Авторы: Елена Николаевна Юрко, Ирина Юрьевна Шабаловская
Должность: педагог-психолог, учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ N 221 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Эмоциональный интеллект у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Эмоциональный интеллект у дошкольников
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои
эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для
руководства своим мышлением и действиями.
Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:
восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению
и голосу;
понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь
между эмоцией и мыслью;
управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;
использование — активизация мозга с помощью эмоций.
В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу
Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект»
(Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил
собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).
Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному
состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети
со слабым выражением эмоций.
Есть 3 основные причины, почему стоит развивать эмоциональный интеллект в
самом раннем возрасте:
1.
Эмоциональный интеллект помогает ребёнку управлять своим эмоциональным
состоянием, лучше понимать свои чувства и потребности, осознавать свои
реакции — чувствовать, как, когда и почему он поступает. А ещё — быстрее
приходить в себя после эмоционально сложных ситуаций: проигрышей,
конфликтов, ссор и неудач.
2.
Эмоциональный интеллект помогает лучше понимать чувства других людей, не
воспринимать негативные эмоции на свой счёт, уметь договариваться и
налаживать контакт со сверстниками. Кроме того, он помогает научиться
проявлять эмпатию и формировать более близкие и доверительные отношения с
другими людьми.
3.
Эмоциональный интеллект помогает формировать ответственность за своё
поведение, а также прогнозировать последствия своих действий. В голове
ребёнка начинает складываться картинка «Что будет, если я сделаю так, а не
иначе».
В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители
могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена
каждая эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно
задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее
описание в круге. Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных
реакциях.
Игры на развитие ЭИ
«Кубик настроений»
Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя
настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а
ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и
почему.
«Зеркало»
Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается
угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и
командами.
«Я радуюсь, когда...»
По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда...». Сюда можно
включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.
Упражнения на работу с эмоциями
«Подушка злости»
Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии.
Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.
«Дневники добра»
Для отслеживания позитивных эмоций составьте:
«Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;
«Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;
«Дневник успеха», который помнит только хорошее.
После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и
родители смогут наблюдать ребёнка, который:
обладает богатым эмоциональным словарём;
не стремится к совершенству и перфекционизму;
не позволяет другим портить себе настроение;
способен переключаться от негатива к позитиву;
наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;
умеет отказывать;
может увлекаться делом и не ждать при этом награды.