Напоминание

«Особенности построения развивающей предметно-пространственной среды в средней группе»


Автор: Козакова Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 452 города Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Квалификационная работа
Тема: «Особенности построения развивающей предметно-пространственной среды в средней группе»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 452 города Челябинска»

Квалификационная работа

Тема: «Особенности построения развивающей предметно-

пространственной среды в средней группе»

Разработано:

Воспитателем

Козаковой И.В.

г. Челябинск,

2024

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ

РАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

СРЕДЫ

В

ДОУ……………………………………………………………………………… …5

1.1. История развития предметно пространственной среды…………….5

1.2. Особенности развивающей предметно-пространственной среды

в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования ….......10

1.3. Проектирование модели развивающей предметно-

пространственной среды в ДОУ……………………………………………14

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………..20

2.1. Анализ организации развивающей предметно-пространственной

среды в МБДОУ « Детский сад № 452 г. Челябинска»…………………..20

2.2. Реализация модели

развивающей предметно-пространственной

среды в группе для детей среднего дошкольного возраста……………..23

2.3. Рекомендации по проектированию развивающей предметно -

пространственной среды ДОУ………………………………………….......36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………41

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...43

2

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос

создания

предметно-развивающей

среды

в

дошкольном

образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее

время в связи с принятием Федерального государственного образовательного

стандарта

дошкольного образования (в дальнейшем ФГОС дошкольного

образования) появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые

ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды.

Задача ФГОС дошкольного образования - произвести новые изменения в

организации развивающей предметно-пространственной среды при сохранении

лучших традиций дошкольной образовательной системы. Одним из главных

показателей качества дошкольного образования является развивающая

предметно–пространственная

среда,

способствующая

формированию

личности каждого ребёнка, полноценному его развитию в соответствии с

индивидуальными способностями и склонностями, становлению гуманных

отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Опираясь на актуальность проблемы, нами была поставлена

цель

исследования – теоретически изучить

и описать особенности построения

развивающей

предметно-пространственной

среды

в

соответствии

с

требованиями ФГОС дошкольного образования.

Объект исследования - процесс построения развивающей предметно-

пространственной среды ДОУ.

Предмет исследования – особенности организации развивающей предметно-

пространственной среды в средней группе МБДОУ «ДС № 452г. Челябинска».

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были

определены следующие задачи:

1. Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме

исследования.

3

2. Описать особенности развивающей предметно-пространственной

среды

в

ДОУ

в

соответствии

с

Федеральным

государственным

образовательным стандартом дошкольного образования.

3. Описать особенности организации образовательного пространства для

детей среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного

возраста.

В теоретической главе реферата рассмотрена история вопроса, основные

понятия,

принципы

развивающей

предметно-пространственной

среды

в

соответствии с ФГОС дошкольного образования.

В практической главе изложена практическая часть, а именно анализ

организации развивающей предметно - пространственной среды в МБДОУ

«ДС № 452 г. Челябинска», описание организации развивающей предметно-

пространственной среды в группе для детей среднего дошкольного возраста и

рекомендации по проектированию развивающей предметно-пространственной

среды.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав (теоретической и

практической), заключения, списка литературы.

4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ

РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

1.1.История развития предметно пространственной среды

Современный философский взгляд на среду базируется на понимании ее

как

системы,

включающий

разнообразные

взаимосвязи

предметного

и

личностного характера. Через среду воспитания, как процесс культурного

возобновления и преемственности осуществляется адаптация личности к

жизненным обстоятельствам. Исследуя среду, ученые по-разному определяли

ее воспитательный потенциал. В изучении механизмов воздействия среды на

личность

важная роль отводится « социальной ситуации развития». Л.С.

Выготский

понимает

под

ней

своеобразное,

соответствующее

возрасту

неповторимое отношение между ребенком и окружающим его миром. Роль

среды состоит в том, что она «… по своему преломляет и направляет, и всякое

раздражение, действующее извне к человеку, и всякую реакцию, идущую от

человека вовне».

Л.С Выготский пытался понять связь развития ребенка с воздействием

окружающей

среды,

которые

будут

зависеть

от

того,

в

каких

взаимоотношениях со средой находится сам ребенок, при этом необходимо

учитывать изменения в самой среде и в развитии ребенка. По мнению Л.С.

Выгодского, предметно-развивающая среда «имеет особую форму, часто не

внешнюю, а игровую, воображаемую т.е. внутреннюю».

Л.И. Божович среду определяет как особое сочетание внутренних

процессов развития и внешних

условий, обуславливающих и динамику

развития, и новые качественные образования. Она замечает, что очень важно

понять характер переживания ребенка, включенного в среду, характер его

эффективного отношения к среде. Эта позиция Л.И. Божович

позволила

осуществить

поиск

организации

среды

в

двух

условиях:

духовно-

пространственном и предметно-пространственном, обеспечивающих не только

отношение ребенка к среде, но и его активность в ней.

5

Из положений А.И Леонтьева, А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина вытекают

основные

исходные

позиции,

подтверждающие

воспитательную

роль

предметно-пространственной

среды

детского

сада

при

условии:

содержательности и эстетической значимости этой среды; целенаправленного и

систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где

роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность

ребенка; активного приобщения детей к созданию эстетически значимого

интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.

