Автор: Елена Ивановна Володина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКДОУ "ДЕТСКИЙ САД №142 Г.О. МАРИУПОЛЬ" ДНР
Населённый пункт: Мариуполь, Донецкая обл.
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»
Раздел: дошкольное образование
Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 142 «Умка» Г.О. Мариуполь» ДНР
Консультация для педагогов:
«Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры
воспитанников»
подготовила:
воспитатель I категории
Володина Елена Ивановна
В настоящее время стала актуальной проблема экологического воспитания
дошкольников.
Наш век скоростей и технологий катастрофически не хватает времени остановиться,
времени оглянуться вокруг, времени понаблюдать за родной природой.
Детская черствость, безнравственность и неуважительное отношение ко всему
живому - вот результат нехватки общения детей с природой, вот чем это
оборачивается впоследствии.
А экологическая сказка даёт возможность детям, благодаря хорошо развитому у них
воображению, понаблюдать с детьми за жизнью диких животных или отправиться в
путешествие, сказочное путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное
царство.
Экологические сказки - сказки, способствующие более осознанному
пониманию детьми природы, природных явлений и формированию у детей
осознанной природоохранной деятельности и навыков рационального
природопользования.
Сказка есть в каждом доме и дети их любят. Сказка привлекает малышей
своей динамичностью, загадочностью, занимательностью событий,
неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.
Вот чем хороши сказки!
С помощью сказки ребенок познает окружающий мир не только умом, но и
сердцем, он не только познает , но и выражает свои мысли по отношению к добру
или злу, откликается на явления, события , которые происходят при нем. Знакомство
с необыкновенными героями помогают детям погрузится в смысловую суть сказки.
Этими волшебными героями являются Капелька, Колобок, Еловое семечко,
Родничок, кузнечик, улитка, дорога эти герои открывают для ребенка таинственный
мир, который полон неожиданностей, тайн, чудес.
Ребенок, попадая в этот таинственный мир, узнает тайны, чудеса, таинственные
превращения, познает все тайны растительного мира, животного мира, знакомится с
сезонными изменениями в природе, узнает о временах года,
Детская сказка о Колобке, или курочке Рябе, или о Репке превращается в целый
спектакль, где один актер разными голосами может изобразить не только волка,
медведя, зайца или лису, но и попытается изобразить хитрость, коварство, обман или
наоборот дружелюбие, доброту, ласку.
У детей нет такой возможности наблюдать за тем, как животные готовятся к зиме.
Далеко не все моменты их жизни можно увидеть в природе. Известно, что птицы
совершают перелеты в теплые края в основном по ночам. Не всегда есть возможность
понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в
путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А
экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей
дошкольного возраста воображению.
Дети, живущие в городе наблюдают за поведением и повадками белок, уток в парках
и скверах, за поведением и повадками животных в зоопарках, зоосадах, и это хорошо,
если они там есть. Ребёнку можно и нужно показывать различные проявления
красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе,
контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое другое.
Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир,
научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень
разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы - частица этого мира.
Читая ребенку сказку, вы формируете у ребенка после прослушивания сказки
желание увидеть эти явления или объекты природы на прогулке, экскурсии,
перенести свои впечатления на бумагу, и сделать что- то самим, чтобы помочь
природе.
После прослушивания сказок, дети с большим интересом наблюдали за листопадом,
искали под опавшими листьями листовичков, копались в песке, ища дождевых
червей, которые помогают листовичкам спрятаться на зиму.
Чему же учат экологические сказки?
- познавать окружающий мир;
- воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
- думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об
ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте.
В сказках, точно подмечены особенности многих животных, растений, природных
явлений, описываются национальные культурные традиции.
С помощью сказки дети хорошо усваивают характеристики животных - героев
сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. Очень часто такое
представление остаётся на всю жизнь.
В сказке растения, животные могут разговаривать, играть, веселится, грустить,
совершать различные поступки – хорошие и не очень, и этими поступками они
вызывают у детей сопереживания, сочувствие, чувства гнева, ласки, нежности.
