Автор: Шаламыгина Ирина Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №6"
Населённый пункт: город Коркино Челябинская область
Наименование материала: Буклет
Тема: "Игры на развитие фонематического восприятия"
Раздел: дошкольное образование
Игры на развитие
фонематического
восприятия
Весёлое название
Взрослый дает ребенку два
кружка: красный и зеленый — и
предлагает
игру:
если
ребенок
услышит правильное название того,
что
изображено
на
картинке,
он
должен поднять зеленый кружок, если
неправильное
—
красный. Затем
показывает
картинку
и
громко,
медленно,
четко
произносит
звукосочетания:
Речевой
материал:
баман,
альбом,
витамин,
клетка,
паман,
айбом,
митанин,
къетка,
банан,
аньбом,
фитамин,
клетта,
банам,
авьбом,
виталим, тлетка.
Какое слово задумано?
Взрослый показывает детям
картинки и называет их,
пропуская
первый звук (например, …омашка), а
ребенок произносит слово, выделяя
пропущенный звук (ррромашка).
Поймай звук
Предложите ребенку хлопать в
ладоши (или топать ногой, ударять по
коленкам,
поднимать
руку
вверх,
приседать и т.д.), когда он услышит
слово, в котором есть заданный звук.
Подскажи звук
Взрослый предлагает детям
договаривать
последний
звук.
Например:
На
солнышке
грелся
черноухий котено…(К)).
Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три-четыре
слова, в каждом из которых есть один
и тот же звук. Например,
шуба,
кошка,
мышь,
а
спрашивает
у
ребенка: «Какой звук есть во всех этих
словах?»
Уважаемые родители!
Большое значение в формирова-
нии правильной речи имеет фонемати-
ческий слух.
Фонематическим восприятием
или фонематическим слухом, что по
данным современных
исследователей одно и тоже, принято
называть способность воспринимать и
различать звуки речи (фонемы),
составляющие звуковую оболочку
слов.
Несовершенное фонематическое
восприятие отрицательно влияет на
становление детского звукопроизно-
шения, тормозит, усложняет
формирование навыков звукового
анализа, без которых полноценное
чтение и письмо невозможны.
Преодоление нарушений
фонематического слуха является
одним из основных направлений
логопедической работы в процессе
коррекции различных нарушений
речи.
Назови первый звук
Взрослый произносит слово с
интонационным выделением первого
звука и кидает мяч ребенку, а тот
называет первый звук в слове и
перебрасывает
мяч
взрослому.
Например, Аня, азбука, арбуз, Ира,
индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица
и т.д. .
Сложи звук
Взрослый произносит ряд звуков,
а ребенок составляет из них слог
(слово), например: [
М
][
А
] -
МА
; [
Н
][
О
]
[
С
] -
НОС
.
Скажи наоборот
Взрослый проговаривает два-три
звука, а ребенок должен произнести
их в обратном порядке.
Определи первый гласный звук
Произносите ребёнку слова,
выделяя голосом
первый гласный
звук и попросите ребёнка назвать этот
звук.
Зоркий глаз
Ребенку предлагается найти в
окружающей обстановке предметы, в
названии которых есть заданный звук.
Что лишнее?
Взрослый произносит ряды слогов
«па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»…
Ребенок
должен
хлопнуть,
когда
услышит «лишний» (другой) слог.
Чистоговорки
Взрослый начинает, а ребёнок
договаривает
последний
слог:
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти
-
на
Луну
ле...
(ти).
Де-де-те
-
сядем
в
темно...
(те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
Назови слова на звук …
Взрослый предлагает ребёнку
придумать слова на заданный звук.