Напоминание

Методы групповой работы в развитии иноязычной коммуникативной компетенции


Автор: Фатхиеа Наталья Валерьевна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГБПОУ СПЭТ
Населённый пункт: г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: Методы групповой работы в развитии иноязычной коммуникативной компетенции
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ СПЭТ «ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методы групповой работы в развитии иноязычной

коммуникативной компетенции

Фатхиева Наталья Валерьевна,

преподаватель иностранного языка

ПЦК ОГД ГБПОУ «СПЭТ»

г Южно-Сахалинск., 2022 г.

Аннотация. В статье освещается проблема повышения уровня иноязычной

коммуникативной компетенции обучающихся, социальной компетенции обучающихся,

с помощью применения на уроках английского языка групповых форм работы. Также

рассматриваются преимущества и методы групповой формы взаимодействия на уроках

иностранного

языка,

как

эффективной

технологии

в

развитии

иноязычной

коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, социальная

компетенция,

групповая

работа,

парная

работа,

работа

в

малых

группах,

сотрудничество.

В настоящее время в теории и практике образования идет поиск форм и методов,

которые могут создавать условия для развития коммуникативных умений и навыков

работы в команде, другими словами, развития социальной компетенции и умения

учиться самостоятельно. Такие формы и методы основываются на активности каждого

субъекта образовательного процесса, возможности самостоятельно принимать решения

и осуществлять выбор, а также на сосуществовании различных точек зрения и

свободном их обсуждении. Большой потенциал для реализации этого имеет такая

форма организации образовательного процесса, как работа в группе. Специалист по

групповой работе Марвин Шоу утверждает, «что у всех групп есть один общий

признак: их члены взаимодействуют». Поэтому он определил группу как «сообщество,

состоящее из двух или более взаимодействующих и влияющих друг на друга

индивидов». Работа в группе дает возможность чаще вступать в коммуникацию с

другими членами группы, формулировать свою позицию, согласовывать действия, что

может способствовать развитию сотрудничества, межличностной компетентности, ком-

муникативной культуре.

Обучающиеся, работая в группе, пытаются совместно

выполнить поставленную задачу. При этом задание строится таким образом, чтобы

обучающийся не смог выполнить его без помощи остальных участников группы.

Социальное

взаимодействие

обучающихся

приводит

к

заметному

улучшению

психологического климата в группе: обучающиеся получают качественно новые

социальные роли по сравнению с традиционным обучением, они уже не соперники, а

члены одной команды. Меняется и роль преподавателя, который превращается из

единственно

возможного

источника

информации

и

контроля

в

советника

и

консультанта, направляющего работу группы в правильное русло.

Существует богатая традиция группового обучения в образовании. Тысячи лет

тому назад Талмуд утверждал, что для того, чтобы понимать Талмуд, один должен

учить другого. Сократ обучал студентов в малых группах, втягивая их в диалог своим

известным «искусством дискуссии». Еще в первом веке Квентилиан утверждал, что

студенты могут получать преимущества от обучения друг друга. Римский философ

Сенека, защищая групповое обучение, сказал: «Когда ты преподаешь, ты учишься

дважды». Ян Амос Коменский верил, что ученики будут получать пользу как от того,

что они учатся, так и от рассказа того, чему они учатся.

В средние века в гильдиях мастеровых подмастерья работали в определенных

группах. Самые умелые работали с хозяином, а потом учили этим навыкам менее

опытных.

В конце XVIII века Джозеф Ланкастер и Андрю Белл широко использовали

групповое обучение в Англии и Индии для проведения образования в "массы",

школа Ланкастера была открыта в Нью-Йорке в 1806 году. Эта система была

воплощена в так называемой бел-ланкастерской системе взаимного обучения. Суть

этой

системы состояла в том, что старшие ученики сначала под руководством

учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию,

обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много

учеников, осуществлять массовое обучение.

Как можно судить из вышесказанного, групповой метод обучения - один из

эффективных способов организации учебной деятельности на уроке. Здесь же

необходимо отметить и то, что идея обучения в группе чрезвычайно гуманна по своей

сути, а следовательно, и педагогична. Поэтому опыт группового обучения позволяет

наиболее эффективно достигнуть прогнозируемых результатов обучения и раскрывать

потенциальные возможности каждого обучающегося, а также научить обучающихся

самостоятельно добывать знания.

Учитывая специфику предмета «иностранный язык», этот метод может

обеспечивать необходимые условия для активизации познавательной и речевой

деятельности

каждого

обучающегося

группы,

предоставляя

каждому

из

них

возможность осмыслить и осознать новый языковой материал, получить достаточную

устную практику для формирования необходимых навыков и умений.

Групповая работа подразделяется на два вида: дифференцированную и единую.

При единой работе все группы выполняют одинаковые задания.