Предметно-пространственная среда является центром, где зарождаются

узы

сотрудничества,

положительных

взаимоотношений,

организованного

поведения, бережного отношения. Поэтому воспитывающая функция среды

приобретает особую значимость при ее построении. Ведущей, главной

функцией среды является развивающая функция.

Л.С. Выготский заложил понятие развивающей среды как расстояние от

« зоны актуального» к « зоне ближайшего» развития ребенка. По определению

Л.С Выготского, развивающая среда каждого вида деятельности по своему

содержанию должна соответствовать «зоне актуального» развития самого

слабого и « зоне ближайшего» развития самого сильного в группе ребенка.

Другими словами, среда должна быть наполнена

1) содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые

многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для

следующей ступени развития;

2) тем содержанием, которое для некоторых детей еще остается в стадии

движения к достижению;

3) для отдельных еще и достижимо. Только тогда среда может

претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал,

посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого

продвижения, подразумевая развитие.

6

В психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется

изучению среды: предметной, игровой, творческой (Л.С. Выготский. Л.С

Леонтьев, Д.В. Эльконин). Развитие творчества ребенка дошкольного возраста

во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ

( Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Новоселова).

Предметно-развивающая

среда

представляет

собой

систему

материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая

содержание

его

духовного

и

физического

развития.

Часто

в

понятие

развивающая предметно-игровая среда включаются те отношения, которые

складываются и у ребенка со взрослыми.

В настоящее время доказано значение демократического стиля общения

взрослого с ребенком для развития творчества (Е.А. Аркин, Л.С Выготский,

А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Л.М. Кларина, А.П.Усова, А.В. Запорожец).

Именно этот стиль позволяет сформировать раскрепощенные отношения со

взрослыми, а значит обеспечить создание им предметно-развивающей среды.

Проблема среды рассматривалась в трудах М.Я. Басова, А.Б. Залкина и

других. Первая точка зрения представлена в современной и западной

психологии Ш. Бюллером, а в нашей стране наиболее последовательно

проводитась

Д.Н.

Унадзе.

В

самом

широком

контексте

развивающая

образовательная

среда

представляет

собой

любое

социокультурное

пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью

организованности осуществляется процесс развития личности.

С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П.

Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина

и др., развивающая среда - это определенным образом упорядоченное

образовательное пространство.

По определению С.Л. Новоселовой, «развивающая предметная среда - это

система

материальных

объектов

деятельности

ребенка,

функционально

модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика.

7

В

исследовании

С.Л.

Новоселовой,

определены

психологические

требования

к

построению

развивающей

среды:

среда

должна

быть

своевременна

и

отвечать

основным

положениям

развивающей

детской

деятельности; необходимо обеспечить достижение нового, перспективного

уровня

развития

детской

деятельности;

содержание

среды

должно

удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного

развития ребенка; среда должна учитывать возрастные особенности детей.

В работе В.В. Давыдова и Л.Б. Петровского определены главные

требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»:

среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из

разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов

деятельности ребенка;

среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя

от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные

жизненные моменты;

среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны

ребенка, так и со стороны взрослого.

В 1989 году Министерством образования России был создан авторский

коллектив, который разработал Концепцию дошкольного воспитания, а в 1993

году - Концепция получила дальнейшее развитие - коллективом психологов и

педагогов под руководством В.А. Петровского и С.Н. Новоселовой были

сформулированы основные принципы построения предметно-развивающей

среды с учетом психолого-педагогических требований:

1.

принцип

дистанции

при

взаимодействии,

ориентирующий

на

организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в

глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми;

2.

принцип активности, самостоятельности, творчества, возможности ее

проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в

создании своего предметного окружения;

8

3.

принцип стабильности - динамичности, ориентирующий на создание

условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии

со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»;

4.

принцип

комплексирования

и

гибкого

зонирования,

реализующий

возможность

построения

непересекающихся

сфер

активности,

позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами

деятельности;

5.

принцип эмоциогенности среды - предметная деятельность должна

находить у детей обязательный положительный эмоциональный отклик,

нравится им, давать стимул к продолжению этих занятий;

6.

индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого

ребенка и взрослого - если и тем и другим комфортно в предметной

деятельности, то она естественно сбудет способствовать развитию детей;

7.

принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации

среды эстетическая организация среды - следует уделять особое

внимание визуальному оформлению предметной среды;

8.

принцип открытости - закрытости - развивающая предметная сфера

позволяет добавлять в себя различные элементы, а также по мере

необходимости убирать уже ненужные; принцип учета половых и

возрастных различий детей.

Таким образом, предметно-пространственная среда является основным

средством развития личности ребенка и является источником его знаний и

социального

опыта.

Успешность

влияния

развивающей

предметно-

пространственной среды на ребенка дошкольного возраста обусловлена

активностью ребенка в этой среде. Способность детей-выпускников свободно

ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться

к особенностям школьной жизни.

