Автор: Микеладзе Светлана Сергеевна
Должность: учитель изобразительного искусства, технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: Город Братск Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: Работа с родителями детей с ОВЗ"
Раздел: среднее образование
Взаимодействие учителя с родителями
детей, имеющих ОВЗ.
Всегда пред Тобой я - смиреннейший из смиренных, но в
этой просьбе моей буду неуступчив.
Всегда говорю с Тобой тишайшим шепотом, но эту просьбу
мою выскажу непреклонно.
Повелительный взор свой устремляю в высь небесную.
Распрямляю спину и требую - ибо не для себя требую.
Ниспошли детям счастливую долю, помоги, благослови их
усилия.
Не легким путем их направи, но прекрасным.
А в залог этой просьбы прими мое единственное сокровище
- печаль.
Печаль и труд.
.
Я не возношу Тебе длинных молитв, о Господи. Не посылаю
бесчисленных вздохов. Не бью низкие поклоны. Не приношу
богатые жертвы во славу Твою и хвалу. Не стремлюсь вкрасться к
Тебе в милость. Не приношу почестей.
Нет у моих мыслей крыльев, которые вознесли бы песнь мою в
небеса. Слова мои не красочны и не благовонны - не цветисты.
Устал я, измучен. Глаза мои потускнели, спина согнулась под
грузом забот.
И все-таки обращаюсь к Тебе, Господи, с сердечной просьбой.
Ибо есть у меня драгоценность, которую не хочу доверить брату-
человеку.
Боюсь
-
не
поймет,
не
проникнется,
пренебрежет,
высмеет.
Чего хочет каждый педагог?
Что ему для этого нужно сделать?
Кто такой педагог?
Действовать в
соответствии с
Федеральным
законом
«Об
образовании
в
Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря
2012 года с изменениями 2018 года –
далее 273 –ФЗ «Об образовании».
Профессиональным
стандартом
«Педагог
(педагогическая
деятельность
в
сфере
дошкольного,
начального общего, основного общего,
среднего
общего
образования)
(воспитатель,
учитель)»
приказ
министерства труда и соц.защиты РФ
от
18
октября
2013
года
N
544н
(с
изменениями на 5 августа 2016 года) –
далее Профстандарт.
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
основного
общего образования (утвержден приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010
г. № 1897)
Взаимодействовать
с
Обучающимся
Семьей (родителями или
лицами, их заменяющими)
Администрацией ОО
Коллегами
Группой
обучающихся
В СОШ
В СКШ
ПМПК
МСЭ
ПМПк ОО
Педагогическая
деятельность
по
проектированию
и
реализации
образовательного
процесса
в
образовательных
организациях
дошкольного,
начального
общего,
основного общего, среднего общего
образования
(Профстандарт)
Развивающая деятельность
Общепедагогическая функция. Обучение
Воспитательная деятельность
Использовать и апробировать специальные
подходы к обучению в целях включения в
образовательный
процесс
всех
обучающихся,
в
том
числе
с
особыми
потребностями
в
образовании:
обучающихся,
проявивших
выдающиеся
способности;
обучающихся,
для
которых
русский
язык
не
является
родным;
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья
Использование
конструктивных
воспитательных усилий родителей
(законных
представителей)
обучающихся,
помощь
семье
в
решении
вопросов
воспитания
ребенка
Освоение
и
применение
психолого-
педагогических
технологий
(в
том
числе инклюзивных), необходимых для
адресной
работы
с
различными
контингентами
учащихся:
одаренные
дети, социально уязвимые дети, дети,
попавшие
в
трудные
жизненные
ситуации, дети-мигранты, дети-сироты,
дети
с
особыми
образовательными
потребностями
(аутисты,
дети
с
синдромом
дефицита
внимания
и
гиперактивностью
и
др.),
дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья, дети с девиациями поведения,
дети с зависимостью
Семья ребенка с ОВЗ или инвалидностью
Заболевание ребенка глубокая и продолжительная социальная дезадаптация
всей семьи.
Обнаружение дефекта 4 фазы развития стрессового состояния в семье:
1.
«Шок».
