Автор: Каляева Марина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 70"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
воспитателя МАДОУ «Детский сад № 70»
Автозаводского района г. Нижнего Новгорода
Каляевой Марины Михайловна
ТЕМА:«Формирование элементарных математических представлений у детей
старшего дошкольного возраста (6-7лет) через дидактические игры»
«Величайшее искусство
уметь превращать для детей в игру все,
что они должны делать или выучить»
Джон Локк
Научно – исследовательские условия:
Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец ,Б.Г. Ананьева, А.А. Люблинская,
Т.А. Мусейибова, Л.А. Венгер, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, Э.Я. Степаненкова, Т.А.Павлова, И.М. Сеченов,
Е.И Тихеева. Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. В. Знаменской, Н.Ф. Талызиной, И. С. Якиманской
Методические условия:
-ФГОС ДО (п.2.6. Образовательная область «Познавательное развитие» )
-Помораева И.А.«Формирование элементарных математических представлений». старшая группа;
-Методическое пособие Детского сада №4 «Алые паруса» г. Нижнего Новгорода, Автозаводского района, Занимательные лабиринты. Готовимся к школе;
-Михайлова З.А., Полякова М.Н., Непомнящая Р.Л., Вербенец А.М. Математическое развитие дошкольников. – СПб.: Акцидент, 1998.
-От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
-Развивающие математические игры - занятия в ДОУ/ Автор- составитель Л.П. Стасова.- Воронеж, 2008
Организационно – педагогические условия:
обмен опытом с коллегами на РМО;
публикации на персональном сайте и обмен опытом в профессиональных педагогических интернет- сообществах, публикации в электронном журнале;
участие в интернет - конкурсах.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что научно- методические издания, исследования
рассматривают формирование математических представлений у дошкольников с использованием дидактических
игр не полностью учитывая современные требования.
Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической
подготовке детей в детском саду.
В соответствии с выше изложенным были выявлены противоречия между необходимостью формирования
математических представлений у детей дошкольного возраста и недостаточной методической разработанностью
и структурированностью данного вопроса в соответствии с новыми требованиями.
Актуальность данной работы заключается: что в работе предлагается разработка системы работы по
формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через
использование дидактических игр в соответствии с современными требованиями.
Л. Б. Баряева считала, что математическое развитие является важным компонентом формирования «картины
мира» ребенка, так как оно включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве,
величине, форме, количестве, времени их отношениях и свойствах, необходимых для формирования у ребенка
«научных»
и
«житейских»
понятий
Н.
Соловьева заключила,
что максимальный эффект
в реализации возможностей ребенка дошкольника
достигается лишь в том случае,
если обучение проводится в форме дидактических игр,
непосредственных
наблюдений и предметных занятий,
различных видов практической деятельности,
но никак не
в виде
традиционного занятия.
По словам Л.С.
Выготского: «…научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком,
не берутся
памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной
мысли».
В.А.
Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир,
раскрываются творческие способности
личности.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое
окно,
через
которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений,
понятий об
окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛИЧНОГО ВКЛАДА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшего
дошкольного возраста (6-7 лет) через дидактические игры.
Задачи:
Формировать первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: количестве,
числе, величине, форме, пространстве и времени;
Развивать логическое мышление;
Воспитывать интерес к дидактическим играм;
Создать РППС, способствующую формированию элементарных математических представлений;
Вовлекать родителей в педагогическое пространство, укрепление заинтересованности в сотрудничестве
с детским садом.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предполагаем, что использование дидактических игр в образовательном процессе способствуют
повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у
дошкольников
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
1 этап подготовительный - изучение методической литературы; педагогическая
диагностика детей; анкетирование родителей, обогащение развивающей предметно-
пространственной среды по познавательному развитию; разработка перспективного
планирования.
2 этап практический -
реализация плана работы с детьми,
родителями, педагогами и социумом.
3 этап заключительный - рефлексия, итоговая
педагогическая диагностика.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОГО
ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Этапы реализации
Обогащение РППС
(альбомы,
фотоальбомы,
брошюры,
дидактические игры,
лэпбуки)
Работа с детьми
(Чтение литературы,
просмотр
мультимедийных
презентаций,
наблюдения, беседы,
развлечения,
дидактические игры и
упражнения)
Взаимодействие
с родителями
(Родительское
собрание,
анкетирование,
мастер-классы,
развлечения)
Взаимодействие
с социальными
партнерами
(досуги, развлечения с
педагогами
с педагогами
ООО СЦ «Ступеньки»)
2 ЭТАП -ПРАКТИЧЕСКИЙ
Направления работы
Формы организации работы с детьми
Совместная
партнерская
деятельность
воспитателя с детьми
Самостоятельная
деятельность
Индивидуальная
работа
Развитие представлений о множестве
Дидактические игры: «Составь множество»,
«Составь пары», «Два множества»
Совершенствование навыков количественного
и порядкового счета в пределах 20
Дидактические игры: «Кто знает – пусть дальше считает»,
«Назови соседей», «Сосчитай по-разному»,
«Веселый счет», «Угадай-ка», «Кто быстрее посчитает»,
«Помоги числам найти свое место», «По порядку становись»
Закреплений знаний о цифрах от 0 до 9
Дидактические игры: «Путаница», «Какой цифры не стало?», «Исправь ошибку»,
«Набери номер телефона»
Совершенствование представлений о понимании отношений между числами натурального ряда
Дидактические игры: «Назови соседей», «Назови число больше (меньше) на 1»
Формирование представлений о количестве и счёте
Формирование представлений величине
Закрепление счетных действий по заданной мере
Дидактические игры: «Считай по-разному»,
«Угадай, сколько всего», «Сколько пар?»
