Напоминание

Дистанционное образование в обучении взрослых


Автор: Татьяна Анатольевна Заверюха
Должность: Преподаватель "Сестринское дело"
Учебное заведение: ГПОУ "Читинский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Чита
Наименование материала: Статья
Тема: Дистанционное образование в обучении взрослых
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Дистанционное обучение (ДО) в образовании взрослых

1.

Возможности ДО в образовании взрослых

Широкое использование в системе образования телекоммуникационных

и информационных технологий создало предпосылки для функционального

применения в учебном процессе дистанционного обучения (ДО). Этот

термин, появившийся в российском педагогическом контексте сравнительно

не так давно, имеет англоязычные корни. До истока 90-х годов ХХ веке в

литературе

использовалась

русская

"калька"

словосочетания

"distant

learning" - "диастантное обучение". Позднее стала применяться наиболее

соответствующая для нашего языка форма "дистанционное обучение", то

есть обучение на расстоянии.

Дистанционное обучение можно найти как целенаправленный процесс

интерактивного взаимодействия обучающихся и обучающих между собой и

со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и

времени, который реализуется в специфичной дидактической системе. ДО

представляет собой:

обучение

на

расстоянии,

когда

педагог

и

обучаемый

разделены

пространственно (Е. С. Полат);

комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям

пользователей

с

поддержкой

специализированной

информационно-

образовательной

среды

на

всяком

расстоянии

от

учреждений

дополнительного профессионального образования (Ю. А. Первин);

новейшую степень заочного обучения, на которой гарантируется

использование

информационных

технологий,

которые

основаны

на

применении индивидуальных компьютеров, видео - и аудиотехники (Л. П.

Давыдов);

интегральную,

синтетическую,

гуманистическую

форму

обучения,

которая базируются на применении широкого диапазона обычных и

новейших информационных технологий, их технических средств, которые

употребляются для доставки учебного материала, его самостоятельного

исследования,

организации

диалогового

обмена

между

педагогом

и

обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в

пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному

учреждению (А. А. Андреев).

ДО предохраняет достоинства, которые присущи обычным формам

обучения:

контакты

с

педагогами

и

слушателями,

контроль

за

правильностью усвоения материала. Кроме того, оно обладает рядом

достоинств: свободный график обучения; самостоятельность от места

расположения;

Бережливость

транспортных

расходов;

удачный

вид

представления материалов; индивидуальный темп обучения; неимение

ограничений на возраст, здоровье, совместимость.

Долговременная цель развития ДО в мире - отдать вероятность

обучающемуся в любом месте пройти курс обучения любого колледжа или

института. В 1994 году в России была принята Концепция создания и

развития единственной системы дистанционного образования, сделаны

Евразийская

Ассоциация

дистанционного

обучения,

Ассоциация

интернационального

образования,

изобретена

Концепция

развития

и

создания системы дистанционного обучения в Российской Федерации.

Дистанционное обучение раскрывает новейшие виды профессионально-

личностного развития для лиц, которые остро нуждаются в образовательных

услугах, но не имеют вероятность заполучить их обычным методом:

учеников,

которые

готовятся

в

дальнейшем

к

поступлению

в

университеты;

молодежи,

принужденной

совмещать

учебу

с

работой

в

силу

ограниченной

пропускной

возможности

вузовской

системы

или

по

семейным обстоятельствам;

лиц,

которые

имеют

медицинские

ограничения

для

получения

постоянного образования в стационарных критериях;

военнослужащих, увольняющихся в запас, офицеров, и членов их семей;

офицеров и солдат неотложной службы МВД и погранвойск;

высвобождающихся профессионалов конверсионных компаний ВПК;

лиц всех возрастов, живущих в отдаленных регионах страны.

Существует множество организационных моделей ДО: по принципу

экстерната, университетское, на базе самостоятельных обучающих систем,

интегрированное

обучение

с

внедрением

мультимедийных

программ,

неформальное и др. Преподавателя в системе дистанционного обучения

называют тьютором, а процесс педагогической деятельности - тьюториалом.

