Напоминание

"Игры на развитие фонематического восприятия"


Автор: Шаламыгина Ирина Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №6"
Населённый пункт: город Коркино Челябинская область
Наименование материала: Буклет
Тема: "Игры на развитие фонематического восприятия"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры на развитие

фонематического

восприятия

Весёлое название

Взрослый дает ребенку два

кружка: красный и зеленый — и

предлагает

игру:

если

ребенок

услышит правильное название того,

что

изображено

на

картинке,

он

должен поднять зеленый кружок, если

неправильное

красный. Затем

показывает

картинку

и

громко,

медленно,

четко

произносит

звукосочетания:

Речевой

материал:

баман,

альбом,

витамин,

клетка,

паман,

айбом,

митанин,

къетка,

банан,

аньбом,

фитамин,

клетта,

банам,

авьбом,

виталим, тлетка.

Какое слово задумано?

Взрослый показывает детям

картинки и называет их,

пропуская

первый звук (например, …омашка), а

ребенок произносит слово, выделяя

пропущенный звук (ррромашка).

Поймай звук

Предложите ребенку хлопать в

ладоши (или топать ногой, ударять по

коленкам,

поднимать

руку

вверх,

приседать и т.д.), когда он услышит

слово, в котором есть заданный звук.

Подскажи звук

Взрослый предлагает детям

договаривать

последний

звук.

Например:

На

солнышке

грелся

черноухий котено…(К)).

Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три-четыре

слова, в каждом из которых есть один

и тот же звук. Например,

шуба,

кошка,

мышь,

а

спрашивает

у

ребенка: «Какой звук есть во всех этих

словах?»

Уважаемые родители!

Большое значение в формирова-

нии правильной речи имеет фонемати-

ческий слух.

Фонематическим восприятием

или фонематическим слухом, что по

данным современных

исследователей одно и тоже, принято

называть способность воспринимать и

различать звуки речи (фонемы),

составляющие звуковую оболочку

слов.

Несовершенное фонематическое

восприятие отрицательно влияет на

становление детского звукопроизно-

шения, тормозит, усложняет

формирование навыков звукового

анализа, без которых полноценное

чтение и письмо невозможны.

Преодоление нарушений

фонематического слуха является

одним из основных направлений

логопедической работы в процессе

коррекции различных нарушений

речи.

Назови первый звук

Взрослый произносит слово с

интонационным выделением первого

звука и кидает мяч ребенку, а тот

называет первый звук в слове и

перебрасывает

мяч

взрослому.

Например, Аня, азбука, арбуз, Ира,

индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица

и т.д. .

Сложи звук

Взрослый произносит ряд звуков,

а ребенок составляет из них слог

(слово), например: [

М

][

А

] -

МА

; [

Н

][

О

]

[

С

] -

НОС

.

Скажи наоборот

Взрослый проговаривает два-три

звука, а ребенок должен произнести

их в обратном порядке.

Определи первый гласный звук

Произносите ребёнку слова,

выделяя голосом

первый гласный

звук и попросите ребёнка назвать этот

звук.

Зоркий глаз

Ребенку предлагается найти в

окружающей обстановке предметы, в

названии которых есть заданный звук.

Что лишнее?

Взрослый произносит ряды слогов

«па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»…

Ребенок

должен

хлопнуть,

когда

услышит «лишний» (другой) слог.

Чистоговорки

Взрослый начинает, а ребёнок

договаривает

последний

слог:

Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).

За-зу-за - уходи домой, ко... (за).

Ти-ди-ти

-

на

Луну

ле...

(ти).

Де-де-те

-

сядем

в

темно...

(те).

Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).

Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).

Назови слова на звук …

Взрослый предлагает ребёнку

придумать слова на заданный звук.



В раздел образования