Закрепление умения делить предмет на 2-8 равных частей
Дидактические игры: «День рождения»,
«Раздели на всех», «Найди целое и его части»
Формирование элементарных измерительных умений
Дидактические игры: «Линии вряд», «Расставь мебель»,
«Повара», «Аптека», «Что для кого?»
Формирование представлений форме/геометрических фигурах
Закрепление представлений о знакомых геометрических фигурах, их свойствах
Дидактические игры: «Геометрическое домино»,
«Угадай, что спрятано», «Найди по описанию»,
«Найди на ощупь»
Упражнения в умении моделировать геометрические фигуры
Дидактические игры: «Составь фигуру»,
«Чудесные превращения», «Отгадай загадку и нарисуй»
«Составь узор»
Развитие умения анализировать форму предметов и их частей
Дидактические игры: «На что похоже?», «Из каких фигур состоит?», «Волшебные
картинки», «Дорисуй предмет», «Волшебный круг»
1. Формирование умения ориентироваться на листе бумаги
Д/И «Тачки»
Цель: Изучение клеточного пространства.
Вариант1. Машина стоит в центральном
квадрате, она поехала в правый верхний
квадрат, теперь в правый нижний квадрат, а
теперь в левый средний квадрат и т.д. Назови в
каком квадрате находиться машина.
Вариант 2. Машина стоит в левом нижнем
квадрате. Она проехала два квадрата вверх,
один вправо, один вниз, один вправо, один
вниз. В каком квадрате находиться машина? (в
правом нижнем квадрате)
Формирование ориентировки в пространстве
Д/И «Найди такой же узор» Цель: Умение
фиксировать предметы на листе в нужном месте
Вариант1. «Найди такой же узор» (ребёнку дать
рассмотреть и описать узор, сделать такой же, сверяя с
образцом);
Вариант 2.«Составь узор по образцу» (Ребёнку дать
рассмотреть и описать узор, запомнить, затем образец
убирается, ребёнку предлагается сделать такой же.);
Вариант 3 «Составь узор по описанию»
(математический
диктант)
Д/У Рисование точек, палочек, фигур,
узоров на листе бумаги в большую
клетку;
Д/И «Рисование фигур по точкам»;
Д/И «Графический диктант». Нарисуй в
центре листа треугольник , справа от него
нарисуй круг, слева от треугольника –
ромб и т.д. (сверху, снизу)(с
последующим ускорением);
Д/И«Нарисуй такую же фигуру»,
«Зеркало» (дорисуй другую половинку).
Формирование представлений о времени
Развитие чувства времени. Упражнение в определении и установлении
времени по часам
Дидактические игры: «Который час?», «Наш день», «Проверь время»,
«Назови дни недели», «Собери год», «Распорядок дня».
Д/И «Сколько времени?»
Цель: Закрепление знаний о времени, развитие
чувства времени, развивать умение различать
длительность отдельных временных интервалов
Д/И «Который час?»
Цель: Закрепление знаний о времени, частях суток,
развитие чувства времени
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Анкетирование: «Развитие
элементарных математических
представлений у дошкольников»;
Консультирование родителей
через родительский уголок
в группе и официальный
сайт ДОО, мессенджеры:
-«Этапы формирования
количественных представлений у
дошкольников»;
- «Играем в математику дома»;
- «Зачем детям математика»;
Выступления на родительских
собраниях;
-мастер-класс «Изготовление
математических игр дома»;
- индивидуальные и подгрупповые
беседы по данному вопросу;
-развлечение: «Мама, папа, я - очень
умная семья».
Пополнение РППС в группе:
-подготовка альбомов;
-лепбуков;
-презентаций;
Мастер – класс для
родителей: «Изготовление
игр на формирование
математических
представлений дома»
Индивидуальные
консультации:
«Этапы формирования
количественных
представлений у
дошкольников»
Совместное
развлечение «Мама,
папа, я – очень умная
семья»
Результаты диагностики доказали результативность использования выбранных форм и методов работы, правильность
их комбинирования и актуальность использования.
З ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (РЕФЛЕКСИОННЫЙ)
Сравнительный мониторинг
Начало периода работы
На заключительном этапе
Критерии:
1. Сформированы представления о количестве и счёте;
2. Сформированы представления величине;
3. Сформированы представления форме/геометрических фигурах;
0
10
20
30
40
50
60
1
критерий
2
критерий
3
критерий
4
критерий
5
критерий
6
критерий
Сформирова
н
Частично
сформирова
н
На стадии
формирован
ия
0
10
20
30
40
50
60
70
1 критерий 2 критерий 3 критерий 4 критерий 5 критерий 6 критерий
Сформирован
Частично
сформирован
На стадии
формирования
4. Сформировано умение ориентироваться в окружающем пространстве;
5. Сформировано умение ориентироваться во времени;
6. Проявляет интерес к дидактическим играм;
Литература
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Федеральный закон об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от29.12.2012 в редакции от 31.12.2014.
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования
3.Профессиональный стандарт УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013г. №544 н
1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006;
2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования –М.: МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2014;
3. Леушина А.М. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста;
4. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Непомнящая Р.Л., Вербенец А.М. Математическое развитие дошкольников. – СПб.: Акцидент, 1998;
5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие длявоспитателей детского сада. -М.: Просвещение, 1996.
6. Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов СПб.: «Детство -пресс» 2010.
7. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., «Посвящение», 1977.
8. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений подготовительная к школе группа – М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,
2016.;
9. Методическое пособие Детского сада №4 «Алые паруса» г. Нижнего Новгорода, Автозаводского района, Занимательные лабиринты. Готовимся к школе;
10. Развивающие математические игры - занятия в ДОУ/ Автор- составитель Л.П. Стасова.- Воронеж, 2008.