Авторы: Фомкина Елена Александровна, Сенникова Светлана Леонидовна
Должность: воспитатель, заместитель по УВР
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 217 ДО "Ягодка"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Инновационный проект
Тема: «Ресурсное обеспечение преемственности уровней дошкольного и начального образования "
Раздел: дошкольное образование
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Инновационный проект
«Ресурсное обеспечение преемственностиуровней дошкольного и
начального образования на базе МАОУ СОШ № 217»
Авторы – составители
Сенникова Светлана Леонидовна
Фомкина Елена Александровна
Новосибирск 2023
От того, как будет чувствовать
себя ребенок, поднимаясь на первую
ступеньку познания, что он будет
переживать зависит весь его дальнейший
путь к знаниям.
В. А. Сухомлинский
1.
Определение проблемы.
Отличительной чертой развития образовательной системы на современном
этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования.
Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой
непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных
уровней образования, в частности преемственности дошкольного и начального
образования. С введением федерального государственного стандарта ДО и НОО
необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды
относится к числу приоритетов развития образования в России. Детский сад и
начальная школа должны осуществлять совместную целенаправленную работу по
обеспечению успешной адаптации выпускников дошкольной организации в первом
классе. Для этого целесообразно использовать единые требования и подходы к
образовательному процессу, которые ориентируют на формирование общей
культуры,
развитие
физических,
интеллектуальных
и
личностных
качеств,
формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную
успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
2.Обоснование проекта. Пояснительная записка
Преемственность – этоне что иное, как опора на пройденное, использование и
дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков, расширение и
углубление этих знаний, осознание уже известного на новом, более высоком
уровне. Преемственность дает возможность в комплексе решать познавательные,
воспитательные и развивающие задачи. Она выражается в том, что каждое низшее
звено перспективно нацелено на требования последующего.
При поступление ребенка в школу, очень важен уровень его психологического
развития и когда ребенок имеет внутреннюу позицию, а это возможно при
отсутствии у дошкольнока страха перед школой.Переход ребенка-дошкольника в
школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное
пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития.
Проблема заключалась в том, что на двух смежных этапах образования у
воспитателей и учителей были разные критерии для оценивания готовности
дошкольника к школьному обучению.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» впервые
дошкольное образование стало уровнем образования и стали говорить о
непрерывности образования в Российской Федерации. Но не все так просто.
Апробированных, федеральных программ дошкольного образования или програм
по преемственности нет. Дошкольные образовательные организации писали свои
программы, что не всегда соответствовало преемственности дошкольного и
начального образования.
С
выходом
Федеральной
Образовательной
Программы
дошкольного
образования ситуация должна поменяться к лучшему, но я считаю что проекты по
приемственности дошкольного и начального образования должны быть в каждой
дошкольной организации, и работа должна вестись с той школой в которую пойдут
будушие первокласники, для снижения рисков в адаптационный период.
2.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: обеспечение преемственности и непрерывности в организации
образовательной,
воспитательной,
учебно-методической
работы
между
дошкольным и начальным уровнем образования в МАОУ СОШ № 217
Основные задачи проекта:
•
Изучить ФОП ДО и ФОП НОО по преемственности обозначив линии
пересечения и разногласия.
•
Разработать парциальную программу по преемственности «Первый раз в
первый класс».
•
Обеспечить профессиональный рост педагогов дошкольного отделения по
проблеме преемственности двух уровней образования.
•
Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и
укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольниковв
соответствии с ФГОС ДО
•
Создать новые компоненты РППС для реализации адаптивного перехода
детей от игровой деятельности к учебной.
•
Разработать и реализовать образовательный (детско-взрослый) проект «Я
хочу учиться»,
Педагогическая целесообразность, новизна проекта
Педагогическая целесообразность Проекта состоит в построении системы
совместной работы педагогов дошкольного и школьного отделения МАОУ СОШ
№ 217, нацеленную на единое образовательное и воспитательное пространство для
наиболее благоприятного развития личности воспитанника.
