Автор: Дружинина Татьяна Павловна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ДОУ №1 Населённый пункт: город Артемовский, Свердловская область Наименование материала: Конструкт речевой деятельности Тема: "Моя шубка лучше всех" Раздел: дошкольное образование
Цель
: составление вместе с детьми небольшого рассказа,
составление иллюстрации к рассказу. Формирование
осознанного отношения к языку и речи. Формирование
широкой ориентировки детей в языковой
действительности. Знакомство со звуком и буквой « Цэ» .
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ЗАДАЧИ
:
1. Учить детей обращать внимание на содержание, смысл
того, что слышат в речи других и что говорят сами.
Ориентировка в звуковой стороне слова, предложения.
2. Составлять небольшой рассказ, используя разные части
речи , различные конструкции предложений, с помощью
проблемных вопросов: ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? и др.
3. Знакомство с буквой « Цэ», четкое письмо основных
элементов печатных букв в тетради.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
1. Развитие осознанного отношения к языку и речи.
2. Продолжать развивать фонематический слух,
фонематическое восприятие.
3. Звуковой анализ и синтез слова, выделение ударения в
словах.
4.Составление схем к предложению.
5. Активизировать у детей самостоятельное мышление.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Воспитывать интерес к учебной деятельности, побуждать
устанавливать причинно - следственные, временные связи.
2. Воспитывать интерес и бережное отношение к учебным
принадлежностям, к книге; формировать интерес к учебной
деятельности.
3. Воспитывать желание учиться в школе.
ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: дети 6 – 7 лет.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ : подгрупповая.
Материал:
1. Демонстрационный: доска, указка, фишки- магниты
красного , синего, зеленого, серого, черного цвета;
календарь с иллюстрациями о природе, бросовый материал
для составления иллюстрации к рассказу (ткань, бумага:
разного качества, формата, цвета; разного вида животные,
птицы, лейкопластырь, клей 2-3 видов ).
2. Раздаточный : звуковые схемы слов ,фишки красного,
синего зеленого, серого, черного цвета; тетради по
обучению грамоте, карандаши, тетрадный лист в клеточку,
фишки- призы.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ : дети будут стремиться точно
подбирать слова, ясно отражать свои мысли, связывать
различные факты в целое; правильно выполнять звуковой
анализ слова; дифференцировать звуки : гласные –
согласные, по твердости – мягкости, глухости – звонкости;
с интересом и правильно составлять схемы предложений;
будут проявлять интерес к составлению иллюстрации к
придуманному рассказу, учебной деятельности по
обучению грамоте.
КОНСТРУКТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; подготовка
дошкольников к обучению грамоте.
Этапы
Деятельность педагога
Деятельность
детей
I. Вводная часть.
Создание
мотивации и
эмоционального
настроя на
дальнейшую
деятельность.
Дети , вы скоро пойдете в школу, для
этого нужно правильно говорить.
К нам в гости пришел зайчик. Он
хочет учиться в лесной школе, но ему
не хватает знаний по обучению
грамоте.
Для чего нужно обучение грамоте?
Покажем зайчику, что мы знаем и
умеем ?
Ответы детей:
Правильно
говорить,
научиться писать,
читать, хорошо
учиться в школе…
Да, покажем.
II. Основная
часть.
Четкое письмо
основных
элементов
печатной буквы
« Цэ »
Пальчиковая
гимнастика.
Звуковой анализ
и синтез слова,
Дети, послушайте какой звук я буду
выделять в словах: Целый день зайЦы
прятались от лисиЦы.
Откройте тетради на странице 30.
Чтобы красиво написать букву, как
должна лежать тетрадь на столе?
Рассмотрите элементы буквы. Взяли в
руку карандаш и прописали элементы
буквы в воздухе. (сверху вниз , сверху
вниз , в низу слева направо и вниз).
Приступаем к работе.
Дети вы хорошо справились с
заданием. Молодцы. Тетради
закрыли и убрали в сторону.
Дети, зайчик принес с собой
календарь. Вы хотите его посмотреть?
Подойдите к календарю и
посмотрите. Как вы думаете, для чего
нужен этот календарь?
Правильно.
Посмотрите на зайца, погладьте его,
потрогайте. Расскажите, какая шубка
у зайца?
В какое время года нужна зайцу такая
шуба? Правильно.
Дети, выберите, в календаре,
иллюстрацию о зиме.
Ответы детей:
Звук – Ц-
Работа в тетради.
Дети
проговаривают
текст и
выполняют
соответствующие
движения.
« Мы писали…».
Дети,
перелистывая
иллюстрации,
высказывают
свои мысли
вслух.
Ответы детей:
Календарь нужен,
чтобы знать какой
день недели,
какой месяц
года…
Шубка у зайца
белая, мягкая,
теплая….
Дети выбирают
иллюстрацию.
выделение
ударения в
слове.
Дети, послушайте предложение:
НАСТУПИЛА ЗИМА.
Сколько слов в предложении вы
услышали?
Назовите первое слово, назовите
второе слово .
Молодцы! Совершенно верно.
С какого звука начинается слово –
ЗИМА?
Назовите второй, третий, четвертый
звук.
