: говорящая стена
позволяет легко изменять содержание и форму обучения в зависимости от
потребностей и интересов детей.
Организация самостоятельной деятельности детей: говорящая
стена стимулирует детей к самостоятельной работе, что развивает их навыки
и умения.
Развитие
сенсорного
восприятия:
использование
говорящей
стены способствует развитию органов чувств, таких как зрение, слух и
осязание.
Использование в течение всего дня: говорящую стену можно
использовать в различных режимных моментах, что делает ее универсальным
инструментом обучения.
Создавая стену, мы учитывали интересы детей, выбирали
подходящие материалы . Основной элемент нашей «Говорящей стены», или
ее фундамент - это доска с разнообразными элементами, или обычная стена,
где нарисована какая-либо история. На этой доске расположили различные
материалы: магнитная доска, панель для рисунков, специальные карманы,
липучки, на которые можно прикрепить съемные элементы, и прищепки с
зажимами. Неотъемлемой частью «Говорящей стены» стали игры и учебные
материалы, которые разместили на основной поверхности. Эти материалы
мы изготовили своими руками. Все подобранные материалы соответствуют
возрастным и индивидуальным возможностям детей раннего возраста и
образовательной программе.
В нашем детском саду, в октябре месяце проходил смотр-конкурс:
«Лучшая говорящая стена» среди групп ДОУ. Работая в группе раннего
возраста мы постарались применить данную технологию с целью создания
благоприятной и развивающей среды для малышей. Мы активно используем
ее элементы в оформлении интерьера группы, что позволяет детям с самого
раннего возраста изучать окружающий мир и развивать свои способности. А
сейчас познакомимся с нашей « Говорящей стеной»
Одним из основных элементов нашей «Говорящей стены» является
баннер с элементами бизиборда. Бизиборд – это специальная развивающая
доска, на которой мы разместили различные элементы, способствующие
развитию мелкой моторики ребенка. На нашем бизиборде расположены
кнопки, замки, щеколды, шнурки, молнии, бусинки, пробки и другие детали,
которые малыши могут трогать, открывать и закрывать, развивая тем самым
свои навыки.
Тематика нашей стены деревенский двор, где главные герои бабка и дедка с
внучкой Машенькой. Они преподносят детям различные игровые задания.
Учат детей видеть, наблюдать, замечать и отмечать изменения в природе и
погодных условиях. Знакомятся с птицами .
На говорящей стене также представлены элементы «Домашние
животные», которые позволяют детям познакомиться с различными видами
животных, узнать их особенности, подражать их голосу и научиться
заботиться о них.
Игровое пособие «Солнышко» привлекает их своей красочностью и с
которым можно действовать. При помощи «ручек» дети учатся определять
спряталось солнышко или выглянуло и улыбается детям. Учатся подбирать
по цвету и действовать с прищепками.
Стараемся вовлекать детей в действие с персонажами, они с большим
удовольствием подражают животным, учим вместе проговаривать потешки,
тем самым развиваем речь ребенка. Сказки “Репка”, « Колобок», « Теремок»
с героями – это еще один элемент говорящей стены, который помогает
малышам лучше понять сюжет сказки и научиться сопереживать героям.
Также есть наборы плоскостных кукол и животных для разыгрывания
потешек и стишков.
Огород с овощами – представляет собой набор реалистичных картинки
овощей, которые ребенок может трогать, рассматривать, изучать их форму,
цвет. Это способствует развитию тактильных ощущений и восприятия
малышей. На нашей грядке живет «Улитка» она привлекает детей своей
сборно-разборными кружочками трех размеров - большой, поменьше,
маленький. Дети с удовольствием учатся составлять картинку из 3 частей и
устанавливают отношение трех предметов по величине.
В саду бабы и деда растет яблонька , с ее помощью мы формируем у
детей такие умения, как ориентировка на предмете : размер, цвет, форма;
закрепляем понятие фрукты, мелкую моторику рук.
Синий трактор – любимый герой наших малышей, который также
представлен на говорящей стене. Он не только привлекает внимание детей,
но
развивает фантазию и учит взаимодействовать друг с другом. Он
знакомит
в
своих
песенках
с
домашними
животными
и
их
звукопроизношением.
Ростомер – важный элемент, который позволяет малышам следить за
своим ростом и развитием. Благодаря чему дети учатся понимать и ценить
свои достижения.
Домик «Я пришел» – это игра, которая помогает малышам научиться
понимать свою роль в обществе и семье. Ребенок, приходя в группу,
подходит к домику, открывает дверку и прикрепляет свою фотографию в
соответствующее окошко, тем самым показывая, что он уже здесь. Также
дети видя фото детей учатся называть и запоминать их по имени.
Все эти элементы говорящих стен делают обучение и развитие детей
раннего возраста более продуктивным и интересным.
Работа с «Говорящей стеной» начинается с предоставления детям
нового
материала.
В
ходе
организованной
нами
образовательной
деятельности
мы знакомим малышей с материалом, предоставляем
наглядные пособия. Обучение проводим коллективно и индивидуально.
Технологию «Говорящая стена»
используем в рамках любой детской
деятельности и во время проведения любого занятия, например, с целью
закрепления имеющихся у детей знаний по текущей теме или с целью
размещения изображений и фото с их работами или занятиями. На данной
стене мы проводим и обучающие игры. Благодаря «Говорящей стене», мы
можем ненавязчиво закрепить и углубить знания, полученные детьми,
сделать обучение ярким и активным, при этом продемонстрировать свое
педагогическое мастерство.
Для нас главное преимущество «Говорящей стены» в том, что дети
могут самостоятельно в свободное время пользоваться материалами. Также в
ходе проведённых наблюдений за детской деятельностью в созданной среде
«говорящей стены», мы пришли к выводу, что у детей развивается
познавательная активность, дети интересуются ее содержимым «говорящей
стены», выполняют задания, у детей развиваются коммуникативные навыки.
Таким образом, можно сделать вывод, что технология «Говорящих
стен» в детском саду, особенно в группе раннего возраста, является
эффективной
и
важной
по
нескольким
причинам.
Во-первых,
она
способствует развитию любознательности у детей, привлекая их внимание к
ярким и интересным элементам на стенах. Во-вторых, использование
«говорящих
стен»
помогает
формировать
у
малышей
элементарные
представления о различных предметах и явлениях, а также развивать их
мелкую моторику и координацию движений. В-третьих, данная технология
позволяет создать в группе атмосферу, стимулирующую познавательную
активность детей и их желание учиться. И, наконец, «говорящие стены»
являются отличным средством для реализации принципов наглядности и
доступности обучения, что особенно важно для малышей. Также отметим,
что «Говорящая стена» является инновационным подходом к объединению
различных
образовательных
областей,
преобразованию
обучающего
и
развивающего пространства в вертикальное положение, а также средством
организации самостоятельной активности детей и способом их сенсорного
развития. Такой подход позволяет познавать новые темы и закреплять
пройденный материал, учитывая индивидуальные потребности и интересы
каждого ребенка.