Решить проблемы преемственности возможно лишь тогда, когда будет
реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального
школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу
целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени
образования будут действовать в тесной взаимосвязи. В концепции содержания
непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) преемственность
рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов
системы
образования:
целей,
задач,
содержания,
методов,
средств,
форм
организации
воспитания
и
обучения,
обеспечивающих
эффективное
поступательное развитие ребенка.
Новизна данного проекта заключается в комплексном решении задач
психолого-педагогического направления и создание условий для непрерывного
образования.
Использование
технологий
преемственности
во
всех
видах
деятельности и вовлечение всех участников образовательных отношений всех
уровней образования.
В проекте представлен системный подход по преемственности уровней
образования. Исучение Федеральных образовательных стандартов дошкольного и
начального образования, выявление точек пересечения, разработка методик по
преемственности образования.
Разработка
консультаций,
рекомендаций
для
родителей
(законных
представителей) воспитанников дошкольного отделения и родителей (законных
представителей) младших школьников.
Разработка методов и методик объеденивщих в себе игровую и учебную
деятельность. Создание психолого-педагогических условий, направленных на
сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития
дошкольника и младшего школьника в МАОУ СОШ № 217
3.
Технология реализации проекта.
Содержание проекта нацелена на успешность обучения детей в школе связана
не только с наличием у дошкольников определенного объема знаний.
Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна
исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья,
эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.
Проект помогает обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его
успешный переход на следующую ступень образования.
Участники
проекта:
дети
старшего
дошкольного
возраста,
младшие
школьники, педагоги дошкольного и школьного образования, родители (законные
представители).
Принципы построения проекта:
• принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного
образования
на
основе
осиысления
динамичности,
непрерывности,
последовательности,
комплексности,
преемственности,
системности
как
характеристик преемственности;
• принцип гуманизации, означвющий личностно-ориентированный подход к
детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей
психолого-педагогической
науки
и
понимания
самоценности
детства,
необходимости изучения личности ребенка;
• принцип социально-культурной среды, определяющей использование при
построении содержания образования важнейших закономерностей окружающей
среды,
выраженных
в
доступных
восприятию
явлениях,
процесах
или
взаимодействующих предметах;
• принцип
непрерывного
развития,
который
связан
с
реализацией
развивающих
возможностей
различных
видов
детской
деятельности,
совершенствование форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих
поэтапное формирование физических и духовных качеств, удовлетворяющих
интересы детей, их стремление к активности, творчеству самореализации
способностей, познанию мира и взаимодействия с ним;
• принцип
учета
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей
дошкольного и младшего школьного возоаста, основанного на специфики этапов
развития личностных характеристик воспитанников;
• принцип
адаптивности,
позволяющий
дошкольникам
осуществлять
эффективный адаптивный переход от одной возрастной ступени к другой, изменяя
ведущий вид деятельности игру на учение
Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:
I
этап
(организационный)июнь
–
август:
изучение
федерального
образовательного стандарта дошкольного и начального школьного образования.
Разработка и утверждение нормативно-правовой базы, издание локальных актов.
Разработка консультаций, рекомендаций для родителей (законных представителей)
воспитанников дошкольного отделения и родителей (законных представителей)
младших школьников.Разработка методов и методик объединивщих в себе
игровую и учебную деятельность. Создание психолого-педагогических условий,
направленных
на
сохранность
и
укрепление
здоровья,
непрерывность
психофизического развития дошкольника и младшего школьника в МАОУ СОШ
№ 217.
II этап (практический) сентябрь – май:реализация тематического плана
через совместную работу всех участников образовательных отношений, апробация
новых и адаптированных методов и методик по преемственности дошкольного
отделения со школой.
III этап (итоговый)июнь – сентябрьработа над ошибками.: определения
степени достижения результата, удовлетворенность участников образовательных
отношений. Определение проблем и перспектив данного проекта,
Перспективный план работы по преемственности
Мероприятия
Ответственные
Сроки
Изучение ФГОС ДО и НОО
Выявление точек пересечения и
разногласие в дошкольном и
начальном школьном
образовании.
