Автор: Ильяшенко Анна Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ Губаревская СОШ Населённый пункт: с. Губарево, Семилукского района, Воронежской области Наименование материала: технологическая карта урока Тема: "Правописание корней с чередованием гласных О-А" Раздел: среднее образование
Автор УМК: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов
Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного по теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А»
Цель: систематизация и обобщение материала.
Предметные задачи:
знать: понятие «чередование»; виды чередований; условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных -лаг-/ -лож-, -рос-/-раст-(-ращ-);
понимать: условия выбора гласных А- О в корнях с чередованием;
уметь: объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием; применять изученное правило в разных условиях;
Метапредметные задачи :
Коммуникативные: учить составлять устные высказывания по изучаемой теме; правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, соблюдать
нормы построения текста; культуры речи; аргументированно отстаивать свою точку зрения и принимать чужую, участвуя в диалоге, работая в группах и
парах.
Познавательная: учить
формулировать
цель,
строить
продуктивное
речевое
взаимодействие,
выдвигать
аргументы,
строить
логическую
цепь
рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис, осмысливать цель чтения, перерабатывать, систематизировать
информацию и предъявлять её разными способами.
Регулятивная: учить ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Оборудование : компьютер, интерактивная доска Smart Board, система голосования Smart Response, раздаточный материал.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Этап первичного освоения знаний
5. Этап осмысления учебного материала
6. Этап закрепления учебного материала (с самопроверкой по эталону)
7. Этап применения знаний в новой ситуации
8. Этап проверки и оценки результатов (с самопроверкой по эталону)
9. Подведение итогов, рефлексия
Этап
урока
Цель
познания
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
1.
Орг.
момент
Подготовить
учащихся к
работе,
мобилизовать
внимание
-Прозвенел звонок, начался урок,
Стали ровно, тихо сели, на меня
все посмотрели.
Приветствие, организация
готовности учащихся
Проверяют свою
готовность к уроку.
Планирование,
саморегуляция .
2.
Актуали-
зация
знаний
Актуализиров
ать учебное
содержание
-Предлагаю вам сделать
морфемный разбор слов и
вставить пропущенные буквы:
Предл..жение, прил..гательное,
зар..сла, р..стение, выр..щенный
-Какие орфограммы вы нашли в
этих словах?
-Каковы условия правописания
гласных О-А в таких корнях?
Выполняют морфемный разбор,
вставляют пропущенные буквы. (5
человек у доски)
Сравнение, анализ, обобщение
-Чередование гласных О-А в корнях
–лаг-/-лож-, -рос-/-раст-(-ращ-)
-Правописание гласных зависит от
согласных
Умение правильно
выражать свои
мысли в устной
форме
Прогнозирование,
оценка
3.
Постанов
ка целей
и
формулир
ование
темы
Учить
формулироват
ь тему урока и
ставить цели
- Сформулируйте тему урока
-Каковы цели урока, что мы
сможем узнать, чему научиться?
- Правописание гласных в корнях с
чередованием
- Повторить правописание корней –
лаг-/-лож-, -рос-/-раст-(-ращ-),
научиться правильно писать слов с
такими корнями, повторить
исключения
Создание алгоритмов
деятельности
Умение правильно
выражать свои
мысли в устной
форме, планирование
учебного
сотрудничества
Целеполагание,
планирование,
прогнозирование
4.Этап
первично
го
освоения
знаний
Выявление
пробелов в
знаниях, их
коррекция,
повторение
условий
правописания
корней с
чередованием
- Перед вами два столбика слов.
Вам необходимо не только
вставить пропущенные буквы, но
и выявить условие, по которому
эти слова распределены. (Буквы
пропущены)
Растение Ростислав
Разрослись росток
Произрастать отрасль
Вставляют пропущенные буквы по
цепочке на доске, определяют
условие распределения: в правом
столбике – слова-исключения
Выделение информации,
структурирование знаний, анализ,
классификация
Умение правильно
выражать свои
мысли в устной
форме
Прогнозирование,
саморегуляция
Наращивать Ростов
Проросли ростовщик
- Что мы узнали из этого
задания?
-Условия правописания корней
-лаг-/-лож-, -рос-/-раст-(-ращ-).
Называют их.
5.Этап
осмыслен
ия
учебного
материал
а
Структуриров
ание
информации
- А теперь,
после того,
как мы
повторили
правописание
корней с
чередованием,
я предлагаю
вам
составить
кластер , в
котором
будут
схематично
изображены
условия
написания
гласных в
корнях -лаг-/-
лож-, -рос-/-
раст-(-ращ-).
Основой
кластера
будет
понятие
чередования
гласных О-А.
