Автор: Тютюник Наталия Николаевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: КГБПОУ "Бийский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: ПРОЕКТ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Раздел: среднее профессиональное
Н.Н. Тютюник
преподаватель истории КГБПОУ
"Бийский медицинский колледж"
г. Бийск, РФ
ПРОЕКТ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
СТУДЕНТА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация:
Статья актуальна для педагогов. Цель работы: рассмотреть сущность и
значимость проектной деятельности. Методы исследования - эмпирического
уровня
(наблюдение,
собеседование)
и
экспериментально-теоретического
уровня (анализ). В итоге - автор утверждает, проектная деятельность в
различных
аспектах:
от
индивидуальных
проектов
по
дисциплинам
и
социального
проектирования
до
проектного
менеджмента
способствуют
успешному
развитию,
как
личности
студента,
так
и
образовательной
организации в целом.
Ключевые слова:
Проектная деятельность, социальное проектирование, творческий потенциал,
характеристики проектирования.
Проект – это черновик будущего.
Жюль Ренар
Один из самых модных и востребованных терминов в любой сфере
жизнедеятельности современного общества - проект. Что мы понимаем под
проектом? Это деятельность по достижению нового результата в рамках
установленного
времени
с
учетом
определенных
ресурсов.
Описание
конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов
по ее улучшению.
Мы связываем с понятием проект всё, что имеет отношение к разработке,
планированию, моделированию, созданию нового в обыденной жизни и в
профессиональной сфере.
Использование метода проектов в сфере образования – это прежде всего
совместная
креативная
и
продуктивная
деятельность
всех
структур
образовательной организации, направленная на поиск решения возникшей
проблемы. Иногда это новое осмысление проблемы, её видение в другом
ракурсе.
В
образовательной
организации,
на
примере
колледжа,
наиболее
актуальна тема проектов в трёх аспектах, исходя из реализуемых масштабов:
1. Вовлечение педагогов и студентов в проектную деятельность в
широком понимании: участие в проектах всероссийского, международного
масштаба, представление результатов работы, выполненной совместно с
другими учебными заведениями, например, создание инновационных или
экспериментальных площадок.
2. Вовлечение студентов и педагогов в проекты в рамках своего
учреждения: одним из главных требований ФГОС является проектирование,
подразумевающее как индивидуальную, так и совместную научную работу
студентов или студентов и педагогов. Особую роль играют социальные
проекты, как например, волонтерское движение, вахта памяти.
3. Выполнение студентами индивидуальных проектов по дисциплинам.
Начиная с 1 курса обучения, студенты включаются в проектную деятельность -
один
из
элементов
проблемного
обучения,
под
которым
понимается
организация
работы,
предполагающая
создание
под
руководством
преподавателя
проблемных
ситуаций,
постановки
задач
и
активную
самостоятельную творческую деятельность студентов по их разрешению.
Базовые
характеристики
для
проектирования
в
образовательной
организации подразумевают:
- профессиональный кадровый состав работников учреждения;
- уровень развития и состояние педагогической и других, связанных с ней
наук и процессов, используемых технологий;
- принципов и механизмов управления развитием системы образования
(образовательная политика РФ, требования ФГОС, локальные нормативные
акты и т.д.).
К задачам проектной деятельности на 1 курсе можно отнести:
1. Обучение планированию - студент должен самостоятельно определить
цель, наметить шаги по её достижению.
2. Формирование навыков сбора и обработки информации - необходимо
уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать.
3.
Умение
анализировать
информацию
-
развитие
критического
мышления.
4.
Формирование
позитивного
отношения
к
работе
-
проявление инициативы и энтузиазма, переживание ситуации успеха.
Среди наиболее важных факторов проектной деятельности можно
выделить:
- повышение мотивации студентов при решении задач;
- развитие креативного мышления, творческих способностей;
- освоение технологии создания проекта;
- проявление личной ответственности за данную работу от замысла до
защиты проекта и представления продукта проекта;
- сотрудничество между преподавателем и студентом.
Повышение
мотивации
и
развитие
творческих
способностей
происходит из-за возможности выбора и творческой самореализации личности
студента.
Проектная деятельность - необходимый фактор успешного развития
образовательной
организации
любого
уровня:
от
дошкольного
до
профессионального образования. Почему? Потому что именно проектная
деятельность дает возможность увидеть проблемы и перспективы развития
образовательной
организации,
скорректировать
и
спрогнозировать
зону
ближайшего развития студентов и педагогов, а также отражает степень
профессионализма руководства и всего коллектива.
Проектный менеджмент сегодня уверенно входит в образовательную
среду как системный механизм в управлении ресурсами. Эффективное
использование материальных и человеческих ресурсов для любой организации
– условие ее устойчивого развития и конкурентоспособности.
Управление проектной деятельностью педагогов можно рассматривать
как часть управленческой деятельности, в которой посредством совместного с
педагогами выполнения управленческих функций осуществляется процесс
разработки
и
реализации
образовательных
проектов
и
обеспечивается
вовлечённость
его
субъектов
в
преобразовательную
продуктивную
деятельность и, как следствие, повышение качества образования. Думаю, стоит
согласиться с мнением французского писателя Жюля Ренара, который назвал
проект черновиком будущего: это звучит как призыв к действию. Хотите
успешно развиваться - ищите новые пути и методы, технологии и концепции в
управлении,
общении,
деятельности
всех
участников
образовательного
процесса, а значит - проектируйте.
Проектная деятельность развивает творческое мышление, делает процесс
управления проектом или просто участия в нем, личностно значимым, помогает
его участникам раскрыть творческий потенциал и проявить эвристические
способности.
Особенно важную роль в современной образовательной среде играет
социальное
проектирование
–
это
индивидуальная
или
коллективная
деятельность
студентов
и
педагогов,
цель
которой
совершенствование,
позитивное преобразование социальной среды. Этот вид проектирования
можно связать с гуманизацией, очеловечиванием образовательного процесса,
так как социальное проектирование опирается на духовно-нравственные
ценности личности.
Проектирование в образовательной организации на различных уровнях
позволяет
сформировать
социально-ценностные
мотивы
деятельности,
приобретать социальный опыт и расширять круг социальных контактов,
создавать условия для самореализации личности и находить пути решения
профессиональных проблем.