Автор: Татьяна Анатольевна Заверюха
Должность: Преподаватель "Сестринское дело"
Учебное заведение: ГПОУ "Читинский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Чита
Наименование материала: Статья
Тема: Дистанционное образование в обучении взрослых
Раздел: среднее профессиональное
Дистанционное обучение (ДО) в образовании взрослых
1.
Возможности ДО в образовании взрослых
Широкое использование в системе образования телекоммуникационных
и информационных технологий создало предпосылки для функционального
применения в учебном процессе дистанционного обучения (ДО). Этот
термин, появившийся в российском педагогическом контексте сравнительно
не так давно, имеет англоязычные корни. До истока 90-х годов ХХ веке в
литературе
использовалась
русская
"калька"
словосочетания
"distant
learning" - "диастантное обучение". Позднее стала применяться наиболее
соответствующая для нашего языка форма "дистанционное обучение", то
есть обучение на расстоянии.
Дистанционное обучение можно найти как целенаправленный процесс
интерактивного взаимодействия обучающихся и обучающих между собой и
со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и
времени, который реализуется в специфичной дидактической системе. ДО
представляет собой:
обучение
на
расстоянии,
когда
педагог
и
обучаемый
разделены
пространственно (Е. С. Полат);
комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям
пользователей
с
поддержкой
специализированной
информационно-
образовательной
среды
на
всяком
расстоянии
от
учреждений
дополнительного профессионального образования (Ю. А. Первин);
новейшую степень заочного обучения, на которой гарантируется
использование
информационных
технологий,
которые
основаны
на
применении индивидуальных компьютеров, видео - и аудиотехники (Л. П.
Давыдов);
интегральную,
синтетическую,
гуманистическую
форму
обучения,
которая базируются на применении широкого диапазона обычных и
новейших информационных технологий, их технических средств, которые
употребляются для доставки учебного материала, его самостоятельного
исследования,
организации
диалогового
обмена
между
педагогом
и
обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в
пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному
учреждению (А. А. Андреев).
ДО предохраняет достоинства, которые присущи обычным формам
обучения:
контакты
с
педагогами
и
слушателями,
контроль
за
правильностью усвоения материала. Кроме того, оно обладает рядом
достоинств: свободный график обучения; самостоятельность от места
расположения;
Бережливость
транспортных
расходов;
удачный
вид
представления материалов; индивидуальный темп обучения; неимение
ограничений на возраст, здоровье, совместимость.
Долговременная цель развития ДО в мире - отдать вероятность
обучающемуся в любом месте пройти курс обучения любого колледжа или
института. В 1994 году в России была принята Концепция создания и
развития единственной системы дистанционного образования, сделаны
Евразийская
Ассоциация
дистанционного
обучения,
Ассоциация
интернационального
образования,
изобретена
Концепция
развития
и
создания системы дистанционного обучения в Российской Федерации.
Дистанционное обучение раскрывает новейшие виды профессионально-
личностного развития для лиц, которые остро нуждаются в образовательных
услугах, но не имеют вероятность заполучить их обычным методом:
учеников,
которые
готовятся
в
дальнейшем
к
поступлению
в
университеты;
молодежи,
принужденной
совмещать
учебу
с
работой
в
силу
ограниченной
пропускной
возможности
вузовской
системы
или
по
семейным обстоятельствам;
лиц,
которые
имеют
медицинские
ограничения
для
получения
постоянного образования в стационарных критериях;
военнослужащих, увольняющихся в запас, офицеров, и членов их семей;
офицеров и солдат неотложной службы МВД и погранвойск;
высвобождающихся профессионалов конверсионных компаний ВПК;
лиц всех возрастов, живущих в отдаленных регионах страны.
Существует множество организационных моделей ДО: по принципу
экстерната, университетское, на базе самостоятельных обучающих систем,
интегрированное
обучение
с
внедрением
мультимедийных
программ,
неформальное и др. Преподавателя в системе дистанционного обучения
называют тьютором, а процесс педагогической деятельности - тьюториалом.