Дети, с помощью фишек- магнитов,
сделайте звуковой анализ слова –
ЗИМА. Поставьте ударение в слове.
Два слова.
- Наступила
- Зима
-- Зь –
-- И – М – А --.
Работа на доске.
- Живые звуки.
Дети используют
цветные фишки –
магниты.
Дети, зайчик желает поиграть с вами
в игру: «Кто быстрее сделает
звуковой анализ слова». Посмотрите
на карточку. Какое здесь слово?
Молодцы! Вы правильно догадались,
это слово – ШУБА -.
. Самостоятельно выполняем на
карточке звуковой анализ слова –
ШУБА.
Замечательно! Задание выполнено
правильно.
Ответы детей:
хотим
шуба….
Работа с
карточкой за
столами.
Дыхательная
гимнастика.
Составление
рассказа,
используя
разные части
речи, с
помощью
проблемных
вопросов:
Как? Почему?
Зачем? и др.
Поможем зайчику согреть лапки?
-- глубокий вдох носом,
-- медленный выдох через рот, на
ладошки, губы трубочкой ( идет
теплая струя воздуха);
-- глубокий вдох носом,
--выдох с проговариванием слога
«ХА» (упражнение для работы
сердца). Молодцы, вашему сердечку
и легким стало хорошо и приятно.
Ваши ладошки согрелись.
Зайцам тоже хорошо зимой в белой
шубке. Послушайте, что говорит
зайка. – МОЯ ШУБКА ЛУЧШЕ ВСЕХ.
Дети, сегодня мы постараемся
составить рассказ:
«МОЯ ШУБКА ЛУЧШЕ ВСЕХ». Я буду
задавать вопросы, а вы будете
отвечать предложениями. Из ваших
предложений составим рассказ.
Какое время года наступило?
Какие осадки выпадают зимой?
Какая бывает погода зимой?
Какие птицы прилетают к нам с
севера погреться?
Зачем прилетают снегири на рябину?
Почему заяц долго смотрел на
Дети выполняют
соответствующие
движения.
Повторяют 2-3
раза.
Дети подходят к
зайчику и
слушают.
Дети отвечают на
вопросы
предложениями…
снегирей?
Глядя на снегирей, как вы думаете ,
кого не заметил заяц?
Что сделал заяц, чтобы его не
заметил враг?
Почему враг не заметил зайца и
пробежал мимо?
Что подумал заяц про свою шубку,
глядя на снегирей?
Дети, вы правильно отвечали на
поставленные вопросы, отвечали
предложениями. Из ваших
предложений будем составлять
рассказ: «Моя шубка лучше всех».
Наступила …
Выпал…
Стало…
Снегири прилетели поклевать…
Заяц увидел…и долго любовался…
Вдруг заяц… и …
Лисица не заметила… и …
Заяц… и подумал … .
Послушайте, какой получился
рассказ. Чтение рассказа.
Вам понравился рассказ?
Наступила зима.
Выпал снег.
Стало холодно и
морозно.
Снегири
прилетели
поклевать
рябиновых ягод.
Заяц увидел
снегирей и долго
любовался их
красотой
Вдруг заяц
увидел лисицу и
спрятался за
кучей снега. Лиса
не заметила
зайца и
пробежала мимо.
Заяц обрадовался
Физ. минутка.
Составление
схем к
предложению.
« Звери шли на водопой…».
Дети, посмотрите, что сделал зайчик,
когда мы составляли рассказ. Что это?
Правильно.
Посмотрите, с какой буквы
начинается предложение в схеме у
зайчика?
Какие слова в предложении по
величине?
Что в конце предложения?
Правильно. Зайчик предлагает вам
сделать схему предложения.
Слушаем предложение. « Заяц
спрятался от лисицы».
Повторили предложение. Начинаем
составлять схему предложения.
В каких словах вы услышали звук- Ц ?
и решил, что его
шубка лучше
всех!
Дети выполняют
движения,
соответствующие
тексту.
Ответы детей:
Схема
предложения.
Ответы детей:
С заглавной
(большой) буквы;
Длинные
короткие;
точка.
Дети работают за
столами, один
ребенок у доски
Дети на листочках
чертят схему
предложения.
Читают
предложение по
III.
Заключительный
этап. Итог
речевой
деятельности.
Составление
иллюстрации к
составленному
рассказу из
различного
материала.
Дети, подойдите ко мне. Посмотрите
сколько здесь много разных книг для
детей. Все книги проиллюстрированы
Наш рассказ будет намного
интереснее, если мы сделаем к нему
иллюстрацию. Согласны?
Замечательная получилась картина.
Молодцы!
Зайчик, чтобы пойти в школу надо
многому научиться. Дети будем еще
приглашать зайчика?
У зайчика в лапке фишки – смалики.
Считаем, сколько их?
Дети, вы верно справились со всеми
заданиями и получили отметку…..
схеме.
Называют слова:
заяц, лисица.
Дети подходят к
столу,
рассматривают
какую
иллюстрацию
можно составить
к рассказу. Дети
рассуждают,
пересказывают
рассказ и
составляют
иллюстрацию,
подбирая
материал.
Дети считают:
1,2,3,4,5.
ПЯТЬ!