9

1.2. Особенности развивающей предметно-пространственной среды в

соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

«Развивающая

предметно-пространственная

среда

часть

образовательной

среды,

представлена

специально

организованным

пространством (помещениями, участком и т.п. ), материалами, оборудованием

и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с

особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,

учета особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «

развивающая предметно-пространственная среда-это специфичное для каждой

Программы Организации (группы) образовательное оборудование,

материалы, мебель и т.п., в сочетании с определенными принципами

разделения пространства организации (группы)».

Развивающая

предметно-пространственная

среда

обеспечивает

максимальную

реализацию

образовательного

потенциала

пространства

организации, группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития

детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого

возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и

коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать

возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей

разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также

возможности для уединения. Согласно ФГОС дошкольного образования

содержание

образовательной

программы

должно

обеспечивать

развитие

личности, мотивации и способности детей в разных видах деятельности и

охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные

направления развития и образования детей:

1.

Социально-коммуникативное развитие;

2.

Познавательное развитие;

3.

Речевое развитие;

10

4.

Художественно-эстетическое развитие;

5.

Физическое развитие.

Виды деятельности дошкольников в пределах каждой области могут

реализовываться

на

основе

потенциала

развивающей

предметно-

пространственной среды ДОУ с соответствующими наполнением.

В содержании Основной образовательной программы отражены аспекты

образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста:

предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

характер взаимодействия со взрослыми;

характер взаимодействия с другими детьми;

система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе

самому.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него

условия;

учёт национально-культурных, климатических условий, в которых

осуществляется образовательная деятельность;

учёт возрастных особенностей детей.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

должна

быть

содержательно-насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной,

вариативной, доступной и безопасной.

1.

Насыщенность

среды

должна

соответствовать

возрастным

возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство

должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе

техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным

игровым,

спортивным,

оздоровительным

оборудованием,

инвентарём

соответствии со спецификой Программы).

11

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,

оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

1.

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность

всех

воспитанников,

экспериментирование

с

доступными

детям

материалами (в том числе с песком и водой);

2.

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой

моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

3.

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-

пространственным окружением;

4.

возможность самовыражения детей.

С раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять

необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой

деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений

предметно-пространственной

среды

в

зависимости

от

образовательной

ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих

предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей,

ширм и т.д.;

наличие полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым

способом употребления) предметов, в том числе природных материалов,

пригодных для использования в разных видах детской активности (в том

числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает:

наличие в

различных пространств (для игры, конструирования,

уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и

оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

12

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых

предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и

исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными

возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где

осуществляется образовательная деятельность;

свободный

доступ

детей,

в

том

числе

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,

обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность

предметно-пространственной

среды

предполагает

соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и

безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе

технические,

соответствующие

материалы,

игровое,

спортивное,

оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации

Программы.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

в

каждой

возрастной группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования должна

иметь отличительные признаки, а именно:

1.

для детей третьего года жизни - это достаточно большое

пространство

для

удовлетворения

потребности

в

активном

движении;

2.

для детей четвертого года жизни - это насыщенный центр сюжетно-

ролевых игр с орудийными атрибутами;

3.

для детей пятого года жизни, необходимо учесть их потребность в

игре со сверстниками и особенность уединения;

4.

для детей шестого и седьмого года жизни важно предложить игры,

развивающие восприятие, память, внимание и т.д.

13

Пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны

обладать возможностью изменяться по объему - «сжиматься и расширяться»,

иметь подвижные и легко трансформируемые границы. Образно говоря,

пространство

должно

быть

«пульсирующим»,

чтобы

каждая

зона

при

необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте

групповой

динамики-тенденции

дошкольников

увлекаться

текущими

интересами сверстников.

Таким образом,

важно отметить, что введение ФГОС дошкольного

образования, создает благоприятные условия для ребенка-дошкольника и

активизирует переход дошкольного образования на новый высокий уровень

организации деятельности в целом. В то время как ФГОС дошкольного

образования - это не только « стандарт развития», сколько попытка задать само

развитие как «норму жизни» детей и взрослых в дошкольном учреждении.

1.3 Проектирование модели развивающей предметно-

пространственной среды в ДОУ

Целью данного параграфа является разработка и описание модели

развивающей предметно-пространственной. Выстраивая модель, мы

опирались на следующие характеристики моделирования:

модель является заместителем изучаемого объекта;

модель и изучаемый объект находятся в состоянии соответствия: модель не

тождественна оригиналу, она только отражает изучаемый объект.

О.Б. Корнетов рассматривает модель как «обобщённый мысленный образ,

заменяющий и отображающий структуру и функции (взятые в динамичном

единстве, в широком социокультурном контексте) конкретного типологически

воспроизводимого способа осуществления образовательного процесса» [7].

Чтобы объект был моделью другого объекта (оригинала), он должен

обладать следующими характерными чертами: быть системой; находиться в

некотором соотношении сходства с оригиналом, по некоторым параметрам

14

отличаться от оригинала, замещать оригинал в определённых отношениях в

процессе исследования; обеспечивать возможность получения нового знания

об оригинале в результате исследования. Несмотря на то, что модель

многозначна, она сводится к условному образу (изображению, схеме,

описанию) некоторого объекта или системы объектов.

