Напоминание

Работа с родителями детей с ОВЗ"


Автор: Микеладзе Светлана Сергеевна
Должность: учитель изобразительного искусства, технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: Город Братск Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: Работа с родителями детей с ОВЗ"
Раздел: среднее образование





Назад




Взаимодействие учителя с родителями

детей, имеющих ОВЗ.

Всегда пред Тобой я - смиреннейший из смиренных, но в

этой просьбе моей буду неуступчив.

Всегда говорю с Тобой тишайшим шепотом, но эту просьбу

мою выскажу непреклонно.

Повелительный взор свой устремляю в высь небесную.

Распрямляю спину и требую - ибо не для себя требую.

Ниспошли детям счастливую долю, помоги, благослови их

усилия.

Не легким путем их направи, но прекрасным.

А в залог этой просьбы прими мое единственное сокровище

- печаль.

Печаль и труд.

.

Я не возношу Тебе длинных молитв, о Господи. Не посылаю

бесчисленных вздохов. Не бью низкие поклоны. Не приношу

богатые жертвы во славу Твою и хвалу. Не стремлюсь вкрасться к

Тебе в милость. Не приношу почестей.

Нет у моих мыслей крыльев, которые вознесли бы песнь мою в

небеса. Слова мои не красочны и не благовонны - не цветисты.

Устал я, измучен. Глаза мои потускнели, спина согнулась под

грузом забот.

И все-таки обращаюсь к Тебе, Господи, с сердечной просьбой.

Ибо есть у меня драгоценность, которую не хочу доверить брату-

человеку.

Боюсь

-

не

поймет,

не

проникнется,

пренебрежет,

высмеет.

Чего хочет каждый педагог?

Что ему для этого нужно сделать?

Кто такой педагог?

Действовать в

соответствии с

Федеральным

законом

«Об

образовании

в

Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря

2012 года с изменениями 2018 года –

далее 273 –ФЗ «Об образовании».

Профессиональным

стандартом

«Педагог

(педагогическая

деятельность

в

сфере

дошкольного,

начального общего, основного общего,

среднего

общего

образования)

(воспитатель,

учитель)»

приказ

министерства труда и соц.защиты РФ

от

18

октября

2013

года

N

544н

изменениями на 5 августа 2016 года) –

далее Профстандарт.

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

основного

общего образования (утвержден приказом

Министерства

образования

и

науки

Российской Федерации от 17 декабря 2010

г. № 1897)

Взаимодействовать

с

Обучающимся

Семьей (родителями или

лицами, их заменяющими)

Администрацией ОО

Коллегами

Группой

обучающихся

В СОШ

В СКШ

ПМПК

МСЭ

ПМПк ОО

Педагогическая

деятельность

по

проектированию

и

реализации

образовательного

процесса

в

образовательных

организациях

дошкольного,

начального

общего,

основного общего, среднего общего

образования

(Профстандарт)

Развивающая деятельность

Общепедагогическая функция. Обучение

Воспитательная деятельность

Использовать и апробировать специальные

подходы к обучению в целях включения в

образовательный

процесс

всех

обучающихся,

в

том

числе

с

особыми

потребностями

в

образовании:

обучающихся,

проявивших

выдающиеся

способности;

обучающихся,

для

которых

русский

язык

не

является

родным;

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья

Использование

конструктивных

воспитательных усилий родителей

(законных

представителей)

обучающихся,

помощь

семье

в

решении

вопросов

воспитания

ребенка

Освоение

и

применение

психолого-

педагогических

технологий

том

числе инклюзивных), необходимых для

адресной

работы

с

различными

контингентами

учащихся:

одаренные

дети, социально уязвимые дети, дети,

попавшие

в

трудные

жизненные

ситуации, дети-мигранты, дети-сироты,

дети

с

особыми

образовательными

потребностями

(аутисты,

дети

с

синдромом

дефицита

внимания

и

гиперактивностью

и

др.),

дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья, дети с девиациями поведения,

дети с зависимостью

Семья ребенка с ОВЗ или инвалидностью

Заболевание ребенка глубокая и продолжительная социальная дезадаптация

всей семьи.

Обнаружение дефекта 4 фазы развития стрессового состояния в семье:

1.

«Шок».