При дифференцированной - разные группы выполняют разные задания в рамках

общей для всех учащихся темы. В то же время дифференцированная работа

видоизменяет индивидуальную и фронтальную работу и способствует повышению их

эффективности.

Эстонский ученый Х.И. Лийметс [4, с.15] выделяет следующие принципы

групповой работы:

- класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;

- каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо

дифференцированное;

- внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер»,

«спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);

- процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями,

оценками;

- выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

Группы обучающихся формируются преподавателем до урока, разумеется, с

учетом психологической совместимости. Желательно формировать группы не по

половому признаку. Если группа в течение нескольких уроков работает слаженно,

дружно, нет необходимости менять ее состав. Если работа по каким-то причинам не

складывается, состав группы целесообразно менять от урока к уроку. Участников

группы следует подбирать по следующим критериям:

1) уровень обученности учащихся;

2) учебные интересы;

3) темп работы;

4) личный опыт; коммуникабельность;

5) умение выполнять соответствующие задания;

6) работоспособность;

Состав группы может быть разным даже на одном уроке. Например, сначала

можно

объединить

группы

по

одинаковым

интересам

и

предложить

им

соответствующие тексты, а затем образовать смешанные группы и предложить им

доказать друг другу интересность и важность увлечения каждого. Очевидно, что

удачной окажется та группа, где ее члены будут дополнять друг друга: один обладает

личным

опытом

по

данной

проблеме,

хорошо

успевает,

но

не

обладает

работоспособностью; другой - работоспособен, но не эмоционален; третий -

эмоционален, экстраверт и интересуется данным вопросом, хотя и мало знает по его

сути; четвертый - обладает личным опытом, но слабо успевает. Это объясняется тем,

что положение человека в группе связано, прежде всего, с его вкладом в общее дело.

Если

преподаватель

ставит

цель

помочь

слабым

обучающимся,

он

образует

разнородные группы, где обеспечивает возможность слабым обучающимся лучше

подготовить задание. Если же слабый обучающийся стесняется своего незнания, то

тогда необходимо сделать так, чтобы он не был «одиноким»: в эту группу добавляют

еще одного слабого обучающегося, но не такого стеснительного. Вероятно и создание

(на один урок или одну тему) группы из слабых обучающихся, чтобы они занимались

по разработанному для них плану и выполняли задания, предназначенные только им.

Они смогут выходить на общее обсуждение со своими результатами и таким образом

самоутверждаться в своих собственных глазах и глазах одногруппников.

Преподавателю необходимо следить за общением в группе. Если случается, что

кто-то из членов оказывается в стороне, то нужно срочно вносить изменения в ее

состав. Следует предложить при обсуждении говорить потише, чтобы не создавать шум

в классе и, если есть возможность, искать формы несловесного выражения, например,

кивнуть головой в знак согласия, а если нужно обратить на себя внимание, то поднять

вверх руку и т.д.

Современная групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы,

в ходе которой преподаватель ставит проблемы и дает задания группам: единые или

дифференцированные. Именно дифференцированная групповая работа вносит новые

элементы во фронтальную работу.

Оценка за выполнение общего задания ставится одна на группу. Это не

обязательно отметка в баллах. Могут быть разные виды поощрения, оценки

деятельности всей группы. И еще один момент следует учитывать при оценивании

работы группы. Иногда совсем не обязательно, чтобы группы соревновались друг с

другом, так как они могут иметь разную «планку» и им можно давать разное время для

ее достижения.

Таким образом, при современной групповой работе учебная деятельность

каждого обучающегося не только не превращается в анонимную, обезличенную, но,

напротив, ответственность каждого отдельного обучающегося возрастает. Он от-

ветственен перед членами своей группы и отчитывается индивидуально перед

преподавателем. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и

интереснее, но и значительно эффективнее. При этом важно, что эта эффективность

касается не только академических успехов обучающихся, их интеллектуального и

нравственного развития. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы,

разделить радость успеха или горечь неудачи - естественно для процесса обучения в

группе. Учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе - вот что составляет суть

данного метода.

Частота применения группового метода обучения зависит от многих условий. В

первую очередь, следует иметь в виду характер учебного материала. К материалу и

заданиям для групповой работы можно предъявлять следующие общие требования:

1)

Задания

должны

подходить

для

групповой

работы,

т.е.

способствовать

возникновению различных мнений и являться основой для обсуждения.

2) Задания должны иметь относительно высокую степень трудности.

3) Материал по своей структуре должен быть таким, чтобы его можно было разделить

на относительно самостоятельные единицы, над которыми смогут работать разные

группы.

Групповое обучение уместно применять не только на занятиях формирования

лексических и грамматических навыков, при работе с текстом, при изучении нового

материала или при повторении и активизации уже пройденного, но также и при

обучении диалогической речи и общению на изучаемом языке.

Приведем наиболее эффективные методы групповой работы:

-Метод «разрезанной информации».

