Напоминание

"Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников"


Автор: Янчишина Ирина Петровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад общеразвивающего вида № 84 г. Сочи
Населённый пункт: Краснодарский край, г. Сочи
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Опыт работы

старшего воспитателя МДОБУ № 84 Янчишиной И.П.

об использовании современных форм

сотрудничества с семьями воспитанников.
«Задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу». В.А. Сухомлинский. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии. И не всегда детскому саду и семье хватает взаимопонимания и терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Использование только традиционных методов и форм работы с семьёй не приносит положительных результатов, а также не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними (низкий уровень посещения собраний, пассивность). В связи с этим в ДОУ определились три основных составляющих работы с родителями воспитанников: -создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями; -активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей; -реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду. Большое значение в повышении профессиональных качеств педагогов ДОУ, их теоретических знаний имеет самообразование. И я как старший воспитатель стараюсь направлять самообразование педагогов на изучение законов Министерства образования РФ: «Закон об образовании», «Конвенция о правах ребёнка», а также анализ методической литературы, периодической печати (журналов «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Старший воспитатель», «Вестник образования»), что способствует систематизации уже известных методов и отбору наиболее эффективных приёмов работы с родителями. Наиболее актуальными из них считаю: семинары – практикумы, встречи – дискуссии, встречи – диспуты, устные журналы, выпуск «Валеологических газет для родителей», в которых рассматриваются вопросы оздоровления дошкольников. Взаимопосещения педагогами различных мероприятий (родительских собраний, родительских гостиных, встреч-дискуссий) а также собеседований со старшим воспитателем, опытными педагогами помогают приобретать необходимые навыки по созданию педагогических условий взаимодействия с родителями. Стараясь убедить родителей в том, что в детском саду осуществляется всесторонняя подготовка детей не только на специальных занятиях, но и в
повседневной жизни традиционно проводятся «Дни открытых дверей», «День здоровья», «Осенняя ярмарка». Считаю, что система непрерывного самообразования дала возможность повысить свой уровень профессиональной подготовленности к взаимодействию с семьями воспитанников на современном этапе. Во всех возрастных группах развития детей наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями по-прежнему являются родительские собрания на тему: «Вот и стали мы на год взрослее», где раскрываются возрастные особенности развития детей, способы развития у них коммуникативных качеств. Однако формы проведения собраний становятся разнообразнее.Классическое (традиционное) собрание, педагогическая мастерская, консилиум, диспут, диалог, практикум, тренинг, круглый стол, вечер- встреча, КВН, конкурс. Задачи: помочь родителям овладеть знаниями о психических особенностях развития ребенка дошкольного возраста и учитывать их в общении; осознать свою позицию в общении с детьми в рамках семейного воспитания; научиться понимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения; выработать новые навыки взаимодействия с ребенком; активизировать коммуникации в семье. В практику вошел такой опыт – проводить собрания за кружечкой чая, это сближает родителей. Родители с радостью идут на родительские собрания, так как знают, что будет что-то интересное: услышат и увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях. Основные этапы подготовки родительского собрания. 1.Выбор темы собрания 2.Определение целей родительского собрания 3.Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно- методической литературы по рассматриваемой проблеме 4. Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников. 5.Разработка сценария собрания 6. Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания 7.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей. 8.Приглашение родителей и других участников собрания 9.Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания 10.Подготовка конкурсов, выставок по теме собрания. 11.Аудио-, видеозапись ответов детей по теме собрания. 12.Разработка проекта решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям 13.Написание плакатов по теме собрания ( по мере необходимости) 14.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания. На тематических собраниях, таких как: «Юные математики», «Экологи нашего края», «Разговорчивый язычок» родители имеют возможность оценить роль развития математических способностей, экологической грамотности, речевое развитие детей. Такие собрания помогают познакомить родителей с формами и методами развития логического мышления, памяти, внимания; узнают, как правильно научить ребёнка решать математические и логические задачи, развивать речь, используя речевые игры-помощницы и ближайшее окружение.
