Автор: Мысик Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ" Детский сад 190"
Населённый пункт: г.Барнаул
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа наставничества
Раздел: дошкольное образование
1. Пояснительная записка.
Актуальность.
В условиях модернизации системы образования в России значительно
возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и
профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. В
дошкольной системе не всегда работают специалисты, что приводит к
трудностям в профессиональной деятельности, а специалисты, вновь
принятые на работу и не имеющие профильного образования, имеют те же
должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с
многолетним стажем работы. Родители, воспитанники и администрация
образовательной организации ожидают от них столь же безупречного
профессионализма.
Персонализированная
программа
наставничества
педагогических
работников отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленных на организацию взаимодействия наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Программа направлена на социально — профессиональную адаптацию,
повышение
качества
профессиональной
деятельности
наставляемого,
создание благоприятного социально-психологического климата.
Срок реализации: 1 год
Цель программы: способствовать непрерывному профессиональному
росту
и
самоопределению,
личностному
и
социальному
развитию
самореализации и закреплению наставляемого в педагогической профессии.
Задачи:
- Оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога,
в отношении которого осуществляется наставничество;
-Ускорить процесс профессионального становления и развития педагога,
развитие
способности
самостоятельно,
качественно
и
ответственно
выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с
занимаемой должностью;
-Стимулировать
повышение
теоретического
и
практического
уровня
наставляемого, овладение им современными педагогическими технологиями;
Содействовать
в
выработке
навыков
профессионального
поведения
наставляемого, соответствующего профессионально- этическим принципам,
и также требованиям, установленным законодательством РФ;
-Способствовать
мотивации
к
повышению
профессионального
уровня
наставляемого;
-Отслеживать
динамику
развития
профессиональной
деятельности
наставляемого.
Форма наставничества: «педагог-педагог».
2. Краткое описание видов и форм наставничества, которые
применяются в персонализированной программе наставничества.
Формы работы:
-Анкетирование по выявлению профессиональных трудностей;
-Консультирование;
-Совместная деятельность наставника и наставляемого;
Привлечение наставляемого к участию в активных формах по обмену
опытом работы :конкурсах, практических занятиях, мастер-классах и т. д.;
-Координирование деятельности наставляемого со стороны наставника и
руководителя.
3.
Ожидаемые
результаты
работы
по
персонализированной
программе:
-Адаптация и закрепление наставляемого в профессиональной деятельности
МБДОУ;
-Рост профессиональной и методической компетенции наставляемого,
повышение уровня его готовности к педагогической деятельности;
-Повышение компетенции самого педагога- наставника, повышение его
профессионального статуса в МБДОУ.
4. План работы наставника
Мероприятие
Сроки
Планируемые
результаты
Отметка
о
выполнен
ии
1.Выявление
профессиональных
затруднений
педагогического
работника.
Собеседование с
педагогом.
сентябрь
Определение
трудностей ,
разработка и
утверждение
персонализирован
ной программы
наставничества.
Анализ педагогической
документации.
сентябрь
Ознакомление с
методическими
рекомендациями по
планированию и
реализации
образовательной
деятельности ДОО в
соответствии с ФОП ДО
сентябрь
2.Организационно-методическая
работа
по
развитию
персонализированных компетенций педагогического работника.
Изучение и анализ
нормативных документов
ДОУ на 2024-25 уч.год.
сентябрь
Посещение и анализ
режимных моментов.
сентябрь-
ноябрь
Анализ.
Консультация
«Художественное слово в
режимных моментах
ясельной группы»
сентябрь
Практикум «Организация
воспитательно -
образовательной работы в
режимных моментах».
октябрь
Самостоятельное
планирование
педагогической
деятельности
наставляемым
педагогом.
Совместное планирование
игровой деятельности
группы.
еженедельно
Изучение методики
проведения НОД.
октябрь –
декабрь
Взаимопосещение
образовательной
деятельности
наставником и
наставляемым.
Консультация
«Взаимодействие семьи и
ДОУ по приобщению
детей к чтению
художественной
литературы».
ноябрь
Консультация -практикум
«Прогулка с детьми
раннего возраста».
декабрь
Открытое занятие
январь
Совместная
подготовка к
проведению
открытого занятия
в рамках годового
плана ДОУ.
Эффективное
использование
пальчиковой гимнастики в
февраль
Изготовление
картотеки на
развитие мелкой
работе с детьми
моторики.
Совместный подбор и
обновление информации в
родительском уголке.
ежемесячно
Формирование
качеств успешного
взаимодействия
наставляемого
педагога и
родителей.
3.Мониторинг.
1. Документация педагога.
май
2. Организация и
проведение НОД
(посещение и анализ
итогового занятия ).
апрель
3. Организация и
проведение режимных
моментов.
4.Итоговое анкетирование
наставляемого педагога .
май
Анализ
выполнения
персонализирован
ной программы
наставничества.
Планирование
работы на
следующий год.
4. Оформление РППС.
апрель
Пополнение
сюжетно - ролевой
игры
«Одень
куклу»(сезонная
одежда)
Отчет об итогах
наставничества.
май
5.Заключение.
Для повышения эффективности работы с молодым педагогом необходимо:
-Обоснованный
выбор
системы
методической
работы
на
основе
аналитической деятельности;
-Работа
на
основе
диагностики
педагогических
затруднений,
учета
творческой активности педагога;
-Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
-Оценка педагогического труда по результатам;
-Современное обеспечение методической литературой.
У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении
педагогических
знаний,
сформируется
гибкость
мышления,
умение
моделировать и прогнозировать воспитательно — образовательный процесс,
раскроется творческий потенциал.