Автор: Николаева Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ «Средняя школа № 16 - Центр образования р.п. Первомайский» структурное подразделение «Детский сад №21»
Населённый пункт: Тульская область,Щёкинский район, р.п.Первомайский
Наименование материала: Базовая модель обобщённого педагогического опыта
Тема: « ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
МБОУ «Средняя школа № 16 - Центр образования р.п. Первомайский»
структурное подразделение «Детский сад №21»
Базовая модель
обобщённого педагогического опыта
воспитателя
Николаевой Натальи Владимировны
г. Щекино 2023 г.
1
Тема опыта
« ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЕЙ
В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОУ»
Идея опыта: повысить компетентность родителей, участвующих в процессе
Адаптации детей раннего возраста.
2
Список ИПМ
№
Наименование
Страни
ца
ИП
М
1
Сведения об авторе.
Ведущая педагогическая идея.
4
ИП
2
М
Условия формирования опыта.
5
ИП
3
М
Теоретическая база опыта
5
3.1
Теоретические основы адаптации детей к условиям
дошкольной образовательной организации.
5-11
3.2
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада в
психолого-педагогической литературе.
12-17
ИП
4
М
Актуальность опыта и перспектива опыта.
18
ИП
5
М
Новизна опыта.
18
ИП
М
6
Адресность опыта.
19
ИП
М
7
Трудоемкость опыта.
19
ИП
М
8
Технология опыта.
19
8.1
Комплекс мероприятий, способствующих успешной адаптации
ребенка раннего возраста к условиям детского сада
19-21
8.2
Работа с родителями.
21-25
ИП
М
9
Результативность
25-26
11
Список использованной литературы
27
3
ИПМ
1.
.
Сведения об авторе
Николаева Наталья Владимировна
Год рождения: 1988
Образование: Среднее профессиональное Тульский педагогический колледж №2,
2011г
Стаж педагогической деятельности: 11 лет.
Место
работы: МБОУ «Средняя школа № 16 - Центр образования
р.п.
Первомайский» структурное подразделение «Детский сад №21»
Должность: Воспитатель
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея заключается в организации работы, которая
приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению его к
новым условиям; в индивидуальном подходе к каждой
семье
и
своевременное
информирование всех заинтересованных сторон.
Организуя процесс взаимодействия с родителями, исходим из следующего:
1.
Взаимодействие организовано с учетом конституционных прав ребенка и
интересов семьи (при условии неприкосновенности ее интимного мира).
2.
Процесс взаимодействия целостный, управляемый, учитывающий в равной
степени потребности семьи и ДОО.
3.
Методы взаимодействия носят личностно-ориентированный характер.
Цель работы по обеспечению успешной адаптации: повысить компетентность
родителей, участвующих в процессе адаптации детей раннего возраста.
Задачи:
Помочь родителям подготовить ребёнка к посещению ДОО.
Ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного
процесса в ДОО.
Активно вовлекать родителей в этот процесс, обучая их различным методам
и приёмам работы с детьми раннего возраста.
Повысить уровень психологической культуры родителей.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
4
ИПМ
2.
.
Условия формирования опыта
Опыт сформирован в условиях дошкольного образовательного учреждения МБОУ
«Средняя школа № 16 - Центр образования
р.п. Первомайский» структурное
подразделение «Детский сад №21»
Расположенного по адресу : Тульская область, Щёкинский район, рабочий поселок
Первомайский, Октябрьская ул., д.37 .
Цель: воспитание здоровой и всесторонне развитой личности, адаптированной к
социальным условиям.
На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:
Изучение методической литературы;
Педагогические наблюдения за развитием детей и анализ состояния здоровья
детей дошкольного возраста;
Знакомство с опытом педагогов, работающих по этой проблеме;
Работа в творческой группе образовательной организации, в творческом
слаженном коллективе педагогов;
Стремление сделать образовательный процесс творческим и эффективным;
Желание активизировать родителей;
Прохождение курсов повышения квалификации.
3.
ИПМ
Теоретическая база опыта
Теоретические
основы
адаптации
детей
к
условиям
дошкольной
образовательной
.
организации
3.1
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
-
.
в психолого педагогической литературе
За последние годы значительно возрос научный и практический интерес к
проблеме адаптации детей раннего возраста. Возникло много вопросов - каково
нормальное
течение
периода
адаптации,
степень
проявления
возникших
трудностей этого периода, индивидуальные различия в реакции детей и причины
5
этого различия.
