Напоминание

"Роль дидактической игры в развитии связной речи детей"


Автор: Уельданова Гульнар Рашитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Росинка"
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль дидактической игры в развитии связной речи детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль дидактической игры в развитии связной речи детей

Уельданова Г.Р., воспитатель МАДОУ «Росинка»

Правильная речь - важное условие в развитии личности ребёнка.

Чем богаче у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в

познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и

взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Но речь ребёнка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с

его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим

развитием ребёнка.

Решить эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым

методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью,

а также средством всестороннего развития ребенка.

Дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе

которой обучаемые глубже и ярче постегают явления окружающей действительности и познают

мир вокруг себя.

Это значит специально подобранные игры в каждой возрастной группе.

Дидактические игры для детей 2–3 лет: «Цветные кубики» «Цветные парочки» «Бегите ко мне!

» «Разложи по коробочкам»

Дидактические игры для детей 3–4 лет: Что изменилось? Чудесный мешочек, Найди по

описанию, Кто в домике живет?

Дидактические игры для детей 4–5 лет: «Кто где живёт?»

«Кто как разговаривает?», «Один – много», «Животные и их детёныши»

Дидактические игры для детей 5–6 лет:

Игра с мячом «Воздух, земля, вода», Угадай, что в мешочке?

Когда это бывает? Четвертый лишний.

Дидактические игры для детей 6–7 лет: «ЧТО ЛИШНЕЕ?»

Дидактические игры руководствуются определенными правилами.

1. Необходимо вызвать интерес к игре у детей: создание сюрпризного момента, игровой

ситуации, через использование каких-либо сказочных героев. В ходе проведения дидактических

игр педагог должен сохранять игровое настроение у детей: интересный материал, шутки, смех,

тон воспитателя. Дети не должны ощущать на себе обучающего характера игры. Каждая игра

должна содержать элемент новизны.

2. Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический

материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактический

материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр.

Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, играми, аккуратно складывать

их по окончании деятельности. Особого внимания педагога требуют настольно-печатные игры,

из которых легко теряются фишки, кубики, карточки и другие атрибуты.

3. Руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактических задач

- познавательного содержания; в определении игровых задач и реализации через них

дидактических задач; в продумывании игровых действий и правил, в предвидении обучающих

результатов. Педагогу необходимо добиваться активности всех детей, особенно в коллективных

играх: каждый ребенок должен понять и принять дидактическую задачу

4. Педагог должен следить за выполнением игровых правил, исправлять ошибки детей,

напоминать о существовании правил, если ребята отклоняются от них. Следует заботиться о

постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение

игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком,

организовывать ситуации взаимообучения детей

5. Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в

режиме на занятия. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами

обучения,

определить

их

взаимосвязь

и

место

в

едином

педагогическом

процессе.

Дидактические игры иногда предшествуют занятиям; в таких случаях целью их является

привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с

занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать

применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на

занятиях материал.

6. Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к ее продолжению, создать

радостную перспективу. Обычно он говорит: «В следующий раз будем играть еще лучше» или:

«Новая игра будет еще интереснее». Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр

и создает новые - полезные и увлекательные.

Приемы обучения в дидактических играх: наглядные, словесные, практические.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при

усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности. В игре

развивается и формируется способность аргументировать свои утверждения, выводы.

Дидактическая игра широко используется и как средство нравственного воспитания. Многие

дидактические игры ставят перед детьми задачи: находить характерные признаки в предметах и

явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по

определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Дидактические игры развивают речь детей, в процессе игры ребенок получает возможность:

- обогащать и закреплять словарь;

- формировать грамматические категории;

- развивать связную речь;

- расширять знания об окружающем мире;

- развивать словесное творчество;

- развивать коммуникативные навыки.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же

время игра — основной вид деятельности детей. Игра помогает сделать любой учебный

материал увлекательным, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Специально подобранные игры дают возможность благоприятно воздействовать на все

компоненты речи.

Виды дидактических игр по развитию связной речи:

Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение

манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и

воображения.

«Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.

Словесные игры. Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а

также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.

«Доскажи словечко»

Эта речевая игра помогает ребенку:

чувствовать рифму,

развивать речь,

запоминать новые словоформы,

образные выражения,

развивать воображение,

речевое внимание,

накапливают лексикон,

улучшают чувство юмора.

Настольно-печатные. Используются как наглядное пособие направленные на развитие

зрительной памяти и внимания.

Игра «Подбери действие»

Причесывается пилит, моет, шьет, читает, пишет.

Обязательными атрибутами в игровом процессе являются обучающие и воспитывающие

задачи, четкие правила и точная последовательность действий. Игровые действия - основа

игры.

Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности

детей. Она позволяет закрепить знания и навыки детей, применить их на практике, приучает к

самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую

деятельность.

Дидактические игры для решения задач речевого развития, закрепляют и уточняют

словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний,

развивают объяснительную речь.

Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию

речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе

игровой деятельности — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Важно,

чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое

удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с

этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр,

обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.

Развитие речи – одна из важных задач педагогики: чем лучше развита связная речь, тем

успешнее ребенок обучается, так как он умеет формировать и формулировать мысли, умеет

использовать речь в качестве инструмента общения и воздействия на других людей.



В раздел образования