Автор: Григорьева Любовь Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБУ ДПО "ЦПО СМП"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Опыт применения метода «Анализ ситуаций» при обучении медицинских специалистов.
Раздел: среднее профессиональное
Тема: Опыт применения метода «Анализ ситуаций» при обучении медицинских специалистов.
Преподаватель высшей квалификационной категории
Григорьева Любовь Ивановна
Главное не «знания» сами по себе, а применение этих знаний!
Профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена формируется на
стадии профессиональной подготовки специалистов в учебном заведении. Становится важно не
столько то, что знает специалист о каком-либо аспекте своей деятельности, но в каких достаточно
общих для этой деятельности ситуациях от может находить правильные решения.
Большую роль в работе по становлению профессиональных ценностных ориентаций медицинских
сестер в образовательном процессе занимают ситуационные задачи, использование которых
способствует формированию клинического мышления, поощряет творческий спор, значительно
стимулирует слушателей и дает им чувство удовлетворенности от своей работы.
Ситуационные задачи: это средство обучения, включающее совокупность условий, направленных
на решение практически значимой ситуации с целью осознанного усвоения слушателями
содержания учебной дисциплины, это задание, помещенное в жизненный контекст и имеющее
личностно-значимый вопрос, благодаря чему слушатель понимает практическую ценность знания.
Ситуационные задачи — это задачи, позволяющие слушателю осваивать интеллектуальные
операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление- понимание-
применение-анализ- синтез-оценка.
Целью ситуационных задач является усвоение знаний и приобретение профессиональных навыков
и умений на основе деятельности в условиях, приближенных к реальной практике.
Организация практического занятия – наиболее сложный этап деятельности преподавателя, от
которого, в конечном итоге, зависит качество подготовки медицинских сестер, уровень
сформированности общих и профессиональных компетенций.
В ходе практического занятия осуществляется целостное воздействие на личность слушателя,
вырабатываются формы общения на основе деонтологических принципов и медицинской этики.
Кейсы, которые мы можем использовать на практическом занятии, представляют собой
интегрированные комплексные ситуационные задачи, которые можно использовать как на
аудиторных занятиях, так и при организации самостоятельной работы с последующим
обсуждением особенностей решения конкретной клинической ситуации разными слушателями.
Ситуационные задачи позволяют развивать:
Аналитические навыки – осуществлять поиск информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач.
Практические навыки – организовывать собственную деятельность, выбирать
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
выполнение и качество, принимать решения в различных ситуациях и нести за них
ответственность.
Коммуникативные навыки – умение эффективно общаться с пациентом и его
окружением в профессиональной деятельности, соблюдая принципы
профессиональной этики.
Социальные навыки – умение работать в команде, брать на себя ответственность
за работу членов команды и результат выполнения задания, эффективно общаться
с коллегами.
Преимущества метода конкретных ситуаций состоят в практической направленности, в
возможности адаптировать ситуацию к реальной проблеме и создать рабочую обстановку,
позволяющую участникам проявить креативность, в получение позитивной обратной связи от
преподавателя и слушателей, в повышении уверенности слушателей в том, что они могут
справиться в реальности с задачами такого плана или, наоборот, выявить свои недостатки.
Существуют определенные требования к составлению ситуационных задач:
1.
Условие задачи должно иметь реалистичную основу, взятую из профессиональной
деятельности.
2.
В учебной ситуации не должно содержаться более 5 проблем
3.
Учебная ситуация не должна быть примитивной, в ней, помимо пяти изучаемых проблем,
должны быть 2-3 связующие темы, которые присутствуют в тексте.
4.
Зачастую требуется знание нескольких учебных предметов.
Решение ситуационных задач проходит по определенным этапам:
1.
Первый этап – знакомство с конкретной ситуацией и ее особенностями
2.
Второй этап – решение конкретных ситуаций, состоит из анализа и принятия
3.
решений в стандартной и нестандартной ситуациях, и действия по алгоритму.
4.
Третий этап – анализ последствий принятия того или иного решения (отмечаются
замечания, делаются выводы) ориентация слушателей на правильные ответы.
5.
Четвертый этап – подведение итогов.
Мы можем выделить четыре вида ситуационных задач.
Ситуация проблема:
Слушателям задается реальная проблема, которая требует оперативного решения.
Больной 40 лет с диагнозом «правосторонняя нижнедолевая пневмония» были назначены
инъекции пенициллина на дому. Со слов больной было записано, что ранее ей вводили
пенициллин, аллергической реакции не было. Сделав внутримышечную инъекцию, медсестра
собралась уходить, когда больная позвала ее с жалобами на внезапно возникшую резкую
слабость, озноб. Через 1-2 минуты больная потеряла сознание. Кожные покровы бледные, пульс
до 120 ударов в 1 минуту, нитевидный, определяется только на сонных артериях.Действия сестры
в этом случае и предполагаемый диагноз?
Ситуация - оценка
Слушателям предлагается ситуация с готовым решением, не всегда правильным, которое следует
оценить «правильно» или «неправильно», прокомментировать и предложить свое решение.
Медицинская сестра ввела утром пациентке 20 ЕД инсулина. Позже она вспомнила, что пациентке
назначен биохимический анализ крови. Анализ необходимо сдать натощак. Медсестра попросила
пациентку не принимать пищу и подождать, пока не будет сделан забор крови. Через 30 минут
пациентка пожаловалась на головокружение, дрожь в руках, слабость.
Задание:
1.
Оцените действия медицинской сестры.
2.
Какое состояние развилось у пациентки?
3.
Как должна была поступить медсестра, чтобы не допустить ошибки?
4.
Составьте алгоритм действия медсестры.
Ситуация – иллюстрация
Слушателям демонстрируются слайды пациента с определенной
проблемой. Перед ними стоит задача выявить проблемы пациента по найденным симптомам,
составить план сестринских вмешательств и прокомментировать свое решение.
Ситуация – упражнение
Слушатели упражняются в решении нетрудных задач используя метод аналогии на примере таких
тем, как: разведение антибиотиков, определение степени нарушения сознания по шкале Глазго,
определение шкалы Нортон для оценки степени риска развития пролежней, определение водного
баланса и др.
Достоинства метода анализа ситуаций при обучении медицинских специалистов неоспоримы и
наглядны. Этот метод способствует демократизации обучения и внедрению личностно-
ориентированного образования. Акцент переносится с овладения готовыми знаниями на
самостоятельную выработку знаний. Метод формирует профессиональное мышление, выполняет
воспитательную функцию (развивает систему ценностей слушателей, жизненных установок,
профессионального мироощущения). А также, наличие дискуссии и споров при обсуждении
ситуаций учит соблюдать правила и нормы общения, отстаивать свою точку зрения.
Немаловажное значение метода ситуационных задач — это развитие межпредметных связей.
Исходя из этого, можно выделить четыре функции ситуационных задач- познавательная,
воспитательная, развивающая и диагностическая. Ситуационные задачи в учебном процессе
позволяют развивать мотивацию слушателей к познаниям различных учебных предметов и
клинических дисциплин, актуализировать предметные знания с целью решения личностно-
значимых проблем на деятельной основе, вырабатывать партнерские отношения друг с другом и
преподавателем.
Ситуационные задачи могут быть включены в экзаменационные билеты.