Появление

в

современной

практике

электронных

тьюторов

(интеллектуальных

обучающих

программ)

позволяет

произносить

о

способности исполнения андрагогических функций не только человеком, но

и компьютером.

В дистанционных формах обучения используются такие способы, как

информационно-рецептивный,

экспериментальный,

проблемный,

репродуктивный,

эвристический.

Они

охватывают

всю

совокупность

педагогических

актов

взаимодействия

обучающихся

и

педагога:

самостоятельную

познавательную

активность

студентов

с

разными

источниками информации, учебными материалами курса; постоянное и

оперативное взаимодействие обучаемых с ведущим педагогом и куратором

курса; групповую работу с внедрением разных способов работы над

надлежащими модулями изучаемого курса; совокупные проекты студентов с

зарубежными и иногородними партнерами.

В системе дистанционного обучения обширно употребляются различные

средства: печатные и электронные издания; компьютерные обучающие

системы в мультимедийных и обычных вариантах выполнения; учебные

аудио - и видеоматериалы; компьютерные сети. Печатные издания,

представляющие

собой

традиционные

учебники,

учебно-методические

пособия, обширно употребляются в системах ДО, где промышленный

уровень оборудования образовательного процесса высок. Как правило,

печатные издания для системы дистанционного обучения имеют блочно-

модульную структуру, снабжены инструкциями по исследованию материала

и организации самостоятельной работы; обязательными элементами в них

являются контрольные задания, вопросы для самопроверки с ответами,

толковые словари, тренировочные задания.

Электронные

издания

представляют

собой

электронный

вариант

печатных учебных материалов, но обладают компактностью сохранения в

памяти компьютера или на внешнем магнитном носителе, возможностью

оперативного внесения конфигураций и передачи на большие расстояния по

электронной почте; при наличии принтера они просто преобразуются в

твердую копию.

Компьютерные

обучающие

системы

(программно-методические

комплексы, программные средства учебного назначения, контролирующе-

обучающие программы) заявили о себе как о средстве обучения в начале 70-

х годов, когда возникли персональные компьютеры. В данных системах

сконцентрированы средства, в которых отображается некоторая предметная

область, в той или другой мере реализуется разработка ее исследования,

обеспечиваются

условия

для

воплощения

разных

видов

учебной

деятельности. Компьютерные обучающие системы позволяют:

Дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения;

исполнять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;

исполнять и самоконтроль учебной деятельности;

высвобождать

учебное

время

за

счет

исполнения

компьютером

трудоемких рутинных вычислительных работ;

визуализировать учебную информацию;

и моделировать изучаемые процессы или явления;

проводить лабораторные работы в критериях имитации на компьютере

настоящего эксперимента либо опыта;

формировать умение воспринимать наилучшее решение в разных

ситуациях;

совершенствовать установленный вид мышления (к примеру, наглядно-

образного, теоретического);

увеличивать мотивацию обучения (к примеру, за счет изобразительных

средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

формировать культуру познавательной деятельности и др.

Компьютерные учащие системы на современном шаге включают

электронные

(компьютеризированные)

учебники;

контролирующие

компьютерные

программы;

справочники

и

базы

данных

учебного

назначения; сборники задач и генераторы образцов (ситуаций); предметно-

ориентированные среды; компьютерные иллюстрации для помощи разных

видов занятий.

Разновидностью компьютерной обучающей системы можно полагать

электронный учебник, который является компьютерным прибавлением

бумажного учебника. Электронный учебник аккумулирует в себе все

основные методические, дидактические, информационно-справочные и

научные материалы, нужные педагогам для подготовки и проведения всех

форм и видов занятий, а также слушателям для самостоятельного

исследования учебных тем или подготовки к занятиям, проводимым под

управлением педагога, и получения дополнительных информационно-

справочных сведений по учебной дисциплине. Кроме того, он предоставляет

вероятность слушателям качественно улаживать задачи самоконтроля

усвоения материалов по учебной дисциплине, а педагогам - объективно

исполнять

нынешний

и

окончательный

контроль

за

успеваемостью

курсантов и слушателей.