В философской энциклопедии моде

T

ль (фр.modèle, от лат. modulus «мера,

аналог, образец») определяется как система, исследование которой служит

средством для получения информации о другой системе, это упрощённое

представление реального устройства и/или протекающих в нём процессов,

явлений.

Соотнесённость модели оригиналу конкретизируется как соотнесённость

некоторых

свойств

и

отношений

непосредственно

с

интересующим

исследователя оригиналом. В связи с этим, под оригиналом следует понимать

не целостный объект в его качественно-количественной специфике, во всём

богатстве её разнообразных свойств, связей, отношений, а лишь некоторый

ограниченный

комплекс

тех

свойств,

связей,

отношений

которые

непосредственно интересуют исследователя.

При моделировании развивающей предметно-пространственной среды

необходимо использовать:

научные положения исследователей в этой области;

базовые компоненты развивающей предметно-пространственной среды;

параметры организации образовательного процесса;

имеющееся пространство;

время года;

предметное и социальное окружение дошкольников.

Модель предметно - развивающей среды учитывает:

основные направления детской деятельности (двигательная, изобразительная,

коммуникативная,

познавательно-исследовательская,

музыкальная,

конструирование,

восприятие

художественной

литературы

и

фольклора,

15

игровая, самообслуживание и бытовой труд), обеспечивающих развитие

целостной гармоничной личности дошкольника:

принцип интеграции образовательных областей.

Материалы и оборудование для одной образовательной области могут

использоваться и в других областях:

принцип

вариативности, при котором определяющими факторами

является организация пространства для активного использования его

детьми

принцип полифункциональности, это качество дает возможность ребенку

гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом,

сюжетом игры, в разных функциях;

принцип трансформируемости, обеспечивающей возможность

изменений предметно-развивающей среды в зависимости от

образовательной ситуации;

реализацию

образовательных

областей

в

двух

основных

моделях

организации образовательного процесса включающих:

совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях

созданной

педагогами

развивающей

предметно-развивающей

образовательной среды;

принципу учета

гендерности. Среда должна быть интересна и для

девочек и для мальчиков, реализуется возможность

проявлять свои

склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами.

Примерная

модель

вариативности

развивающей

предметно-

пространственной среды:

центр дидактических и сюжетно ролевых игр;

познавательно-исследовательский центр;

центр театрализованных игр (театрализованная деятельность)

16

центр художественного творчества (конструирование из различных

материалов, художественно-продуктивная деятельность и пр.)

уголок нравственно-патриотического воспитания;

центр физического развития ( спортивные игры, соревнования и пр.)

уголки для отдыха (уединение, общение и пр.)

Предметное

содержание

развивающей

предметно-пространственной

среды должно выполнять информативные функции об окружающем мире и

передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие

материал должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и

масштабу для обеспечения доступности среды.

Требования к предметному содержанию можно разделить на две

группы: общие и специальные. Критерии первой группы указывают на такие

качества, которые должны категорически у них отсутствовать, т.к. они

оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка.

Элементы

развивающей

предметно-пространственной

среды

(игрушки,

оборудование и другие материалы ) не должны:

провоцировать ребенка на агрессивные действия;

вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажем

игры, в роли которых могут выступать играющие партнеры;

провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и

насилием;

провоцировать

ребенка

на

пренебрежительное

или

негативное

отношение к рассовым особенностям и физическим недостаткам других

людей.

При построении предметно-пространственной развивающей среды в

ДОУ должны соблюдаться следующие требования:

1. Гигиенические – безопасность и комфортность пребывания ребенка в

группе и на участке ДОУ для положительного эмоционального тонуса и

личностного

развития.

Все

элементы

развивающей

предметно-

17

пространственной среды должны иметь все необходимые сертифицированные

документы : Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат. Именно

эти документы свидетельствуют об их безопасности для физического здоровья

детей.

2.

Психолого-педагогические

гендерный

подход;

приоритетное

направление воспитательно-образовательной деятельности педагогов группы;

интересы, склонности, способности детей; уровень развития детей и возрастные

особенности;

особенности

реализуемой

программы

и

педагогических

технологий.

3. Эстетические – использование детских работ в оформлении интерьера

в группах. Наполняя или дополняя развивающую предметно-пространственную

среду необходимо помнить о том, то все ее элементы должны иметь единый

эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для

детей.

Таким

образом,

основными

направлениями

при

проектировании

развивающей

предметно-пространственной

среды

в

ДОУ

являются:

всестороннее развитие детей, психологический и физический комфорт детей и

взрослых, обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей

и взрослых.

Проектирование среды показывает ее влияние на развитие ребенка,

использование таких составляющих как пространство и время позволяет

представить все особенности жизнедеятельности ребенка в такой среде.

Проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу о

том, что вопросами организации развивающей предметно-пространственной

среды ученые занимаются продолжительное время.