- Корни 1) -лаг-/-лож-, 2) -рос-/-
раст-(-ращ-) 3)исключения
Составляют кластер, вывешивают
на доску полученные работы
Презентация работ
Выделение, анализ и
структурирование информации,
создание алгоритмов
деятельности, классификация
знаний
Планирование учебного
сотрудничества, распределение
обязанностей в группе, управление
поведением партнера, умение
правильно выражать свои мысли
в схематичной форме
Контроль,
саморегуляция
Какие
ответвления
от него мы
можем
сделать?
- Разделимся
на три
группы. Одна
группа будет
составлять
часть
кластера
«Корни -лаг-/-
лож-»,
вторая –
«Корни рос-/-
раст-(-
ращ-)»,
третья
займется
словами-
исключениями
(Групповая
работа по
составлению
кластера,
презентация
работ)
-
Представьте
своим
товарищам
то, что у вас
получилось, и
расскажите
об условиях
правописания
корней с
чередованием
6 .
Э т а п
закрепле
ния
учебного
материал
а
( с
самопров
еркой
по
эталону)
Обеспечение
усвоения
знаний и
способов
действия
Творческая работа в парах
Предложен текст с пропусками
слов, нужно восстановить их,
используя слова на изученное
правило.
«Тропинка почти …, и мы с
трудом угадывали дорогу. Вот
знакомый, … осокой луг. … этой
жесткой травы больно хлестали по
ногам. Дальше … широкий овраг,
а направо раскинулась чудесная
поляна с … молодых елочек. На
поляне уютно … лесная сторожка.
Мы сразу почувствовали себя как
дома и стали устраиваться на
отдых.»
Слова для справок: распол.жилась,
зар.сла, пор.сль, распол.гался,
зар.стающий, зар.сли.
Выполняют работу в парах, один
работает у доски (или на
компьютере)
Построение верного речевого
высказывания, оценка
результатов деятельности
Выполняют самопроверку по
эталону на интерактивной доске
Планирование
учебного
сотрудничества,
распределение
обязанностей в паре,
умение правильно
выражать свои
мысли в
схематичной форме
Контроль, оценка
(самопроверка по
эталону),
саморегуляция
7 .
Э т а п
применен
ия знаний
в
н о в о й
ситуации
Обеспечение
усвоения
знаний в
измененной
ситуации,
повторение
морфем
1. «Раскрась текст»
- Выделите в тексте слова с
изученной орфограммой. Слова с
корнем -лаг-/-лож- - голубым
цветом, с корнем –рос-/-раст-(-
ращ-) – зеленым цветом
2. Игра «Составь слово»
(интерактивная доска)
1)Из слова выходить взять
приставку, из слова заросли –
Выделяют разными цветами слова с
изученной орфограммой
Поиск и выделение информации,
классификация
Составляют слова на интерактивной
доске
Планирование
учебного
сотрудничества,
распределение
обязанностей в паре
Планирование,
коррекция
корень, из слова – сидел – суффикс
прошедшего времени, из слова
кустарника – окончание
2) Из слова предутренний –
приставку, из слова поговорить –
приставку, из слова слагаемое –
корень, из слова решать –
суффикс, глагольную гласную, из
слова писал – суффикс
прошедшего времени, из слова
собирала - окончание
8 .
Э т а п
проверки
и
оценки
результат
о в
( с
самопров
еркой
по
эталону)
Выявление
качества и
уровня
овладения
знаниями;
подготовка к
ГИА и ЕГЭ
-А теперь предлагаю вам
проверить свои знания по
изученной теме, используя пульты
для голосования и тест в формате
ЕГЭ.
А1 В каком ряду во всех словах
пропущена одна и та же буква?
1. пол..жить, зар..сти, выр..щенный
2. р..сток, изл..жение, прир..щение
3. прил..гательное, возр..ст,
отр..сль
4. Р..стислав, ул..жить, выр..стить
А2 В каком ряду все слова имеют
корни с чередующимися
гласными?
1. расположение, ложь, поросль
2. упростить, нарастить, слагаемое
3. водоросли, укрощение,
вложение
4. предположение, отрасль,
выращенный
А1 В каком ряду во всех словах
Выполняют тест, используя систему
голосования Smart Response.
Результаты выполнения появляются
на пультах после завершения
работы.
Контроль и оценка результатов
деятельности, анализ.
Контроль,
коррекция, оценка,
саморегуляция
пропущена одна и та же буква?
1. подр..сли, сл..жить
2. выр..стать, р..сток
3. выр..щу, прил..жить
4. прир..сли, изл..гать
9.
Подведен
ие
итогов,
рефлекси
я
Дать анализ и
оценку
успешности
достижения
цели
- Что мы делали сегодня на уроке?
- Зачем мы это делали?
Пригодится ли вам это знание в
жизни?
- Теперь предлагаю вам оценить
свою работу на уроке, используя
мишень самооценивания
- Повторяли правописание корней с
чередованием -лаг-/-лож-, -рос-/-
раст-(-ращ-).
Поочередно подходят к
интерактивной доске и оценивают
свою деятельность в четырех
секторах по пятибалльной шкале.
Оценка,