Автор: Пустобаева Ольга Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Кособродская ООШ" дошкольная группа
Населённый пункт: с. Кособродка, Троицкий район, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка занятия для старшего возраста
Тема: "Казаки- защитники Отчизны"
Раздел: дошкольное образование
М у н и ц и п а л ь н о е б ю д ж е т н о е о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о е у ч р е ж д е н и е
« К о с о б р о д с к а я о с н о в н а я о б щ е о б р а з о в а т е л ь н а я ш к о л а »
Методическая разработка
занятия для старших дошкольников
«КАЗАКИ – Защитники Отчизны»
С о с т а в и л а :
П у с т о б а е в а О л ь г а М и х а й л о в н а .
в о с п и т а т е л ь в ы с ш е й к а т е г о р и и
2 0 2 4
Х о д д е я т е л ь н о с т и
Ц е л ь : Систематизировать знания детей о жизни, и традициях Уральского
казачества.
Программные задачи:
Образовательные:
1.
Формировать у детей представления об особенностях жизни казаков на Урале.
2.
Формировать представление об особенностях казачьего костюма и вооружения.
3.
Формировать связную, грамматически правильную диалогическую и
монологическую речь.
Развивающие:
1.
Развивать любознательность и интерес к истории родного края, ее героям.
2.
Способствовать развитию логического и творческого мышления.
3.
Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
Воспитательные:
1.
Воспитывать любовь и уважительное отношение к истории, традициям и обычаям
родного края.
2.
Закреплять заповеди казачества – «Почитай старших», «Погибай, а товарища
выручай».
Словарная работа: Ввести в активный
словарь детей
слова: фуражка, папаха,
шаровары, лампасы, кушак, нагайка экспонат, экскурсовод
Повторение пословиц и поговорок.
Материалы
: казачья одежда( рубашка, штаны с лампасами, кушак , фуражка, папаха ),
казачье вооружение ( шашка, нагайка, кинжал), презентационные файлы к занятию ,
фонотека казачьих песен,.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, .
И н т е г р а ц и я о б р а з о в а т е л ь н ы х о б л а с т е й :
«Познавательное
развитие»
(формирование
грамматически
правильной
речи),.
«Социально-коммуникативное развитие» (развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания).
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а : рассматривание с детьми фотографий, репродукций с
изображением различных деталей костюма и вооружения казаков, разучивание пословиц
и поговорок о военной доблести и славе. Просмотр презентаций о жизни и быте донских
казаков.
Методы и приемы:
-Рассматривание предметов казачьего быта в групповом мини – музее.
-Просмотр презентаций, фотографий, альбомов с иллюстрациями,
- повторение разученных пословиц и поговорок, пересказ, обобщающая беседа.
- Повторное проговаривание
- Объяснение, вопрос
- Оценка детской речи
Содержание образовательной деятельности
Звучит казачья песня о Родине. Под песню входят дети с наставником (в казачьем
костюме). Здороваются с гостями:
- «Здорово ночевали!»
Гости отвечают – «Слава богу!»
Наставник: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в нашем музее. Экспозиция
которого , рассказывает о казаках – защитниках Родины.
ответы детей:
наставник: Славится Урал-батюшка красивой природой, плодородными полями,
речными и лесными богатствами. На уральской земле, в станице Кособродская с
незапамятных времен поселилась наши предки - казаки. Ребята, а что вы знаете о
казаках? Кто такие казаки?
Дети:
- Казак – это значит вольный человек, удалой.
Наставник: За спинами казаков была святая Русь и казаки были ее лучшими
защитниками. Они побеждали в любой войне. Ведь вы же знаете, что казаки живут по
своим, казачьим заповедям. Какая главная заповедь казака?
Дети: - «Люби Россию, ибо она твоя мать».
-А какое главное призвание казака?
- Защищать Родину!
- А чтобы защищать свою Родину каким должен быть казак?( ответы детей )
Наставник: Правильно
.
Смелость, отвага, чувство товарищества, физическая
выносливость, сила, ловкость –все эти качества присущи казакам.
Наставник: давайте и мы покажем свою ловкость, поиграем в казачью игру, которая
называется «Папаха»
Игра «Папаха»
Наставник: С самого раннего детства прививают казаки своим детям любовь к
лошадям. Обучают верховой езде, уходу за конем. Выбирают казаки для службы коней,
сильных, выносливых, верных.
Ведь не зря гласит поговорка – «конь – лучший друг у казака».
Наставник: А вы знаете еще поговорки про казака и его коня?
Предполагаемые ответы детей:
•
« Конь и в бою не подведет, и из боя раненого казака вывезет!»
•
Без коня казак – кругом сирота!
•
Казак без коня, что солдат без ружья.
•
Казак сам голодает, но коня накормит!
Атаман: Владеть шашкой казачат обучают ещё в детстве. Это помогает развивать тело,
вырабатывать быструю реакцию и выносливость. Сначала пускали тонкой струйкой
воду, и мальчик должен был разрезать струю клинком под прямым углом, чтобы не было
брызг. Потом учили рубить лозу, сидя на бревне и только потом на боевом коне,
оседланном по-боевому. Рукопашному бою учили с 3 лет, передавая особые, в каждом
роду хранившиеся приемы А вы хотите попробовать с шашкой управиться?
Дети: Да!
«Рубка струи»
Атаман: Казак знает характер своего скакуна. Он умеет ловко управлять конем. Боевой
завет казаков гласит : "Конь подо мной, так и Бог надо мной". Посмотрим, как вы с
конем управитесь.
Эстафета
•
На коня тогда садитесь, крепко за него держитесь. Доскакать до папахи надеть ее
на шашку и вернуться.
Наставник: А раньше казак получал всё необходимое для службы в родительском
доме.
На войну казака собирала вся родня. Мать сама шила сыну рубаху. Старший брат
дарил ремень, фуражку. Остальное снаряжение, коня и шашку сын получал от отца. Ведь
конь, как мы уже сказали –лучший друг казака.
Итог :
Наставник: Ребята, давайте еще раз вспомним главную казачью заповедь: Люби
Россию, ибо она твоя мать.
Так какое же главное призвание казака?
Дети:- Защищать Родину.
Воспитатель: В казачьих заповедях говорится, что военная служба для казака – это его
жизнь, и с первых дней возникновения казачества , главным делом жизни казака была
защита Родины. Вот и мы с вами будем готовиться к тому, чтобы стать настоящими
защитниками нашей Родины.
Какие новые слова вы узнали? О чем вы хотели бы спросить? (фланкировка, джигитовка)
И как говорят казаки: «Слава богу – мы казаки! »
Мы с вами тоже казаки и тоже будем жить по казачьим заповедям.