Автор: Полевая Марианна Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКОУКО "Кировская школа-интернат"
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Выразительные возможности языка»
Раздел: дошкольное образование
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Калужской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области
”Кировская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
Выразительные возможности языка
учитель - логопед
высшей квалификационной категории
Полевая Марианна Юрьевна
2023
Выразительные возможности языка
Одна из актуальных проблем развития речи старших дошкольников - формирова-
ние образных средств языка, которые способствуют более точной и более выразительной
передаче смысла речевого высказывания. Образность речи, наличие в ней изобразительно-
сти, наглядности, «картинности», при обозначении предмета, признака, действия словом
или другой языковой (речевой) единицей, например словосочетанием или предложением
способствует созданию более яркого впечатления об обозначаемом явлении. Образность
речи вырабатывается в результате тренировки речевых навыков, сосредоточения внима-
ния на выразительных возможностях языка, развития специальной речевой интенции
(направленность сознания, мышления на какой- либо предмет), накопления опыта исполь-
зования различных языковых средств, развития когнитивных аспектов семантики, т. е.
смысловой стороны, языковых средств и единиц.
Образность предполагает отражение действительности художественными средства-
ми, в том числе словами, употребляемыми в переносном значении, называемые по- друго-
му «тропами». Наиболее актуальны такие тропы, как сравнение, олицетворение и фразео-
логические обороты.
Сравнение строится на сопоставлении предметов, явлений, действий, качеств,
имеющих близкие или одинаковые признаки.
Олицетворение - это перенесение человеческих черт или черт живого существа
на предметы или явления неживой природы, на мифические существа.
Фразеологический оборот (фразеологизм)- это семантически несвободное соче-
тание слов, которое не составляется в процессе высказывания (в отличие от сходных с
ним по форме свободных словосочетаний), а воспринимается в устойчивом лексико- грам-
матическом составе с закрепленной за ним семантикой.
Представленная серия заданий по теме способствует формированию у детей
старшего дошкольного возраста образных средств языка.
Серия заданий по теме «Понимание и употребление сравнений»
Задание 1
Цель. Обучение пониманию сравнений, основанных на сопоставлении предметов по
разным основаниям с использованием наглядного материала.
Инструкция. Подумайте: «Что (кто) как солнышко?», выберите подходящую картинку и
назовите изображение на ней.
Речевой материал
- Как солнышко (разноцветный мяч, подсолнух, круглый желтый воздушный шар, легко-
вая синяя машина).
- Как снег (белый кусковой сахар, белый носок, шоколадное мороженое, ромашка).
- Как зверь (очень злое лицо человека, кот, готовый вцепиться когтями, стол, машина с си-
реной).
-Как небо (голубой свитер, голубые глаза, очень высокое дерево, вода в озере).
- Как ветер (бегущий человек, снег, падающий на землю, легкий капроновый шарфик, ма-
шина «скорой помощи»).
- Как змея (длинная изогнутая веревка, большой ползущий червяк, карандаш, кувшин).
- Как палец- мизинец (малыш рядом со взрослым, палка, маленькая конфета, козленок).
-Как гора (человек – великан, высокое раскидистое дерево- дуб, песок, насыпанный гор-
кой в песочнице, чашка).
- Как огонь (ярко- красный шарф, солнце, горячий чай в чашке, белый телефон).
- Как уголек (драже не темного цвета, круглая черная пуговица, маленькие черные глаза
человека, мальчик).
- Как сахар (разноцветные конфеты, белый зефир, соль, медвежонок).
- Как еж (зеленая елка, игольница с иголками, кактус, бусы).
- Как поросенок (очень грязный ребенок, розовый воздушный шар, щенок, мяч).
Задание 2
Цель. Обучение пониманию сравнения, основанного на сопоставлении по разным основа-
ниям без наглядного материала.
Инструкция. Ответь на вопрос: «Что (кто) как солнышко?». При затруднении предлагают-
ся образцы ответов, например, одуванчик.