Традиционно под адаптацией понимается способность живого организма
приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних)
условий
существования
путем
сохранения
и
поддерживания
физического
гомеостаза, то есть процесс вхождения человека в новую для него среду и
приспособление к ее условиям [Л.Н.Павлова].
Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний
комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения
(способность легко и точно выполнять требования среды) При поступлении в
дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный
период. В ходе комплексного исследования, проведенного ученым в разных
странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
острая
фаза
,
в это время у ребёнка могут наблюдаться частые
заболевания, нарушение сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад.
Изменяется поведение: могут проявляться упрямство, грубость и даже
регресс в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
подострая фаза
в этот период ребёнок постепенно привыкает к новым
условиям, нормализуется поведение. (длится три-пять месяцев);
фаза
компенсации
дети
начинают
вести
себя
спокойно,
с
удовольствием ходят в садик. Ускоряется темп развития психологических
процессов .
:
Различают три степени адаптационного периода
легкая адаптация
- в течение месяца у ребенка нормализуется
поведение, он спокойно или радостно начинает относиться к детскому
коллективу. Аппетит снижается, но не на много, и к концу первой
недели достигает обычного уровня, сон налаживается в течение одной-
двух недель. К концу месяца у малыша восстанавливается речь,
интерес
к
окружающему
миру,
возвращается
желание
играть.
6
Отношения с близкими людьми при легкой адаптации у ребенка не
нарушаются, он достаточно активен, но не возбужден. Снижение
защитных сил организма выражено незначительно, и к концу 2-3-й
недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает;
адаптация средней тяжести
- нарушения в поведении и общем
состоянии ребенка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит
восстанавливаются через 20 – 40 дней, настроение неустойчиво в
течение месяца, значительно снижается активность: малыш становится
плаксивым,
малоподвижным,
не
стремится
исследовать
новое
окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи. Все
эти изменения держатся до полутора месяцев. Отчетливо выражены
изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это может
быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, «тени»
под глазами, «пылающие» щечки, могут усиливаться проявления
экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются
перед началом заболевания, которое, как правило, протекает в форме
острой респираторной инфекции;
тяжелая адаптация
длительностью от двух месяцев до полугода,
в некоторых случаях даже больше. Кроме того, все проявления ярко
выражены, дети заболевают очень быстро в течение первой недели, и
заболевание повторяется 4 – 8 и более раз в течение года. Снижение
интенсивности заболеваний происходит только на втором году
пребывания в детском садике. Только со второго года дети начинают
регулярно посещать детский садик. У других детей неадекватное
поведение сохраняется более длительно, и граничит с невротическими
состояниями. Ребенок отстает в речевом и игровом развитии на пару
кварталов. Кроме биологических факторов, которые влияют
на
развитие малыша, свое воздействие оказывает и социальная среда .
Морозова
Е.И.
отмечала:
«Можно
с
большей
долей
вероятности
7
предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его
окончании, а оставляет след в нервно - психическом развитии ребенка».
Согласно наблюдениям Л.В. Мокшанцевой у немногих детей адаптация к
условиям дошкольного образовательного учреждения протекает в легкой форме.
При этом в течение первых двух недель возможны следующие проявления:
кратковременное нарушение настроения, снижение речевой и игровой активности,
ухудшение сна и аппетита, незначительные нарушения поведения .
Адаптация средней степени (у большинства детей) характеризуется более
значительными и длительными (до месяца) нарушениями поведения, может
заметно ухудшиться общее самочувствие, возникнут легкие (продолжительностью
семь-десять дней, без осложнений) заболевания.
При тяжелой форме адаптации привыкание ребенка проходит длительно
(несколько месяцев) и сложно. В этом случае изменение образа жизни чаще всего
приводит к нарушению психоэмоционального состояния малыша, что выражается
в
тревоге,
напряженности,
беспокойстве
или
заторможенности;
ребенок
отказывается от еды (так как испытывает тошноту), в часы отдыха не может
уснуть, плачет; часто и подолгу болеет (с осложнениями). Иногда фиксируются
стойкие нарушения поведения, граничащие с неврологическими состояниями. В
последнем случае можно уверенно говорить о феномене дезадаптации ребенка к
условиям данного микросоциума .
Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к
условиям детского сада являются:
отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного
учреждения;
наличие у ребенка своеобразных привычек;
неумение занять себя игрушкой;
отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;
отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.
8
Рассмотрим факторы, влияющие на адаптацию - это:
Состояние здоровья и уровень развития
. Здоровый, развитый по
возрасту, малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных
механизмов, он лучше справляется с трудностями. На состояние его здоровья
влияет
течение
беременности
и
родов
у
матери,
заболевания
в
период
новорожденности и первые месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед
поступлением
в
детское
учреждение.