Растерянность
родителей,
возникновение
чувства
собственной
неполноценности, беспомощности, страха, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут
«виновного». Иногда агрессия обращается на новорожденного, мать испытывает к
нему негативные чувства, видя, что он не такой, как другие дети. Мать также может
чувствовать себя виноватой за рождение ребенка с ОВЗ.
2.
Развитие
неадекватного
отношения
к
дефекту.
Негативизм
и
отрицание
поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией родителей.
3. «Частичное осознание дефекта ребенка». Чувство хронической печали и скорби по
желанному здоровому ребенку. Родители начинают понимать, что они ответственны
за ребенка, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода.
Начинается поиск советов у специалистов.
4. «Развитие социально-психологической адаптации всех членов семьи». Родители
смиряются с произошедшим, принимают ситуацию и начинают жить с учетом того,
что в семье есть ребенок с ОВЗ.
Не достигается стабилизация
медицинские, экономические и социально-психологические проблемы
ухудшение качества жизни, возникновение семейных и личных проблем, самоизоляция
(отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в
одиночку).
НО:
Родственники
и
знакомые:
также стресс, избегание встреч
с
родителями
ребенка
с
ОВЗ.
Боязнь
собственных
чувств
и
эмоций,
боязнь
чувств
родителей
ребенка.
Беспомощность,
страх
быть
бестактными,
предпочитают
отмалчиваться, делать вид, что
не
замечают
сложившейся
ситуации.
Все
это
только
усугубляет тяжелое положение
родителей ребенка с ОВЗ.
Другие дети в семье:
лишены
внимания.
Многие
родители
ребенка
с
ОВЗ
из
страха, что несчастье
может
повториться,
накладывают
внутренний
запрет
на
репродуктивную
функцию.
Развод
родителей
как
следствие
появления
в
семье ребенка с
ОВЗ
из-за
отсутствия
взаимопониман
ия, частых ссор,
охлаждения
чувств.
Многие родители надеются на чудесное исцеление ребенка и ищут новых
врачей, целителей или какую-то особенную, самую лучшую, больницу.
Некоторые решают всю жизнь без остатка посвятить служению ребенку.
Некоторые перекладывают вину и ответственность на других — и для этого
они преследуют и постоянно уличают в ошибках и невнимательности врачей,
социальных работников, учителей.
Происходит деформация отношений друг с другом, с миром,
деформация жизненных ориентиров
Матери детей с ОВЗ: находятся с детьми
постоянно.
Ребенок
требует
огромных
затрат времени и энергии, связывает мать
«по
рукам
и
ногам».
Повышенная
физическая
и
моральная
нагрузка,
гиперутомление.
Снижение
психического
тонуса и заниженная самооценка. Утрачена
радость жизни, отказ от профессиональной
карьеры.
Жизненные
обстоятельства
переживаются
как
чувство
невозможности
реализации собственных жизненных планов,
как потеря интереса к себе как к женщине и
личности
.
Отцы детей с ОВЗ: не принимает ребенка,
холодно
относится
к
ребенку,
отказывая
ему
в
любви
и
поддержке,
постепенно
отдаляется от семьи. Это травмирует мать
ребенка,
понижает
ее
самооценку,
способствует формированию невротичных
черт
личности
и
психосоматических
заболеваний.
Статус
супруга
в
сознании
матери
снижается.
Женщина
стремится
восполнить
своим
материнским
теплом
отсутствие
любви
и
заботы
со
стороны
отца.
Типы родителей, имеющих детей с ОВЗ или
инвалидностью
Часто
выдвигают
нереальные
требования к ребенку, не понимая его
реальных возможностей: «Специалисты
предъявляют
к
моему
ребенку
завышенные требования».
Канал
эмоционального
отреагирования
проблемы переведен во внешний план
переживаний
и
проявляется
в
виде
скандалов, агрессии и крика.
Авторитарные
родители
склонны
излишне опекать своих детей, не давая
им возможности научиться отвечать за
свои
действия
и
за
свою
жизнь.
Они
часто не учитывают реальные интересы
и потребности своих детей (в том числе
и
в
вопросах
профессионального
обучения),
так
как
привыкли
прислушиваться
только
к
своему
собственному мнению.
Активная
жизненная
позиция,
во
всем
руководствуются собственными убеждениями.
