Напоминание

"Формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников в театральной деятельности"


Автор: Дикарёва Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребёнка-детский сад № 58
Населённый пункт: г.Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников в театральной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ребёнок дошкольного возраста, открывая для себя многообразие окружающего мира, вступая в разнохарактерные взаимодействия с различными сферами деятельности, проявляет себя самым доступным образом - эмоционально. Эмоциональная отзывчивость как внешнее проявление внутреннего мира ребёнка позволяет определить его отношение к происходящему. Эмоциональная отзывчивость-знак и символ субкультуры детства, являющегося «золотым веком для эмоционального в нас» (В.В. Зень- ковский). Яркие проявления эмоциональной отзывчивости можно наблюдать в театральной деятельности дошкольников. Театральная деятельность стимулирует развитие основных психических функций ребёнка, является средством становления его личности и социального опыта. Взаимосвязь между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах: • Становление и совершенствование театрализованной деятельности Влияет на возникновение и развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников; • Сформировавшаяся эмоциональная отзывчивость влияет на развитие театрализованной деятельности детей. Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста де- тей и уровня развития театрализованной деятельности. Регулярное фиксирование, проигрывание и обсуждение ситуации, часто возникающих в группе, способствует активизации эмоциональной отзывчивости, проявлению сочувствия, сопереживания, оказанию помощи в отношениях со сверстниками. Понимание сущности и механизмов развития эмоциональной отзывчи- вости дошкольников позволяет педагогу оптимизировать работу в этом направлении. К методам развития эмоциональной отзывчивости А. Т. Злобин относит: • Смыслораскрывющие методы, позволяющие детям определить ценность эмоциональных переживаний («Почему она тебе нравится?», «Каким бы образом ты мог изменить настроение своего друга?» и др.); • Установки-общение(«Задай вопрос друг другу о его настроении». ) • Установки-алгоритмы («Чтобы определить эмоциональное состояние друга, необходимо вспомнить, видел ли ты это раньше». ) • Сравнение («Сравни, чем отличается твоё настроение и настроение друга» и др.);
• Знаково-символические методы (детям предлагаются разнообразные знаки- средства эмоций(рисунки жестов, мимики, волнистые линии разной окраски, музыкальные инструменты и пр.), с помощью которых они отмечают своё настроение); • Мимические маски (детям предлагаются различные мимические изображения, эмоциональные схемы, пиктограммы, с помощью которых они демонстрируют свои эмоциональные проявления или эмоциональные состояния, а также соотносят их с речевыми клише); • Пантомимические этюды («Я удивился», «Я обрадовался», «Мне хорошо», «Это чудо», «Мне немного взгрустнулось»,«Страшилки» ) ; • Рефлексивные методы, стимулирующие самоконтроль и самооценку собственных эмоциональных проявлений у дошкольников («Как ты думаешь, для чего человеку нужны эмоции?», «Расскажи о сказочных героях, которые проявляли такие же эмоции, какие проявляешь сейчас ты» и др.); • Методы, моделирующие степень изменения собственных эмоций от грусти до радости, от уныния до восторга и т.п.; • Игровые методы и др. Приобщение детей к театрализованной деятельности начинается со второй младшей группы, но подготовительную работу по формированию эмоциональной отзывчивости малышей целесообразно начинать с раннего возраста. Постоянное обращение внимания на ситуации, требующие проявления помощи, сочувствия, сопереживания, позволяет поддерживать эмпатийные проявления у детей. При этом создаётся ситуация выбора, что-бы оказание помощи носило самостоятельный, осознанный характер, а не являлось чьим- то указанием. Для формирования эмоциональной отзывчивости дошкольников нами разработаны серии обучающих занятий и сценарии сказок-драматизаций, разыгрываемых взрослыми для детей. Благодаря занятиям у дошкольников расширился круг понимаемых эмоций, они начали глубже понимать себя и окружающих. Разыгрываемые сказки помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепощёнными, учат доброте, отзывчивости, чуткости к окружающим. Вне занятий педагоги нашего образовательного учреждения активно используют в работе с детьми психологические игры и ритмопластику. Дошкольники привлекаются к играм в уголке ряженья, театрализованным
играм, играм-драматизациям, осваивают различные виды театра: театр бибабо, теневой, пальчиковый театр, театр-рукавичку, плоскостной театр. Таким образом, участие в театрализованной деятельности, в которой ребёнок в силу её специфических особенностей должен тонко чувствовать эмоциональные состояния персонажей, занимать позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя или зрителя, побуждает его к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведению. Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте дошкольника, влияет на развитие его эмпатийного поведения и характер взаимодействия с окружающим миром. Опираясь на собственный опыт и работы Л.В.Артёмовой, А.Н.Брызгаловой, Н.Ф.Губановой, Т. Н.Дороновой, Т.Н.Караманенко и других авторов, мы разработали практические рекомендации по организации театральной деятельности детей для педагогов нашего образовательного учреждения. 1. Создать условия для развития у детей театральных творческих способностей: - Оборудовать зону театрализованной деятельности и «тихий уголок», где ребёнок может побыть один, порепетировать роль перед зеркалом, поиграть в дидактическую игру. - В зоне театральной деятельности следует разместить разные виды кукольного театра. - Следует организовать несколько практических занятий по обучению детей умениям и навыкам работы с этими видами театра. - В этой зоне должна быть ширма для показа кукольного театра (лёгкая, удобная, с занавесом для смены декораций.) Маски, костюмы для ряженья, музыкальные инструменты. 2. Продолжительность занятий: - 10-15 минут – в первой младшей группе - 10-20 – во второй младшей группе - 20-25 – в средней группе, - 25-30 – в старшей и подготовительной группах. 3. Первые игры-занятия проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей, затем он становится партнёром по игре. 4. При выборе литературного произведения следует учитывать знания и
интересы детей. 5. При распределении ролей надо следовать основным правилам детского театра: - Каждый ребёнок имеет право на роль; - Все роли главные - Роль подчёркивает достоинства и способности ребёнка. 6. Необходимо тесно сотрудничать с родителями, активно привлекать их к участию в театрализованных представлениях и спектаклях. 7. При подготовке спектакля необходимо избегать насилия над детьми, натаскивания, большого количества репетиций. 8. На спектакль желательно приглашать фотографа и видеооператора. Снятый видеофильм помогает детям увидеть себя со стороны. 9. Традицией детского сада должны стать выпускной спектакль и вручение памятных дипломов каждому ребёнку за наиболее удавшуюся ему роль. Благодаря театральной деятельности наши воспитанники проигрывают множество ролей, проживают со своими героями множество жизней, учатся чувствовать, думать, сопереживать .


В раздел образования