Напоминание

Комплексное занятие с детьми средней группы детского сада по развитию речи и ознакомлению с природой на тему "Осень"


Автор: Смирнова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Сосновский детский сад комбинированного вида "Звездочка2
Населённый пункт: п. Сосновка
Наименование материала: ннод "Осень"
Тема: Комплексное занятие с детьми средней группы детского сада по развитию речи и ознакомлению с природой на тему "Осень"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Комплексное занятие с детьми средней группы детского сада по развитию речи и

ознакомлению с природой на тему "Осень"

Смирнова Татьяна Сергеевна воспитатель

Разделы: Работа с

дошкольниками

Программное содержание: Обобщить представления детей об осени: назвать приметы

осени, знание осенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять

лексику разнообразием слов-определений. По мимике распознавать настроение,

соотносить с явлениями природы осенью. Развивать интерес к театрализованным играм.

Работа по картине.

Задачи:

Развивающие:

1.

Расширение лексического запаса по теме “Осень”.

2.

Развитие умения подбирать действия и признаки.

3.

Развитие связной речи.

4.

Развитие общей моторики.

5.

Развитие артикуляционной моторики и мимических движения лица.

6.

Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.

7.

Развитие словесно-логического мышления.

Воспитательные:

1.

Воспитание бережного отношения, любви к природе.

2.

Формирование умения работать в коллективе.

Активизация словаря: Осень, осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь; приметы

осени: становится холоднее, пролетает снег, деревья готовятся к зиме, засыхают цветы;

солнце, иней, заморозки, листопад, птицы.

Подготовительная работа: Чтение стихотворений и рассказов об осени; рассматривание

иллюстраций по теме; разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр; работа над

театрализованной сказкой “Как колобок осень встречал”.

Оборудование: картина “осень”,. Магнитофон, кастета с релаксационной музыкой,

костюмы зверей: заяц, волк, медведь, лиса, колобок и зонтик;

План комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с природой на тему

“осень”:

1. Организационный момент. (2 минуты)

- введение в тему занятия “Осень”;

- антонимы зима-лето (развитие умения подбирать антонимы).

2. Работа по картинке, развитие связной речи. Актуализация лексики по теме “осень”. (7

минут)

- рассматривание картинки и ответы детей на вопросы воспитателя;

- развитие умения обозначать качества, свойства изображённых на картинке предметов с

помощью прилагательных, формирование грамматического строя речи;

Упражнение “Ветерок” на развитие речевого дыхания;

- упражнение на воспитание звуковой культуры речи, отрабатывание правильного

произношения парных звуков “Ш-Ж”.

3. Физкультминутка “дует ветер нам в лицо”. (2 минуты)

- развитие общей моторики;

- снятие психофизических зажимов.

4.Сказка “ Как колобок осень встречал”. Развитие интереса к театрализованным играм,

развитие связной речи. (7 минут)

- развитие связной речи;

Обогащение через речь чувственного опыта воспитанников, пополнение лексики

разнообразием слов-определений.

- распознование по мимике настроения;

- развитие интереса к театрализованному действию.

5. Завершение занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала. (1 минута)

- Осень, осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь; приметы осени: становится

холоднее, пролетает снег, деревья готовятся к зиме, засыхают цветы; солнце, иней,

заморозки, листопад, птицы.

6. Игра “ Листопад, листопад ”. (2 минуты)

- развитие умения декламировать стихи хором;

- развитие умения действовать по команде;

-сплочение детского коллектива.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Ребята, все сели на свои места, начинается занятие.

- Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? (Дети

смотрят в окно)

- ОСЕНЬ

- А какие осенние месяцы вы знаете?

- сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Как много вы знаете об осени!

- Ребята, а осень с летом не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)

- Давайте проверим.

Лето ушло, а осень - …- пришла.

Лето жаркое, а осень - …- прохладная.

Летом солнце греет, а осенью - …- уже нет.

Летом снега не бывает, а осенью - … - пролетает.

Летом носят шорты и майки, а осенью - … - куртки и брюки.

- Всё правильно ответили, молодцы.

2. Работа по картине, развитие связной речи. Актуализация лексики по теме

“осень”.

- Ребята, очень внимательно посмотрите на картину.

- А теперь ответьте на мои вопросы:

- Какое время года изображено на картине? - Осень.

- Как вы догадались? По каким признакам? - Ярко светит солнышко. Небо серое. Деревья

уже без листьев. Опадают листья. Травка желтеет. Замерзли и засохли цветочки.

- Солнышко какое? - яркое, ласковое, доброе, тёплое.

- А травка какая? - желтая, жесткая, маленькая.

Прислушайтесь, по осенней травке гуляет ветерок. Он ещё очень слабенький.

Давайте поможем ветерку. Дети дуют на ладошку (развитие речевого дыхания).

- Как шумит ветерок? - Ш-Ш-Ш

- А в травке зашевелились последние жучки. Как жучки жужжат? – Ж-Ж-Ж

3. Физкультминутка “Солнечные цветочки”.

