Напоминание

"Моя шубка лучше всех"


Автор: Дружинина Татьяна Павловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ДОУ №1
Населённый пункт: город Артемовский, Свердловская область
Наименование материала: Конструкт речевой деятельности
Тема: "Моя шубка лучше всех"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Основы первоначальной грамоты с детьми

подготовительной группы

« Моя шубка лучше всех ».

Цель
: составление вместе с детьми небольшого рассказа, составление иллюстрации к рассказу. Формирование осознанного отношения к языку и речи. Формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности. Знакомство со звуком и буквой « Цэ» .
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ЗАДАЧИ

:
1. Учить детей обращать внимание на содержание, смысл того, что слышат в речи других и что говорят сами. Ориентировка в звуковой стороне слова, предложения. 2. Составлять небольшой рассказ, используя разные части речи , различные конструкции предложений, с помощью проблемных вопросов: ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? и др. 3. Знакомство с буквой « Цэ», четкое письмо основных элементов печатных букв в тетради.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
1. Развитие осознанного отношения к языку и речи. 2. Продолжать развивать фонематический слух, фонематическое восприятие. 3. Звуковой анализ и синтез слова, выделение ударения в словах. 4.Составление схем к предложению. 5. Активизировать у детей самостоятельное мышление.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Воспитывать интерес к учебной деятельности, побуждать устанавливать причинно - следственные, временные связи. 2. Воспитывать интерес и бережное отношение к учебным принадлежностям, к книге; формировать интерес к учебной деятельности. 3. Воспитывать желание учиться в школе.
ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА:
дети 6 – 7 лет.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ
: подгрупповая.
Материал:
1. Демонстрационный: доска, указка, фишки- магниты красного , синего, зеленого, серого, черного цвета; календарь с иллюстрациями о природе, бросовый материал для составления иллюстрации к рассказу (ткань, бумага:
разного качества, формата, цвета; разного вида животные, птицы, лейкопластырь, клей 2-3 видов ). 2. Раздаточный : звуковые схемы слов ,фишки красного, синего зеленого, серого, черного цвета; тетради по обучению грамоте, карандаши, тетрадный лист в клеточку, фишки- призы.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
: дети будут стремиться точно подбирать слова, ясно отражать свои мысли, связывать различные факты в целое; правильно выполнять звуковой анализ слова; дифференцировать звуки : гласные – согласные, по твердости – мягкости, глухости – звонкости; с интересом и правильно составлять схемы предложений; будут проявлять интерес к составлению иллюстрации к придуманному рассказу, учебной деятельности по обучению грамоте.

КОНСТРУКТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; подготовка

дошкольников к обучению грамоте.
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
I. Вводная часть. Создание мотивации и эмоционального настроя на дальнейшую деятельность. Дети , вы скоро пойдете в школу, для этого нужно правильно говорить. К нам в гости пришел зайчик. Он хочет учиться в лесной школе, но ему не хватает знаний по обучению грамоте. Для чего нужно обучение грамоте? Покажем зайчику, что мы знаем и умеем ? Ответы детей: Правильно говорить, научиться писать, читать, хорошо учиться в школе… Да, покажем.
II. Основная часть. Четкое письмо основных элементов печатной буквы « Цэ » Пальчиковая гимнастика. Звуковой анализ и синтез слова, Дети, послушайте какой звук я буду выделять в словах: Целый день зайЦы прятались от лисиЦы. Откройте тетради на странице 30. Чтобы красиво написать букву, как должна лежать тетрадь на столе? Рассмотрите элементы буквы. Взяли в руку карандаш и прописали элементы буквы в воздухе. (сверху вниз , сверху вниз , в низу слева направо и вниз). Приступаем к работе. Дети вы хорошо справились с заданием. Молодцы. Тетради закрыли и убрали в сторону. Дети, зайчик принес с собой календарь. Вы хотите его посмотреть? Подойдите к календарю и посмотрите. Как вы думаете, для чего нужен этот календарь? Правильно. Посмотрите на зайца, погладьте его, потрогайте. Расскажите, какая шубка у зайца? В какое время года нужна зайцу такая шуба? Правильно. Дети, выберите, в календаре, иллюстрацию о зиме. Ответы детей: Звук – Ц- Работа в тетради. Дети проговаривают текст и выполняют соответствующие движения. « Мы писали…». Дети, перелистывая иллюстрации, высказывают свои мысли вслух. Ответы детей: Календарь нужен, чтобы знать какой день недели, какой месяц года… Шубка у зайца белая, мягкая, теплая…. Дети выбирают иллюстрацию.
выделение ударения в слове. Дети, послушайте предложение: НАСТУПИЛА ЗИМА. Сколько слов в предложении вы услышали? Назовите первое слово, назовите второе слово . Молодцы! Совершенно верно. С какого звука начинается слово – ЗИМА? Назовите второй, третий, четвертый звук. Дети, с помощью фишек- магнитов, сделайте звуковой анализ слова – ЗИМА. Поставьте ударение в слове. Два слова. - Наступила - Зима -- Зь – -- И – М – А --. Работа на доске. - Живые звуки. Дети используют цветные фишки – магниты. Дети, зайчик желает поиграть с вами в игру: «Кто быстрее сделает звуковой анализ слова». Посмотрите на карточку. Какое здесь слово? Молодцы! Вы правильно догадались, это слово – ШУБА -. . Самостоятельно выполняем на карточке звуковой анализ слова – ШУБА. Замечательно! Задание выполнено правильно. Ответы детей: хотим шуба…. Работа с карточкой за столами.
Дыхательная гимнастика. Составление рассказа, используя разные части речи, с помощью проблемных вопросов: Как? Почему? Зачем? и др. Поможем зайчику согреть лапки? -- глубокий вдох носом, -- медленный выдох через рот, на ладошки, губы трубочкой ( идет теплая струя воздуха); -- глубокий вдох носом, --выдох с проговариванием слога «ХА» (упражнение для работы сердца). Молодцы, вашему сердечку и легким стало хорошо и приятно. Ваши ладошки согрелись. Зайцам тоже хорошо зимой в белой шубке. Послушайте, что говорит зайка. – МОЯ ШУБКА ЛУЧШЕ ВСЕХ. Дети, сегодня мы постараемся составить рассказ: «МОЯ ШУБКА ЛУЧШЕ ВСЕХ». Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать предложениями. Из ваших предложений составим рассказ. Какое время года наступило? Какие осадки выпадают зимой? Какая бывает погода зимой? Какие птицы прилетают к нам с севера погреться? Зачем прилетают снегири на рябину? Почему заяц долго смотрел на Дети выполняют соответствующие движения. Повторяют 2-3 раза. Дети подходят к зайчику и слушают. Дети отвечают на вопросы предложениями…
снегирей? Глядя на снегирей, как вы думаете , кого не заметил заяц? Что сделал заяц, чтобы его не заметил враг? Почему враг не заметил зайца и пробежал мимо? Что подумал заяц про свою шубку, глядя на снегирей? Дети, вы правильно отвечали на поставленные вопросы, отвечали предложениями. Из ваших предложений будем составлять рассказ: «Моя шубка лучше всех». Наступила … Выпал… Стало… Снегири прилетели поклевать… Заяц увидел…и долго любовался… Вдруг заяц… и … Лисица не заметила… и … Заяц… и подумал … . Послушайте, какой получился рассказ. Чтение рассказа. Вам понравился рассказ? Наступила зима. Выпал снег. Стало холодно и морозно. Снегири прилетели поклевать рябиновых ягод. Заяц увидел снегирей и долго любовался их красотой Вдруг заяц увидел лисицу и спрятался за кучей снега. Лиса не заметила зайца и пробежала мимо. Заяц обрадовался
Физ. минутка. Составление схем к предложению. « Звери шли на водопой…». Дети, посмотрите, что сделал зайчик, когда мы составляли рассказ. Что это? Правильно. Посмотрите, с какой буквы начинается предложение в схеме у зайчика? Какие слова в предложении по величине? Что в конце предложения? Правильно. Зайчик предлагает вам сделать схему предложения. Слушаем предложение.
« Заяц

спрятался от лисицы».
Повторили предложение. Начинаем составлять схему предложения. В каких словах вы услышали звук- Ц ? и решил, что его шубка лучше всех! Дети выполняют движения, соответствующие тексту. Ответы детей: Схема предложения. Ответы детей: С заглавной (большой) буквы; Длинные короткие; точка. Дети работают за столами, один ребенок у доски Дети на листочках чертят схему предложения. Читают предложение по
III. Заключительный этап. Итог речевой деятельности. Составление иллюстрации к составленному рассказу из различного материала. Дети, подойдите ко мне. Посмотрите сколько здесь много разных книг для детей. Все книги проиллюстрированы Наш рассказ будет намного интереснее, если мы сделаем к нему иллюстрацию. Согласны? Замечательная получилась картина. Молодцы! Зайчик, чтобы пойти в школу надо многому научиться. Дети будем еще приглашать зайчика? У зайчика в лапке фишки – смалики. Считаем, сколько их? Дети, вы верно справились со всеми заданиями и получили отметку….. схеме. Называют слова: заяц, лисица. Дети подходят к столу, рассматривают какую иллюстрацию можно составить к рассказу. Дети рассуждают, пересказывают рассказ и составляют иллюстрацию, подбирая материал. Дети считают: 1,2,3,4,5. ПЯТЬ!


В раздел образования