Напоминание

Счёт предметов до 9. Образование числа 9. Сложение.


Автор: Белоус Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: Конспект занятия по математике в старшей группе
Тема: Счёт предметов до 9. Образование числа 9. Сложение.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по ФЭМП «Счет предметов до 9. Образование числа 9. Сложение.»

в старшей группе.

Воспитатель: Белоус Наталья Васильевна адеет порядковым и количественным счетом, сравнивает рядом

стоящие числа, определяет, какое число больше (меньше) другого; умеет соотносить числа 1 – 5 с

количеством предметов, обозначает их цифрами. С помощью взрослого объясняет взаимосвязь целого и

частей, смысл сложения и вычитания.

Умеет находить признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общим свойствам;

сравнивать группы предметов путем оставления пар.

Умеет различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.

С помощью взрослого определяет свое местонахождение среди других предметов, положение одного

предмета по отношению к другому.

Называет текущий месяц, дни недели, части суток.

Задачи: Познакомить с составом числа 9. Познакомить с цифрой 9. Совершенствовать умение называть

числа в прямом и обратном порядке, и от любого числа. Закрепить умение находить признаки сходства

и различия фигур. Развивать глазомер. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять

его стороны и углы.

Демонстрационный материал:

мяч, магнитная доска, магнитная мозаика, маркеры, игрушки

животных (волк, лиса, заяц, медведь, лось, кабан, еж, белка, рысь, кошка, собака, кролик), цифры от 1

до 9.

Раздаточный материал: листы бумаги, цветные фишки, карандаши, рабочая тетрадь, фасоль, палочки

Кюизенера.

Ход занятия:

«Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас, математика сейчас».

Игра «Считай дальше».

Дети стоят в кругу и ведут счёт /передавая мяч друг другу/: по порядку от 1 до 10, обратный счёт, счёт с

заданием /от 3 до 7, от 9 до 4/.

Задание на магнитной доске / на доске выложен числовой ряд/.

- Соедини цифру и количество предметов.

- Назови соседей цифры.

- Назови последующую (за) цифрой 7, 5.

- Назови предыдущую (перед) цифру 4, 7.

- Назови число больше 6, 3, меньше 8, 5.

- Какая цифра стоит слева от 3, справа от 7.

Следующее задание дети выполняют за столами.

«Вот задание. Слушайте внимательно /повторение образования чисел 7 и 8/.

• Шесть грибов нашел Вадим,

А потом еще один.

Вы ответьте на вопрос,

Сколько он грибов принес? (7)

Покажите с помощью красных фишек, сколько грибов нашел Вадим сначала? (6)

- Сколько он нашел потом? (1) (положите синюю фишку)

-Сколько грибов он нашел всего? Докажите (6+1= 7)

• Семь малюсеньких котят

Что дают им – все едят,

А один сметаны просит

Сколько всех котят? (8)

А как вы получили число 8? Покажите с помощью синих и красных фишек? (7+1=8)

• У наседки моей

Восемь славных детей

Восемь милых, послушных цыплят

Кто уметь считать?

Кто мне может сказать?

Сколько птиц поспешило гулять? (9)

Как получилось число 9? (8+1=9)

«Ребята, посмотрите на цифру 9 /используется монитор ноутбука, цифра 9 разными способами

написания.

Обведите цифру 9 в воздухе пальчиком. Запомните написание цифры 9.

• На какой предмет цифра 9 похожа? /крючок/

• На какую цифру похожа цифра девять? (находят цифру 6 и ставят рядом с цифрой 9.)

• Чем отличаются цифры девять и шесть?

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Веселый счет»:

«Цифра «девять», иль девятка - Цирковая Акробатка,

Если на голову встанет, цифрой шесть девятка станет».

/Предложить детям посмотреть видеоролик «Девятка-акробатка»/

Где мы встречаем цифру 9? (Номер на доме и на дверях квартиры, на часах, День Победы? /9 мая/. А

бывает 9-ый день недели? Почему? В неделе только 7 дней. Как можно показать цифру 9? Написать,

нарисовать, выложить из палочек, вылепить из пластилина) А мы выложим цифру 9 из фасоли.

/Дети выкладывают за столами цифру 9 из фасоли/.

Физ. Минутка «Как живёшь?» (повторяется 2 раза).

«На каждый вопрос нужно отвечать «Вот так!» и жестом показывать нужные действия.

Как живешь?.. А идёшь?.. Как бежишь?.. А плывёшь?

Ждёшь обед?.. Машешь вслед?.. Утром спишь?.. Как шалишь?..»

«Пошалили мы сейчас, но занятие у нас.

Успокоиться охота и приняться за работу!».

Игровое упражнение «Зоопарк».

На столе игрушки животных: волка, лисы, зайца, медведя, лося, кабана, ежа, белки, рыси, кошки,

собаки, кролика.

Воспитатель предлагает детям: «Рассмотрите животных. На какие две группы можно разделить

животных? /дикие и домашние/. Давайте диких животных поселим в наш «Зоопарк».

Дети игрушки диких животных помещают в «Зоопарк». Затем воспитатель уточняет:

• «Сколько всего животных в нашем зоопарке? /9/

• Какой цифрой можно обозначить число девять? /9/

Ребята для того, чтобы посетители в зоопарке знали куда идти, где посмотреть животных рисуют план

зоопарка. Мы с вами так же нарисуем план нашего зоопарка. Мы будем его рисовать из геометрических

фигур. Сначала вспомним какие фигуры вы знаете.

/Предложить детям видеоролик «Геометрические фигуры»/

Игровое упражнение «План зоопарка» /на листе нарисовать геометрические фигуры/

Воспитатель просит детей разместить геометрические фигуры на территории «зоопарка» (на листах

бумаги):

— круг в центре листа;

— ромб в левом верхнем углу;

-— овал в нижнем правом углу;

— 2 квадрата в левом нижнем углу;

— прямоугольник вверху листа;

— 2 треугольника внизу листа.

Сколько животных мы отметили на плане /8/. А сколько у нас животных в зоопарке? /9/. Сколько

животных не хватает? /1/ Необходимо его отметить на плане. Сами отметьте любую геометрическую

фигуру в свободном углу, а какой у нас угол на листе бумаги свободный? /дети отвечают - правый

верхний/.

Воспитатель подводит итог: сколько геометрических фигур вы нарисовали? /9/

Следующее задание /выполняется с помощью «Цветных палочек Кюизенера»/.

«Нужно взять палочку 9 и выложить её с помощью двух других палочек» /4и5,1и8,6и3…/

Следующее задание – работа в тетради/задание «Цифра 9»/

- Посчитать предметы /штриховка определённых предметов/

- Обвести цифру 9.

- Заштриховать «соседей» цифры 9.

В процессе выполнения заданий выполняется пальчиковая гимнастика:

«Стоит в поле теремок /пальцы двух ладоней встречаются друг с другом/

На двери весит замок /ладони встречаются в общем кулаке/

Кто его открыть бы смог? /крутим кулак в разные стороны/

1 2 3 4 5 – замок будем открывать!/пальцы вновь встречаются друг с другом/»

Занятие заканчивается опросом:

- С какой цифрой мы познакомились?

- Сколько предметов обозначается этой цифрой?

- Как получить число 9?



В раздел образования