Советы родственников или специалистов не
являются решающим аргументом. Устойчивое
желание
найти
выход
из
создавшегося
положения,
справиться
с
проблемами
и
облегчить
положение
ребенка.
Направляют
свои
усилия
на
поиски
лучшего
врача,
хорошей
больницы,
наилучшего
метода
лечения. Обращаются к хорошим педагогам,
знаменитым
экстрасенсам
и
народным
целителям.
Усилия
направлены
на
преодоление
возникающих
преград.
Организуют
родительские
общества
и
устанавливают
тесные
контакты
с
аналогичными родительскими организациями
за
рубежом.
Стремятся
решать
проблему
в
целом.
Их
цель:
оздоровление,
обучение
и
социальная адаптация ребенка.
1. Родители авторитарного типа
+
Пассивная
личностная
позиция:
склонны
фиксироваться
на
отсутствии
выхода
из
положения, не формируется тенденция к преодолению возникших проблем, не верят в
возможность улучшения состояния здоровья своего ребенка.
Самооправдание: нет указаний со стороны специалистов, родственников или друзей на то,
что с ребенком следует делать.
Нет понимания того, что ряд проблем их ребенка является вторичным и связан не с
заболеванием, а с родительской и педагогической несостоятельностью.
Склонны к чрезмерной опеке, стремятся оградить ребенка от всех возможных проблем,
даже от тех, с которыми он может справиться собственными силами.
Непоследовательны
во
взаимоотношениях
с
ребенком,
отсутствует
необходимая
требовательность, склонны идти на уступки ребенку. Вследствие этого часто возникают
трудности в вопросах послушания ребенка.
В личности преобладают истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. По
отношению к ребенку демонстрируют повышенную тревожность, постоянно опасаются
чего-то, что может повредить ребенку. Тревожность может передаваться ребенку, стать
причиной формирования у него невротических черт характера.
Жизнь воспринимается как несчастливая, загубленная рождением ребенка с ОВЗ. Матери
ощущают себя не сумевшими реализоваться в семье и в профессии. Будущее ребенка
представляется им бесперспективным и трагическим.
Канал
эмоционального
отреагирования
проблемы,
подавляющей
их
психику,
у
них
переведен во внешний план переживаний и проявляется в виде истерик и слез.
2. Родители невротического типа
Черты
родителей
первого
и
второго
типа.
Им
свойственны
частые
смены
эмоциональных
состояний:
то
радость,
то
депрессия.
У
некоторых
из
них
хорошо заметна тенденция к доминированию, как и у авторитарных родителей,
но они не устраивают скандалов и в большинстве случаев ведут себя корректно.
Канал эмоционального отреагирования проблемы у данной категории родителей
переведен
во
внутренний
план
переживаний.
Проблемы
с
ребенком,
часто
скрываемые
от
посторонних,
переживаются
ими
изнутри.
Такой
тип
реагирования
на
проблемы
становится
причиной
расстройства
здоровья
и
психики, возникающего как психосоматические нарушения.
Для
этих
родителей
характерно
стремление
посвятить
свою
жизнь
и
свое
здоровье своему ребенку. Все усилия направляются на оказание ему помощи.
Матери подобного типа могут все свое время посвящать ребенку, максимально
напрягая и изнуряя себя. Этим родителям свойственно жалеть ребенка, и они
также склонны гиперопекать своих детей.
Психосоматичные
родители,
так
же
как
и
родители
авторитарного
типа,
стремятся найти для своего ребенка лучших специалистов. В ряде случаев они
сами
становятся
таковыми,
активно
участвуют
в
деятельности
детских
образовательных учреждений, получают профессиональное образование, меняя
профессию
в
соответствии
с
нуждами
их
ребенка.
Некоторые
из
них
становятся выдающимися специалистами в данной области.
3. Родители психосоматического типа
Типы родителей детей с ОВЗ в зависимости от внешней
выраженности дефекта у ребенка
Дети имеют внешне незаметные нарушения
здоровья
(соматические
заболевания,
болезни суставов), хорошо адаптируются к
обучению
в
ОУ,
имеют
хорошую
успеваемость по предметам и включены в
общение со здоровыми сверстниками.
