Напоминание

Здоровый образ жизни (ЗОЖ)


Автор: Специанова Елена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №445
Населённый пункт: г. Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: Система оздоровительной работы в группе «Фантазёры» (из опыта работы)
Тема: Здоровый образ жизни (ЗОЖ)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Система оздоровительной работы в группе «Фантазёры»

Специанова Е.А. воспитатель 1 квалификационной категории.

(из опыта работы)

Одной из главных задач ДОУ, в соответствии с ФГОС, является

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том

числе их эмоционального благополучия.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа

формирования личности.

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду имеет большое

значение,

как

для

укрепления

здоровья,

так

и

для

формирования

двигательных умений и навыков, являющихся значимыми компонентами в

познавательном и эмоциональном развитии воспитанников.

Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду

- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком

дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,

всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с

возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к

жизни в современном обществе.

В

нашем

детском

саду

разработана

и

реализуется

система

мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм

физкультурно-оздоровительной

деятельности:

утренняя

гимнастика,

гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, разнообразные подвижные

игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в спортивном зале

и на улице, соревнования, спортивные праздники, развлечения, эстафеты,

малые Олимпийские игры, физминутки, пальчиковые игры.

Здоровье – главная ценность жизни, важная предпосылка к развитию силы

воли, природных способностей. формированию характера. Без здоровья

невозможно сделать жизнь человека полноценной. Растить и воспитывать

здорового

ребенка

легче.

У

здоровых

детей

быстрее

формируются

необходимые

навыки

и

умения.

Ребенок

адекватно

воспринимает

предъявляемые к нему требования, лучше адаптируется к смене условий.

Физкультурно-оздоровительная

работа в

условиях

детского

сада

является эффективным средством снижения заболеваемости и укрепления

здоровья детей.

Всю работу с детьми я провожу в комплексе, на каждом занятии

обязательно помню о физическом здоровье.

Особое внимание в группе уделяю гимнастике после дневного сна.

Гимнастика после сна– это комплекс оздоровительных мероприятий.

Гимнастика пробуждения необходима для обеспечения постепенного

перехода детей ото сна к бодрствованию, т. е. помогает организму

проснуться,

поднимает

мышечный

тонус,

улучшает

настроение.

Подготавливает детей к активной деятельности.

Систематическое проведение утренней гимнастики и гимнастики после

дневного сна способствует становлению и укреплению физического здоровья

детей.

Пробуждение

детей после

дневного сна

происходит

постепенно.

Сразу после пробуждения у ребёнка снижена работоспособность, скорость

реакций.

Заторможенное

состояние

может

сохраняться

в

течение

продолжительного времени. Это зависит от индивидуальных особенностей

организма детей.

В результате правильного выполнения упражнений комплекса гимнастики

после сна исчезает чувство вялости, сонливости, слабости, улучшается

настроение

ребёнка,

повышается, работоспособность,

физическая

активность.

Так

же

в

комплекс гимнастики

после

дневного сна

целесообразно

включать элементы закаливания, которые не имеют противопоказаний или

ограничений. Их можно сочетать с такими оздоровительными процедурами

как дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой нарушения осанки,

плоскостопия, упражнения для глаз, пальчиковой гимнастикой, самомассажа

и т. д.

Дневной сон нужен ребенку для физического и интеллектуального

развития. Для того чтобы ребенок проснулся в хорошем настроении, и

следующая

половина

дня

прошла

результативно,

необходима

бодрящая гимнастика.

Основная цель гимнастики после дневного сна – сохранение и укрепление

здоровья детей. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

устранить вялость, сонливость, заторможенность после дневного сна;

увеличить тонус нервной системы;

усилить работу основных систем организма;

профилактика нарушения осанки;

профилактика плоскостопия;

профилактика простудных заболеваний.

Решение

этих

задач

позволяет

повысить

умственную

и

физическую работоспособность детского организма и подготовить его к

восприятию физических и психических нагрузок.

Изучая литературу по данной теме, можно выделить следующие

части гимнастики после дневного сна:

упражнения в постели - разминка;

выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика)

ходьба по массажным коврикам;

самомассаж массажными мячиками и перчатками.

В своей работе, я использую здоровьесберегающие технологии:

1 часть – гимнастика в кроватках – это комплекс упражнений направлен

на постепенное пробуждение детей. Упражнения проводятся под спокойную,

мелодичную

музыку

с

проснувшимися

детьми,

остальные

детки

присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает

потягивание, имитацию умывания личика, поочередное и одновременное

поднимание и опускание рук и ног, поглаживание рук и ног, животика,

разогревание ручек. Затем, сидя в кроватках, можно сделать самомассаж

лица и рук, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п.

Длительность гимнастики в постели — около 2-З минут. В первой части

применяю нестандартное оборудование, изготовленное руками родителей –

перчатки с пуговицами, бусинами для самомассажа.

2 часть – корригирующие упражнения, закаливающие процедуры. Эта

часть гимнастики проводится с применением массажных ковриков, дорожки

здоровья.

Корригирующие

упражнения

направлены

на

профилактику

плоскостопия и сколиоза, упражнение детей в основных движениях.

3

часть

заключительная

– гимнастики

игрового

характера,

с

использованием

3-6

имитационных

упражнений.

Здесь

используются

знакомые детям персонажи, которые являются образцом для подражания

движениям птиц, животных, растений и дети создают различные образы.

В заключении проводится дыхательная гимнастика.

Проведение гимнастики после дневного сна в игровой форме позволяет

создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес

к оздоровительным

процедурам.

Все

упражнения

проводятся

без

принуждения, в свободном темпе. Каждый ребенок выполняет упражнения в

том объеме, который ему доступен.

Длительность гимнастики после

сна

составляет

7-12

минут.

Это

определяется возрастом детей, состоянием здоровья.

В течение года стараюсь использовать разные комплексы гимнастики

после сна.

Результаты работы по теме убеждают в правильности и действенности,

выбранных мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы

в группе. С помощью изученного мною материала, я подобрала картотеку

комплексов гимнастики после дневного сна, дыхательных упражнений.

Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастики, является

хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики

ОРВИ, обеспечения высокой умственной и физической работоспособности в

течение второй половины дня, увеличения общего уровня двигательной

активности

ребенка,

снижения

неблагоприятных

последствий

малоподвижного образа жизни.

Я считаю, что в своей работе иду по правильному пути и надеюсь, что в

нашей группе растут здоровые счастливые дети.



В раздел образования