Под развивающей предметно-пространственной средой мы понимаем,

часть образовательной среды, представленной специально организованным

пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и

18

инвентарем, для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их

здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Организуя развивающую предметно-пространственную среду в группе,

воспитателю необходимо руководствоваться возрастными и психологическими

особенностями

воспитанников,

учитывать

нормативные

требования

законодательных документов Российской Федерации.

19

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1.Анализ организации развивающей предметно пространственной

среды в МБДОУ «Детский сад № 452 г. Челябинска»

1. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 452 г. Челябинска» (в дальнейшем МБДОУ) осуществляет

реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.

2.Учреждение

осуществляет

свою

деятельность

на

основании

настоящего Устава в соответствии с Конституцией Российской Федерации,

законодательством Российской Федерации, Челябинской области, Уставом и

муниципальными правовыми актами.

3.Реализация

основной

образовательной

программы

соответствует

уставным целям и задачам образовательного учреждения.

4.Учебный

план

является

нормативным

актом

образовательного

учреждения, устанавливающим регламент непосредственно-образовательной

деятельности и объем учебной нагрузки.

5.Согласно Учебному плану учебный год начинается с 1 сентября.

Продолжительность

учебного

года

составляет

36

недель,

включая

адаптационные, диагностические и новогодне - развлекательные периоды,

летний оздоровительный период составляет не менее 14 недель.

6.Продолжительность учебной недели - 5 дней.

7.Время пребывания ребёнка в течение дня 12 часов.

8.Учитывая

специфику

дошкольного

образования,

отсутствие

предметного

характера

содержания

образования

на

данной

ступени,

реализацию образовательных областей через детские виды деятельности,

учебный план представляет собой распорядок дня и регламент непосредственно

образовательной

деятельности

с

распределением

времени

на

основе

действующего СанПин 2.4.1.3049-13.

20

10.Формами организации повседневной жизни детей являются:

прогулка, которая включает наблюдения за природой, окружающей

жизнью, подвижные игры, труд в природе и на участке, самостоятельную

игровую деятельность, экскурсии;

игры: сюжетно-ролевые; дидактические игры; игры-драматизации;

спортивные игры; строительные;

труд: коллективный; хозяйственно-бытовой; труд в уголке природы;

художественный труд;

развлечения, праздники, показ театров, вечера-досуги;

экспериментирование.

Проектная

деятельность.

Чтение

художественной литературы;

В

соответствии

с

ФГОС

дошкольного

образования

развивающая

предметно

пространственная

среда

должна

быть

насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной,

вариативной,

доступной

и

безопасной.

Насыщенность

среды

групп

соответствует

возрастным

особенностям

детей,

имеется

разнообразие

материалов,

оборудования,

инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую,

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.

Анализируя развивающую среду в группах Муниципального бюджетного

дошкольного

образовательного

учреждения

«Детский

сад

452

г.

Челябинска», мы убедились, что в большинстве групп она соответствует

требованиям ФГОС дошкольного образования. Она обеспечивает возможность

общения

и

совместной

деятельности

детей

и

взрослых,

двигательной

активности детей, а также возможности для уединения.

Несмотря на то, что развивающая предметно – пространственная среда

ДОУ

соответствует

требованиям

ФГОС

дошкольного

образования,

в

перспективе

необходимо

обогатить

развивающую

предметно-

пространственную

среду

элементами,

стимулирующими

познавательно-

21

исследовательскую,

коммуникативную,

изобразительную

и

двигательную

деятельность детей.

Для

познавательного

развития

детей

развивающую

предметно-

пространственную среду необходимо пополнить следующими материалами и

оборудованием:

дидактическими играми по тематическим неделям « Домашние и

дикие животные», « Овощи, фрукты», « Птицы», « Времена года», «

Транспорт» и пр.;

наборами для экспериментирования и исследования, наборами

счетного материала, комплектами игровых пособий на развитие

внимания,

мышления,

памяти

(«Учимся

сравнивать»,

«Математическое лото», «Подбери по цвету и форме», « Найди

кубик», « Овощное лото» и пр.),

на развитие мелкой моторики ( « Мозаика», « Умный паровозик» и

пр.);

картотеками предметных картин по тематическим неделям.

Для социально-коммуникативного развития:

игровым оборудованием для организации сюжетно-ролевых игр,

ширмами;

крупно-габаритными

конструкторами,

(конструктор

«

Самоделкин», конструктор « Зоопарк»), игровыми модулями

(стройка, МЧС, спец. техника);

мягкими

игровыми

модулями

«

Веселый

сундучок»

и

«

Геометрические фигуры»;

комплектами

дидактического

материала

по

патриотическому

воспитанию,

комплектами демонстрационного материала по темам («Дети»,

«Труд взрослых»).

Для художественно - эстетического развития :

22

наборами

кукольного

театра,

комплектами

демонстрационного

материала по изобразительной деятельности,

учебно-методическими комплектами на темы «Времена года» и «Жанры

живописи»,

комплектами изделий народных промыслов.,

музыкальными инструментами ( бубен, игровые ложки , маракас,

треугольники,

музыкальные

колокольчики,

металлофон,

наборы

перчаточных кукол, синтезатор).

Для физического развития:

детские тренажёры,

комплекты детских спортивных игр,

оборудование для общеразвивающих упражнений,

тактильные дорожки.