Заместители директора по
УВР дошкольного и
начального школьного
образования
Май 2023г.
Семинар «Изучение и анализ
программ дошкольного звена и
начальной школы». Учителя
начальных классоввоспитатели.
Заместитель директора по
УВР начального школьного
образования
Июнь 2023г.
Составление портрета
выпускника дошкольного
отделения, адаптированного под
обучение в начальной школе
МАОУ СОШ № 217
Заместитель директора по
УВР дошкольного отделения,
педагоги-психологи
Июнь 2023г.
Разработка консультаций для
родителей «Будущий
первоклассник», «Ваш ребенок
первоклассник»
Педагоги-психологи
дошкольного и начального
школьного отделения
Июль 2023 г.
Разработка методов и методик,
объединивших в себе игровую и
учебную деятельность
Заместители директора по
УВР дошкольного и
начального школьного
образования
Август 2023 г.
Проведение праздника«День
Знаний»
Музыкальный руководитель
1 сентября 2023
г.
Оформление уголков для игр в
школу в группах
Воспитатели
подготовительных к школе
групп
Сентябрь 2023 г.
Подборка книг о школе.
Оформление уголков книг
«Читаем сами»
Воспитатели
подготовительных к школе
групп
Сентябрь 2023 г.
Конкурс для детей дошкольного
и младшего школьного возраста
«Осенние фантазии»
Воспитатели
подготовительных к школе
групп и учителя начальных
классов
Октябрь 2023 г.
Методическое объединение
«Адаптация первоклассников»
выявление проблем и пути
Заместители директора по
УВР дошкольного и
начального школьного
Октябрь 2023 г.
решения.
образования
Концерт «Подарок мамочке» с
участием воспитанников
дошкольного отделения и
учеников начальных классов
Музыкальные руководители
дошкольного и начального
школьного образования.
Ноябрь2023 года
Открытые уроки в первых
классах для воспитателей
подготовительных групп.
Заместитель директора по
УВР начального школьного
образования
Ноябрь 2023г.
Оформление наглядного
материала для родителей
будущих первоклассников
Заместитель директора по
УВР дошкольного
образования
Декабрь 2023 г.
Новогодние утренники в
дошкольном отделении с
привлечением старших
школьников.
Заместитель директора по
УВР, музыкальные
руководителидошкольного
образования
Декабрь 2023 г.
Акция вопрос ответ –
дошкольники задают видео
вопросы о школе,
первоклассники отвечают.
Заместители директора по
УВР дошкольного и
начального школьного
образования.
Январь 2024 г.
Посещение учителями начальных
классов занятий по математике,
обучению грамоте в детском саду
Заместители директора по
УВР дошкольного и
начального школьного
образования.
Январь 2024 г.
Семинар-практикум (круглый
стол) «Обмен опытом. Анализ и
обсуждение уроков в школе и
образовательной деятельности в
детском саду».
Заместители директора по
УВР дошкольного и
начального школьного
образования.
Февраль 2024 г.
Лыжная эстафета детей
дошкольного и школьного
возраста с родителями «Мы
вместе»
Инструкторы по физическому
развитию дошкольного и
начального школьного
образования.
Февраль 2024 г.
Методическое объединение
«Эффективность методов и
методик, объединивших в себе
игровую и учебную
деятельность»
Воспитатели
подготовительных к школе
групп и учителя начальных
классов, педагоги-психологи
Март 2024 г.
Родительское собрание в
подготовительной к школе
группе
«Возрастные особенности детей,
подготовка их к школе»
Воспитатели
подготовительных к школе
групп и учителя начальных
классов, педагоги-психологи
Март 2024 г.
Экскурсия детей
Заместители директора по
Апрель 2024 г.
подготовительной группы в
школу (выставка детских
рисунков «Мои впечатления о
школе»)
УВР дошкольного и
начального школьного
образования.
Диагностика готовности к школе
детей подготовительной группы
Педагоги-психологи
дошкольного и начального
школьного образования.
