Автор: Жужманова Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7
Населённый пункт: поселок Шимск Новгородская область
Наименование материала: Викторина по произведениям В.Бианки
Тема: "Удивительный мир"
Раздел: дошкольное образование
Викторина по произведениям В. Бианки
«Удивительный мир»
Цели: Расширить литературный кругозор детей, пробудить интерес
к творчеству В.В. Бианки.
Задачи:
- в игровой форме обобщить знания, полученные на занятиях по
ознакомлению с художественной литературой;
- учить детей искать и находить новое в уже известном, увиденном
на основе произведений В.Бианки;
- способствовать формированию первых понятий о единстве
человека и природы;
- создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя и
миру природы,
- развивать память, речь, мышление, наблюдательность, творческое
воображение;
- научить понимать природу, ее законы и особенности;
- на основе его сказок и рассказов В.Бианки воспитывать любовь и
уважение к природе, к
братьям нашим меньшим, заботиться и беречь природу.
Ход викторины:
Ведущий: -
Ребята,
вы
уже
наверно
догадались
,что
наша
викторина будет посвящена творчеству Виталия Валентиновича
Бианки.
- Викторина – это значит, игра в ответы на вопросы.
Повсюду: в лесу на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.
Делимся на 2 команды (ласточки, воробьи)
вопросы задаются каждой каманде
Задание 1
1.
О чём писал В.В.Бианки? (о природе, о лесе и его обитателях)
2.
Самая известная книга В.В.Бианки? («Лесная газета»)
3.
Какой зверёк спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
4.
Кто играл на щепке из рассказа В.Бианки «Музыкант»?
(медведь)
5.
В какое время года медведь спит? (Зимой)
6.
Какого зверя зовут «шатун»? (медведя, согнанного с берлоги или
вовсе не спящего зимой)
7.
Как называется дом медведя? (Берлога)
8.
Что ест зимой жаба? (ничего, она зимой спит)
9.
Как называется жилище муравьев? (Муравейник)
10.
Окраска какого животного похожа на «пешеходный
переход»? (Зебра)
11.Детенышлисы?(Лисенок)
12.Детеныш волка?(Волчонок)
13.В кого превращаются гусеницы? (Бабочка
)
Задание2 : «Назови книгу».
Я буду читать из книг В.В. Бианки небольшие отрывки, а вы
должны будете узнать и назвать эту книжку,
- «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты
приоткрыли и — один воздух вышел из них. Никакого пения».
Кто же это? (Лягушата)
Книга: «Кто
чем поет?»
- нечего делать, полетела муха дальше. И увидела лисицу! Эх и
хвост у лисицы, пышный да рыжий! Уж, этот хвост – мой будет
– думает муха! (хвосты)
- «Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на
солнышке. Щенок - прыг! - и ухватил за хвост. А она
извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сама под
камень». (Ящерица. «Первая охота».)
-
«Потянул он к себе щепку и отпустил её. Щепка
выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» - как
струна пропела. Кто играл на щепке? (Медведь)
Книга: «Музыкант»
-
вдруг
откуда
не
возьмись
–
сокол
мчится.
Ласточки
переполошились, кто куда, мигом разлетелась вся стая. А
береговушки за реку, над лесом, да через озеро.
(Лесные
домишки)
- «Скрипочки у неё на крылышках, а вместо смычков -
длинные задние лапки коленками назад. На крыльях -
зазубренки, а на ножках зацепочки. Трёт она себя
ножками по бокам, зазубринками за зацепочки
задевает - стрекочет». (Саранча. «Кто чем поёт?»).
- «Влез Муравьишка жуку на голову. И хорошо, что не остался
на спине: разломил Жук спину надвое, два жёстких крыла
приподнял. Крылья у Жука точно два перевёрнутых корыта, а
из-под
них
другие
крылышки
лезут,
разворачиваются:
тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних». О каком жуке
говорится? (майском жуке)
Книга: «Как Муравьишка домой спешил»
Задание3:
Собери пазл (птицы)
Задание4: «По следам»
по произведению В.В.Бианки «По следам»
Ведущий: - Ребята, а сейчас нужно вспомнить произведение
В.В.Бианки «По следам».
