"Формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников в театральной деятельности"
Автор: Дикарёва Ольга Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребёнка-детский сад № 58 Населённый пункт: г.Дзержинск, Нижегородская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников в театральной деятельности" Раздел: дошкольное образование
Ребёнок дошкольного возраста, открывая для себя многообразие
окружающего мира, вступая в разнохарактерные взаимодействия с
различными сферами деятельности, проявляет себя самым доступным
образом - эмоционально. Эмоциональная отзывчивость как внешнее
проявление внутреннего мира ребёнка позволяет определить его отношение к
происходящему. Эмоциональная отзывчивость-знак и символ субкультуры
детства, являющегося «золотым веком для эмоционального в нас» (В.В. Зень-
ковский).
Яркие проявления эмоциональной отзывчивости можно наблюдать в
театральной деятельности дошкольников. Театральная деятельность
стимулирует развитие основных психических функций ребёнка, является
средством становления его личности и социального опыта. Взаимосвязь
между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием детей
выступает в двух планах:
• Становление и совершенствование театрализованной деятельности
Влияет на возникновение и развитие эмоциональной отзывчивости
дошкольников;
• Сформировавшаяся эмоциональная отзывчивость влияет на развитие
театрализованной деятельности детей.
Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста де-
тей и уровня развития театрализованной деятельности. Регулярное
фиксирование, проигрывание и обсуждение ситуации, часто возникающих в
группе, способствует активизации эмоциональной отзывчивости, проявлению
сочувствия, сопереживания, оказанию помощи в отношениях со
сверстниками.
Понимание сущности и механизмов развития эмоциональной отзывчи-
вости дошкольников позволяет педагогу оптимизировать работу в этом
направлении.
К методам развития эмоциональной отзывчивости А. Т. Злобин относит:
• Смыслораскрывющие методы, позволяющие детям определить
ценность эмоциональных переживаний («Почему она тебе нравится?»,
«Каким бы образом ты мог изменить настроение своего друга?» и др.);
• Установки-общение(«Задай вопрос друг другу о его настроении». )
• Установки-алгоритмы («Чтобы определить эмоциональное состояние
друга, необходимо вспомнить, видел ли ты это раньше». )
• Сравнение («Сравни, чем отличается твоё настроение и настроение друга»
и др.);
• Знаково-символические методы (детям предлагаются разнообразные знаки-
средства эмоций(рисунки жестов, мимики, волнистые линии разной окраски,
музыкальные инструменты и пр.), с помощью которых они отмечают своё
настроение);
• Мимические маски (детям предлагаются различные мимические
изображения, эмоциональные схемы, пиктограммы, с помощью которых они
демонстрируют свои эмоциональные проявления или эмоциональные
состояния, а также соотносят их с речевыми клише);
• Пантомимические этюды («Я удивился», «Я обрадовался», «Мне хорошо»,
«Это чудо», «Мне немного взгрустнулось»,«Страшилки» ) ;
• Рефлексивные методы, стимулирующие самоконтроль и самооценку
собственных эмоциональных проявлений у дошкольников («Как ты думаешь,
для чего человеку нужны эмоции?», «Расскажи о сказочных героях, которые
проявляли такие же эмоции, какие проявляешь сейчас ты» и др.);
• Методы, моделирующие степень изменения собственных эмоций от грусти
до радости, от уныния до восторга и т.п.;
• Игровые методы и др.
Приобщение детей к театрализованной деятельности начинается со второй
младшей группы, но подготовительную работу по формированию
эмоциональной отзывчивости малышей целесообразно начинать с раннего
возраста.
Постоянное обращение внимания на ситуации, требующие проявления
помощи, сочувствия, сопереживания, позволяет поддерживать эмпатийные
проявления у детей. При этом создаётся ситуация выбора, что-бы оказание
помощи носило самостоятельный, осознанный характер, а не являлось чьим-
то указанием.
Для формирования эмоциональной отзывчивости дошкольников нами
разработаны серии обучающих занятий и сценарии сказок-драматизаций,
разыгрываемых взрослыми для детей. Благодаря занятиям у дошкольников
расширился круг понимаемых эмоций, они начали глубже понимать себя и
окружающих. Разыгрываемые сказки помогают детям почувствовать себя
свободными, раскрепощёнными, учат доброте, отзывчивости, чуткости к
окружающим.
Вне занятий педагоги нашего образовательного учреждения активно
используют в работе с детьми психологические игры и ритмопластику.
Дошкольники привлекаются к играм в уголке ряженья, театрализованным
играм, играм-драматизациям, осваивают различные виды театра: театр
бибабо, теневой, пальчиковый театр, театр-рукавичку, плоскостной театр.
Таким образом, участие в театрализованной деятельности, в которой
ребёнок в силу её специфических особенностей должен тонко чувствовать
эмоциональные состояния персонажей, занимать позицию сочувствующего,
сопереживающего и содействующего героя или зрителя, побуждает его к
активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает
подражательность любимым героям, их поведению.
Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте дошкольника, влияет
на развитие его эмпатийного поведения и характер взаимодействия с
окружающим миром.
Опираясь на собственный опыт и работы Л.В.Артёмовой,
А.Н.Брызгаловой, Н.Ф.Губановой, Т. Н.Дороновой, Т.Н.Караманенко и
других авторов, мы разработали практические рекомендации по организации
театральной деятельности детей для педагогов нашего образовательного
учреждения.
1. Создать условия для развития у детей театральных творческих
способностей:
- Оборудовать зону театрализованной деятельности и «тихий уголок», где
ребёнок может побыть один, порепетировать роль перед зеркалом, поиграть в
дидактическую игру.
- В зоне театральной деятельности следует разместить разные виды
кукольного театра.
- Следует организовать несколько практических занятий по обучению детей
умениям и навыкам работы с этими видами театра.
- В этой зоне должна быть ширма для показа кукольного театра (лёгкая,
удобная, с занавесом для смены декораций.) Маски, костюмы для ряженья,
музыкальные инструменты.
2. Продолжительность занятий:
- 10-15 минут – в первой младшей группе
- 10-20 – во второй младшей группе
- 20-25 – в средней группе,
- 25-30 – в старшей и подготовительной группах.
3. Первые игры-занятия проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей,
затем он становится партнёром по игре.
4. При выборе литературного произведения следует учитывать знания и
интересы детей.
5. При распределении ролей надо следовать основным правилам детского
театра:
- Каждый ребёнок имеет право на роль;
- Все роли главные
- Роль подчёркивает достоинства и способности ребёнка.
6. Необходимо тесно сотрудничать с родителями, активно привлекать их к
участию в театрализованных представлениях и спектаклях.
7. При подготовке спектакля необходимо избегать насилия над детьми,
натаскивания, большого количества репетиций.
8. На спектакль желательно приглашать фотографа и видеооператора.
Снятый видеофильм помогает детям увидеть себя со стороны.
9. Традицией детского сада должны стать выпускной спектакль и вручение
памятных дипломов каждому ребёнку за наиболее удавшуюся ему роль.
Благодаря театральной деятельности наши воспитанники проигрывают
множество ролей, проживают со своими героями множество жизней, учатся
чувствовать, думать, сопереживать
.