Автор: Межевич Олеся Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Сосновский детский сад комбинированного вида "Звёздочка"
Населённый пункт: Кемеровская область-Кузбасс, Гурьевский муниципальный округ, п. Сосновка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Занятие по развитию речи во второй младшей группе: Тема: «Зайчата в гости к нам пришли»
Раздел: дошкольное образование
Занятие по развитию речи во второй младшей группе: Тема: «Зайчата в
гости к нам пришли»
Тип: развивающее
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-
исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цель занятия: развитие устной речи детей.
Задачи: формирование умений вслушиваться в звучание слов, произносить
попевочку не спеша, проговаривая каждое слово; протяжно произносить
слова, с выделением в нем заданных звуков; разучивать сходные по
звучанию слова; произносить с разной интонацией (ласково, приветливо,
грустно). Активизация и обогащение словаря детей по теме занятия.
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, друг к другу.
Словарная работа: Обогащение: выучить попевочку.
Активизация: зайчишка-шалунишка, трусишка, хвостишка, зимушка-зима,
зайчиха-мама, зайка-заинька, маленький, хорошенький, цветом серый, зимой
белый (загадка).
Наглядный материал: Игрушки снеговика, зайчат, письмо, предметные
картинки .
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то увидела в
нашей группе неожиданных гостей. Вы хотели бы узнать кто это? В этом вам
поможет моя загадка:
Комочек пуха
Длинное ухо
Прыгает ловко
Любит морковку (заяц)
- И сегодня у нас в гостях не один заяц, а много зайчат. Вот они (выношу их в
корзиночке. Предлагаю зайчатам выйти из корзиночки).
Воспитатель: А ну зайчишки- шалунишки выпрыгивайте-ка дружно все.
Зайчата: Нет, мы никого не знаем, боимся, а вдруг нас кто-нибудь обидит?
Пусть малышки нам о себе расскажут.
- (Дети рассказывают: любим петь, рисовать, лепить, гулять и т.д.)
- Зайчата: Мы хотим, чтобы дети назвали нас ласковыми словами.
(Дети называют: зайчонок, заинька, зайчишка, заюшка).
Воспитатель: Ну, как зайчата, вам приятно слышать эти слова?
- Дети, а почему зайчатам приятно? (слова звучат ласково). Давайте еще раз
повторим эти ласковые слова.
Воспитатель: Дети, а сейчас я произнесу слова про зайчат, а вы внимательно
слушайте, как они звучат:
Зайчишка- хвастунишка
Зайчишка – трусишка
Зайчишка- шалунишка
Зайчишка- братишка
- Давайте повторим их.
- А еще, зайчишки-трусишки, наши дети знают о вас стихи: (предлагаю
прочесть стихотворения).
- А еще я хочу познакомить вас с попевочкой, послушайте ее.
- Знакомлю детей с попевочкой:
«Уж ты зимушка-зима,
Закружила, замела
Все дорожки, все пути
Негде заиньке пройти.»
Воспитатель: Почему негде заиньке пройти? (Зимушка-зима, закружила,
замела все дорожки, все пути).
- Предлагаю вместе с детьми повторить попевку.
- Да трудно зимой нашему заиньке. В лесу снег глубокий зимой, корм под
снегом спрятан. Вот и приходится зайчишке-братишке кору у деревьев
грызть. А что больше всего любят кушать зайчата? (морковку).
- Давайте вместе повторим это слово протяжно, выделяя звук (р).
- А вы знаете, ребята, что зайцы два раза в год меняют свои шубки. Летом
они бывают серые – им легче спрятаться от врага прижавшись к земле или
спрятавшись в кустик. А зимой они надевают белую шубку. Знаете почему?
(Потому что снег белый). Даже есть такая загадка: «Летом серый, зимой
белый.»
Воспитатель: Ну, что зайчишки-шалунишки, вот сейчас-то вы выйдите из
корзиночки.
Зайчата: Конечно, выйдем, только пусть малышки, позовут к себе добрыми,
ласковыми словами, как это делает наша мамочка.
Пример: Иди ко мне заинька, иди ко мне хорошенький. Иди ко мне заинька,
иди ко мне маленький.
После того как зайчата будут разобраны, предлагаю вопрос: Почему зайчата
у нас все разодетые? (Потому что они живут в сказках).
- Назовите-ка мне сказки, в которых живут зайчата? («Теремок», «Колобок»,
«Лиса и заяц», «Коза-дереза»).
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Найди меня», при этом выбираем
главного зайца при помощи считалочки:
«Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайчик погулять
Вдруг охотник выбегает
Прямо в зайчика стреляет
Пиф, паф не попал
Белый зайчик ускакал»
- Проводится игра.
- В конце игры стук в дверь.
- Кто там стучится в дверь?
- Открываю дверь, заношу снеговика.
- Ой, кто это? (снеговик)
- А почему его так называют? (Он из снега).
Снеговик: В нашем сказочном лесу случилась беда. Зайчиха-мама потеряла
своих зайчат. Они были такие веселые, дружные. Без них в нашем сказочном
лесу стало грустно и скучно. Тогда сказочные жители нашего леса вылепили
меня из снега и отправили на поиски зайчат. Проходя мимо вашего детского
сада, я услышал веселье, смех и решил узнать, не наши ли зайчата тут
разыгрались?
Воспитатель: А как выглядят ваши зайчата?
Снеговик: У меня есть письмо от зайчихи-мамы, в нем написаны приметы
зайчат.
- Достаю письмо и читаю приметы:
1. Мой сынок носит полосатые штанишки, и любит грызть морковку.
2. У меня есть дочка, у нее розовое платье.
3. Другой сынок любит собирать грибы и в лапках держит корзинку.
4. Другой сынок любит плясать и в лапках у него платочек.
- Предлагаю детям в своих зайчатах найти описываемые приметы и
повторить их.
- Снеговик рад, что зайчата нашлись. Он передаст зайчихе-маме, где их
найти.
- Снеговик хочет мне что-то сказать. Что?
- Он говорит, что ему очень у нас нравится. Но у нас очень тепло и
снеговичок начал таять.
- Да несчастье-то, какое. Как можно помочь снеговику? (ответы детей)
- Давайте прощаться со снеговиком и отправим его на улицу.
- А сейчас я предлагаю вам пройти за столы (на столах у каждого ребенка
картинка).
- У вас на столах лежат карточки и сейчас они превратятся в живые слова, мы
будем делить их на слоги. Как мы делим слова? (хлопаем и считаем).
- Ребенок показывает карточку, называет слово, все хлопают и считают,
сколько слогов в слове. (ножницы, карандаши, альбом, тетрадь, пенал,
краски).
- Давайте произнесем вместе слово хорошо, посчитаем, сколько слогов в
слове.
- Последнее слово молодцы.
- Молодцы, вы сегодня очень хорошо работали.
- Я очень рада. Давайте все вместе похлопаем.