Напоминание

"Правописание корней с чередованием гласных О-А"


Автор: Ильяшенко Анна Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Губаревская СОШ
Населённый пункт: с. Губарево, Семилукского района, Воронежской области
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Правописание корней с чередованием гласных О-А"
Раздел: среднее образование





Назад





Технологическая карта урока

Учитель: Ильяшенко А.В., I КК

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Тема урока:

Правописание корней с чередованием гласных О-А

Автор УМК: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов

Тип урока:
урок систематизации и обобщения изученного по теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А»
Цель:
систематизация и обобщение материала.
Предметные задачи:
знать: понятие «чередование»; виды чередований; условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных -лаг-/ -лож-, -рос-/-раст-(-ращ-); понимать: условия выбора гласных А- О в корнях с чередованием; уметь: объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием; применять изученное правило в разных условиях;
Метапредметные задачи
: Коммуникативные: учить составлять устные высказывания по изучаемой теме; правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, соблюдать нормы построения текста; культуры речи; аргументированно отстаивать свою точку зрения и принимать чужую, участвуя в диалоге, работая в группах и парах. Познавательная: учить формулировать цель, строить продуктивное речевое взаимодействие, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис, осмысливать цель чтения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами. Регулятивная: учить ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Оборудование
: компьютер, интерактивная доска Smart Board, система голосования Smart Response, раздаточный материал.
Структура урока:
1. Организационный момент 2. Актуализация знаний 3. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4. Этап первичного освоения знаний 5. Этап осмысления учебного материала 6. Этап закрепления учебного материала (с самопроверкой по эталону) 7. Этап применения знаний в новой ситуации 8. Этап проверки и оценки результатов (с самопроверкой по эталону) 9. Подведение итогов, рефлексия

Этап

урока

Цель

познания

Деятельность учителя

Деятельность учащегося
Познавательная Коммуникативная Регулятивная 1. Орг. момент Подготовить учащихся к работе, мобилизовать внимание -Прозвенел звонок, начался урок, Стали ровно, тихо сели, на меня все посмотрели. Приветствие, организация готовности учащихся Проверяют свою готовность к уроку.
Планирование,

саморегуляция
. 2. Актуали- зация знаний Актуализиров ать учебное содержание -Предлагаю вам сделать морфемный разбор слов и вставить пропущенные буквы: Предл..жение, прил..гательное, зар..сла, р..стение, выр..щенный -Какие орфограммы вы нашли в этих словах? -Каковы условия правописания гласных О-А в таких корнях? Выполняют морфемный разбор, вставляют пропущенные буквы. (5 человек у доски)
Сравнение, анализ, обобщение
-Чередование гласных О-А в корнях –лаг-/-лож-, -рос-/-раст-(-ращ-) -Правописание гласных зависит от согласных
Умение правильно

выражать свои

мысли в устной

форме

Прогнозирование,

оценка
3. Постанов ка целей и формулир ование темы Учить формулироват ь тему урока и ставить цели - Сформулируйте тему урока -Каковы цели урока, что мы сможем узнать, чему научиться? - Правописание гласных в корнях с чередованием - Повторить правописание корней – лаг-/-лож-, -рос-/-раст-(-ращ-), научиться правильно писать слов с такими корнями, повторить исключения
Создание алгоритмов

деятельности

Умение правильно

выражать свои

мысли в устной

форме, планирование

учебного

сотрудничества

Целеполагание,

планирование,

прогнозирование
4.Этап первично го освоения знаний Выявление пробелов в знаниях, их коррекция, повторение условий правописания корней с чередованием - Перед вами два столбика слов. Вам необходимо не только вставить пропущенные буквы, но и выявить условие, по которому эти слова распределены. (Буквы пропущены) Растение Ростислав Разрослись росток Произрастать отрасль Вставляют пропущенные буквы по цепочке на доске, определяют условие распределения: в правом столбике – слова-исключения
Выделение информации,

структурирование знаний, анализ,

классификация

Умение правильно

выражать свои

мысли в устной

форме

Прогнозирование,

саморегуляция

Наращивать Ростов Проросли ростовщик - Что мы узнали из этого задания? -Условия правописания корней -лаг-/-лож-, -рос-/-раст-(-ращ-). Называют их. 5.Этап осмыслен ия учебного материал а Структуриров ание информации - А теперь, после того, как мы повторили правописание корней с чередованием, я предлагаю вам составить
кластер
, в котором будут схематично изображены условия написания гласных в корнях -лаг-/- лож-, -рос-/- раст-(-ращ-). Основой кластера будет понятие чередования гласных О-А. - Корни 1) -лаг-/-лож-, 2) -рос-/- раст-(-ращ-) 3)исключения Составляют кластер, вывешивают на доску полученные работы Презентация работ
Выделение, анализ и

структурирование информации,

создание алгоритмов

деятельности, классификация

знаний

Планирование учебного

сотрудничества, распределение

обязанностей в группе, управление

поведением партнера, умение

правильно выражать свои мысли

в схематичной форме

Контроль,

саморегуляция

Какие ответвления от него мы можем сделать? - Разделимся на три группы. Одна группа будет составлять часть кластера «Корни -лаг-/- лож-», вторая – «Корни рос-/- раст-(- ращ-)», третья займется словами- исключениями (Групповая работа по составлению кластера, презентация работ) - Представьте своим товарищам то, что у вас получилось, и расскажите
об условиях правописания корней с чередованием 6 . Э т а п закрепле ния учебного материал а ( с самопров еркой по эталону) Обеспечение усвоения знаний и способов действия Творческая работа в парах Предложен текст с пропусками слов, нужно восстановить их, используя слова на изученное правило. «Тропинка почти …, и мы с трудом угадывали дорогу. Вот знакомый, … осокой луг. … этой жесткой травы больно хлестали по ногам. Дальше … широкий овраг, а направо раскинулась чудесная поляна с … молодых елочек. На поляне уютно … лесная сторожка. Мы сразу почувствовали себя как дома и стали устраиваться на отдых.» Слова для справок: распол.жилась, зар.сла, пор.сль, распол.гался, зар.стающий, зар.сли. Выполняют работу в парах, один работает у доски (или на компьютере)
Построение верного речевого

высказывания, оценка

результатов деятельности
Выполняют самопроверку по эталону на интерактивной доске
Планирование

учебного

сотрудничества,

распределение

обязанностей в паре,

умение правильно

выражать свои

мысли в

схематичной форме

Контроль, оценка

(самопроверка по

эталону),

саморегуляция
7 . Э т а п применен ия знаний в н о в о й ситуации Обеспечение усвоения знаний в измененной ситуации, повторение морфем 1. «Раскрась текст» - Выделите в тексте слова с изученной орфограммой. Слова с корнем -лаг-/-лож- - голубым цветом, с корнем –рос-/-раст-(- ращ-) – зеленым цветом 2. Игра «Составь слово» (интерактивная доска) 1)Из слова выходить взять приставку, из слова заросли – Выделяют разными цветами слова с изученной орфограммой
Поиск и выделение информации,

классификация
Составляют слова на интерактивной доске
Планирование

учебного

сотрудничества,

распределение

обязанностей в паре

Планирование,

коррекция

корень, из слова – сидел – суффикс прошедшего времени, из слова кустарника – окончание 2) Из слова предутренний – приставку, из слова поговорить – приставку, из слова слагаемое – корень, из слова решать – суффикс, глагольную гласную, из слова писал – суффикс прошедшего времени, из слова собирала - окончание 8 . Э т а п проверки и оценки результат о в ( с самопров еркой по эталону) Выявление качества и уровня овладения знаниями; подготовка к ГИА и ЕГЭ -А теперь предлагаю вам проверить свои знания по изученной теме, используя пульты для голосования и тест в формате ЕГЭ. А1 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1. пол..жить, зар..сти, выр..щенный 2. р..сток, изл..жение, прир..щение 3. прил..гательное, возр..ст, отр..сль 4. Р..стислав, ул..жить, выр..стить А2 В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными? 1. расположение, ложь, поросль 2. упростить, нарастить, слагаемое 3. водоросли, укрощение, вложение 4. предположение, отрасль, выращенный А1 В каком ряду во всех словах Выполняют тест, используя систему голосования Smart Response. Результаты выполнения появляются на пультах после завершения работы.
Контроль и оценка результатов

деятельности, анализ.

Контроль,

коррекция, оценка,

саморегуляция

пропущена одна и та же буква? 1. подр..сли, сл..жить 2. выр..стать, р..сток 3. выр..щу, прил..жить 4. прир..сли, изл..гать 9. Подведен ие итогов, рефлекси я Дать анализ и оценку успешности достижения цели - Что мы делали сегодня на уроке? - Зачем мы это делали? Пригодится ли вам это знание в жизни? - Теперь предлагаю вам оценить свою работу на уроке, используя мишень самооценивания - Повторяли правописание корней с чередованием -лаг-/-лож-, -рос-/- раст-(-ращ-). Поочередно подходят к интерактивной доске и оценивают свою деятельность в четырех секторах по пятибалльной шкале.
Оценка,

саморегуляция


В раздел образования