Напоминание

"Забытые книги"


Автор: Демченко Инна Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ г. Хабаровска "Детский сад комбинированного вида № 1"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: "Забытые книги"
Раздел: дошкольное образование





Назад




-

.

Забытые книги взгляд логопеда

Беседуя с родителями, я часто задаю вопрос: «Что вы читаете сейчас с

ребёнком?». И, к сожалению, вижу замешательство на лицах родителей или

слышу оправдания, что ребёнок совершенно не любит читать. Мне, как педагогу,

которому постоянно приходится исправлять недостатки речевого развития детей,

очень горько понимать, что родители отказались от такого чудесного инструмента

развития речи - как книга!

Хочу напомнить Вам о пользе совместного чтения, дать советы по подбору книг

и о том, как привить любовь к чтению или снова влюбить ребёнка в книги, хочу

поделиться подборкой произведений, которые не оставят ни одного ребёнка

равнодушным.

Польза совместного чтения

Совместное чтение - один из самых полезных и самых доступных инструментов

всестороннего развития ребенка.

Регулярно читая книги детям, мы помогаем им:

расширять свои знания и представления о мире;

в развитии мышления (как логического, так и образного), памяти, внимания,

воображения и фантазии;

в усвоении языка как системы (у детей расширяется словарный запас, они

учатся правильно строить предложения и грамотно выстраивать свои

высказывания);

в формировании умения слушать;

лучше понимать себя и других людей (через книгу можно: познакомить

ребёнка с эмоциями и чувствами; научить пониманию различного

поведения людей; объяснить такие сложные вещи как смерть, любовь и др.

Кроме того, при активном слушании ребёнок ярко представляет себе то, о

чём повествуется, и переживает. В эти моменты он эмоционально

развивается и, нередко отождествляя себя с главным героем, преодолевает

собственные страхи);

чувствовать себя нужными, любимыми и защищенными (при чтении вслух

у детей возникает ощущение, что в истории принимает участие вся семья;

кроме того, если чтение стало традицией, то для ребёнка это гарантия, что

взрослый и ребенок будут постоянно встречаться и делиться тем, что

их интересует);

в

духовно-нравственном

становлении

(герои

книг

совершают

разнообразные поступки, попадают в сложные ситуации, принимают

решения – всё это ребёнок может обсудить с родителем, формируя при этом

понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести.

Слушая литературное произведение, ребёнок наследует разнообразные

модели поведения: например, как стать хорошим товарищем, как достичь

цели или как разрешить конфликт).

Регулярно читая книги детям, мы помогаем и себе:

стать ближе к детям, понять их переживания и чувства;

приятно и с пользой провести время с ребёнком;

научиться спокойному уважительному общению.

Разве этого мало?

Как привить любовь к чтению или снова влюбить

ребёнка в книги

Самое главное – перевоспитание себя. Зачастую ребёнок просто

считывает

нежелание

родителя

уделить

ему

время,

поэтому

отказывается послушать сказку, которая будет прочитана быстро, с

внутренним раздражением или без эмоционального окраса. Найдите в

себе силы подарить немножко внимания и заботы своему ребёнку через

такое простое занятие.

Важен режим. Если чтение в семье явление редкое, возможно, ребёнок

просто еще не осознал всей увлекательности этого процесса, поэтому

необходимо время и постоянство – читать каждый день после ужина или

перед сном, всей семьёй или с мамой/папой наедине. Если ребёнок

отказывается читать, ни в коем случае не заставляйте его. Просто

почитайте вслух себе или другим членам семьи. Посмейтесь от души,

восхититесь или удивитесь, и своими словами расскажите ребёнку, о

том, что вы узнали из этой замечательной книжки. Предложите ребёнку

в следующий раз вместе почитать и посмеяться над этой или другой

историей.

Не забываем про правильный настрой. Родители должны транслировать

ребёнку радость от предстоящего процесса, голосом, жестами и

интонацией сообщать, что сейчас будет самое замечательное и

долгожданное.

Само

чтение

также

должно

быть

внятным

и

выразительным, отражающим разные голоса и характеры героев. То, что

ребёнок не поймёт словами, легко дойдет до него через жесты и

интонацию.

Очень важно беседовать с ребёнком о прочитанном, помогать увидеть

главную мысль произведения, скрытые смыслы, обсудить и дать оценку

поведению героев. Не бойтесь прерываться и объяснять то, что не

понятно ребёнку. Так вы откроете ребёнку таинственную и загадочную

сторону книг.