Меняется отношение ребёнка к реальным явлениям и событиям в природе, вначале
ребёнок становится внимательным, а затем со временем бережливым и заботливым.
В экологической сказке ненавязчиво, в форме игры даются детям
знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод,
а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями. Не
всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких
животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет
или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность
благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.
Ведь малыш приходит в детский сад с большим творческим
потенциалом, а реализовать этот потенциал ему должны помочь мы –
педагоги. Сказки помогают развивать фантазию ребенка. Ведь, создавая
сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению,
уясняет для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей
средой.
Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в
экологическом воспитании. Они помогают нам глубже понять детские
интересы и их направленность.
Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах
дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос, где
животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в
природе и своей привычной жизни.
Поэтому, в основе экологических сказок, мы используем следующие
принципы:
- содержательной основой сказки является познавательно-
экологическая, а не развлекательная информация;
- в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые
наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями,
поступками и пр.);
- вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь
если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним
будет связано.
При составлении экологических сказок используются методы:
- типовые приемы фантазирования;
- метод нахождения и разрешения противоречий и сходства;
- метод фокальных объектов;
- метод маленьких человечков;
- метод синектики.
Типовые приемы фантазирования. Сначала анализируем сказки, где
они используются («Репка», «Дюймовочка», «По Щучьему велению»,
«Сказка о потерянном времени», «Путаница» и другие), затем придумываем
ситуации на основе этих приемов
Метод нахождения и разрешения противоречий и сходства. Это непосредственно
изобретательские задачи, которые делятся на
линейные, прогностические и собственно изобретательские. «Репка».
Метод фокальных объектов. При этом методе мы совершенствуем
объект, примеряем на него свойства другого объекта. Так, при исходном
объекте «колыбель» и при «фокусе» «белка – пушистая, прыгающая», мы
получали новый объект: пушистая колыбель – значит изнутри оббита мехом,
в ней пуховая перина, прыгающая – потому что подвешена на пружинах.
Метод маленьких человечков. В сказках этот метод позволяет моделировать и
анализировать
природу вещества или явления, анализировать агрегатное состояние
вещества и понять причины его состояния.
Метод «синектики» предлагает поставить себя на место кого (чего) –
либо. Метод работает как метод эмпатии, подразумевающим представление
детьми себя каким – то конкретным предметом или явлением и передачу
чувств, переживаний, настроения этого образа. Детям предлагаются такие
ситуации: что думают воробьи, когда они нашли зерно или крошки? Когда за
ними охотится кошка? Когда на улице сильный мороз
Алгоритм составления сказок.
1.Определяется место, где будут разворачиваться события, это место
обозначается каким-либо словом. ПР: лес.
2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места:
боровики, подберезовики, подосиновики, маслята, мухоморы, лось.
3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека:
хвастливые, важный, веселые, грустный. Наделять объекты нужно
разноплановыми характеристиками.
4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют
свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они
умеют думать и чувствовать, как люди5. Описывается случай.
6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по
отношению к случаю.
7. Выводятся жизненные правила, которые вкладываюся в уста мудрого
объекта.
8. Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к
разным:
9. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих
способов: «История, подслушанная ...», «История, которая произошла там -
то...», «Как кто - то учился мудрости».
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические
сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к
природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту
природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное
отношение к ней.
Список литературы:
1. Баринова Е.В. Учимся любить природу/Е.В.Баринова -Пособие.для
детских садов , Ростов – на –Дону Феникс ,2014.
2.Фадеева Г.А.Экологические сказки /Г.А Фадеева.- Волгоград: учитель,2003.
3.Корнилова В.М Экологическое окно в детском саду /В.М.Корнилова-
Воспитатель. Москва 2008.
4. Смирнова В.В.Тропинка в природу/В.В.Смирнова.- санкт- Петербург 2001.
5.Рыжова Н.А.Экологические рассказы, сказки и праздники/Н.А.Рыжова. -
Москва 2002