Появление
в
современной
практике
электронных
тьюторов
(интеллектуальных
обучающих
программ)
позволяет
произносить
о
способности исполнения андрагогических функций не только человеком, но
и компьютером.
В дистанционных формах обучения используются такие способы, как
информационно-рецептивный,
экспериментальный,
проблемный,
репродуктивный,
эвристический.
Они
охватывают
всю
совокупность
педагогических
актов
взаимодействия
обучающихся
и
педагога:
самостоятельную
познавательную
активность
студентов
с
разными
источниками информации, учебными материалами курса; постоянное и
оперативное взаимодействие обучаемых с ведущим педагогом и куратором
курса; групповую работу с внедрением разных способов работы над
надлежащими модулями изучаемого курса; совокупные проекты студентов с
зарубежными и иногородними партнерами.
В системе дистанционного обучения обширно употребляются различные
средства: печатные и электронные издания; компьютерные обучающие
системы в мультимедийных и обычных вариантах выполнения; учебные
аудио - и видеоматериалы; компьютерные сети. Печатные издания,
представляющие
собой
традиционные
учебники,
учебно-методические
пособия, обширно употребляются в системах ДО, где промышленный
уровень оборудования образовательного процесса высок. Как правило,
печатные издания для системы дистанционного обучения имеют блочно-
модульную структуру, снабжены инструкциями по исследованию материала
и организации самостоятельной работы; обязательными элементами в них
являются контрольные задания, вопросы для самопроверки с ответами,
толковые словари, тренировочные задания.
Электронные
издания
представляют
собой
электронный
вариант
печатных учебных материалов, но обладают компактностью сохранения в
памяти компьютера или на внешнем магнитном носителе, возможностью
оперативного внесения конфигураций и передачи на большие расстояния по
электронной почте; при наличии принтера они просто преобразуются в
твердую копию.
Компьютерные
обучающие
системы
(программно-методические
комплексы, программные средства учебного назначения, контролирующе-
обучающие программы) заявили о себе как о средстве обучения в начале 70-
х годов, когда возникли персональные компьютеры. В данных системах
сконцентрированы средства, в которых отображается некоторая предметная
область, в той или другой мере реализуется разработка ее исследования,
обеспечиваются
условия
для
воплощения
разных
видов
учебной
деятельности. Компьютерные обучающие системы позволяют:
Дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения;
исполнять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
исполнять и самоконтроль учебной деятельности;
высвобождать
учебное
время
за
счет
исполнения
компьютером
трудоемких рутинных вычислительных работ;
визуализировать учебную информацию;
и моделировать изучаемые процессы или явления;
проводить лабораторные работы в критериях имитации на компьютере
настоящего эксперимента либо опыта;
формировать умение воспринимать наилучшее решение в разных
ситуациях;
совершенствовать установленный вид мышления (к примеру, наглядно-
образного, теоретического);
увеличивать мотивацию обучения (к примеру, за счет изобразительных
средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
формировать культуру познавательной деятельности и др.
Компьютерные учащие системы на современном шаге включают
электронные
(компьютеризированные)
учебники;
контролирующие
компьютерные
программы;
справочники
и
базы
данных
учебного
назначения; сборники задач и генераторы образцов (ситуаций); предметно-
ориентированные среды; компьютерные иллюстрации для помощи разных
видов занятий.
Разновидностью компьютерной обучающей системы можно полагать
электронный учебник, который является компьютерным прибавлением
бумажного учебника. Электронный учебник аккумулирует в себе все
основные методические, дидактические, информационно-справочные и
научные материалы, нужные педагогам для подготовки и проведения всех
форм и видов занятий, а также слушателям для самостоятельного
исследования учебных тем или подготовки к занятиям, проводимым под
управлением педагога, и получения дополнительных информационно-
справочных сведений по учебной дисциплине. Кроме того, он предоставляет
вероятность слушателям качественно улаживать задачи самоконтроля
усвоения материалов по учебной дисциплине, а педагогам - объективно
исполнять
нынешний
и
окончательный
контроль
за
успеваемостью
курсантов и слушателей.