Отсутствие
правильного
режима,
достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной
системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода,
у него возникает стрессовое состояние, и как следствие – заболевание.
,
Возраст
в
котором
малыш
поступает
в
детское
учреждение
.
С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его
привязанности к постоянному взрослому (родители и др.).
Степень
сформированности
у
ребенка
общения
с
окружающими и предметной деятельности
.
В раннем возрасте
ведущее
общение
ребенка
с
окружающими
–
эмоциональное,
которое
характеризуется избирательностью. Они строятся на основе опыта личностного
общения с самыми близкими людьми.
-
Индивидуально типологические
особенности
высшей
.
нервной деятельности малыша
Одни дети в первые дни выражают
бурные реакции: кричат при расставании с родителями, отказываются, есть, спать,
протестуют против каждого предложения воспитателя, но через 2-3 дня уже входят
в режим и хорошо себя чувствуют. Другие, наоборот, в первые дни спокойны, без
возражений выполняют предложения воспитателя, а в последующие дни начинают
плакать, длительное время плохо едят, не играют и с трудом привыкают к детскому
саду.
О трудностях адаптационного периода писали отечественные, и зарубежные
исследователи: Аксарина Н.М., Тонкова - Ямпольская Р.В., Шмидт - Кольмер Е. и
9
другие.
По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно
можно разделить на три группы.
Первая группа
- большинство детей резко отрицательно и бурно
выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол,
царапаются, кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они, то просятся на
руки к взрослому, то бегут к двери, с яростью расшвыривают предлагаемые
игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть,
привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы через три-четыре
минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы
привыкают в течение двадцати - тридцати дней.
Вторая группа
- немногочисленная, два-три ребенка, которые после
расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них
хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и
забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а
лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают
рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к
еде. Накормить их хоть чем-то, высадить на горшок очень трудно. Они молчат, не
реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними
в контакт. И только увидев в дверях маму, оживают; с трудом передвигая ноги,
устремляются к ней, а то и просто приползают и, уткнувшись в ее колени, горько
рыдают. Адаптация таких детей длится два-три месяца, протекает очень сложно.
Характер
и
длительность
адаптационного
периода
зависят
также
и
от
индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые,
робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время
привыкают, чаще болеют.
В третью группу
можно выделить коммуникабельных, общительных
малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не
10
робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет в свои руки инициативу
общения с ними. Он сообщает, что пришел к детям в гости, хотя даже не смотрит в
их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на
презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома
необыкновенные игрушки, рыбки или птички, какой у него большой брат и какой
есть друг-школьник. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел
побывать, что успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует свои умения:
самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь
пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения, но такая
идиллия длится не более двух-трех дней, на большее у него не хватает объема
информации. Теперь уже, увидев издали здание детского сада, он впадает в
отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается
от детей первой группы.
Проходит время (у каждого свое), и адаптационный период заканчивается.
Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной
сферы. Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в
течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется
аппетит, и он благосклонно принимает помощь взрослого во время обеда, хотя и не
всегда съедает положенную норму. Со временем он перестает плакать при
расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У него
появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то
степени обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о
завершении
адаптационного
периода.
Самым
последним
и
значительным
показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный
по длительности сон малыша, как в дневное, так и в ночное время .Таким образом,
проблема адаптации зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня
развития. Период привыкания детей к детскому саду - неизменно сложная
проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к
незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое
11
развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
3.2
Характеристика
особенностей
развития
детей
раннего возраста
Адаптация ребенка должна основываться на знании психических, возрастных
и индивидуальных особенностей.
В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие, главными
компонентами которого являются:
предметная деятельность и деловое общение с взрослым;
активная речь;
произвольное поведение;
формирование потребности в общении со сверстниками;
начало символической игры;
самосознание и самостоятельность .
Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования
основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. В это
время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один
из последующих периодов жизни. К 7 мес. мозг ребенка увеличивается в 2 раза, к
1,5 годам - в 3 раза, а к 3-м составляет уже 3/4 массы мозга взрослого человека.
Именно в этом сензитивном периоде закладываются основы интеллекта,
мышления, высокой умственной активности. Недооценка возможностей раннего
возраста приводит к тому, что многие его резервы остаются нераскрытыми.