Речевой материал
Как солнышко, как камень, как снег, как зверь, как небо, как ветер, как змея, как пальчик,
как гора, как огнь, как уголек, как сахар, как еж, как золото, как поросенок, как льдинка,
как стебелек, как иголка.
Задание 3
Цель. Обучению понимания сравнения на основе сопоставления предметов по признаку.
Инструкция 1. Подбери слова-признаки: если о предмете говорят «как снег», то он какой?
Например: как снег белый, холодный, пушистый.
Речевой материал
Как небо, как роза, как сахар, как еж, как солнце, как волчица, как пуговичка, как радуга,
как шар, как мышь, как камень, как поросенок, как веревка, как ниточка, как капелька, как
иголка.
Инструкция 2. Скажи «Кто (или что) хитрый, как лиса?». И т. д. Например, хитрый как ли-
са- мальчик.
Речевой материал
Голубой, как небо; красный, как роза; легкий, как перышко; колючий, как еж; яркий, как
солнце; злой, как волчица; маленький, как пуговичка; цветной, как радуга; круглый, как
шар; тихий, как мышка; твердый, как камень; грязный, как поросенок; холодный, как лед;
тонкий, как ниточка.
Задание 4
Цель. Обучение подбору слов к сравнениям, основанным на сопоставлению предметов по
действию.
Инструкция 1. Подбери слово- действие: «Что можно делать, как слон?» Например, то-
пать, поворачиваться, ходить.
Речевой материал.
Как лев, как слон, как зверь, как ребенок, как ветер, как змей, как веревка, как солнце, как
золото, как змея, как попугай, как мяч, как море, как соловей.
Инструкция 2. Подбери слово- предмет: «Кто извивается, как змея?» Например: веревка,
лента, червяк и т.д.
Речевой материал
Рычит как лев; топает как слон; завоет как зверь; заплачет как ребенок; мчится как ветер;
извивается как змея; вьется, как веревка; светится, как солнце; блестит как золото; летит
как стрела; галдит, как попугай; прыгает, как мяч; шумит, как море; поет как соловей.
Задание 5
Цель. Обучению пониманию сравнений, основанных на сопоставлении по признаку в
условиях их предъявления в более широком контексте.
Инструкция 1. Подбери пропущенное слово. Например: у кошки были глаза (какие?) как
блюдца. (Большие, круглые.)
Речевой материал
Лена повязала платок (какой?) как мак.(Красный)
Вошла девочка (какая?) как солнышко. (Добрая, лучистая)
В коробке лежали карандаши (какие?) как радуга.(Разноцветные)
На стуле висел платок (какой?) как огонь. (Яркий)
У великана были руки (какие?) как ветки дерева. (Мощные, большие)
Мы шли по травке (какой?) как коврик. (Пушистой, мягкой)
У нас была воспитательница (какая?) как мама. (Добрая, ласковая)
Катя приняла лекарство (какое?) как горчица. (Горькое)
Под елкой лежали шишки (какие?) как ежата. (Колючие)
В стакан налили воду (какую?) как лед. (Холодную)
У малыша был нос (какой?) как пуговичка. (Маленький)
На небе появилась туча (какая?) как ночь. (Темная)
На землю упал снег (какой?) как пух. (Мягкий)
На земле лежал нож (какой?) как бритва. (Острый)
Инструкция 2. Закончи предложение. Например: на небе появилась черная, как ночь…
Что? (Туча)
Речевой материал
У кошки были круглые, как блюдца…
Лена повязала красный, как мак…
В дом вошла прекрасная, как солнце…
В коробке лежали разноцветные, как радуга…
На стуле висел, а был, как огонь…
У великана были огромные, как ветки дерева…
Мы шли по мягкой, как коврик…
У нас была добрая, как мама…
Катя приняла горькое, как горчица…
Под елкой лежали колючие, как ежата…
В стакан налили холодную, как лед..
