Напоминание

"Призвание - воспитатель детского сада"


Авторы: Тугашева Гульфия Хамисовна, Демахина Венера Марсиловна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: РТ г. Заинск
Наименование материала: Эссе
Тема: "Призвание - воспитатель детского сада"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эссе на тему «Призвание – воспитатель детского сада»

Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может

развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является

развитым, воспитанным и образованным.

А. Дистервег.

Ни одна профессия не привлекает к себе столько внимания, как профессия

воспитателя. О том, каким он должен быть, рассуждают не только в

педагогическом ВУЗе и в школе, об этом рассуждают не только стар, но и

млад. Говорят с восхищением и разочарованием, с восторгом и обидой. В

этом состоит специфическая особенность его работы: воспитателя постоянно

оценивают окружающие. И оценки эти не всегда однозначны. В своей

педагогической концепции я попытаюсь раскрыть понятие « современный

воспитатель». Какой он? Педагогическая концепция каждого воспитателя –

это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и

образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и

реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок.

Сегодня нашей стране нужны физически, морально здоровые, с

нравственными устоями личности, которые смогут ставить нравственные

цели и достигать их. Может показаться странным, что в то время, когда вся

педагогическая общественность обеспокоена содержанием образования, мы

размышляем о том, каким должен быть воспитатель. Все мы с детства

мечтаем кем-то стать: кто-то космонавтом, кто-то врачом, кто-то агрономом

или бухгалтером. По окончании школы перед нами открывается множество

дорог. Это и техникум, и институты, и университеты. Но не просто выбрать

какую-то профессию из более чем двух тысяч существующих. Кое-кто следует

примеру родителей, другие же не могут решить и по окончании школы. Мне

кажется, очень важно не предавать свою мечту, и тогда любая работа будет и

легкой, и радостной. Я свой выбор сделала уже давно. С детства мечтала о

профессии воспитателя. Мне кажется, что это самая гуманная в мире

профессия. За 25 лет более пятьсот малышей, впервые переступившие порог

нашего садика, нашли в моем лице не просто воспитателя, а понимающего,

поддерживающего друга, надежную точку опоры в новой для них среде.

Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в мире

детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаешь значимость профессии

воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно

слушающие каждое мое слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в

себя мир. На мой взгляд, маленький ребенок – это великое чудо; это вечная

загадка; это хрупкий мост в наше будущее и прошлое одновременно. Глядя в

эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая

вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров,

поддерживаешь их своей любовью, отдаешь тепло своего сердца.

Воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречается детям

на их жизненном пути. Воспитатели – люди, которые в душе всегда остаются

детьми. Иначе дети не примут, не пустят их свой мир. Самое главное в нашей

профессии – любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им свое

сердце. Каждый из них уникален – это личность со своим маршрутом

достижения успеха, а этапы у этого пути могут быть различными. Когда я

знакомлюсь с детьми, то ставлю задачу перед собой и перед ребенком. Мы

оба находимся в начальной точке пути, и каждый из нас знает, что нам

придется столкнуться со многими сложностями, но если мы будем вместе, то

обязательно дойдем до победного финиша. Путешествие длиною в тысячу

миль начинается с одного шага, и я должна помочь сделать этот первый шаг.

Воспитать личность может только личность. Каждый из нас вправе выбирать

свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но каждый

обязан работать во благо развития ребенка. Сложность нашего труда в том,

чтобы найти путь к каждому ребенку, создать условия для развития

способностей. Труд педагога сродни труда хлебороба и строителя – из зерен

добра и справедливости выращивает он душу своих воспитанников, из

кирпичиков знаний складываем их разум, помогает найти свои пути в жизни.

Роль педагога не только в том, чтобы дать определенные умения и навыки,

но главное – помочь увидеть ребенку мир, пережить вместе с ним красоту,

вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек радости

творчества. Мы обязаны постоянно совершенствовать свои личностные

качества, повышать профессиональный уровень. Любое детское учреждение

не может быть просто местом работы. Здесь происходит формирование

личности. И не только личности воспитанника, но и личности воспитателя.