В раннем возрасте наблюдается совершенно особое отношение ребенка к
действительности,
эту
особенность
принято
называть
ситуативностью.
Ситуативность заключается в зависимости поведения и психики ребенка от
воспринимаемой ситуации. Ребёнок воспринимает вещь непосредственно здесь и
сейчас, не привнося в ситуацию своего замысла.
Возраст 1-3 года является периодом существенных перемен в жизни
маленького
ребенка.
Прежде
всего,
ребёнок
начинает
ходить.
Получив
возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство,
12
самостоятельно входит в контакт с массой предметов. Этому возрасту также
свойственно
удовлетворение
ребенком
естественных
психофизиологических
потребностей:
сенсомоторной потребности;
потребности в эмоциональном контакте;
потребности во взаимодействии и общении со взрослыми (контактное
общение в 2—3 месяца; познавательное общение в 3—10 месяцев;
вербально - невербальное общение в 10 месяцев—1,5 года; игровое и
деловое общение в 1,5—3 года).
Специфичностью проявления нервных процессов у ребенка являются:
легкость выработки условных рефлексов, но при этом же — сложность
их изменения;
повышенная эмоциональная возбудимость;
сложность переключения процессов возбуждения и торможения;
повышенная эмоциональная утомляемость .
К концу второго года жизни у детей улучшается координация движений, они
осваивают все более сложные комплексы действий. Он хорошо чувствует ритм
движений. Общение малышей со взрослыми в раннем возрасте - непременное
условие развития предметной деятельности, ведущей деятельности детей этого
возраста. Ребёнок второго года жизни активно усваивает действия с такими
предметами-орудиями, как чашка, ложка, совочек и т.д. На первом этапе овладения
орудийным действием он использует орудия как продолжение руки, и поэтому это
действие было названо ручным. На следующем этапе ребёнок учится соотносить
орудия с тем предметом, на которое направлено действие.
Таким образом, он приспосабливается к свойствам орудия. Овладение
предметами-орудиями приводит к усвоению малышом общественного способа
употребления вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм
мышления.
В результате такого «высвобождения» ребенка, уменьшения его зависимости
от взрослого бурно развиваются познавательная активность, предметные действия.
13
На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на
третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трём годам у
него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность
действий обеих рук.
С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении
именно
тех
способов
действия
с
предметом,
которые
обеспечивают
его
использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим
предметам, меняется тип ориентирования в предметном мире. Вместо вопроса:
«что это?» – при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос:
«что с этим можно делать?» (Р.Я. Лехтман-Абрамович, Д.Б. Эльконин). Вместе с
тем этот интерес чрезвычайно расширяется. Так, при свободном выборе предметов
и игрушек он стремится познакомиться с возможно большим количеством их,
вовлекая предметы в свою деятельность.
Практическая предметная деятельность детей - важный этап перехода от
практического
опосредования
к
умственному,
она
создает
условия
для
последующего развития понятийного, речевого мышления. В процессе выполнения
действий
с
предметами
и
обозначения
действий
словами
формируются
мыслительные процессы ребенка. Наибольшее значение среди них в раннем
возрасте имеет обобщение. У детей возникают простые формы наглядно-
действенного
мышления,
самые
первичные
обобщения,
непосредственно
связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков
предметов.
Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи
является одним из основных достижений ребенка второго-третьего года жизни.
Если к возрасту 1 год ребенок приходит почти совсем без речи, имея в словаре 10-
20 лепетных слов, то к 3 годам его словарь насчитывает более 400 слов. На
протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего
психического развития ребенка. Она становится важнейшим средством передачи
ребенку общественного опыта. Естественно, что взрослые, руководя восприятием
ребенка, активно пользуются названием свойства предметов.
14
К концу второго года ребенок начинает употреблять в своей речи
двухсловные предложения. Факт интенсивного усвоения им речи объясняют тем,
что малыши любят многократно произносить одно и то же слово. Они как бы
играют им. В результате ребенок учится правильно понимать и произносить слова,
а также строить предложения. Это - период его повышенной восприимчивости к
речи окружающих. Поэтому этот период называют сензитивным (благоприятным
для развития речи ребенка).
На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они
начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских
высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова,
придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение
грамматических форм. Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и
развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и
деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме
того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть
рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой
сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе
простые поручения.
Формирование речи в этом возрасте - основа всего психического развития.
Если
по
каким-то
причинам
(болезнь,
недостаточное
общение)
речевые
возможности малыша не используются в достаточной степени, то его дальнейшее
общее развитие начинает задерживаться. Возникновение речи тесно связано с
деятельностью общения, она появляется для целей общения и развивается в его
контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии
взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном
воздействии взрослого на ребенка.