Введите ограничения на просмотр телевизора, пользование гаджетами,

покупку игрушек, развлечения. Дело в том, что современный мир

перенасыщен зрительными образами (красочные мультики, доступные

гаджеты, яркие игрушки и развлечения), из-за этого зона мозга,

отвечающая за переработку зрительной информации, находится в

сильном возбуждении. Когда же очаг возбуждения концентрируется в

одном месте, остальные зоны не получают должной иннервации.

Возникает дисбаланс в работе мозга. Именно, поэтому современные

дети плохо воспринимают информацию на слух (отказ слушать сказку,

также может быть причиной трудностей обработки информации на

слух), обладают слабой памятью и рассеянным вниманием. Если

осознать свою ответственность за здоровье и развитие ребёнка, и не

жалеть себя, когда даём гаджет, чтобы ребёнок оставил нас в покое, то

можно избежать многих последствий и трудностей в развитии и

обучении ребёнка. Определённый информационный голод заставит мозг

ребёнка начать добывать информацию из других источников, кроме

телевизора и гаджетов, а именно из процесса чтения книг (то есть на

слух). Главное, ваша непоколебимость и постоянство.

Очень важно правильно подбирать книги в соответствии с возрастом и

интересами ребенка. Выбирайте издания с простыми, качественно

выполненными и соответствующими тексту иллюстрациями на каждой

странице.

Показателем

правильного

выбора

станет

увлеченное

слушание.

Не мало важно прививать уважение к книге. Книги должны лежать

аккуратно в одном месте. Желательно, чтобы ребёнок мог сам достать,

поставить или выбрать книжку. Также родители должны приучать к

аккуратному пользованию книгой (объяснять, что страницы нельзя

рвать, что нельзя кидаться книгами и т.д.)

,

Подборка произведений которые не оставят ребёнка

равнодушным

Дети 2-4 лет:

Народные сказки: Репка, Теремок, Курочка Ряба, Колобок, Маша и

Медведь, Три медведя, Петушок и бобовое зернышко, Бычок смоляной

бочок, Гуси-лебеди, Заяц-хваста, Три поросёнка.

Сказки

русских

авторов:

Корней

Чуковский

«Муха-Цокотуха»,

«Тараканище», «Телефон», «Мойдодыр»,

«Путаница»;

Владимир

Сутеев «Про

бегемота,

который

боялся

прививок»;

Григорий

Остер «Котенок по имени Гав»; Геннадий Цыферов «Как стать большим»,

«Кто кого добрее»;

Всеволод Гаршин «Лягушка-путешественница»;

Юрий Яковлев «Умка».

Сказки зарубежных писателей: Шарль Перро «Красная шапочка», Братья

Гримм «Волк и семеро козлят»; Альф Прейсен «Про козлёнка, который

умел считать до десяти».

Стихотворения: Агния Барто, Самуил Маршак, Эдуард Успенский, Борис

Заходер, Корней Чуковский, Ирина Токмакова, Сергей Михалков.

Дети 4-6 лет:

Народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кощей

Бессмертный», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», Иван-царевич

м серый волк», «Морозко».

Сказки русских и зарубежных авторов:

Мамин-Сибиряк Д.Н.

«Серая

шейка», Толстой А. «Приключения Буратино»; Носов Н. «Приключения

Незнайки»; Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, пёс

и кот»; «Шарль Перро

«Золушка», «Кот в сапогах»; Ганс Христиан

Андерсен

«Снежная

королева»,

«Стойкий

оловянный

солдатик»,

«Русалочка», «Дюймовочка»; Алан Милн «Винни-Пух и все, все, все»;

Джанни Родари «Приключения Чиполлино»; Братья Гримм «Госпожа

Метелица»; Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»; Катаев В.П. «Цветик-

семицветик».

Рассказы для детей: Драгунский В.; Зощенко М.; Носов Н.

Дети старше 6 лет:

Сказки: А.С. Пушкина; Сказки Андерсена;

Басни Крылова;

Евгений Шварц «Первоклассница», «Сказка о потерянном времени»;

Редьярд Киплинг «Книга Джунглей»;

Ян

Экхольм

«Тута

Карлсон,

первая

и

единственная,

Людвиг

Четырнадцатый и другие»;

Прокофьева С. «Приключения жёлтого чемоданчика»;

Барри Д. «Питер Пэн»;

Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»;

Вестли А-К. «Папа, мама, 8 детей и грузовик»;

Зальтен Ф. «Бэмби»;

Лагина Л. «Старик Хоттабыч»;

«Двенадцать месяцев» С. Маршака;

Энциклопедии в стиле «Отчего и почему?»

Польза чтения книг для детей очень велика. Раннее детство и дошкольный

период – время, которые нужно не упустить, чтобы заложить в ребёнка всё самое

лучшее.



В раздел образования