Автор: Бурдикова Дарья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №28 "Золотой петушок"
Населённый пункт: Тамбов
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Веселые упражнения для губ, щек и языка"
Раздел: дошкольное образование
Гимнастика
для
рук,
ног
-
дело
нам
привычное
и
знакомое. Понятно,
для
чего
мы
тренируем мышцы:
чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными.
А вот зачем тренировать язык, губы, щёки? Оказывается,
именно от их подвижности и натренированности зависит
произнесение звуков речи. И для них, как и для всех
мышц, гимнастика просто необходима. Ведь они должны
быть
хорошо
развиты,
чтобы
выполнять
тонкие
целенаправленные
движения,
именуемые
звукопроизношением.
Артикуляционные
упражнения
представляют
собой
упражнения, направленные на выработку полноценных
движений
и
определённых
положений
органов
артикуляционного аппарата
(щёк,
губ,
языка, нижней
челюсти,
мягкого
неба,
маленького
язычка),
необходимых для правильного произношения звуков.
ВЕСЁЛЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ, ЩЁК И
ЯЗЫКА
Выполнять
артикуляционные
упражнения
надо
ежедневно,
чтобы
вырабатываемые
у
детей
двигательные навыки закреплялись, становились более
прочными. Не следует предлагать детям сразу много
упражнений, достаточно 4 - 5.
При выборе упражнений надо учитывать степень их
сложности
и
доступность
выполнения.
Проводить
речевую
гимнастику
желательно
эмоционально.
Сначала
при
выполнении
детьми
упражнений
наблюдается
напряженность
движений
органов
артикуляционного аппарата.
Постепенно
напряжение
исчезает,
движения
становятся
непринужденными
и
вместе
с
тем
координированными.
2. «Облизывание тарелки»
Намазываем
гладкую
поверхность
тарелки
вареньем,
сгущенным
молоком
или
другим
продуктом,
который не противопоказан ребенку.
Ребенок берет тарелку двумя руками и
начинает
облизывать
широким
языком, приговаривая «Аах»
Игровые способы укрепления артикуляционного
аппарата, которые можно использовать дома.
1.«Бусинка»
Кладем на тарелку крупные крошки
печенья
или
маленькие
круглые
конфетки. Просим малыша губами
собрать их, представив себе, что он
собирает
рассыпанные
бусинки.
Или просим перенести «бусинки» с
одной тарелки на другую.
3. «Рыбалка»
Посыпаем
липкую
тарелку
более
крупными
крошками.
Предлагаем
ребенку
поймать
рыбку,
язык-
это
удочка,
а
крошки-
это
рыбки.
Нужно
широко открыть рот, высовывать язык
иголочкой и дотронуться до крошки так,
чтоб
она
прилипла
к
кончику
языка,
проговаривая ААА.
4. «Сладкий футбол»
Перекатить
во
рту
от
одной
щеки
к
другой
крупную
виноградинку, грецкий
орех,
сухарик,
кусочек
сахара,
крупную карамельку и т.д.
Упражнения с сушками.
1. Сожми сушку губами и удерживай её.
2. Сожми сушку зубами и удерживай её.
3. Подвесь сушку на высунутый язык и удерживай под
счет (до 5 – 10).
4. Язычок иголочкой просунуть в сушку (внизу, влево,
вправо)
5. держать сушку язычком вверху
Упражнения с чупа-чупсом
Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс -
отличный логопедический тренажер. Разверните леденец
и давайте немного поиграем.
1. Сожми чупа-чупс губами и попробуй его удержать 5-10
секунд.
2.
Удерживая
чупа-чупс
губами,
попробуй
подвигать
палочкой
сначала
сверху -
вниз,
затем
из
стороны
в
сторону.
3.
Приоткрой
рот,
губы
улыбаются,
сделай
из
языка
чашечку,
положи
в
чашечку
чупа-чупс
и
попробуй
удержать леденец только языком-чашечкой.
4. Подними широкий язык к нёбу, прижми чупа-чупсом
язык-«грибок» к нёбу.
5. Двигай леденцом по средине языка от кончика вглубь
рта и обратно 5-10 раз.
6.массаж языка чупа-чупсом: водить шариком вперед-
назад
по
средней
линии,
слегка
постукивать
и
подпрыгивать, делать легкие вибрационные движения 5-
10 раз
После
того,
как
карамель
съедена,
используем
оставшуюся палочку в коррекционных целях
,
кладем на
середину
языка
и
делаем
трубочку
языком
дуем
в
трубочку на ватку или пёрышко ставим палочку в стакан с
водой
и
булькаем
выкладываем из
палочек
буквы
и
фигурки
УПРАЖНЕНИЯ С СОЛОМКОЙ
1.Высунь язык и продержи на нем
соломинку как можно дольше.
2.
Открой
рот
и
постарайся
удержать соломинку в равновесии
на
языке.
Можно
прижать
к
верхним зубам, но рот закрывать
нельзя.
3.Сделай
усы!
Удерживай
соломинку
у
верхней
губы
с
помощью кончика языка.
4.
Соломинку нужно удержать в
вертикальном положении (почти),
зажав один конец между нижними
зубами и языком.
Ещё несколько вкусных упражнений
Длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо
стараться удержать мармеладку губами!
ВНИМАНИЕ!!!! Упражнения проводятся обязательно в
присутствии взрослого!!!!!
Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке