Авторы: Яхонтова Галина Алексеевна, Галина Алексеевна Яхонтова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Детский сад №1 "Жар-птица"
Населённый пункт: город Рубцовск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Подготовка детей к школе – комплексный подход»
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-
dsad
@
.
ru
Консультация для родителей
«Подготовка детей к школе – комплексный подход»
Разработала: Яхонтова Галина Алексеевна,
воспитатель
МАДОУ «ЦРР д/с №1 «Жар-птица»
г. Рубцовск, 2023 год
Цель:
знакомство родителей с основными аспектами готовности
ребенка к школе; дать рекомендации по подготовке детей к обучению в
школе.
Подготовка детей к школе — это сложный процесс, требующий от
родителей не только внимания к проявлениям детей в период 6-7-лет, но
и расширение знаний о том, что важно для подготовки.
Подготовка к школе — это не только развитие специальных умений –
считать, писать и читать, это сложная основательная комплексная работа, в
ходе которой родители могут решить множество важных задач:
воспитание у детей усидчивости, терпения и внимательности в
процессе решения интеллектуально-практических задач;
повышение уверенности детей в собственных силах;
поддержка и развитие самостоятельности детей в деятельности и
в процессе принятия решений;
формирование у ребенка навыков творчества;
развитие важных учебных умений: планирования, целеполагания;
развитие личностных качеств ребенка.
В решении поставленных задач помогут некоторые рекомендации по
развитию детей в процессе подготовки к школе:
1.
Способствуйте социализации ребенка, повышая способность к
адаптации к новым условиям (самостоятельно вместе с ребенком изучите
путь домой из школы и обратно, попробуйте составить карту движения
ребенка, с помощью дидактических игр развивайте пространственные
ориентировки, например, на листе бумаги, на карте-схеме и другое);
2.
Способствуйте
всестороннему
развитию
личностной
и
социальной готовности к школе (развивайте доброжелательность, пресекайте
развитие агрессивных черт в поведении ребенка, учите быть дружелюбным
со сверстниками;
развивайте толерантность – объясните ребенку, что
замечания
и
критику
со
стороны
взрослых
нужно
воспринимать
положительно; развивайте нравственность – играйте в игры – что хорошо, а
что плохо, учите уважать взрослых; проводите беседы с ребенком о том, как
важно внимательно слушать и принимать задания, которые дает учитель, как
нужно попросить помощи у учителя);
3.
Помогайте детям работать сообща, одобряйте самостоятельность,
инициативу в принятии решений, в нахождении способов действий;
4.
Формируйте устойчивое убеждение ребенка, что у него все
получается. Поддерживайте и хвалите ребенка за любые достижения, пусть
даже небольшие!
5.
Участвуйте в жизни ребенка, спрашивайте о его удачах и
неудачах, предлагайте помощь в решении его проблем;
6.
Убедите ребенка в том, что любая трудность – это пусть к успеху,
что любым способом нужно ее преодолеть;
7.
Уделяйте внимание проявлению творчества ребенка (сочиняйте
вместе новые сюжеты сказок по сюжетным картинам, проигрывайте в игру
«А если бы сказка заканчивалась по-другому?»);
8.
Уделяйте внимание речи вашего ребенка, она не только
определяет характер общения со взрослыми и сверстниками, но и является
показателем умственного развития ребенка.
Рекомендуем,
вам,
упражнения
для
развития
речи,
которые
можно выполнять вместе с ребенком:
1.
Рассказ по картинке. Ребенку показывается картинка, он четко
должен назвать все, что на ней изображено, ответить на вопросы взрослого, а
потом составить по картинке небольшой рассказ. Картинка должна быть
сюжетной и нравиться ребенку.
2.
Разучивание
стихов
способствует
развитию
интонационной
выразительности. Вначале текст несколько раз читает взрослый, стараясь как
можно правильнее расставить интонационные оттенки, чтобы стихотворение
понравилось ребенку, и он смог бы воспроизвести его. Можно попросить
ребенка воспроизвести стихотворение немного громче, тише, быстрее,
медленнее.
3. Чтение перед сном играет важную роль в развитии речи ребенка, он
усваивает новые слова, обороты, развивает речевой слух. Помните, чтобы
ваше произношение было четким, ясным и выразительным.
4.
Поговорки и скороговорки
способствуют улучшению дикции и
развитию речевого аппарата. Даже ребенку с развитой речью повторение
скороговорок пойдет только на пользу.
5.
Отгадывание
загадок
формирует
способность
к
анализу
и
обобщению, учит детей делать выводы, развивает образное мышление. Не
забывайте пояснять ребенку загадки, объясняя, что, например, «тысяча
одежек» — это капустные листы.
Уровень развития речи и развитие моторики руки тесно связаны друг с
другом. Если развитие моторики руки отстаёт, то задерживается и речевое
развитие.
Именно
поэтому
тренировка
пальцев
рук
ребёнка
не
только
подготавливает руку к письму, но и способствует развитию его речи,
повышению уровня интеллекта.
Требования школы к будущему первокласснику с каждым годом
меняются, но прослеживается картина единых требований школы, которые
присутствовали раньше и присутствуют на сегодняшний день: развитая речь,
умение слушать и слышать, достаточно развитая зрительно-моторная
координация, сформированные произвольность поведения и внутренняя
позиция школьника.
Психологи установили, что, чем меньше готов ребенок к обучению в
школе, тем труднее ему приспособиться к школьным нагрузкам и тем больше
вероятность низкой успеваемости не только в первом классе, но и в
последующие годы.
Как узнать, готов ли именно ваш ребенок к обучению в школе? В
решении этого вопроса вам может помочь психолог, который с помощью
диагностических методик оценит качества внимания вашего ребенка,
усидчивость и, главное, желание эти способности проявлять. Кстати,
обследовать ребенка на предмет готовности к школьному обучению могут и
родители, дети которых не посещают детский сад. Для этого достаточно
обратиться к педагогу-психологу ближайшего ДОО по месту проживания,
который проведет обследование ребенка и даст конкретные рекомендации по
подготовке его к школе.
Таким образом, основанием для решения о начале обучения должно
быть желание самого ребенка, его психологическая готовность, готовность
родителей, хорошая физическая готовность будущего первоклассника и
твердая убежденность родителей, что они и их ребенок способны справиться
со всем, что предложит современная школа.
Используемая литература:
1.
Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми,
имеющими трудности при обучении письму. М., 1994.
2.
Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность
ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы. М., 2003.
3.
Лидерс А.Г. Общие правила психологического обследования детей,
подростков и взрослых с помощью стандартизированных и клинических
методик // Журнал практического психолога. 2006, № 6.