В начале раннего детства восприятие ребенка развито еще чрезвычайно
слабо,
хотя
в
быту
ребенок
выглядит
достаточно
ориентированным.
Ориентирование происходит, скорее, на основе узнавания предметов, чем на
15
основе подлинного восприятия. Само же узнавание связано с выделением
случайных, бросающихся в глаза признаков-ориентиров.
Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка
в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и
соотносящими
действиями,
при
выполнении
которых
он
вынужден
ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет) и приводит
их в соответствие по заданному признаку.
В младенческом возрасте проявление интереса одного ребенка к другому
продиктовано потребностью в новых впечатлениях, интересом к живому объекту.
В раннем возрасте сверстник выступает в качестве партнера по взаимодействию.
Развитие потребности в общении со сверстниками проходит ряд этапов: внимание
и интерес к сверстнику (второй год жизни); стремление привлечь к себе внимание
сверстника и продемонстрировать свои успехи (конец второго года жизни);
появление чувствительности к отношению сверстника и его воздействиям (третий
год жизни).
Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально-
практического воздействия, характерными особенностями которого являются
непосредственность, отсутствие предметного содержания, ненормированность,
зеркальное отражение действий и движений партнера. Через сверстника ребенок
выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности. При этом решающую
роль в организации взаимодействия между детьми играют взрослые.
Ребенок второго года очень эмоционален. Но на всем протяжении раннего
возраста эмоции детей неустойчивы. В раннем возрасте начинают формироваться
зачатки нравственных чувств. Это происходит в том случае, если взрослые
приучают малыша считаться с другими людьми. «Не шуми, папа устал, он спит»,
«Подай дедушке туфли» и т.д. Также, возникают положительные чувства к
товарищам, с которыми он играет. Формы выражения симпатии становятся более
разнообразными. В процессе общения со взрослыми на втором году жизни у
ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу (Р.Х. Шакуров).
Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает внутренние условия для
16
развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительно-
эмоционального отношения малыша к себе и к своим качествам.
Таким образом, ранний возраст охватывает период от 1 года до 3 лет. В этот
период изменяется социальная ситуация развития ребенка. К началу раннего
возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от
взрослого, остается связанным со взрослым, ибо нуждается в его практической
помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой
социальной
ситуации
развития
ребенка,
которая
представляет
собой
сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого.
:
Опыт базировался на
изучении нормативных - правовый документов;
изучении опыта коллег;
работа в творческой группе образовательного учреждения;
просмотре открытых занятий;
изучении методической литературы:
Н.Д. Ватутина. Ребёнок поступает в детский сад.
Лапина. И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад.
О.Г. Заводчикова. Адаптация ребёнка в детском саду, взаимодействие дошкольного
образовательного учреждения и семьи. Пособие для воспитателей.
Н.В. Кирюхина. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ
пособие.
Р.Айсина, В. Деткова, Е. Хачатурова социализация детей раннего возраста.
Т.В. Костяк. Психологическая адаптация детей в детском саду.
С. Теплюк. Улыбка малыша в период адаптации.
С.Теплюк. Как подготовить малыша к детскому саду.
Л. Пыжьянова. Как помочь ребёнку в период адаптации.
ИПМ
4.
.
Актуальность и перспектива опыта
17
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку
психофизиологических
процессов.
Своевременно
начатое
и
правильно
осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их
полноценного развития. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно
создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском
саду. Правильное воспитание увеличивает способность детского организма
целесообразно реагировать на изменение окружения. Как проходит привыкание
ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и
психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а
также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье. От того,
насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит
и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период
адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На
помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым»
по всем вопросам развития и воспитания. Кроме того, часть родителей относятся к
периоду
адаптации
недостаточно
серьезно,
как
к
чему-то
само
собой
разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей.
Считаю что проблема адаптации у детей
дошкольного возраста важное и
необходимое область теории воспитания и обучения, актуальность, которой
диктуется современными условиями. И поэтому, так актуальна на сегодняшний
день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к
дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и
обеспечат
малышу
защиту,
эмоциональный
комфорт,
интересную
и
содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального
течения адаптации детей раннего возраста в детском саду. Важность и
актуальность рассматриваемой проблемы, определила выбор темы педагогического
опыта: «Взаимодействие педагогов с семьей в период адаптации ребенка к
условиям ДОО».
18
ИПМ
5.
.