В процессе дискуссии за круглым столом «Здоровье ребёнка в наших руках» вместе с родителями обсуждаются вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни, организации спортивного досуга, спортивного кружка в детском саду. Даются рекомендации по оборудованию спортивного уголка дома. Вниманию родителей обязательно предлагается выступление детей (ритмическая гимнастика). Проведение анкетирования родителей на тему: «Знаете ли, вы своего ребёнка?», «Какие вы родители?», «Влияние семейной атмосферы на развитие ребёнка» позволяет получать информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка. В ходе проведения консультации «Как отвечать на детские вопросы?» педагоги нашего ДОУ используют прослушивание аудио записи вопросов детей и их суждений. Это всегда вызывает неподдельный интерес у родителей, особенно когда они слышат записи суждений своих детей. Эта форма консультации дает понимание необходимости правильного ответа со стороны родителей. Все чаще при проведении консультаций, педагоги используют мультимедийное оборудование, что позволяет существенно повысить качество предлагаемой информации и соответственно повысить уровень её восприятия. Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания ДОУ с семьёй стали выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких выставок, как: «Черное море моё», Осенние фантазии», «Новогоднее дерево», «Любимые игрушки А. Барто», «Весна. Пасха. Возрождение», «Лето красное!» стало стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей. Практикуется обязательное награждение участников выставок дипломами и благодарственными письмами за участие. Одной из новых форм взаимодействия педагогов с родителями стало участие воспитанников и родителей в различных интернет-конкурсах детского творчества. Важным звеном в системе совместной работы детского сада и семьи является приобщение родителей к непосредственному участию в работе детского сада; организации праздников и развлечений: «Здравствуй, новый детский сад!», (приуроченный ко дню открытия нового корпуса детского сада), «День матери», «8 Марта», «День воспитателя», «День победы», «Бал цветов», «Осенняя пора», «День книги»;«Папа, мама, я – дружная, спортивная семья», «День Защитника Отечества». «Все профессии нужны, все профессии важны», «Герои нашего города». Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: ширмы, стенды, папки – передвижки, мини-стенды - «Домашние задания для родителей». Такие стенды имеют своей целью сближение ребёнка с родителями в совместных делах и общении, установление «обратной связи» с семьёй. В маленьких «кармашках» педагоги выставляют печатный вариант задания, который каждый родитель может взять с собой в качестве шпаргалки. Средства мотивации родителей к текстовой информации это – краткость, доступность, простота и понятность изложения от лица педагога или ребенка. В таких кратких консультациях обязательно наличие рисунка, отражающего глубину и особенности содержания.
Из папки – передвижки «Растём, играя» родители узнают: как правильно организовать детские игры, какие игрушки необходимы детям старшего возраста. А рубрика «Домашняя игротека» знакомит с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в которые родители смогут поиграть с ребёнком в любое удобное для них время. Так появились: «Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге в детский сад». Для того чтобы информация помогала активизировать родителей я рекомендую использовать рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «Обратите внимание». Информационные стенды «Наша группа» дает возможность родителям понять, чем занимается ребенок в детском саду, увидеть фото отчет о прошедших мероприятиях или узнать, какие планы на ближайшее время строят дошкольники совместно со взрослыми. В раздевалках педагоги отводят место для благодарности родителям за их хорошие, добрые дела. Это так называемые «похвалюшки» для родителей. В разных группах они выглядят по-разному. Это могут быть елочки «благодарности», березки «доброты», солнечные лучики «благодарности» и т д. «Похвалюшки» имеют краткость содержания, например: «Спасибо папе Димы за красивые скамейки на участке», «Благодарим папу и маму Светы за подарки к Новому году», «Спасибо маме Наташи за новые скатерти для столов» и т. д. Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации приглашаются родители разных групп ДОУ, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»). Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Для них организуются семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. В последние годы актуальным стало - ИКТ (виртуальное общение), которое помогает педагогам в общении с родителями на расстоянии. На сайте учреждения, а также на персональных сайтах педагогов групп родители воспитанников могут увидеть материалы НОД, творческие работы своих детей, узнать новости группы, а так же задать интересующие их вопросы администрации детского сада. Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют: проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми; возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе; ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта; увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира; стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем; размышление родителей о правильности использования тех или
иных методов воспитания; повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов. Результативность. Взаимодействие воспитателей и родителей стало необходимым условием всестороннего развития ребёнка, позволяет глубже узнать его индивидуальные способности и возможности. Многие из родителей осознали важность сотрудничества с воспитателями. Если раньше степень включённости родителей в организацию образовательного процесса была такова: пассивные наблюдатели – 85%, активные участники – 15%, то на данный момент пассивными остаются лишь 20% родителей. Индивидуальные собеседования с родителями показывают. Что многие из них смогли повысить уровень педагогических знаний, умений и навыков. Постоянный контакт с семьёй позволяет пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. Применяя на практике выше перечисленные формы и методы взаимодействия с семьей, педагоги стремятся к достижению следующих результатов: -создание положительно эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями; -повышение педагогической грамотности родителей; - обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов; -продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и родители наших воспитанников, поэтому я всегда призываю педагогов поощрять их, так как родители – это наши союзники в образовании и развитии детей, способные изменить жизнь своего ребенка к лучшему.


В раздел образования