У малыша был маленький, как пуговичка…
На небе появилась черная, как ночь…
На землю упал легкий, как пух…
На столе лежал острый, как бритва…
Задание 6
Цель. Обучение понимания сравнений, основанных на сопоставлении по действию в усло-
виях их предъявления в более широком контексте.
Инструкция 1. Подбери пропущенное слово. Например: белка (что делала ?) хвостиком,
как платочком. (Махала.)
Перед цыпленком червяк (что делал?), как змейка. (Извивался.)
За окном ребятишки (что делали?), как птицы. (Галдели.)
Дети в воду (что делали?), как лягушки. (Прыгали.)
Малыш расстроился и (что делал?), как мышка. (Пищал.)
Мальчик на коньках (что делал?) как ветер. (Мчался.)
Заяц под деревом (что сделал?) как столбик. (Встал.)
Ветви черемухи (что делают?), как кудри. (Переплетаются, вьются.)
Ребенок от радости (что сделал?), как мячик. (Подпрыгнул, подскочил.)
Инструкция 2. Подбери пропущенное слово. Например: от и подскочил, как мячик… Кто?
(Мальчик.)
Речевой материал
Белка махала, как платочком… Чем? (Хвостиком.)
Перед цыпленком извивался, как змейка… Кто? (Червяк.)
За окном галдели, как птицы… Кто? (Дети.)
В воду прыгали, как лягушки… Кто? (Дети.)
Расстроился и пищал, как мышка… Кто? (Малыш.)
На коньках мчался как ветер… Кто? (Мальчик.)
Под деревом встал как столбик… Кто? (Заяц.)
У черемухи переплетаются, как кудри… Что? (Ветви.)
От радости подскочил, как мячик… Кто? (Мальчик.)
Задание 7
Цель. Обучению составлению сравнений, основанных на сопоставлении предметов по
разным основаниям.
Инструкция. Сравни с чем-нибудь (кем-нибудь) арбуз. Например: арбуз- как мяч, как зе-
бра, как сахар и т. д.
Речевой материал
Одуванчик, арбуз, елка, заяц, шуба, конфета, мороженое, апельсин, мяч малыш, краски,
машина, лента, кошка.
Задание 8
Цель. Обучение составлению сравнений, основанных на сопоставлении предметов по при-
знаку.
Инструкция 1. Сравни с чем-нибудь (кем-нибудь) что- то белое. Например, белый, как
снег, как молоко и т. д.
Речевой материал
Твердый, белый, красный, горячий, грязный, маленький, круглый, голубой, колючий, мяг-
кий, легкий, черный, зеленый, красивый.
Инструкция 2. Сравни с чем-нибудь (кем-нибудь) горячий чай. Например: чай горячий как
огонь.
Речевой материал
Твердый хлеб, белая лошадь, красный шарф, грязный ребенок, маленький носик, круглый
стол, голубые глаза, колючие розы, мягкая трава, красивая снежинка, хитрая девочка, по-
лосатая майка.
Задание 9
Цель. Обучение составлению сравнений, основанных на сопоставлении предметов по дей-
ствию.
Инструкция 1. Сравни с чем-нибудь (кем-нибудь) того, кто сердито рычит. Например: сер-
дито рычит как зверь.
Речевой материал
Ярко блестит, высоко прыгает, громко топает, сердито рычит, медленно идет, ярко е,
страшно воет, быстро бегает, звонко смеется, ярко горит, быстро тает, тихо ходит.
Инструкция 2. Сравни с чем-нибудь (кем-нибудь) собаку. Например: собака рычит как
лев.
Речевой материал
Кувшин блестит, девочки высоко прыгают, дедушка топает, мальчик очень медленно
идет, глаза совы светятся в темноте, метель воет, заяц очень быстро побежал от лисы, ве-
ревка извивается, фонарь ярко горит, девочка тихо ходит, папа крепко спит, мороженое
быстро тает.
Задание 10
Цель Обучение использованию сравнений, основанных на сопоставлении по признаку в
условиях их предъявления в более широком контексте.