Таким образом, организация развивающей предметно-пространственной

среды ДОУ направлена на создание социальной ситуации развития для всех

участников образовательных отношений, гарантируя охрану и укрепление

физического и психического здоровья детей; обеспечивая их эмоциональное

благополучие; создавая условия для развивающего вариативного дошкольного

образования; обеспечивая открытость дошкольного образования; создавая

условия для участия родителей в образовательном процессе.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

обеспечивает возможность развивать индивидуальность каждого ребёнка с

учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

2.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

в группе для детей среднего дошкольного возраста

Развивающая

предметно-пространственная

среда

средней

группы

обеспечивает

максимальную

реализацию

образовательного

потенциала

пространства

группы,

приспособленной

для

реализации

программы,

23

материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного

возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и

укрепления их здоровья. Организация образовательного пространства и

разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность

всех

воспитанников,

экспериментирование

с

доступными

детям

материалами;

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой

моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-

пространственным окружением;

возможность для самовыражения детей.

В

средней

группе

преобладает

такое

содержание

развивающей

предметно-пространственной среды, которое определяет переходный этап от

предметной деятельности к более развитой игровой. В среднем дошкольном

возрасте особое внимание уделяется сотрудничеству детей со взрослыми в

практических

делах,

а

также

активное

стремление

к

познавательному

интеллектуальному общению.

Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от

обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать

комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и

действий.

Для организации предметно-пространственной среды в средней группе

необходимо:

1.

создание условий для самостоятельной активной целенаправленной

деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной),

среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с

кем, где и во что играть;

24

2.

необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр, так как у детей

среднего возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками,

в создании своего мира в укромных уголках;

3.

динамичность среды проявляется в том, что развивающая предметно-

пространственная

среда

не

может

быть

построена

окончательно,

необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе необходимо

иметь

«

запасник

ценных

вещей»,

где

сосредоточены

разные

полифункциональные предметы, материалы, которые позволяют детям

самостоятельно изменять среду с позиции своих интересов;

4.

в обстановке группы должны находится только те материалы, которые

востребованы детьми и выполняют развивающую функцию ;

5.

в обстановку группу кроме предметов для детей среднего возраста может

быть включено приблизительно 15% материалов, ориентированных на

старший возраст;

6.

в группе должно быть уютное местечко для отдыха; это может быть

«уголок уединения» дети с удовольствием используют уютные домики и

другие сооружения, расчитанные на игру 2-3 человек.

Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им

самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не

получать

готовые

знания

от

педагогов.

Развивающая

предметно-

пространственная

среда

обеспечивает

максимальную

реализацию

образовательного потенциала пространства группы.

Модель развивающей предметно-пространственной среды в группе для

детей среднего дошкольного возраста включает в себя сочетание различных

Центров детской активности(табл.1.1):

1.

Центр познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

25

1.

развивать наблюдательность, любознательность, познавательную

активность, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение,

классификация, наблюдение);

2.

умение экспериментировать с разными материалами, обогащать

знания

детей

о

свойствах

природных

материалов,

развивать

первичные естественнонаучные представления.

Оборудование:

материалы распределены по разделам: «Песок и вода», «Звук»,

«Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»;

природный материал: песок, вода, глина, камни, ракушки, спил и

листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.);

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани,

пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики,

шурупы, детали конструктора и т.д.;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и

т.д.;

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные

ложки, резиновые груши и др.;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,

цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др.;

клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки.

В центре познавательно-исследовательской деятельности расположен

уголок природы.

Задачи:

1.

стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к

природным объектам;

2.

формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами;

3.

воспитывать бережное отношение к природе.

26

3.Растения позволяют дошкольникам приблизиться к миру природы, дети

учатся слушать журчание воды, рассматривать различные растения и при

этом отдыхать.

Оборудование:

живые объекты: комнатные растения;

инвентарь для ухода за растениями ;

инвентарь для посадки семян и рассады;

«огород на окне».

В уголке природы устраиваются выставки: «Осенний урожай», могут

находиться макеты леса, поля, луга, парка, зоопарка, сезонные макеты.

Уголок художественного творчества.

Задачи:

1.

развивать творческую активность ребенка, индивидуальность,

инициативу, интерес и желание заниматься изобразительной

деятельностью;

2.

закреплять умения и навыки в рисовании, лепке, аппликации,

3.

расширять представления о цвете, свойствах и качествах различных

материалах;

4.

развивать пальчиковую моторику, тактильные ощущения, творческое

воображение, творческую фантазию.

Оборудование:

цветная и белая бумага (глянцевая с тиснением гофрированная,

прозрачная, блестящая) картон, ватман, наклейки, ткани, нитки, ленты,

самоклеющаяся пленка;

восковые и акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки,

фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные

карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки

угольный карандаш;

глина, пластилин, тесто, наборы для детского творчества;

27

материалы для декора: бусины, семена, фантики, тесьма, фольга;

инструменты: кисти различные, ножницы, палитры, каркасы для лепки,

доски для лепки, печатки, валик, палочки, штампы, поролон,

трафареты по темам;

панно для выставки детских работ, магнитная доска, мольберты;

клеенчатые скатерти, разносы, банки, подставки;

дидактические игры на развитие творческого воображения

«Карандашики», «Подбери предмет», «Собери узор», «Дорисуй

предмет» и другие.