Новизна опыта
Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество
педагогов и семьи: взаимодействие с родителями детей раннего возраста
начинается до поступления ребёнка в группу детского сада. Родители имеют
возможность
уже
получать
квалифицированную
помощь
по
развитию
и
воспитанию
своих детей. Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей
является библиотека игр и педагогической литературы по адаптации к ДОО, а
также обратная связь через интернет – ресурсы (вопрос-ответ).
ИПМ
6.
.
Адресность опыта
Опыт рекомендуется при работе с детьми от 2 до 3 лет, как в образовательной
деятельности, так и в процессе совместный образовательной деятельности в
режимных моментах, индивидуальной работе с детьми, а также самостоятельной
деятельности детей.
ИПМ
7.
.
Трудоемкость опыта
разработка конспектов занятий;
разработка сценариев праздников;
проведение консультаций для воспитателей и родителей;
изготовление дидактических игр и методических пособий.
ИПМ
8.
.
Технология опыта
8.1.
,
Комплекс мероприятий способствующих успешной
адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского
сада
Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения
необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад,
положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателя, от
их умения и желания создавать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.
19
Поэтому организацию адаптационного периода начинаю, задолго до прихода
ребенка в детский сад .
Воспитатель должен познакомиться с родителями ребенка, рассказать им об
особенностях
работы
группы.
Обязательно
обратить
внимание
на
режим
жизнедеятельности детей и сделать акцент на необходимости максимально
приблизить к данному режиму распорядок дня дома. Обязательные условия в моей
работе общение с родителями, потому что только в процессе общения воспитатель
может получить полную информацию о ребенке:
о здоровье ребенка, его физическом развитии, частоте и тяжести
перенесенных им заболеваний;
о наиболее частой реакции ребенка на новую обстановку, незнакомых
людей;
о качестве развития культурно-гигиенических навыков (пользуется ли
сам
туалетом,
самостоятельно
ли
принимает
пищу,
умывается,
одевается и т. д.);
о
степени
владения
навыками
ситуативно-делового
общения,
готовности включиться в процесс сотрудничества со сверстниками или
взрослыми, с удовольствием ли играет со взрослыми, действует с
игрушками.
Что бы ребенок безболезненно прошел адаптацию и привыкание к другой
обстановке, предлагаю родителям в начале адаптационного периода свободное
посещение группы, где ребенок может познакомиться с обстановкой, поиграть
игрушками. Так же пригласить родителей с ребенком на прогулку что бы ребенок
мог включиться в игровые действия
с другими детьми и познакомился с
воспитателем.
Благоприятные условия, созданные в группе - это самое главное в успешной
адаптации. Впервые дни стараюсь расположить к себе ребенка, называть его, так
как его зовут близкие ему люди, и установить с ним контакт, в присутствии его
родителей. В этот период смены обстановки и привыкание к ней ребенку очень
важен тактильный контакт со взрослым. Впервые дни постоянно нахожусь рядом
20
с ребенком, стараюсь
познакомить его с другими детьми предлагаю вместе
поиграть.
Предлагаю
ребенку
самостоятельно
выбрать
себе
шкафчик
для
раздевания и оставить там для начала какую - то вещь «положить».
Что бы снизить чувство тревожности и беспокойства ребенка, прошу
родителей принести в группу его любимую игрушку, небольшой альбом с
фотографиями мамы и папы, так же оставить мамину или папину вещь.
В общении с ребенком в период адаптации внимательно слежу за его
желанием: если у малыша есть потребность посидеть у воспитателя на руках,
педагог должен удовлетворить это желание. Стараюсь переключать внимание
ребенка на разные виды деятельности, новые игрушки.
Таким образом, в процессе адаптации ребенка можно использовать такие
приемы, как:
элементы телесной терапии,
исполнение небольших песенок,
релаксационные игры,
элементы
сказкотерапии,
Развивающие игры.
8.2.
.
Работа с родителями
На мой взгляд, основные трудности возникают при реализации сотрудничества
детского сада и семьи при использовании только традиционных методов и форм
работы с семьей. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества
воспитателей и родителей.
Система работы нашего дошкольного учреждения направлена на принятие семьи
как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании
ребенка.
Определила для себя основные задачи взаимодействия с семьей:
повышение педагогической компетентности родителей;
приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и
внедрение наиболее эффективных форм работы;
21
изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования
воспитательных воздействий на ребенка;
изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Решение этих задач требует от обеих сторон высокого уровня доверия и
информированности.