На экране выставлены следы животных, героев произведения
В.В.Бианки, вы должны определить, какому животному
относятся следы.
Задание 5 «Главный герой»
Ведущий: Из трёх предложенных ответов выберите правильный.
1 команда: «Кто главный герой в рассказе «Первая охота»?»
щенок
котёнок
лисёнок
2 задание: «Вспомните название произведений»
Воспитатель:
1.«Лесные …»
-теремочки
-домишки
-избушки
Ответ: «Лесные домишки»
2.«Первая …»
-прогулка
-охота
-выставка
Ответ: «Первая охота»
3.«Кто чем …?»
-кричит
-поёт
-свистит
Ответ: «Кто чем поёт?»
4. «Лис и…»
-мышонок
-хомячок
-крот
Ответ: «Лис и мышонок»
5. «Купание …»
-зайчат
-медвежат
-лисят
Ответ: «Купание медвежат»
7. мышонок
-тик
-миг
-пик
8. ораньжевое
-хвост
-горлышко
-крало
Ведущий: разминка
мы с ребятами немножко отдохнем. И поиграем в игру
«Летает, не летает». Если птица летает, вы машете руками, а
если не летает, вы приседаете.
Сова,
Аист,
Сокол,
Воробей,
Перепёлки,
Пингвин,
Ласточка,
Синица,
Грач,
Сорока,
Попугай,
Страус,
Журавль,
Чайки,
Тетерев,
павлин,
Галка,
Ворона,
Курица,
Снегири,
Жаворонок,
Соловей,
Скворец,
Лебеди,
Киви
Задание 6 «Как всё начиналось»
Ведущий: Попробуйте по первым строчкам угадать название сказки
или рассказа.
- высоко над рекой, носились молодые ласточки – береговушки,
гонялись друг за другом с визгом и писком, играли в пятнашки.
(лесные домишки)
-«Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?» («Лис и
мышонок»).
-«Залез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а
там, на земле, его родной муравейник чуть виден». («Как муравьишка
домой спешил»)
-«Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт - молоком белит. Летит
мимо Сова» («Сова»).
-«Надоело Щенку гонять кур по двору.Пойду-ка, - думает, - на охоту за
дикими зверями и птицами» («Первая охота»).
Задание 7 «Узнай голоса птиц» слушаем голоса птиц
Задание 8 «Загадки»
Детские загадки об увлекательном мире птиц, зверей леса. Загадки
о лесных зверях.
Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)
Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)
Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют. Не боится он
простуды с первым снегом тут как тут. (Снегирь)
Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь)
Гудит мохнатенькая, летит за сладеньким. (Пчела)
Летит - воет, сядет - землю роет. (Жук)
***
В лесу темно,
Все спят давно,
Одна птица не спит,
На суку сидит,
Мышей сторожит. (Сова)
***
На дереве сидела
И сыр во рту держала,
А мимо хитрая лиса
Близехонько бежала.
Кто я? Знаете?
А ну отгадайте! (Ворона)
***
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ... (Воробей)
***
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Зовут ее ... (Ворона)
***
***
Рыжий маленький зверек
По деревьям - скок-поскок. (Белка)
***
Черный, проворный
Кричит "крак",
Червякам враг. (Грач)
***
Зверька узнаем мы с тобой
По двум простым приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом. (Белка)
***
В лесу зимой холодной
Ходит злой, голодный.
Он зубами щелк!
Это серый ... (Волк)
***
Бегает быстро
И прыгает ловко,
Скачет то в белом, то в сером
Пальтишке,
Всех приглашает покушать
Морковки
Этот ушастый, пугливый ... (Зайчишка)
10. Собери слово (Бианки)
11. Нарисовать любимого героя из произведения В. Бианки
Заключительная часть
Ведущий: Молодцы ребята, справились со всеми заданиями.
Подсчитаем фишки.
Подсчёт фишек, определение команды-победителя.
Ведущий: Чему же научили вас книги В. Бианки?
Быть любознательными и наблюдательными, жить в дружбе с
животными и растениями, оберегать и охранять их. «Кто природу
губит, тот свой край не любит».
Вывод: Из книг В. Бианки мы узнали много нового, полезного и
интересного из жизни природы.