Дети
имеют
внешне
выраженные
нарушения
—
например,
опорно-
двигательные (ДЦП, деформация рук),
умственная
недостаточность,
адаптацию к учебе проходят тяжело,
успеваемость
низкая,
общение
со
сверстниками
ограниченно.
Внешняя
уродливость:
обезображенная
фигура,
гримасы, характерные нарушения речи,
модуляции
голоса,
постоянная
саливация
привлекают
внимание
окружающих
и
травмируют
сознание
родителей ребенка.
Родители больше ориентированы на успех,
достижения, перспективы своих детей.
Обеспокоены приспособлением детей к
существующим
условиям,
неуспешному
профессиональному
и
семейному
будущему, изоляции в социуме.
Значительная часть считает, что они должны
сами контролировать своих детей в связи с
их
заболеванием.
Это
представление
базируется на страхе родителей за жизнь и
здоровье своего ребенка.
Представления
о
профессиональной
карьере
их
детей
направлены
на
возможные достижения.
Ожидают
помощи
от
общества
и
специалистов,
не
рассчитывают на свои силы. Решение проблем с помощью
людей и организаций, которые смогут помочь ребенку.
!
Психическая
травматизация
родителей,
вызванная
нарушениями
в
развитии
ребенка,
оказывается
более
глубокой
в
том
случае,
если
сами
родители
здоровы, не имеют дефектов.
Характеристики по нозологиям (см.раздаточный материал, работа в группах,
регламент: 10 минут (5 мин.– выполнение, 5 мин.– представление результатов).
Понимание
типологии
личностных
изменений
родителей
детей
с
ОВЗ
позволяет
определить
набор
необходимых
психокоррекционных
средств,
направленных на оказание помощи семьям.
Психологические особенности родителей детей с ОВЗ различаются также в
соответствии с тем, к какой категории лиц с ОВЗ относятся их дети.
Для
обеспечения
конструктивного
взаимодействия
с
родителями
детей
с
ОВЗ
необходимо
использовать
различные
формы
работы
—
как
групповые,
так
и
индивидуальные. Целью работы должно стать помощь в
формировании
у
родителей
детей
с
ОВЗ
адекватного
образа собственного ребенка и реальных представлений
о возможностях его развития, адекватных представлений
о возможностях вклада родителей в обучение их детей.
Все действия родителей детей с ОВЗ в основе своей – защитная
реакция.
Педагог
(взрослый)
Ребенок
(несовершеннолетний)
Родители
(взрослые)
Коллеги
(взрослые)
обучение,
поучение
обмен
опытом
?
1-й
период
—
когда
родители
узнают,
что
их
ребенок
имеет
ограничения по состоянию здоровья. Это может произойти в первые
часы или дни после рождения ребенка; в первые три года жизни
ребенка; при поступлении в школу.
2-й период — когда ребенок постепенно осознает, что он не такой, как
все.
3-й
период
—
когда
встает
вопрос
получения
профессии
и
последующего трудоустройства. Родители все чаще думают о том, что
же будет с их ребенком, когда их не станет.
Каждый
из
этих
периодов
может
стать
источником
сильной
личностной деформации родителей ребенка с ОВЗ.
Именно в эти периоды помощь специалистов становится особенно
актуальной
Кризисные периоды в жизни родителей детей с ОВЗ
1)
обучение
родителей
специальным
приемам,
необходимым
для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
2) обучение родителей воспитательным приемам, необходимым
для коррекции дезадаптивных черт личности ребенка;
3) коррекция понимания родителями проблем их ребенка —
преувеличения или, наоборот, отрицания наличия проблем;
4)
коррекция
неконструктивных
форм
поведения
родителя
(агрессии,
истерических
проявлений,
неадекватных
поведенческих реакций);
5) коррекция позиции родителей — переход в позицию поиска
реализации возможностей ребенка.
Направления работы с родителями детей с ОВЗ
1.
РОДИТЕЛИ когда-то были ДЕТЬМИ, а значит, были
воспитанниками
детского
сада,
учащимися
школы.
Может
быть,
педагогам
стоит
об
этом
помнить?
(«Ошибки учителей менее заметны…, но, в конечном
счете, обходятся людям не менее дорого»)
2.
Семейная педагогика не относится к профессиональной
– об этом тоже следует помнить.