....Театральная студия включает в себя гримерную, костюмерную, различные

виды театра, ширма.

Задачи:

1.

развивать речевое творчество детей на основе литературных

произведений;

2.

формировать навыки речевого общения с использованием мимики,

пантомимики, голоса, интонации;

3.

развивать творческое воображение и подражательность,

выразительность речи;

4.

формировать умение ставить несложные представления, развивать

интерес к театрально- игровой деятельности.

Оборудование:

маленькие ширмы для настольного театра;

различные виды театра: плоскостной, стержневой, кукольный (куклы

би-ба-бо, семья и сказочные персонажи);

костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок;

звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках, мелкие, 7-10

см;

фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие);

28

тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние и

мелкие);

набор фигурок: семья, зоопарк;

набор масок: животные, сказочные персонажи.

Центр сюжетно-ролевых игр.

Задачи:

1.

развивать игровой опыт каждого ребенка;

2.

воспитывать коммуникативные навыки, желание объединиться для

совместной игры, соблюдать в игре определенные правила;

3.

развивать творческое воображения, фантазию;

4.

закреплять в игре примеры социального, речевого поведения;

5.

учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и

взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру

поведения.

Чтобы

не

угасал

интерес

к

игровой

деятельности,

и

не

было

перенасыщения необходимо стараться чередовать и заменять элементы игры в

игровой зоне.

Оборудование:

атрибуты для сюжетно-ролевых игр; - наборы игрушек и предметов,

помогающие отобразить социальный быт: игрушечная бытовая

техника, мебель, посуда, игрушки-орудия труда;

разнообразные технические игрушки: заводные, инерционные, с с

управлением;

игрушки-персонажи, куклы, отражающие половую принадлежность,

фигурки животных (взрослых и их детенышей);

объемные модули (надувные и набивные), подвижная мебель на

колесиках;

сборно-разборные домики легкой конструкции, переносные зонты;

предметы-заместители.

29

Центр дидактических игр.

Уголок математики.

Задачи:

1.

развивать у детей математические представления;

2.

совершенствовать ориентировку в пространстве и на плоскости;

3.

развивать умение работать с геометрическим материалом.

Оборудование:

1.

пособия и материалы для счета, геометрические фигуры;

2.

наборы геометрических фигур, счетного материала и магнитная доска;

3.

дидактические игры для формирования элементарных математических

представлений детей, магнитная доска с цифрами, предметными

магнитами и т.д.;

4.

чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов);

5.

игрушки-головоломки (из 4-5 элементов);

6.

платформа с колышками и шнуром для воспроизведения форм.

7.

счеты напольные;

8.

набор кубиков с цифрами;

9.

набор карточек с изображением количества (от 1 до5) и цифр;

10.наборы моделей: деление на части.

Уголок речи и грамотности.

Задачи: развивать правильное физиологическое дыхание, закреплять в

речи

чистое

произношение

звуков;

обучение

различным

способам

словообразования; формирование грамматически правильной речи.

Оборудование:

предметы, пособия, игрушки для развития мелкой моторики,

правильного дыхания, тактильных ощущений;

фишки, разноцветные магниты для звукового анализа и синтеза;

разрезная азбука, кубики «Азбука», настенный алфавит;

30

настольно-печатные и дидактические игры («Что такое хорошо, что

такое плохо», «Играем и учимся», «Мои первые предложения», «Чей

0домик», «Обобщение», лото:«Мамины помощники»,»Наряды для

девочек», «Мы играем в магазин», «Ассоциации», кубики: «Цветные

сказки», «Транспорт», «Сказки», «Животные», «Подводный мир»,

«Подбери противоположности»)

Уголок конструирования.

Задачи:

1.

развивать пространственное мышление,

2.

совершенствовать навыки работы по заданной схеме, модели.

3.

Формировать мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез).

Оборудование:

наборы конструкторов: крупногабаритный, напольный, конструктор

типа «лего», мелкий, средний;

мозаики крупные, средние, мелкие;

пазлы;

строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины;

мягкие игровые модули;

нетрадиционный материал: картонные коробки, оклеенные цветной

пленкой, бумагой;

контейнеры разных размеров;

игрушки для обыгрывания построек (фигурки животных, деревья);

игрушки - трансформеры.

Спортивный уголок.

Задачи:

1.

совершенствовать работу по основным видам движения,

2.

формировать правильную осанку,

3.

воспитывать гигиенические привычки, телесную рефлексию.

31

4.

Поддерживать интерес к разным видам спорта, развивать двигательную

активность детей.

В нем представлено различное спортивное оборудование, элементы для

подвижных игр.

Уголок ПДД.

Задачи: Формирование знаний о правилах дорожного движения в игре и

повседневной жизни.