Дидактические видео и аудио учебные материалы в настоящее время в

основном записываются на магнитные носители, аудио-и видеокассеты и

могут быть представлены обучаемому с поддержкой видеомагнитофона

либо магнитофона. Учебные аудиоматериалы употребляются для записи

лекций и руководств к учебному курсу, не требующему графических

иллюстраций, а также для записи уроков по обучению иностранным языкам,

что наиболее распространено. В видеоформе могут быть представлены

лекции, инструктивные занятия, иллюстративный материал к учебным

ситуационным задачам, печатным изданиям.

Компьютерные сети - это специфическое средство обучения, которое

включает в себя разного рода информацию и совокупность компьютеров,

объединенных каналами связи. Компьютерные сети употребляются в

дистанционном обучении в режиме удаленных баз данных, в том числе

Интернета, электронной почты и электронной конференции.

В России более обширно дистанционное обучение используется в

учебных

центрах

при

институтах.

В

Московском

государственном

авиационном

технологическом

университете

(МАТИ)

проводится

дистанционная подготовка учеников для поступления в это учебное

заведение из числа школьников, которые проживают в удаленных районах

России. При Астраханском государственном техническом университете

(АГТУ) работает центр дистанционной подготовки для учащихся выпускных

классов, инвалидов, военнослужащих и всех желающих нарастить уровень

познаний и приготовиться к поступлению в высшие учебных заведения, не

прибегая

к

посещению

предварительных

курсов.

В

Московском

государственном

индустриальном

институте

дистанционное

обучение

употребляется для обучения служащих уголовно-исполнительной системы

МВД России и осужденных исправительных колоний.

Для

деятельности

учебно-дистанционных

вузовских

центров

свойственны последующие направленности:

улучшение телекоммуникационных и информационных технологий

(ИТТ);

использование новейших ИТТ в дистанционном обучении;

формирование форм культурного обмена и делового сотрудничества со

всеми заинтересованными зарубежными и российскими организациями;

корпоративное

(фирменное)

дистанционное

обучение,

осуществляющееся на базе и в интересах подготовки сотрудников для какой-

либо определенной фирмы (корпорации).

ДО развивается не лишь в рамках систем образования, но и отдельными

коммерческими

компаниями

с

преимущественной

ориентацией

на

подготовку в сфере бизнеса.

Тенденция

развития

коллективного

(фирменного)

дистанционного

обучения отмечается в банковских системах, системах РАО "Газпром",

Центробанка, Санэпидемслужбы и др. По собственным дидактическим и

техническим

способностям

эти

системы

превосходят

системы

дистанционного обучения вузов.

Итак,

можно

отметить

последующие

взгляды

организации

дистанционного обучения:

гибкость, которая проявляется в отсутствии постоянных занятий в виде

лекций, семинаров и свободном выборе времени, нужного для освоения

курса; модульность, выражающуюся в том, что любая отдельная наука или

ряд дисциплин, освоенными обучающимся, формируют целостное понятие

об определенной предметной области; параллельность, связанную с тем, что

обучение может проводиться при совмещении с главный профессиональной

деятельностью;

дальнодействие,

содержащееся

в

отсутствии

препятствий

в

виде

расстояния от места нахождения обучающегося до образовательного

учреждения;

асинхронность,

которая

подразумевает

вероятность

реализации

технологий обучения и учения самостоятельно во времени;

массовость,

означающую

некритичность

параметра

"численность

обучающихся";

прибыльность, которая предполагает экономическую эффективность ДО;

обширное использование новейших информационных технологий.



В раздел образования