Преподаватель создает команды учащихся,

каждому из обучающихся предоставляется только часть информации, необходимая для

выполнения какой-либо учебной задачи.

-Метод проектов. Обучающиеся ищут информацию, которая им нужна для

выполнения, затем выступают с итогами своей работы.

-Метод «учимся вместе». Обучающиеся работают над темой или лексикой в разных

группах, затем сравнивают свой результат.

-Метод «Групповая дискуссия». Эффективный метод проведения групповой работы.

Использования этого метода помогает обучающимся взглянуть на обсуждаемый вопрос

с разных точек зрения. На уроках английского языка групповая дискуссия помогает

задействовать всю изучаемую лексику. Кроме того, именно этот метод помогает

развить эмпатию — умение ставить себя на место другого человека и объективно

оценивать его поступки и мотивы. Для таких уроков прекрасно подойдут спорные

темы, которые могут вызвать бурные обсуждения. Преподавателю нужно помнить, что

его целью является не только проработка и закрепление материала, но и создание

дружелюбной атмосферы во время дискуссий.

-Метод Brainstorm (мозговой штурм). Этот метод помогает быстро разобрать материал

в группе. На уроках английского прекрасно подходит для подбора идей перед

написанием эссе, для закрепления лексики/грамматики, анализа литературного

произведения. На выполнение задания группе обучающихся дается ограниченное

время, когда они могут в свободной форме обсудить и принять единое решение.

-Метод «Ролевые игры». Этот метод многогранен. К примеру, за основу можно взять

тематику морских путешествий. Каждому члену экипажа (команды) даются свои роли,

от капитана до лоцмана. На карточке с ролью записаны задания/обязанности члена

команды. Различные роли помогают дифференцировать работу учеников.

-Метод «Интервью».

Общим признаком этой группы приемов является задача

опросить как можно больше членов группы с тем, чтобы выяснить их мнение,

суждение, ответы на поставленные вопросы. Этот прием является средством

интенсивной речевой тренировки, так как, если в группе пять обучающихся, каждый из

них четыре раза формулирует свой вопрос и дает четыре ответа на обращенные к нему

вопросы.

-Метод «Банк информации».

Одной из форм такой работы является обмен

информацией об актуальных событиях. Каждый обучающийся получает на карточке

краткую информацию о тех или иных событиях в стране или за рубежом. Его задача: за

ограниченное количество времени расспросить об этих событиях как можно большее

число одногруппников, а также сообщить каждому свою информацию. После этого

слово предоставляется лидеру, который сумел собрать наибольшее количество

сообщений.

-Метод «Поиск пары». В основе этого приема лежит условие, что в группе каждый

обучающийся имеет свою пару, о которой не догадывается и которую должен найти,

задавая вопросы. Речевой материал при этом может сильно варьировать по трудности и

соответствовать познавательным возможностям обучающихся.

Необходимо остановиться и на итоговом контроле. Он имеет следующие

разновидности при групповом методе обучения (при такой организации контроля

учитель должен контролировать объективность выставления оценок):

1)

зачет

по

«вертикали»

(несколько

наиболее

подготовленных

обучающихся

принимают зачет по определенной теме у обучающихся данной группы);

2) зачет по «горизонтали» (обычно группа делится на две группы при изучении

иностранного языка; в этом случае зачет принимает одна группа у другой);

3) зачет принимает учитель и ассистенты- обучающиеся.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод, групповая

форма работы позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке,

преодолеть

трудности,

дает

возможность

большему

количеству

обучающихся

высказаться, побуждает к самостоятельному общению, побуждает обучающихся

поддерживать друг друга, обеспечивает разнообразие деятельности на уроках. Этим

самым достигается главная цель коммуникативной компетенции – осуществлять

речевую

деятельность,

проявляется

способность

личности

к

актуализации

приобретённого в процессе обучения потенциала в деятельности.

К тому же нельзя забывать о том, что работа в группе - не развлечение в учебное

время, это полноправная форма работы на уроке, правильное использование которой

приводит к достижению определенных учебных и воспитательных целей. Поэтому

преподаватель обязан сделать все возможное, чтобы обучающиеся прониклись

пониманием того, что они не просто играют, а прежде всего учатся сотрудничать и

повышают свой уровень знаний.

Список литературы

1. Арефьев Г.И. Групповая форма работы на уроках английского языка/

Иностранные языки в школе, 1994.- №5.- с.23-27.

2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам:

Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2003.- 192 с.

3. Гульчевская В.Г., ГульчевскаяН.Е. Современные педагогические технологии.

- Ростов-на-Дону: Издательство-РИПК и ПРО,1999.- 346с.

4. Конышева А.В. Особенности группового обучения иностранному языку.

- Bialystok, 2002.- с. 109-119.

5. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным

языкам в средней школе. - Москва: Просвещение, 1991,- 265 с.

6.

Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке.- М. 1975



В раздел образования