Растерянность

родителей,

возникновение

чувства

собственной

неполноценности, беспомощности, страха, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут

«виновного». Иногда агрессия обращается на новорожденного, мать испытывает к

нему негативные чувства, видя, что он не такой, как другие дети. Мать также может

чувствовать себя виноватой за рождение ребенка с ОВЗ.

2.

Развитие

неадекватного

отношения

к

дефекту.

Негативизм

и

отрицание

поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией родителей.

3. «Частичное осознание дефекта ребенка». Чувство хронической печали и скорби по

желанному здоровому ребенку. Родители начинают понимать, что они ответственны

за ребенка, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода.

Начинается поиск советов у специалистов.

4. «Развитие социально-психологической адаптации всех членов семьи». Родители

смиряются с произошедшим, принимают ситуацию и начинают жить с учетом того,

что в семье есть ребенок с ОВЗ.

Не достигается стабилизация

медицинские, экономические и социально-психологические проблемы

ухудшение качества жизни, возникновение семейных и личных проблем, самоизоляция

(отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в

одиночку).

НО:

Родственники

и

знакомые:

также стресс, избегание встреч

с

родителями

ребенка

с

ОВЗ.

Боязнь

собственных

чувств

и

эмоций,

боязнь

чувств

родителей

ребенка.

Беспомощность,

страх

быть

бестактными,

предпочитают

отмалчиваться, делать вид, что

не

замечают

сложившейся

ситуации.

Все

это

только

усугубляет тяжелое положение

родителей ребенка с ОВЗ.

Другие дети в семье:

лишены

внимания.

Многие

родители

ребенка

с

ОВЗ

из

страха, что несчастье

может

повториться,

накладывают

внутренний

запрет

на

репродуктивную

функцию.

Развод

родителей

как

следствие

появления

в

семье ребенка с

ОВЗ

из-за

отсутствия

взаимопониман

ия, частых ссор,

охлаждения

чувств.

Многие родители надеются на чудесное исцеление ребенка и ищут новых

врачей, целителей или какую-то особенную, самую лучшую, больницу.

Некоторые решают всю жизнь без остатка посвятить служению ребенку.

Некоторые перекладывают вину и ответственность на других — и для этого

они преследуют и постоянно уличают в ошибках и невнимательности врачей,

социальных работников, учителей.

Происходит деформация отношений друг с другом, с миром,

деформация жизненных ориентиров

Матери детей с ОВЗ: находятся с детьми

постоянно.

Ребенок

требует

огромных

затрат времени и энергии, связывает мать

«по

рукам

и

ногам».

Повышенная

физическая

и

моральная

нагрузка,

гиперутомление.

Снижение

психического

тонуса и заниженная самооценка. Утрачена

радость жизни, отказ от профессиональной

карьеры.

Жизненные

обстоятельства

переживаются

как

чувство

невозможности

реализации собственных жизненных планов,

как потеря интереса к себе как к женщине и

личности

.

Отцы детей с ОВЗ: не принимает ребенка,

холодно

относится

к

ребенку,

отказывая

ему

в

любви

и

поддержке,

постепенно

отдаляется от семьи. Это травмирует мать

ребенка,

понижает

ее

самооценку,

способствует формированию невротичных

черт

личности

и

психосоматических

заболеваний.

Статус

супруга

в

сознании

матери

снижается.

Женщина

стремится

восполнить

своим

материнским

теплом

отсутствие

любви

и

заботы

со

стороны

отца.

Типы родителей, имеющих детей с ОВЗ или

инвалидностью

Часто

выдвигают

нереальные

требования к ребенку, не понимая его

реальных возможностей: «Специалисты

предъявляют

к

моему

ребенку

завышенные требования».

Канал

эмоционального

отреагирования

проблемы переведен во внешний план

переживаний

и

проявляется

в

виде

скандалов, агрессии и крика.

Авторитарные

родители

склонны

излишне опекать своих детей, не давая

им возможности научиться отвечать за

свои

действия

и

за

свою

жизнь.

Они

часто не учитывают реальные интересы

и потребности своих детей (в том числе

и

в

вопросах

профессионального

обучения),

так

как

привыкли

прислушиваться

только

к

своему

собственному мнению.

Активная

жизненная

позиция,

во

всем

руководствуются собственными убеждениями.

Советы родственников или специалистов не

являются решающим аргументом. Устойчивое

желание

найти

выход

из

создавшегося

положения,

справиться

с

проблемами

и

облегчить

положение

ребенка.

Направляют

свои

усилия

на

поиски

лучшего

врача,

хорошей

больницы,

наилучшего

метода

лечения. Обращаются к хорошим педагогам,

знаменитым

экстрасенсам

и

народным

целителям.

Усилия

направлены

на

преодоление

возникающих

преград.

Организуют

родительские

общества

и

устанавливают

тесные

контакты

с

аналогичными родительскими организациями

за

рубежом.

Стремятся

решать

проблему

в

целом.

Их

цель:

оздоровление,

обучение

и

социальная адаптация ребенка.

1. Родители авторитарного типа

+

Пассивная

личностная

позиция:

склонны

фиксироваться

на

отсутствии

выхода

из

положения, не формируется тенденция к преодолению возникших проблем, не верят в

возможность улучшения состояния здоровья своего ребенка.

Самооправдание: нет указаний со стороны специалистов, родственников или друзей на то,

что с ребенком следует делать.

Нет понимания того, что ряд проблем их ребенка является вторичным и связан не с

заболеванием, а с родительской и педагогической несостоятельностью.

Склонны к чрезмерной опеке, стремятся оградить ребенка от всех возможных проблем,

даже от тех, с которыми он может справиться собственными силами.

Непоследовательны

во

взаимоотношениях

с

ребенком,

отсутствует

необходимая

требовательность, склонны идти на уступки ребенку. Вследствие этого часто возникают

трудности в вопросах послушания ребенка.

В личности преобладают истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. По

отношению к ребенку демонстрируют повышенную тревожность, постоянно опасаются

чего-то, что может повредить ребенку. Тревожность может передаваться ребенку, стать

причиной формирования у него невротических черт характера.

Жизнь воспринимается как несчастливая, загубленная рождением ребенка с ОВЗ. Матери

ощущают себя не сумевшими реализоваться в семье и в профессии. Будущее ребенка

представляется им бесперспективным и трагическим.

Канал

эмоционального

отреагирования

проблемы,

подавляющей

их

психику,

у

них

переведен во внешний план переживаний и проявляется в виде истерик и слез.

2. Родители невротического типа

Черты

родителей

первого

и

второго

типа.

Им

свойственны

частые

смены

эмоциональных

состояний:

то

радость,

то

депрессия.

У

некоторых

из

них

хорошо заметна тенденция к доминированию, как и у авторитарных родителей,

но они не устраивают скандалов и в большинстве случаев ведут себя корректно.

Канал эмоционального отреагирования проблемы у данной категории родителей

переведен

во

внутренний

план

переживаний.

Проблемы

с

ребенком,

часто

скрываемые

от

посторонних,

переживаются

ими

изнутри.

Такой

тип

реагирования

на

проблемы

становится

причиной

расстройства

здоровья

и

психики, возникающего как психосоматические нарушения.

Для

этих

родителей

характерно

стремление

посвятить

свою

жизнь

и

свое

здоровье своему ребенку. Все усилия направляются на оказание ему помощи.

Матери подобного типа могут все свое время посвящать ребенку, максимально

напрягая и изнуряя себя. Этим родителям свойственно жалеть ребенка, и они

также склонны гиперопекать своих детей.

Психосоматичные

родители,

так

же

как

и

родители

авторитарного

типа,

стремятся найти для своего ребенка лучших специалистов. В ряде случаев они

сами

становятся

таковыми,

активно

участвуют

в

деятельности

детских

образовательных учреждений, получают профессиональное образование, меняя

профессию

в

соответствии

с

нуждами

их

ребенка.

Некоторые

из

них

становятся выдающимися специалистами в данной области.

3. Родители психосоматического типа

Типы родителей детей с ОВЗ в зависимости от внешней

выраженности дефекта у ребенка

Дети имеют внешне незаметные нарушения

здоровья

(соматические

заболевания,

болезни суставов), хорошо адаптируются к

обучению

в

ОУ,

имеют

хорошую

успеваемость по предметам и включены в

общение со здоровыми сверстниками.