Десятки, сотни глаз, устремленных на нас ежедневно, наблюдает за наше

деятельностью, оценивают. Все личностные качества педагога имеют

профессиональную значимость, мы не можем, если не «обладаем» любовью

к детям, у нас нет профессионального интереса, оптимизма, стремления к

самосовершенствованию. Важнейшим условием успешной работы

воспитателя является требовательность к себе, ибо нельзя требовать от

других того, чем не владеешь сам. Все хорошо, пока мы смотрим на

воспитателя и его дело «взрослыми» глазами. Мы отлично понимаем друг

друга. Даже готовы кое – что друг другу простить. На мелкие промахи просто

не обращаем внимания. А дети? Каким они видят воспитателя? Неподкупная,

чистая, детская душа фальшивить не способна, не может, еще не научилась.

В ней воспитатель отражается таким, каким он есть. Зоркое неподкупное

зеркало мгновенно фиксирует все хорошее и плохое. Равнодушного

отношения к себе дети не прощают. А когда рушится авторитет воспитателя,

рушится его воспитательная сила. Как только теряется нравственное

доверие, все, что прежде делалось охотно и радостно, достигается уже не

иначе как наказаниями и принуждениями. Воспитатель должен быть прежде

всего личностью. Только уважаемый ими человек способен оказывать на них

огромное влияние. Любимому воспитателю подражают, копируя манеру

поведения, жесты, мимику. Поэтому воспитатель является примером всем

своим образом жизни. Нельзя отразить на бумаге соприкосновения

человеческих душ, тончайшие нюансы межличностных отношений, тысячи

больших и малых взаимодействий, сопровождающих процесс обучения и

воспитания. Но наука констатирует объективную истину: личность

воспитателя – это если не решающие, то, по крайней мере, важнейшее

условие эффективного обучения и воспитания. Общение с детьми – каждый

раз своего рода экзамен. Маленькие мудрые учителя и проверяют тебя на

прочность, и одновременно любят тебя всепоглощающей любовью, в

которой можно раствориться без остатка. Секрет их чистой любви прост: они

открыты и простодушны. Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться,

насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные,

удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями,

поступками поставить задачу передо мной или любим взрослым.

Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом

уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если

живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к

окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком

уровне. Таким образом, нам, педагогам и родителям, необходимо так

построить педагогический процесс, чтобы он принес наибольший результат в

познавательном развитии воспитанников. Роль педагога не только в том,

чтобы дать определенные умения и навыки, но главное – помочь увидеть

ребенку мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в

своих силах и зажечь огонек радости творчества. Важными

профессиональными качествами педагога мы должны признать трудолюбие,

работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение

поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность,

настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего

профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество

своего труда. Педагог – это всегда великий труженик. Как говорил еще в

прошлом веке немецкий педагог – демократ Д. Дистервег, « воспитателем

надо родиться». Научиться любить детей нельзя ни в каком учебном

заведении, ни по каким книгам. Знания можно приобрести, любовь же –

внутренняя потребность человека отдавать себя людям, детям, делиться с

ними всем хорошим, что у тебя есть, думать, заботиться о них. Любовь –

чувство индивидуальное, и у всех оно возникает по-разному. Но чтобы такое

чувство возникло, необходимо одно обязательное условие: воспитатель

должен обладать общечеловеческими, гуманными качествами. Работая

воспитателем более двадцати пяти лет, я могу сказать – лучше моей

профессии нет! Она заставляет забывать все огорчения и обиды, дает

ощущение вечной молодости. Мы стараемся все делать так, чтобы

завтрашний день был чуть лучше, чем сегодняшний: учимся, трудимся

умственно и физически, уделяя немало времени для своего

самообразования, самовоспитания, потому что, как говорил Л.Н.Толстой

«человек может совершенствоваться всю жизнь, самообразование и

самосовершенствование человека заканчивается только с его смертью. Нет

предела и границ в движении вперед, как не может быть остановки в самой

жизни».

Демахина В.М.

воспитатель МБДОУ «Солнышко»



В раздел образования