Автор: Аввакумова Светлана Валентиновна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП пгт Афанасьево
Населённый пункт: пгт Афанасьево, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: "Как преодолеть тревожность"
Раздел: среднее образование
Классный час «Как преодолеть тревожность»
Цель: Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного
поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.
Задачи:
1. Раскрыть понятие тревожность.
2. Формирование навыков самопознания и саморегуляции.
3. Способствовать овладению навыками позитивного мышления.
Оборудование и материалы: рабочий лист на каждого ученика, «калоши
счастья», высказывание Г.Селье на листе бумаги: «Стресс – это не то, что с
вами случилось, а то, как вы это воспринимаете».
Целевая группа: 5–7-е классы (младшие подростки)
Ход занятия
I. Организационный момент (приветствие, знакомство)
II. Сообщение темы и целей классного часа.
Классный час посвящен тому, что такое тревожность и как следует
преодолевать тревожные состояния.
Ⅲ
. Основная часть
Психолог: Ребята, как вы думаете, что такое тревожность?
Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или
чего-нибудь неизвестного.
– Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации,
когда вы тревожились.
Дети указывают ситуации, когда испытывали
напряжение. Групповое обсуждение: дети называют данные ситуации.
Психолог: Как мы убедились, люди
испытывают тревожность в разных
ситуациях.
В
большей
или
меньшей
мере
все
люди
испытывают
растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как
правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Наши
отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в
беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание
в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое
состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается
неприятными
ощущениями.
Человек
бледнеет,
краснеет,
его
пульс
учащается, иногда может возникнуть дрожь. С физиологической точки
зрения это объясняется просто. Когда мы сталкиваемся с любыми
трудностями, наш мозг получает сигналы об этом. Вырабатываются
гормоны, которые попадают в кровь и с ней переносятся ко всем внутренним
органам, меняя их режим работы. Учащается работа сердца, повышается
активность тех зон коры головного мозга, которые отвечают за внимание и
слаженную работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому
важно уметь преодолевать данное напряжение и помогать организму.
– А как помочь организму? Что можно сделать, чтобы не тревожиться?
Уверена, что у каждого из вас есть способ, который помогает ему в ситуации
тревоги.
Упражнение: «Скорая помощь»
место
люди
занятия
Психолог: В первый столбик напишите места, где вы были совершенно
спокойны,
расслаблены,
ощущали
гармонию
с
самим
собой
и
с
окружающими. Вспомните всё в мельчайших подробностях. Например, речь
может идти о путешествии на море, о походе в горы, об экскурсии. Во второй
столбик напишите людей, рядом с которыми вам хорошо, легко, комфортно.
Люди, которые могут выслушать, поддержать в трудную минуту. В третий
столбик предлагаю вам написать занятия, приносящие вам удовольствие. Вы
заполнили три столбика - это и есть ваши ресурсы, которые можно
использовать в качестве «скорой помощи» для преодоления напряжённого
состояния. Групповое обсуждение: дети называют свои ресурсы, психолог
предлагает свои варианты и заполняет таблицу на доске.
- Я предлагаю вам создать собственный блокнот, в который вы будете
записывать все ваши ресурсы. Это будет ваша скорая помощь в ситуациях
тревоги.
Упражнение «Калоши счастья»
Психолог: Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется
«Калоши счастья». У Ганса Христиана Андерсена есть сказка с таким
названием. Согласно этой сказке фее подарили на день рождения калоши
счастья, которые она решила отдать людям, чтобы они помогли им стать
счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым
счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог
перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти
калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам
различные ситуации, а ваша задача состоит в том, чтобы надев эти калоши
найти в ситуации, предложенной вам позитивные стороны. Другими
словами, посмотреть на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста».
Участники игры надев «калоши счастья», отвечают на предложенную
ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный
ответ, остальные участники игры, психолог помогают, предлагая свои
варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный
настрой.
(заранее нарезанные бумажки с описанием ситуации)
- Вы забыли выучить урок (в следующий раз буду записывать в
дневник все задания).
- Родители дали мало денег на карманные расходы (меньше съем
вредной пищи: чипсов, сухариков и др.).
- По дороге в школу порвалась обувь (можно вернуться домой и не
ходить на один урок).
- Ты сделал глупую ошибку на уроке и все смеялись (зато развеселил
всех; в следующий раз выучу подробно).
- Не хватает денег на желанную покупку (научусь экономить).
-Родители отобрали телефон (больше времени на уроки, можно сходить
в гости).
- Получил два по предмету (теперь точно все выучу).
- Вызвали в школу родителей (я точно не буду больше так делать)
Групповое обсуждение: с какими трудностями столкнулись? Какие чувства
испытали?
Очень часто ежедневно мы сталкиваемся с подобными ситуациями,
которые могут омрачать наш день. Я хочу пожелать, чтобы в следующий раз,
если с вами случилась какая-то неприятная ситуация, вспомните эту сказку и
это упражнение и обуйтесь мысленно в калоши счастья.
. Рефлексия.
Ⅳ
Признанный
специалист
по
стрессам
Ганс
Селье
считает,
что
небольшая доза стресса прибавляет нам жизненных сил и оттачивает навык
справляться с неприятными ситуациями. «Стресс – это не то, что с вами
случилось, а то, как вы это воспринимаете» (высказывание вывешивается на
доску) Поэтому воспринимать стресс надо позитивно.