Автор: Белоус Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: Конспект занятия по математике в старшей группе
Тема: Счёт предметов до 9. Образование числа 9. Сложение.
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по ФЭМП «Счет предметов до 9. Образование числа 9. Сложение.»
в старшей группе.
Воспитатель: Белоус Наталья Васильевна адеет порядковым и количественным счетом, сравнивает рядом
стоящие числа, определяет, какое число больше (меньше) другого; умеет соотносить числа 1 – 5 с
количеством предметов, обозначает их цифрами. С помощью взрослого объясняет взаимосвязь целого и
частей, смысл сложения и вычитания.
Умеет находить признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общим свойствам;
сравнивать группы предметов путем оставления пар.
Умеет различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.
С помощью взрослого определяет свое местонахождение среди других предметов, положение одного
предмета по отношению к другому.
Называет текущий месяц, дни недели, части суток.
Задачи: Познакомить с составом числа 9. Познакомить с цифрой 9. Совершенствовать умение называть
числа в прямом и обратном порядке, и от любого числа. Закрепить умение находить признаки сходства
и различия фигур. Развивать глазомер. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять
его стороны и углы.
Демонстрационный материал:
мяч, магнитная доска, магнитная мозаика, маркеры, игрушки
животных (волк, лиса, заяц, медведь, лось, кабан, еж, белка, рысь, кошка, собака, кролик), цифры от 1
до 9.
Раздаточный материал: листы бумаги, цветные фишки, карандаши, рабочая тетрадь, фасоль, палочки
Кюизенера.
Ход занятия:
«Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас, математика сейчас».
Игра «Считай дальше».
Дети стоят в кругу и ведут счёт /передавая мяч друг другу/: по порядку от 1 до 10, обратный счёт, счёт с
заданием /от 3 до 7, от 9 до 4/.
Задание на магнитной доске / на доске выложен числовой ряд/.
- Соедини цифру и количество предметов.
- Назови соседей цифры.
- Назови последующую (за) цифрой 7, 5.
- Назови предыдущую (перед) цифру 4, 7.
- Назови число больше 6, 3, меньше 8, 5.
- Какая цифра стоит слева от 3, справа от 7.
Следующее задание дети выполняют за столами.
«Вот задание. Слушайте внимательно /повторение образования чисел 7 и 8/.
• Шесть грибов нашел Вадим,
А потом еще один.
Вы ответьте на вопрос,
Сколько он грибов принес? (7)
Покажите с помощью красных фишек, сколько грибов нашел Вадим сначала? (6)
- Сколько он нашел потом? (1) (положите синюю фишку)
-Сколько грибов он нашел всего? Докажите (6+1= 7)
• Семь малюсеньких котят
Что дают им – все едят,
А один сметаны просит
Сколько всех котят? (8)
А как вы получили число 8? Покажите с помощью синих и красных фишек? (7+1=8)
• У наседки моей
Восемь славных детей
Восемь милых, послушных цыплят
Кто уметь считать?
Кто мне может сказать?
Сколько птиц поспешило гулять? (9)
Как получилось число 9? (8+1=9)
«Ребята, посмотрите на цифру 9 /используется монитор ноутбука, цифра 9 разными способами
написания.
Обведите цифру 9 в воздухе пальчиком. Запомните написание цифры 9.
• На какой предмет цифра 9 похожа? /крючок/
• На какую цифру похожа цифра девять? (находят цифру 6 и ставят рядом с цифрой 9.)
• Чем отличаются цифры девять и шесть?
Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Веселый счет»:
«Цифра «девять», иль девятка - Цирковая Акробатка,
Если на голову встанет, цифрой шесть девятка станет».
/Предложить детям посмотреть видеоролик «Девятка-акробатка»/
Где мы встречаем цифру 9? (Номер на доме и на дверях квартиры, на часах, День Победы? /9 мая/. А
бывает 9-ый день недели? Почему? В неделе только 7 дней. Как можно показать цифру 9? Написать,
нарисовать, выложить из палочек, вылепить из пластилина) А мы выложим цифру 9 из фасоли.
/Дети выкладывают за столами цифру 9 из фасоли/.
Физ. Минутка «Как живёшь?» (повторяется 2 раза).
«На каждый вопрос нужно отвечать «Вот так!» и жестом показывать нужные действия.
Как живешь?.. А идёшь?.. Как бежишь?.. А плывёшь?
Ждёшь обед?.. Машешь вслед?.. Утром спишь?.. Как шалишь?..»
«Пошалили мы сейчас, но занятие у нас.
Успокоиться охота и приняться за работу!».
Игровое упражнение «Зоопарк».
На столе игрушки животных: волка, лисы, зайца, медведя, лося, кабана, ежа, белки, рыси, кошки,
собаки, кролика.
Воспитатель предлагает детям: «Рассмотрите животных. На какие две группы можно разделить
животных? /дикие и домашние/. Давайте диких животных поселим в наш «Зоопарк».
Дети игрушки диких животных помещают в «Зоопарк». Затем воспитатель уточняет:
• «Сколько всего животных в нашем зоопарке? /9/
• Какой цифрой можно обозначить число девять? /9/
Ребята для того, чтобы посетители в зоопарке знали куда идти, где посмотреть животных рисуют план
зоопарка. Мы с вами так же нарисуем план нашего зоопарка. Мы будем его рисовать из геометрических
фигур. Сначала вспомним какие фигуры вы знаете.
/Предложить детям видеоролик «Геометрические фигуры»/
Игровое упражнение «План зоопарка» /на листе нарисовать геометрические фигуры/
Воспитатель просит детей разместить геометрические фигуры на территории «зоопарка» (на листах
бумаги):
— круг в центре листа;
— ромб в левом верхнем углу;
-— овал в нижнем правом углу;
— 2 квадрата в левом нижнем углу;
— прямоугольник вверху листа;
— 2 треугольника внизу листа.
Сколько животных мы отметили на плане /8/. А сколько у нас животных в зоопарке? /9/. Сколько
животных не хватает? /1/ Необходимо его отметить на плане. Сами отметьте любую геометрическую
фигуру в свободном углу, а какой у нас угол на листе бумаги свободный? /дети отвечают - правый
верхний/.
Воспитатель подводит итог: сколько геометрических фигур вы нарисовали? /9/
Следующее задание /выполняется с помощью «Цветных палочек Кюизенера»/.
«Нужно взять палочку 9 и выложить её с помощью двух других палочек» /4и5,1и8,6и3…/
Следующее задание – работа в тетради/задание «Цифра 9»/
- Посчитать предметы /штриховка определённых предметов/
- Обвести цифру 9.
- Заштриховать «соседей» цифры 9.
В процессе выполнения заданий выполняется пальчиковая гимнастика:
«Стоит в поле теремок /пальцы двух ладоней встречаются друг с другом/
На двери весит замок /ладони встречаются в общем кулаке/
Кто его открыть бы смог? /крутим кулак в разные стороны/
1 2 3 4 5 – замок будем открывать!/пальцы вновь встречаются друг с другом/»
Занятие заканчивается опросом:
- С какой цифрой мы познакомились?
- Сколько предметов обозначается этой цифрой?
- Как получить число 9?