Инструкция. Закончи предложение. Например: хлеб высох и стал твердый как камень.
Речевой материал
На траве гулял цыпленок- желтый, как … (Одуванчик).
В конюшне стояла лошадь- белая, как … (Облако).
Среди ребят была одна девочка - маленькая, как … (Дюймовочка).
У этой птицы были крылья - голубые, как… (Незабудки).
Саша прибежал домой голодный как … (Волк).
Арбуз был такой сладкий как… (Конфета).
Ветви у елочки колючие как … (Иголки).
Дима прибежал с прогулки грязный, как… (Поросенок).
Дом сторожила собака – злая, как … (Тигр).
У этого гриба ножка тоненькая, как … (Палочка).
У девочки глаза круглые как … (Блюдца).
У малыша щеки румяные, как … (Яблоки).
На стене висел ковер – яркий, как … (Цветок).
Задание 11
Цель. Обучение составлению сравнений, основанных на сопоставлении по действии в
условиях их предъявления в более широком контексте.
Инструкция. Закончи предложение. Например: бульдог рычал на маленькую собачку, как
лев.
Речевой материал.
В комнате кто- то топал, как … (Слон).
На полке стоял кувшин и блестел, как (Елочная игрушка).
Зимой вьюга воет, как … (Зверь).
Собака побежала быстро, как … (Метеор).
Ночью у совы глаза светятся, как … (Фонари).
Коля от стыда покраснел, как … (Рак).
Митя стоит у доски, как … (Статуя).
В тепле лед тает, как … (Снег).
Крапива жжется, как … (Огонь).
Ваня посмотрел сердито, как … (Лев).
Анализ результатов этой серии осуществляется по следующим критериям:
1)
Общее количество ошибок, вычисление коэффициента образности (на основе сопо-
ставления правильных ответов к общему количеству ответов);
2)
Наличие (отсутствие) нескольких вариантов ответов;
3)
Характер и преобладающие типы ошибок (в рамках каждого вида заданий);
4)
Наличие (отсутствие) отказов;
5)
Самостоятельное выполнение заданий.
Серия заданий по теме «Выявление особенностей понимания и употребления
Цель. Обучение пониманию олицетворений, дифференциации прямого и перенос-
ного значения глаголов в контексте.
Инструкция. Выбрать из двух предложений то, в котором говорится о том, что бы-
вает на самом деле.
Речевой материал
Волк воет.- Ветер воет.
Мама злится. – Зима злится.
Ежик влез на пенек.- Опенок влез на пенек.
Человек в окно стучится. – Весна проснется.
Папа срывает с веток яблоки. – Ветер срывает с веток яблоки.
Мальчик с головы тащит шляпу. – Ветер с головы тащит шляпу.
Дети бегут. – Ручьи бегут.
Человек оденется. – Лес оденется.
Миша шлепает по лужам. – Весна шлепает по лужам.
Девочка плачет. – Сосулька плачет.
Сестра заснула. – Река заснула.
Пловцы плывут. – Облака плывут.
Мальчик раздет. – Лес раздет.
Девочка смеется. – Лес смеется.
Задание 2
Цель. Обучение объяснения значения олицетворений в условиях предъявления их в
широком контексте.
Речевой материал
Зима недаром злится-
Прошла ее пора,
Весна в окно стучится,
И гонит со двора.
Ф. Тютчев
Ветер воет, завывает,
Гнет деревья до земли.
С веток яблоки срывает,
Тащит шапку с головы.
Л. Квитко
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
А. Плещеев
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою,
Но солнце ее припечет-
Заплачет она и умрет.
К. Чуковский
Лес почти совсем раздет:
Ни гнезда, ни птицы нет.
Только ветер стонет, стонет
По тропинкам листья гонит.
Л. Квитко
Побелели поля и пригорки,
Тонким льдом покрылась река.
Притихла, уснула, как в сказке.
Г.Скребицкий
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня - прямиком
Шлепает по лужам.
Я. Аким
На дворе шел снег,
Было холодно.
