Напоминание

Эмоциональный интеллект у дошкольников


Авторы: Елена Николаевна Юрко, Ирина Юрьевна Шабаловская
Должность: педагог-психолог, учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ N 221 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Эмоциональный интеллект у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эмоциональный интеллект у дошкольников

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои

эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для

руководства своим мышлением и действиями.

Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:

восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению

и голосу;

понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь

между эмоцией и мыслью;

управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;

использование — активизация мозга с помощью эмоций.

В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу

Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект»

(Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил

собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).

Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному

состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети

со слабым выражением эмоций.

Есть 3 основные причины, почему стоит развивать эмоциональный интеллект в

самом раннем возрасте:

1.

Эмоциональный интеллект помогает ребёнку управлять своим эмоциональным

состоянием, лучше понимать свои чувства и потребности, осознавать свои

реакции — чувствовать, как, когда и почему он поступает. А ещё — быстрее

приходить в себя после эмоционально сложных ситуаций: проигрышей,

конфликтов, ссор и неудач.

2.

Эмоциональный интеллект помогает лучше понимать чувства других людей, не

воспринимать негативные эмоции на свой счёт, уметь договариваться и

налаживать контакт со сверстниками. Кроме того, он помогает научиться

проявлять эмпатию и формировать более близкие и доверительные отношения с

другими людьми.

3.

Эмоциональный интеллект помогает формировать ответственность за своё

поведение, а также прогнозировать последствия своих действий. В голове

ребёнка начинает складываться картинка «Что будет, если я сделаю так, а не

иначе».

В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители

могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена

каждая эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно

задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее

описание в круге. Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных

реакциях.

Игры на развитие ЭИ

«Кубик настроений»

Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя

настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а

ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и

почему.

«Зеркало»

Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается

угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и

командами.

«Я радуюсь, когда...»

По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда...». Сюда можно

включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.

Упражнения на работу с эмоциями

«Подушка злости»

Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии.

Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.

«Дневники добра»

Для отслеживания позитивных эмоций составьте:

«Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;

«Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;

«Дневник успеха», который помнит только хорошее.

После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и

родители смогут наблюдать ребёнка, который:

обладает богатым эмоциональным словарём;

не стремится к совершенству и перфекционизму;

не позволяет другим портить себе настроение;

способен переключаться от негатива к позитиву;

наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;

умеет отказывать;

может увлекаться делом и не ждать при этом награды.



В раздел образования