Многолетняя связь с родителями, учет воспитателями современных требований,
изменение культурного уровня и педагогического просвещения родителей,
заставляют использовать новые формы и методы работы с семьей :
занятия, в рамках семейных клуба;
родительские собрания в нетрадиционных формах ;
семинары-практикумы и семинары-тренинги;
совместная деятельность взрослых и детей по различным направлениям;
проведение выставок совместного творчества;
дни открытых дверей;
выпуск газеты ДОО для родителей «Мир детства»;
акции.
Одним из направлений взаимодействия с родителями на протяжении многих лет
является работа с родителями будущих воспитанников.
Поступление ребенка в детский сад является значительным событием, как для
родителей, так и для сотрудников дошкольного образовательного учреждения. От
того, как пройдет первая встреча, как сложатся отношения между всеми ее
участниками, во многом зависит будущее взаимодействие. У родителей, плохо
знающих специфику работы воспитателя, его личностные качества, особенности
общения
детей в группе, возникает предвзятое негативное отношение, недоверие
к сотрудникам детского сада: за ребенком не следят, воспитатели ничего не
делают, дети предоставлены сами себе и т.п. А недоверие усиливает чувство
тревоги, ожидание неприятностей. Если мама, придя за ребенком, увидит у него
синяк, царапину, порванную одежду и т.п., то стойкое негативное отношение к
детскому саду обеспечено.
22
В
результате
родители
выбирают
деструктивную
стратегию
адаптации:
игнорирование работников детского сада, демонстрацию агрессии, конфликтное
поведение. Ребенок, чувствуя состояние родителей, начинает бессознательно
подыгрывать им. Таким образом, адаптация ребенка и семьи затягивается на годы.
Негативный опыт адаптации к ДОО может отразиться на адаптации к школе, а
возможно, скажется и в более поздние возрастные периоды.
Необходимость психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка и
семьи диктует необходимость детальной проработки мероприятий, направленных
на управление процессом адаптации.
Работа по управлению адаптацией семьи в нашем дошкольном учреждении
начинается с первого посещения взрослыми членами семьи детского сада - именно
тогда у них начинает складываться впечатление об учреждении и о его работниках.
Для этого мы организуем для родителей будущих воспитанников семинар, целью
которого
является:
сплочение
родительского
коллектива,
формирование
доверительных отношений между родителями и педагогами. Участники семинара:
родители,
заведующая
ДОО,
старший
воспитатель,
старшая
медсестра,
музыкальный руководитель, воспитатели группы. Заранее в зале оформляется
фотовыставка о жизни детского сада, готовятся памятки для родителей (какие
необходимы документы для оформления ребенка в ДОО, рекомендации по
подготовке ребенка к детскому саду).
В ходе семинара заведующий знакомит родителей с сотрудниками, дает краткую
характеристику их личностных, деловых, профессиональных качеств, что во
многом способствует установлению доверительных отношений между ними и
родителями.
Далее заведующий рассказывает об особенностях пребывания ребенка в условиях
ДОО (о режиме дня, сетке занятий, специфике образовательного учреждения).
Старший воспитатель знакомит семьи с особенностями адаптации ребенка раннего
возраста к условиям ДОО. Дает рекомендации родителям как лучше подготовить
ребенка к детскому саду, чтобы избежать осложнений и обеспечить постепенный
переход малыша из семьи в детский сад.
23
Старшая медсестра информирует родителей о том, как решаются в учреждении
вопросы охраны жизни и здоровья детей, как организован режим дня, как
соблюдаются воздушный, световой, двигательный и питьевой режим, какие
созданы условия для проведения гигиенических процедур, как организовано
питание.
Важная форма адаптации семьи - экскурсия по детскому саду, которая проводится
в конце семинара. Цель экскурсии - показать родителям, что в дошкольном
учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически
комфортная среда для формирования здоровья и развития ребенка. Экскурсоводы
воспитатели групп, которую будутпосещать будущие воспитанники,
показывают
родителям основные
помещения
детского
сада,
(пищеблок,
прачечную,
медицинский
кабинет).
Проводят
их
по
групповой
комнате,
подробно
останавливаются на том, как организована развивающая среда, какие созданы
условия
для
разнообразной
детской
деятельности,
для
уединения
и
психологической
разгрузки.
В
ходе
экскурсии
воспитатели
отвечают
на
интересующие родителей вопросы. В результате мамы и папы могут сами
убедиться в том, что их малышу будет комфортно, и рассказать остальным членам
семьи, в первую очередь ребенку, о том, как уютно и интересно в детском саду.
