Автор: Щеглеватых Ирина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад № 36" Населённый пункт: город Воронеж Наименование материала: статья Тема: "Когда и как готовить ребенка к школе" Раздел: дошкольное образование
Как и когда готовить ребенка к школе.
Важно, чтобы первоклассник не растерялся в сложной для него ситуации,
где он должен проявить и свои интеллектуальные качества, и социальные
навыки. А ответственность за это лежит на родителях.
Готовить ребенка к школе психологи рекомендуют с четырех с половиной –
пяти лет. За это время родители смогут заинтересовать ребенка в знаниях,
получаемых в школе, и при этом не перегрузят малыша. Форму для
подготовки ребенка можно выбрать любую. Чаще это игра в школу. Можно
организовать «школу» дома, а можно поводить ребенка в центр развития.
Перед школой ребенок должен обладать следующими навыками:
1.Коммуникативная готовность.
Ребенок должен общаться со сверстниками. Задача для родителей – дать
понять своему чаду, что он особенный, но в то же время один из членов
общества.
Кроме того, необходимо научить дошкольника общаться с учителем. Важно,
чтобы для ребенка преподаватель был авторитетом.
2. Социологическая готовность.
Ребенок будет какое-то время находиться один, без строгого контроля, и
потому необходимо научить его правилам безопасности жизнедеятельности.
3. Мотивация.
У дошкольника должно созреть желание идти в школу. Нельзя пугать: «Там
ставят двойки», «Играть и гулять будет некогда» и т. д. Ребенок должен идти
в школу с удовольствием.
При этом мотивы у детей могут быть разные. Это и коммуникативная
мотивация – «хочу новых друзей», и учебная – «хочу получать знания». Это,
кстати, идеальная мотивация. Чтобы ее развить, родители могут приводить
примеры из жизни, рассказывая о достижениях знакомых ребят. Помогают
познавательные передачи. Может присутствовать социальная мотивация –
«хочу учиться, чтобы получить хорошую специальность». Эта мотивация
важна, но позже, когда ребенок перейдет в старшие классы. Возможна и
игровая мотивация, свойственная дошколятам, - «у меня будет новая форма,
красивый ранец и ручки».
4. Волевая готовность.
К школе ребенок должен четко представлять, что существует не только его
«хочу», но и «надо».
Компоненты воли начинают формироваться с 3 лет. Именно с этого возраста
уже можно что-то требовать от ребенка. Но прессинговать ни в коем случае
нельзя. Нужно объяснять малышу, что от него требуется и почему он должен
это сделать, и тогда эти предпосылки волевых навыков смогут дозреть до
непосредственно волевых навыков.
Что нужно для успешной учебы?
Кроме психологической готовности у ребенка должен сформироваться
набор компонентов, необходимых для учебы. До школы ребенок должен:
Научиться организовывать свое рабочее место как дома, так и в школе.
Уметь слушать и слышать учителя. Необходимо развить у малыша
умение концентрировать и переключать свое внимание.
Обладать аналитическими навыками: уметь сравнивать, делать
выводы. Существует множество игр и заданий на развитие внимания и
памяти. Вы можете, например, показать ребенку картинку, дать ему
некоторое время, чтобы он ее рассмотрел, а потом попросить детально
описать ее с помощью ваших вопросов.
Вот еще одно задание: назовите несколько пар слов из одного
ассоциативного ряда. Например, «луг» - «цветок», «обед» - «суп» и т.
д. Затем называйте первое слово. А ребенок должен вспомнить его
пару.
Для развития внимания, памяти, и мышления ребенка можно
приобрести рабочие тетради, которые так и называются: «Память»,
«Мышление», «Внимание», «Воображение» и т. д.