Автор: Специанова Елена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №445
Населённый пункт: г. Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: Система оздоровительной работы в группе «Фантазёры» (из опыта работы)
Тема: Здоровый образ жизни (ЗОЖ)
Раздел: дошкольное образование
Система оздоровительной работы в группе «Фантазёры»
Специанова Е.А. воспитатель 1 квалификационной категории.
(из опыта работы)
Одной из главных задач ДОУ, в соответствии с ФГОС, является
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа
формирования личности.
Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду имеет большое
значение,
как
для
укрепления
здоровья,
так
и
для
формирования
двигательных умений и навыков, являющихся значимыми компонентами в
познавательном и эмоциональном развитии воспитанников.
Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком
дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к
жизни в современном обществе.
В
нашем
детском
саду
разработана
и
реализуется
система
мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм
физкультурно-оздоровительной
деятельности:
утренняя
гимнастика,
гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, разнообразные подвижные
игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в спортивном зале
и на улице, соревнования, спортивные праздники, развлечения, эстафеты,
малые Олимпийские игры, физминутки, пальчиковые игры.
Здоровье – главная ценность жизни, важная предпосылка к развитию силы
воли, природных способностей. формированию характера. Без здоровья
невозможно сделать жизнь человека полноценной. Растить и воспитывать
здорового
ребенка
легче.
У
здоровых
детей
быстрее
формируются
необходимые
навыки
и
умения.
Ребенок
адекватно
воспринимает
предъявляемые к нему требования, лучше адаптируется к смене условий.
Физкультурно-оздоровительная
работа в
условиях
детского
сада
является эффективным средством снижения заболеваемости и укрепления
здоровья детей.
Всю работу с детьми я провожу в комплексе, на каждом занятии
обязательно помню о физическом здоровье.
Особое внимание в группе уделяю гимнастике после дневного сна.
Гимнастика после сна– это комплекс оздоровительных мероприятий.
Гимнастика пробуждения необходима для обеспечения постепенного
перехода детей ото сна к бодрствованию, т. е. помогает организму
проснуться,
поднимает
мышечный
тонус,
улучшает
настроение.
Подготавливает детей к активной деятельности.
Систематическое проведение утренней гимнастики и гимнастики после
дневного сна способствует становлению и укреплению физического здоровья
детей.
Пробуждение
детей после
дневного сна
происходит
постепенно.
Сразу после пробуждения у ребёнка снижена работоспособность, скорость
реакций.
Заторможенное
состояние
может
сохраняться
в
течение
продолжительного времени. Это зависит от индивидуальных особенностей
организма детей.
В результате правильного выполнения упражнений комплекса гимнастики
после сна исчезает чувство вялости, сонливости, слабости, улучшается
настроение
ребёнка,
повышается, работоспособность,
физическая
активность.
Так
же
в
комплекс гимнастики
после
дневного сна
целесообразно
включать элементы закаливания, которые не имеют противопоказаний или
ограничений. Их можно сочетать с такими оздоровительными процедурами
как дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой нарушения осанки,
плоскостопия, упражнения для глаз, пальчиковой гимнастикой, самомассажа
и т. д.
Дневной сон нужен ребенку для физического и интеллектуального
развития. Для того чтобы ребенок проснулся в хорошем настроении, и
следующая
половина
дня
прошла
результативно,
необходима
бодрящая гимнастика.
Основная цель гимнастики после дневного сна – сохранение и укрепление
здоровья детей. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
устранить вялость, сонливость, заторможенность после дневного сна;
увеличить тонус нервной системы;
усилить работу основных систем организма;
профилактика нарушения осанки;
профилактика плоскостопия;
профилактика простудных заболеваний.
Решение
этих
задач
позволяет
повысить
умственную
и
физическую работоспособность детского организма и подготовить его к
восприятию физических и психических нагрузок.
Изучая литературу по данной теме, можно выделить следующие
части гимнастики после дневного сна:
упражнения в постели - разминка;
выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика)
ходьба по массажным коврикам;
самомассаж массажными мячиками и перчатками.
В своей работе, я использую здоровьесберегающие технологии:
1 часть – гимнастика в кроватках – это комплекс упражнений направлен
на постепенное пробуждение детей. Упражнения проводятся под спокойную,
мелодичную
музыку
с
проснувшимися
детьми,
остальные
детки
присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает
потягивание, имитацию умывания личика, поочередное и одновременное
поднимание и опускание рук и ног, поглаживание рук и ног, животика,
разогревание ручек. Затем, сидя в кроватках, можно сделать самомассаж
лица и рук, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п.
Длительность гимнастики в постели — около 2-З минут. В первой части
применяю нестандартное оборудование, изготовленное руками родителей –
перчатки с пуговицами, бусинами для самомассажа.
2 часть – корригирующие упражнения, закаливающие процедуры. Эта
часть гимнастики проводится с применением массажных ковриков, дорожки
здоровья.
Корригирующие
упражнения
направлены
на
профилактику
плоскостопия и сколиоза, упражнение детей в основных движениях.
3
часть
–
заключительная
– гимнастики
игрового
характера,
с
использованием
3-6
имитационных
упражнений.
Здесь
используются
знакомые детям персонажи, которые являются образцом для подражания
движениям птиц, животных, растений и дети создают различные образы.
В заключении проводится дыхательная гимнастика.
Проведение гимнастики после дневного сна в игровой форме позволяет
создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес
к оздоровительным
процедурам.
Все
упражнения
проводятся
без
принуждения, в свободном темпе. Каждый ребенок выполняет упражнения в
том объеме, который ему доступен.
Длительность гимнастики после
сна
составляет
7-12
минут.
Это
определяется возрастом детей, состоянием здоровья.
В течение года стараюсь использовать разные комплексы гимнастики
после сна.
Результаты работы по теме убеждают в правильности и действенности,
выбранных мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы
в группе. С помощью изученного мною материала, я подобрала картотеку
комплексов гимнастики после дневного сна, дыхательных упражнений.
Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастики, является
хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики
ОРВИ, обеспечения высокой умственной и физической работоспособности в
течение второй половины дня, увеличения общего уровня двигательной
активности
ребенка,
снижения
неблагоприятных
последствий
малоподвижного образа жизни.
Я считаю, что в своей работе иду по правильному пути и надеюсь, что в
нашей группе растут здоровые счастливые дети.