Апрель 2024 г.
Спортивное мероприятие
«Зарница» для детей
дошкольного и школьного
возраста
Инструкторы по физическому
развитию дошкольного и
начального школьного
образования.
Май 2024 г.
Мониторинг детей
подготовительных групп
соответствие портрету
выпускника дошкольного
отделения, адаптированного под
обучение в начальной школе
МАОУ СОШ № 217
Воспитатели и педагоги-
психологи дошкольного
отделения
Май 2024 г.
Педагогический совет
«Подведение итогов по
преемственности»
Заместители директора по
УВР дошкольного и
начального школьного
образования.
Июнь 2024 г.
4.
Планируемые результаты по окончании реализации проекта.
•
Парциальная программа по преемственности «Первый раз в первый класс».
•
Профессиональный рост педагогов дошкольного отделения по проблеме
преемственности двух уровней образования (выступление на методических
советах, обмен опытам с педагогами других образовательных организаций).
•
Разработаны и внедрены комплексы методик и тренингов для сохранение и
укрепление здоровья, непрерывности психофизического развития дошкольниковв
соответствии с ФГОС ДО
•
Развивающая
предметно-пространственная
среда
в
подготовительных
группах сформирована с уклоном на школьное образование (уголок для сюжетно-
ролевых игр «Школа», книжный уголок, математический уголок, уголок «Веселый
алфавит» и т.д.)
•
Образовательный (детско-взрослый) проект «Я хочу учиться»,
•
Портрет выпускника «Первоклассник 217»
-. Физически развитый – у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он
подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои
движения и управлять ими.
- Любознательный, активный – ребенок проявляет любознательность, задает
вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природ и поступкам
людей, склонен наблюдать, экспериментировать.
- Эмоционально отзывчивый – ребенок обладает установкой положительного
отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, активно
взаимодействует
со
сверстниками
и
взрослыми.
Способен
договариваться,
учитывать мнение и интересы других, сопереживать неудачам и радоваться
успехам других.
- Овладевший средствами общения – ребенок достаточно хорошо владеет
устной речью, может выражать свой мысли и желания, может использовать речь
для выражения своих мыслей чувств и желаний, может выделять звуки в словах, у
ребенка складываются предпосылки грамотности.
- Способный управлять своим поведениям –ребенок способен к волевым
усилиям, может следовать социальным нормам поведениям и правилам в разных
видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может
соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, мире, природе –
ребёнок
имеет
представление
о
себе,
собственной
принадлежности
и
принадлежности
других
людей
к
определённому
полу;
о
составе
семьи,
родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей,
семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и
принадлежности к нему; о мире.
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности–ребенок
обладает умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять
его инструкции.
- Овладевший необходимыми умениями и навыками – ребенок овладевает
основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной деятельности у ребёнка сформированы умения
и
навыки,
необходимые
для
осуществления
различных
видов
детской
деятельности.
5.
Бизнес план проекта.
Образовательное пространство организации МАОУ СОШ № 217 дошкольное
и школьное отделение оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе
техническими), соответствующими материалами: учебным, игровым, спортивным,
оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Имеются
различные
материалы
и
оборудование
для
организованного
обучения в форме непрерывной образовательной деятельности в совместной и
самостоятельной деятельности, в ходе которой прививается системный подход к
школьному обучению. Содержание предметно развивающей среды соответствует
интересам детей.
6.
Экспертиза проекта.
Эффективность проекта проглядывается через перспективный план. Детей
познакомят с обучении в школе через беседы, призентации, сюжетго-роллевую
игру, экскурсии, совместную деятельность со школьниками то есть наглядно. Так
же к проекту будут подключены родители, что обеспечит поддержку как в
материальном так и в других планах. Адаптация ребенка пройдет в эмоциональном
спокойствии, так как совместные мероприятия помогут ребенку познакомится со
школой, и ликвидировать страх перед неизвестным.
Сформированные умения и навыки помогут ребенку в обучении.
Подведя итоги, хочу сказать, что «Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее».