Напоминание

ПРОЕКТ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Автор: Тютюник Наталия Николаевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: КГБПОУ "Бийский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: ПРОЕКТ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Н.Н. Тютюник

преподаватель истории КГБПОУ

"Бийский медицинский колледж"

г. Бийск, РФ

ПРОЕКТ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

СТУДЕНТА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация:

Статья актуальна для педагогов. Цель работы: рассмотреть сущность и

значимость проектной деятельности. Методы исследования - эмпирического

уровня

(наблюдение,

собеседование)

и

экспериментально-теоретического

уровня (анализ). В итоге - автор утверждает, проектная деятельность в

различных

аспектах:

от

индивидуальных

проектов

по

дисциплинам

и

социального

проектирования

до

проектного

менеджмента

способствуют

успешному

развитию,

как

личности

студента,

так

и

образовательной

организации в целом.

Ключевые слова:

Проектная деятельность, социальное проектирование, творческий потенциал,

характеристики проектирования.

Проект – это черновик будущего.

Жюль Ренар

Один из самых модных и востребованных терминов в любой сфере

жизнедеятельности современного общества - проект. Что мы понимаем под

проектом? Это деятельность по достижению нового результата в рамках

установленного

времени

с

учетом

определенных

ресурсов.

Описание

конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов

по ее улучшению.

Мы связываем с понятием проект всё, что имеет отношение к разработке,

планированию, моделированию, созданию нового в обыденной жизни и в

профессиональной сфере.

Использование метода проектов в сфере образования – это прежде всего

совместная

креативная

и

продуктивная

деятельность

всех

структур

образовательной организации, направленная на поиск решения возникшей

проблемы. Иногда это новое осмысление проблемы, её видение в другом

ракурсе.

В

образовательной

организации,

на

примере

колледжа,

наиболее

актуальна тема проектов в трёх аспектах, исходя из реализуемых масштабов:

1. Вовлечение педагогов и студентов в проектную деятельность в

широком понимании: участие в проектах всероссийского, международного

масштаба, представление результатов работы, выполненной совместно с

другими учебными заведениями, например, создание инновационных или

экспериментальных площадок.

2. Вовлечение студентов и педагогов в проекты в рамках своего

учреждения: одним из главных требований ФГОС является проектирование,

подразумевающее как индивидуальную, так и совместную научную работу

студентов или студентов и педагогов. Особую роль играют социальные

проекты, как например, волонтерское движение, вахта памяти.

3. Выполнение студентами индивидуальных проектов по дисциплинам.

Начиная с 1 курса обучения, студенты включаются в проектную деятельность -

один

из

элементов

проблемного

обучения,

под

которым

понимается

организация

работы,

предполагающая

создание

под

руководством

преподавателя

проблемных

ситуаций,

постановки

задач

и

активную

самостоятельную творческую деятельность студентов по их разрешению.

Базовые

характеристики

для

проектирования

в

образовательной

организации подразумевают:

- профессиональный кадровый состав работников учреждения;

- уровень развития и состояние педагогической и других, связанных с ней

наук и процессов, используемых технологий;

- принципов и механизмов управления развитием системы образования

(образовательная политика РФ, требования ФГОС, локальные нормативные

акты и т.д.).

К задачам проектной деятельности на 1 курсе можно отнести:

1. Обучение планированию - студент должен самостоятельно определить

цель, наметить шаги по её достижению.

2. Формирование навыков сбора и обработки информации - необходимо

уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать.

3.

Умение

анализировать

информацию

-

развитие

критического

мышления.

4.

Формирование

позитивного

отношения

к

работе

-

проявление инициативы и энтузиазма, переживание ситуации успеха.

Среди наиболее важных факторов проектной деятельности можно

выделить:

- повышение мотивации студентов при решении задач;

- развитие креативного мышления, творческих способностей;

- освоение технологии создания проекта;

- проявление личной ответственности за данную работу от замысла до

защиты проекта и представления продукта проекта;

- сотрудничество между преподавателем и студентом.

Повышение

мотивации

и

развитие

творческих

способностей

происходит из-за возможности выбора и творческой самореализации личности

студента.

Проектная деятельность - необходимый фактор успешного развития

образовательной

организации

любого

уровня:

от

дошкольного

до

профессионального образования. Почему? Потому что именно проектная

деятельность дает возможность увидеть проблемы и перспективы развития

образовательной

организации,

скорректировать

и

спрогнозировать

зону

ближайшего развития студентов и педагогов, а также отражает степень

профессионализма руководства и всего коллектива.

Проектный менеджмент сегодня уверенно входит в образовательную

среду как системный механизм в управлении ресурсами. Эффективное

использование материальных и человеческих ресурсов для любой организации

– условие ее устойчивого развития и конкурентоспособности.

Управление проектной деятельностью педагогов можно рассматривать

как часть управленческой деятельности, в которой посредством совместного с

педагогами выполнения управленческих функций осуществляется процесс

разработки

и

реализации

образовательных

проектов

и

обеспечивается

вовлечённость

его

субъектов

в

преобразовательную

продуктивную

деятельность и, как следствие, повышение качества образования. Думаю, стоит

согласиться с мнением французского писателя Жюля Ренара, который назвал

проект черновиком будущего: это звучит как призыв к действию. Хотите

успешно развиваться - ищите новые пути и методы, технологии и концепции в

управлении,

общении,

деятельности

всех

участников

образовательного

процесса, а значит - проектируйте.

Проектная деятельность развивает творческое мышление, делает процесс

управления проектом или просто участия в нем, личностно значимым, помогает

его участникам раскрыть творческий потенциал и проявить эвристические

способности.

Особенно важную роль в современной образовательной среде играет

социальное

проектирование

это

индивидуальная

или

коллективная

деятельность

студентов

и

педагогов,

цель

которой

совершенствование,

позитивное преобразование социальной среды. Этот вид проектирования

можно связать с гуманизацией, очеловечиванием образовательного процесса,

так как социальное проектирование опирается на духовно-нравственные

ценности личности.

Проектирование в образовательной организации на различных уровнях

позволяет

сформировать

социально-ценностные

мотивы

деятельности,

приобретать социальный опыт и расширять круг социальных контактов,

создавать условия для самореализации личности и находить пути решения

профессиональных проблем.



В раздел образования