Дети

имеют

внешне

выраженные

нарушения

например,

опорно-

двигательные (ДЦП, деформация рук),

умственная

недостаточность,

адаптацию к учебе проходят тяжело,

успеваемость

низкая,

общение

со

сверстниками

ограниченно.

Внешняя

уродливость:

обезображенная

фигура,

гримасы, характерные нарушения речи,

модуляции

голоса,

постоянная

саливация

привлекают

внимание

окружающих

и

травмируют

сознание

родителей ребенка.

Родители больше ориентированы на успех,

достижения, перспективы своих детей.

Обеспокоены приспособлением детей к

существующим

условиям,

неуспешному

профессиональному

и

семейному

будущему, изоляции в социуме.

Значительная часть считает, что они должны

сами контролировать своих детей в связи с

их

заболеванием.

Это

представление

базируется на страхе родителей за жизнь и

здоровье своего ребенка.

Представления

о

профессиональной

карьере

их

детей

направлены

на

возможные достижения.

Ожидают

помощи

от

общества

и

специалистов,

не

рассчитывают на свои силы. Решение проблем с помощью

людей и организаций, которые смогут помочь ребенку.

!

Психическая

травматизация

родителей,

вызванная

нарушениями

в

развитии

ребенка,

оказывается

более

глубокой

в

том

случае,

если

сами

родители

здоровы, не имеют дефектов.

Характеристики по нозологиям (см.раздаточный материал, работа в группах,

регламент: 10 минут (5 мин.– выполнение, 5 мин.– представление результатов).

Понимание

типологии

личностных

изменений

родителей

детей

с

ОВЗ

позволяет

определить

набор

необходимых

психокоррекционных

средств,

направленных на оказание помощи семьям.

Психологические особенности родителей детей с ОВЗ различаются также в

соответствии с тем, к какой категории лиц с ОВЗ относятся их дети.

Для

обеспечения

конструктивного

взаимодействия

с

родителями

детей

с

ОВЗ

необходимо

использовать

различные

формы

работы

как

групповые,

так

и

индивидуальные. Целью работы должно стать помощь в

формировании

у

родителей

детей

с

ОВЗ

адекватного

образа собственного ребенка и реальных представлений

о возможностях его развития, адекватных представлений

о возможностях вклада родителей в обучение их детей.

Все действия родителей детей с ОВЗ в основе своей – защитная

реакция.

Педагог

(взрослый)

Ребенок

(несовершеннолетний)

Родители

(взрослые)

Коллеги

(взрослые)

обучение,

поучение

обмен

опытом

?

1-й

период

когда

родители

узнают,

что

их

ребенок

имеет

ограничения по состоянию здоровья. Это может произойти в первые

часы или дни после рождения ребенка; в первые три года жизни

ребенка; при поступлении в школу.

2-й период — когда ребенок постепенно осознает, что он не такой, как

все.

3-й

период

когда

встает

вопрос

получения

профессии

и

последующего трудоустройства. Родители все чаще думают о том, что

же будет с их ребенком, когда их не станет.

Каждый

из

этих

периодов

может

стать

источником

сильной

личностной деформации родителей ребенка с ОВЗ.

Именно в эти периоды помощь специалистов становится особенно

актуальной

Кризисные периоды в жизни родителей детей с ОВЗ

1)

обучение

родителей

специальным

приемам,

необходимым

для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;

2) обучение родителей воспитательным приемам, необходимым

для коррекции дезадаптивных черт личности ребенка;

3) коррекция понимания родителями проблем их ребенка —

преувеличения или, наоборот, отрицания наличия проблем;

4)

коррекция

неконструктивных

форм

поведения

родителя

(агрессии,

истерических

проявлений,

неадекватных

поведенческих реакций);

5) коррекция позиции родителей — переход в позицию поиска

реализации возможностей ребенка.

Направления работы с родителями детей с ОВЗ

1.

РОДИТЕЛИ когда-то были ДЕТЬМИ, а значит, были

воспитанниками

детского

сада,

учащимися

школы.

Может

быть,

педагогам

стоит

об

этом

помнить?

(«Ошибки учителей менее заметны…, но, в конечном

счете, обходятся людям не менее дорого»)

2.

Семейная педагогика не относится к профессиональной

– об этом тоже следует помнить.



В раздел образования