А сейчас, ребята, мы с вами сами превратимся в солнечные цветочки (включается

аудиозапись приятной музыки).

Мы сидим в земле, как семечки (дети присели).

Поднимаемся к солнышку, вверх, как ростки (дети встают и тянутся на носочках вверх).

Распускаем, как цветочки (дети разводят руки в стороны).

Молодцы, ребята, какие замечательные солнечные цветочки расцвели в нашей группе.

Посмотрели друг на друга и улыбнулись.

4.Сказка “Как колобок весну встречал”. Развитие интереса к театрализованным

играм, развитие связной речи.

- Дети, вы все знаете сказку “Колобок”? – Да.

- А сейчас мы разыграем сказку про колобка на осенний лад. А называется она “Как

колобок осень встречал”. (Дети, участвующие в постановке одевают костюмы)

Инсценировка по сказке “ КАК КОЛОБОК ОСЕНЬ ВСТРЕЧАЛ”

Бабушка: Ой, а это что такое?

Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь ОСЕНЬ в гости? Как здорово, будет весёлый

праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу ОСЕНИ.

Бабушка (обращаясь к детям): Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-

катится, а навстречу ему Заяц.

Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)

Я весёлый Колобок,

У меня румяный бок,

А качусь я по дорожке

осень яркую встречать

Будет мы тогда все дружно

Песни петь и танцевать

Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку-отпущу подобру-

поздорову.

Колобок (обращаясь к ребятам): Ребята, вы мне поможете?

Дети: Да!

Бабушка:

Ну, слушайте загадку от зайца:

тали дни уже короче,

И длиннее стали ночи,

Птицы тянутся на юг,

Пожелтели лес и луг.

(Ответ: осень)

Заяц: Верно! Ладно, колобок, дальше ступай и осени привет от меня передавай!

Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Волк.

Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой

голодный…

Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)

Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку - оставлю в покое.

Бабушка: Слушайте загадку от Волка:

Кто за августом приходит,

Лето красное проводит,

Бабье лето зазывает,

В школу деток отправляет? Ответ:сентябрь

Волк: Правильно. Хорошо, беги дальше, да осени привет от меня передавай!

Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Медведь.

Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?

Поёт ещё раз песенку.

Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый .Отгадаешь загадку мою -

отпущу.

Бабушка: Загадка от медведя:

**Все мрачней лицо природы: почернели огороды,

Оголяются леса, молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

Дети: Октябрь!_

Медведь (удивлённо): Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Осени привет передавай!

Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-

катится, а навстречу ему Лиса.

Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!

Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная,

много премудростей знаешь! Давай так: не отгадаю твою загадку - съешь меня, а отгадаю

- отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?

Лиса: Ладно, попробуй отгадать.

Бабушка: Загадка от лисы:

Пришла без красок

И без кисти,

И перекрасила все листья.

Колобок (задумчиво):

Дети, помогите мне ещё раз!

Дети: осень!

Лиса: Верно, осень Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону

тебя. Привет осени передавай! (Лиса убегает)

Воспитатель: Ну, что, колобок, нашёл осень? А ведь осень-то уже наступила. осень

пришла!!! Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!!! (Поклон артистов)

5. Завершение занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала.

- Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?

- Об осени.

- Какие осенние месяцы вы знаете?

- сентябрь, октябрь, ноябрь

- Какие признаки осени вы знаете?

- осенью становится прохладнее, солнце меньше нагревает землю, засыхают цветы и

трава, пролетает снег, улетают птицы в тёплые страны.

- Молодцы, все сегодня хорошо поработали.

6. Игра “ Листопад, листопад ”

Листопад, листопад. (Дети идут в хороводе)

Ветер дул семь дней подряд.

Листопад, листопад. (Меняют направление движения)

Голым стал осенний сад.

Под осенним под дождем (Машут воображаемой метлой, сметают воображаемые листья

в центр круга)

Листья в кучу мы сметем.

Ой-да, ой-да, листья в кучу мы сметем.

Листопад, листопад. (Идут в хороводе)

На пеньке семья опят. (Приседают)

Листопад, листопад. (Меняют направление движения)

Под листочками стоят. (Приседают)

Под осенним под дождем (Вновь меняют направление движения)

За опятами идем.

Ой-да, ой-да, за опятами идем.

Листопад, листопад. (Идут в хороводе)

В травке жёлуди блестят. (Останавливаются, выполняют наклон)

Листопад, листопад. (Меняют направление движения)

Стать дубочками хотят. (Останавливаются тянутся вверх)

Под осенним под дождем

Желудей себе найдем. (Вновь меняют направление движения)

Ой-да, ой-да, желудей себе найдем.

Листопад, листопад. (Бегут по кругу, взмахивая воображаемыми крыльями)

Журавли на юг летят.

Листопад, листопад.

И курлычут, и кричат. (Меняют направление движения)

Под осенним под дождем (Идут в хороводе)

В детский сад к себе идем.

Ой-да, ой-да, в детский сад к себе идем.



В раздел образования