Напоминание

«Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»


Автор: Елена Ивановна Володина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКДОУ "ДЕТСКИЙ САД №142 Г.О. МАРИУПОЛЬ" ДНР
Населённый пункт: Мариуполь, Донецкая обл.
Наименование материала: семинар-практикум
Тема: «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 142 «Умка» Г.О. Мариуполь» ДНР

Семинар - практикум «Роль сказки в экологическом образовании

дошкольников»

подготовила и провела:

воспитатель I категории

Володина Елена Ивановна

Цель

оказание

помощи

педагогам

дошкольного

учреждения

в

овладении

технологией

ознакомления

дошкольников

с

элементарными

экологическими

представлениями через экологические сказки.

Задачи:

- совершенствовать педагогическое мастерство педагогов в работе по формированию

экологической культуры дошкольников средствами экологической сказки;

-

способствовать

творческому

поиску

педагогов

в

создании

условий

для

формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказки

Ход семинара - практикума

:

Как ведем с природой диалоги мы

Знают даже муравьи вокруг.

Знаем мы науку экологию,

Ведь она природе лучший друг.

Чтобы повысить эффективность экологического образования мы используем

различные формы и методы работы:

экологические занятия;

обсуждение и проигрывание ситуаций;

коллекционирование;

экологические игры (дидактические, имитационные – игры моделирование

экосистем, игры путешествия);

инсценировки экологических сказок;

экологические конкурсы.

Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка

заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы,

воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные

представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической

культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение сказок экологического

содержания способствуют формированию первых понятий о единстве человека и

1

природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать

окружающий его мир.

Игра с залом - на экране появляются картинки.

- что общего между этими картинками (экология)

- что общего между этими картинками (сказка)

- как можно объединить эти два слова (Экологическая сказка)

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с

детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает,

знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно

дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а

как бы исподволь. Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем

дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка

выросла? Нужна почва, семечко, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте,

рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием

воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. А для

старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», мы даем понятие детям о том, что в

природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето

и т. д.

Мы окружены природой: золотыми полями, цветущими лугами, дубравами,

березовыми рощами. И как же нам донести детям всю эту красоту и ответственность

за сохранение этой красоты. Конечно, через сказку.

Хочется выделить этапы работы с экологической сказкой:

1. Чтение сказок.

2. Составление новых или дополнение уже существующих сказок.

3. Исправление ошибок в сказках.

4. Театрализация сказок.

Игра в группах.

Предлагаю разделиться на две группы.

1 группа

- вам необходимо дополнить уже существующую сказку, чтобы она

получилась с экологическим содержанием.

2 группа - вам необходимо придумать новую сказку с помощью картинок.

Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с

удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей

представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.

Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»

Однажды Петя и Маша отправились в зимний лес. Тихо зимой в лесу, только кое-

где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и

лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы

некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы

ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик",- возразила Маша.

Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в

своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук -

это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется

чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, - Давайте

ее поймаем».

2

Ошибки:

1. Скворцы улетают в теплые края

2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год опадают иголки,

а весной вырастают снова.

3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.

4. Белки в спячку не впадают.

5. Зимой появляются птенцы у клеста.

6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.

На основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть

заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к

ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных

ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Экосказки можно условно разделить на несколько групп.

Первая группа это сказки, где дети получают знания об определенном объекте или

явлении природы. Сила эмоционального воздействия сказочных персонажей на детей

предоставляет возможность разбудить у них позитивные чувства и эмоции,

следовательно, лучше запомнить информацию. К примеру, можно придумать сказку

на проблемную тему: «Почему кошка ловит мышей». Лучше использовать такие

сказки после проведения непосредственного наблюдения за объектами или явлениями

природы, что позволит сопоставить увиденное и услышанное, проанализировать,

сделать заключения.

Вторая группа сказки, в которых дети получают знания сразу о нескольких объектах

и явлениях в природе, о связях и зависимостях, которые существуют в природе.

Например, «Приключения муравья», «Подземные лабиринты». Только использовать

такие сказки нужно тогда, когда ребенок уже имеет знания об описанных в сказке

объектах, но связи и зависимости между ними еще требуют осмысления и

закрепления.

Третья группа сказки, которые позволяют детям обобщить и систематизировать

полученные ранее знания с различных источников. Такие сказки позволяют

аккумулировать знания и преобразовать их в яркие образы, например, леса, капельки,

которая путешествует и перевоплощается в различные состояния. Использовать такие

сказки следует после наличия определенной системы знаний о природе.

Четвертая группа сказки, которые раскрывают влияние человека на природу, а также

взаимосвязи между ними. Чтение таких сказок обязательно должны сопровождаться

беседами-рассуждениями

о

поступках

героев,

что

позволяет

ребенку

легче

воспринимать и анализировать информацию.

Экологические сказки очень полезны для всестороннего развития ребенка

дошкольного возраста. Для младшего дошкольного возраста воспитатель сам

придумывает и обыгрывает сказку, давая малышам элементарные экологические

представления. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно придумать

сказки на заданные темы, в том числе опираясь на схемы и мнемотаблицы.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические

сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к

природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту

3

природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение

к ней.

Список литературы

Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и

развлечения с детьми. – М., 2002.

Дупленко

О.

О

программе

экологического

воспитания

старших

дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. стр. 36-42.

Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л.

Новосёловой, М.: Просвещение, 1989. – 188 С.

Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в

повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург. 2005. – 116 С.

Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Интеграция эстетического и экологического

образования

в детском саду. Цветной мир 2012г.

Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. Учитель 2015г.

Миронов А.В. Экологическое воспитание в контексте с ФГОС ДО. Учитель

2016г.

Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации

педагогам, родителям и гувернёрам. – М.: «Мозаика-Синтез», 2004. – 112 С.

Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании

дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и

литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.:

Гном и Д, 2005. – 128 С.

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников

Москва Издательский центр «Академия» 2013г.

Павлова

Л.

Игры

как

средство

эколого-эстетического

воспитания

//

Дошкольное воспитание. 2002. № 10. стр. 40-49.

Формирование

экологической

культуры

дошкольников:

планирование,

конспекты занятий / авт.-сост. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова. – Волгоград, 2008.

4



В раздел образования