Г. Снегирев
Солнце по небу гуляло
И за тучи убежало.
К. Чуковский
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Е. Трутнева
Задание 3
Цель. Обучение использования олицетворения в условиях их предъявления в
широком контексте.
Примечание. Речевой материал содержит глаголы, которые употребляются:
а) в прямом и значении;
б) только в переносном значении.
Инструкция. Я начну предложение, а ты его закончи.
Речевой материал.
1. Веселые ручейки по дорогам (что делают?)… (Бегут.)
Деревья зимой под снегом (что делают?)…( Спят.)
Из-за тучи солнышко (что сделало?)… (Выглянуло.)
Крупные капли дождя по стеклам (что делают?)… (Стучат.)
Ветки красной рябины к нам в окно (что делают?)…(Наклоняются.)
На грядке помидоры (что сделали?)… (Выросли.)
Настенные часы (что делают?)…(Идут.)
В синем море волны (что делают?)… (Поднимаются.)
Молния на небе (что делает?)… (Сверкает.)
Молоко из кастрюли (что сделало?)… (Убежало.)
2. По голубому небу облака (что делают?)… (Бегут.)
Целую неделю дождь (что делает?)… ( Идет.)
Налетел сильный ветер и все листья с деревьев (что сделал?)…( Сдул.)
Зимой злая вьюга (что делает?)… (Воет.)
Дует сильный ветер и сухие листья по асфальту (что делает?)… (Разбрасывает.)
Солнечный зайчик по стене (что делает?)… (Скачет.)
Узоры на стекле мороз (что делает?)… (Рисует.)
Белый снег всю землю (что сделал?)… (Накрыл.)
Серия заданий по теме «Понимание фразеологических оборотов, имеющих
структуру сравнения»
Задание 1.
Цель. Обучение соотнесения фразеологических оборотов с ситуацией и подбо-
ром эквивалентных выражений.
Инструкция. Когда так говорят? Скажи по- другому. Например, плетется как че-
репаха- медленно идет.
Речевой материал
Как на иголках, как о стенку горох, как рыба в воде, как в воду опущенный, как
ветром сдуло, как гром среди ясного неба, задрожал как осиновый лист, похо-
жи как две капли воды, голодный как волк, жить как кошка с собакой, вертеться
как белка в колесе, как сквозь землю провалился, красный как рак, лил как из
ведра.
Задание 2
Цель. Обучение значения фразеологических оборотов, представленных в
контексте предложения.
Инструкция. Объясни, что это значит. Например: брат пришел из школы как в
воду опущенный- он был расстроен.
Речевой материал
Бабушка заболела, и мама была как на иголка- она была взволнована.
Дождь на улице лил как из ведра- был сильный.
Собака залаяла, и девочка задрожала как осиновый лист - она была испугана.
Коля и Петя похожи как две капли воды - похожи очень сильно.
Саша обманул сестру и покраснел как рак - он был взволнован из- за неправды.
Жили они как кошка с собакой - жили недружно. Непонятно.
Сколько раз объясняли - все как о стенку горох - все время было непонятно.
Крутится как белка в колесе - все делал быстро.
Искали очки, а они как сквозь землю провалились - были потеряны.
Эта новость как гром среди ясного неба - неожиданная.
Папа приехал с работы голодный как волк - был сильно голоден.
В школу Митя плелся как черепаха - шел медленно.
Кота с кровати как ветром сдуло - быстро убежал.
Литература
1.
Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.
2.
Медведева И. А, Сравнение и противопоставление: психолингвистические
исследования анатомии// Психолингвистические проблемы фонетики и лек-
сики. Калининград, 1989.
3.
Роднянская И. Б, Художник в поисках истины. М., 1995.
4.
Телия В. Н. Вторичная номинация: виды наименований, М., 1977,
5.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок, М,, 2000
6.
Чеботарева И. М, Олицетворние в детской речи: Дисс. … канд. Пед. наук.
Белгород, 1996.