Дидактические видео и аудио учебные материалы в настоящее время в
основном записываются на магнитные носители, аудио-и видеокассеты и
могут быть представлены обучаемому с поддержкой видеомагнитофона
либо магнитофона. Учебные аудиоматериалы употребляются для записи
лекций и руководств к учебному курсу, не требующему графических
иллюстраций, а также для записи уроков по обучению иностранным языкам,
что наиболее распространено. В видеоформе могут быть представлены
лекции, инструктивные занятия, иллюстративный материал к учебным
ситуационным задачам, печатным изданиям.
Компьютерные сети - это специфическое средство обучения, которое
включает в себя разного рода информацию и совокупность компьютеров,
объединенных каналами связи. Компьютерные сети употребляются в
дистанционном обучении в режиме удаленных баз данных, в том числе
Интернета, электронной почты и электронной конференции.
В России более обширно дистанционное обучение используется в
учебных
центрах
при
институтах.
В
Московском
государственном
авиационном
технологическом
университете
(МАТИ)
проводится
дистанционная подготовка учеников для поступления в это учебное
заведение из числа школьников, которые проживают в удаленных районах
России. При Астраханском государственном техническом университете
(АГТУ) работает центр дистанционной подготовки для учащихся выпускных
классов, инвалидов, военнослужащих и всех желающих нарастить уровень
познаний и приготовиться к поступлению в высшие учебных заведения, не
прибегая
к
посещению
предварительных
курсов.
В
Московском
государственном
индустриальном
институте
дистанционное
обучение
употребляется для обучения служащих уголовно-исполнительной системы
МВД России и осужденных исправительных колоний.
Для
деятельности
учебно-дистанционных
вузовских
центров
свойственны последующие направленности:
улучшение телекоммуникационных и информационных технологий
(ИТТ);
использование новейших ИТТ в дистанционном обучении;
формирование форм культурного обмена и делового сотрудничества со
всеми заинтересованными зарубежными и российскими организациями;
корпоративное
(фирменное)
дистанционное
обучение,
осуществляющееся на базе и в интересах подготовки сотрудников для какой-
либо определенной фирмы (корпорации).
ДО развивается не лишь в рамках систем образования, но и отдельными
коммерческими
компаниями
с
преимущественной
ориентацией
на
подготовку в сфере бизнеса.
Тенденция
развития
коллективного
(фирменного)
дистанционного
обучения отмечается в банковских системах, системах РАО "Газпром",
Центробанка, Санэпидемслужбы и др. По собственным дидактическим и
техническим
способностям
эти
системы
превосходят
системы
дистанционного обучения вузов.
Итак,
можно
отметить
последующие
взгляды
организации
дистанционного обучения:
гибкость, которая проявляется в отсутствии постоянных занятий в виде
лекций, семинаров и свободном выборе времени, нужного для освоения
курса; модульность, выражающуюся в том, что любая отдельная наука или
ряд дисциплин, освоенными обучающимся, формируют целостное понятие
об определенной предметной области; параллельность, связанную с тем, что
обучение может проводиться при совмещении с главный профессиональной
деятельностью;
дальнодействие,
содержащееся
в
отсутствии
препятствий
в
виде
расстояния от места нахождения обучающегося до образовательного
учреждения;
асинхронность,
которая
подразумевает
вероятность
реализации
технологий обучения и учения самостоятельно во времени;
массовость,
означающую
некритичность
параметра
"численность
обучающихся";
прибыльность, которая предполагает экономическую эффективность ДО;
обширное использование новейших информационных технологий.