После экскурсии в неформальной обстановке более ближе знакомятся с
родителями, расспрашиваем об особенностях их малышей, традициях семьи,
выясняют их пожелания. Такая организация знакомства снимает скованность,
вызывает доверие.
В результате опыта работы с семьями будущих воспитанников мы отметили
положительные результаты:
установились
партнерские,
доверительные
отношения
между
родителями и коллективом детского сада;
повысился уровень легкой адаптации детей;
родители с пониманием относятся к проблемам ДОО и активно
помогают их решить;
семьи воспитанников активные участники всех мероприятий ДОО.
24
Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду - это адаптация в первую
очередь семьи. Если родители будут доверять работникам детского сада, адаптация
ребенка пройдет быстрее и легче, а родители будут уверены, что воспитатель
всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не
навредит. Педагоги в свою очередь, заручатся пониманием со стороны родителей в
решении разного рода проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети,
ради которых и осуществляется данное взаимодействие .
ИПМ
9.
Результативность
Для определения результативности работы по данному направлению проводила
следующую диагностику(анкетирование)..
« Удовлетворённость родителей совместной работе воспитателя и семьи в
период адаптации».
1.
На вопрос «Какое впечатление составила первая встреча – беседа с
воспитателями?» 100% родителей ответили – довольны.
2.
98% родителей видят в воспитателях профессионалов по дошкольному
воспитанию.
3.
100% родителей считают,
что
воспитатели
видят
индивидуальные особенности своего ребёнка.
4.
98%
родителей
считают,
что
воспитатели
хорошо
видят
и
контролируют динамику развития своего ребёнка.
5.
94% родителей легко общаются
с
воспитателями
и
легко
взаимодействуют.
6.
98% родителей видят изменения в
ребёнке
после
осуществляемых мероприятий по развитию и воспитанию.
7.
100% родителей получают
полную информацию о своем ребёнке в
адаптационный период.
Вывод: Важными результатами проведенной работы явились заметные изменения
в эмоциональных контактах матери и ребенка в ситуациях разлук: повысилась
рефлексивность у мам, способность их анализировать свое эмоциональное
состояние, понять эмоциональное состояние ребенка.
25
В поведении матерей стало меньше эмоциональных срывов, раздраженности,
появилась уверенность в воспитательных воздействиях, адресованных ребенку.
Таким образом, следует считать, что выбранные направления работы по адаптации
детей к ДОУ с детьми, родителями являются успешными, а условия создаваемые –
благополучными. Только при взаимодействии с родителями дети раннего возраста
успешно прошли период адаптации.
Закончить свою работу я хочу словами
В.А. Сухомлинского:
…
,
,
«
твердо убежден что есть качества души
,
без которых человек не может стать настоящим воспитателем
–
и среди этих
качеств на первом месте
умение проникнуть в
.
духовный мир ребенка»
Эти качества души в полной мере должны
раскрыться в воспитателе при общении к вновь поступившим детям.
10.
Список
использованной
литературы
1.
Л.В. Томашевская, Е.Ю. Герц, Е.В. Андрющенкова «Интегрированные
занятия с детьми в период адаптации к детскому саду». Санкт-Петербург.
Детство-пресс 2011.
2.
В.С. Аванесова «Обучение самых маленьких в детском саду. – М.
Просвещение, 2005.- 176с. Ил.
3.
М.Н. Аскарина. Воспитание детей раннего возраста.- М.- Медицина
2007- 304с.
4.
В.Г. Алямовская. Ясли – это серьезно. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1999.
5.
Н.Д. Ватутина. Ребенок поступает в детский сад. Пособие воспитателей
дет/сада – М.: Просвещение, 2003. - № 3 -104с, ил.
6.
Б.С. Волков, Н.В. Волкова. Психология общения в детском возрасте.-
26
м.: Педобщество, 2003,240с.
7.
О.Г.
Заводчикова.
Адаптация
ребенка
в
детском
саду
/.О.Г.
Заводчикова – М.: Просвещение, 2007,- 79с.
8.
Я.И. Ковальчук. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – м.
просвещение, 1985. – 112с.
9.
К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. Дети раннего возраста в дошкольных
учреждениях – М.: Владос, 2007, - 176с.
10.
Л.Д. Столяренко. Психология, Ростов-на-Дону: Юнити, 2003.- 382с.
11.
Н.В. Соколовская. Адаптация ребенка к условиям детского сада:
управление процессом, диагностика, рекомендации – авт.-сост.- Н.В.
Соколовская – Волгоград Учитель, 2010. – 188с.
.
27
28