- полотно с изображением дорог, пешеходных переходов из дерматина,

(чтобы можно было складывать и убирать);

- мелкий транспорт;

- макеты домов, деревьев, дорожных знаков, светофор;

- различные дидактические игры по правилам дорожного движения,

альбомы «Берегись автомобиля», «Три сигнала светофора»;

- светофор.

Книжный уголок.

Задачи:

1.

Совершенствовать умение обращаться с книгой,

2.

расширять представления об окружающем;

3.

воспитывать духовную культуру;

4.

развивать представления о человеке в истории через ознакомление с

книгой.

Оборудование:

стеллаж или открытая витрина для книг, стол, стульчик, мягкий диван;

магнитофон с набором аудиокассет, дисков с записью литературных

произведений;

детские книги по программе, любимые книжки детей;

альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и др.

Уголок уединения.

Задачи:

32

1.обеспечивать

индивидуальную

комфортность

и

эмоциональное

благополучие каждого ребенка группы.

Оборудование:

1.

легкая воздушная беседка из прозрачной ткани, мягкая модульная

мебель, подушки-игрушки;

2.

мягкие игрушки;

3.

телефон;

4.

бумага.

В удобном кресле, в окружении репродукций картин, ребенок может

уединиться, отдохнуть и понаблюдать за происходящем в группе.

Музыкальный уголок.

Задачи:

1.

развивать музыкальные способности и творческие проявления;

2.

совершенствовать навыки игры на металлофоне, гармошке, губной

гармошке;

3.

развивать музыкальный слух, внимание, эмоциональную отзывчивость;

4.

приобщать детей к истокам народного творчества.

Оборудование:

магнитофон или музыкальный центр;

комплект кассет, дисков;

детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки,

барабан, детское пианино (игрушечное), бубен, губная гармошка,

маракасы, трещотка, деревянные ложки и др.;

звучащие предметы-заместители, пластиковые прозрачные емкости с

разными наполнителями: горохом, желудями, камешками;

музыкальные шкатулки, игрушки;

микрофон, караоке.

Приемная.

33

Стенд «Мы художники» (для выставок работ детей по рисованию,

аппликации, выставок совместных работ детей и родителей, выставки

авторских работ);

индивидуальные шкафчики для одежды детей с определением

индивидуальной принадлежности ( в картинках), «алгоритм» процесса

одевания;

мини-библиотека методической литературы для родителей, книги для

чтения детям дома;

« Вот как мы живем» (постоянно обновляющаяся фотовыставка о

жизни в группе); фотоальбом « Моя семья», « Семейный очаг»

(постоянно обновляющаяся фотовыставка); «Здоровейка» (информация

о лечебно-профилактических мероприятиях ,проводимых в детском

саду); «Игротека» (рекомендации родителям по организации досуга

детей, материалы для игр и домашних занятий); «Визитная книга»-

информационный стенд (режим работы детского сада и группы,

расписание работы специалистов, рекомендации специалистов,

объявления);

бюро находок «Маша-растеряша», «Календарь жизни группы» -

отмечают дни рождения, праздники, экскурсии, музыкальные и

спортивные развлечения.

Модель организации развивающей предметно-пространственной среды

на прогулочном участке включает в себя разнообразные центры детской

активности(табл.2.1):

спортивно-игровое пространство,

беседку для дидактических игр,

веранду,

огород.

Веранда.

Цель: игры малой подвижности, беседы.

34

зона игр;

зона творчества;

зона отдыха.

Спортивно-игровое пространство.

Цель:

Развитие ловкости, координации движений, произвольной

регуляции в ходе выполнения заданий, развитие игровой деятельности.

песочница;

качели, машина, кораблик

горка;

лесенка вертикальная;

дорожка здоровья.

Беседка для дидактических игр.

Цель: Интеллектуальное развитие детей

настольные игры;

карандаши, бумага;

Огород.

Цель:

Формирование

чувства

заботы

и

бережного

отношения

к

окружающей среде.

Разбиты грядки с основными овощами.

В

Приложении 1 представлена

«Организация образовательного

пространства группы для детей среднего дошкольного возраста».

В Приложении 2 представлена

«Организация развивающей предметно-

пространственной среды на прогулочном участке МБДОУ».

Таким

образом,

одним

из

необходимых

условий

образования

дошкольников в условиях

реализации ФГОС дошкольного образования

является

создание

развивающего

пространства,

способствующего

формированию личности каждого ребёнка, полноценному его развитию в

соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, становлению

гуманных отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

35

2.3

Рекомендации

для

воспитателей

по

проектированию

развивающей предметно-пространственной среды ДОУ

Создавая развивающую предметно-пространственную среду необходимо

помнить:

среда

должна

выполнять

образовательную,

развивающую,

воспитывающую,

стимулирующую,

организованную,

коммуникативную

функции.

Но

самое

главное

она

должна

работать

на

развитие

самостоятельности и самодеятельности ребенка.

1. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства.

Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

2. Форма

и

дизайн

предметов

направлены

на

безопасность

и

соответствовать возрасту детей группы.

3. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

4. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской

экспериментальной деятельности.

5. Организуя

развивающую

предметно-пространственную

среду

в

групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического

развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные

особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели

эмоциональной сферы.

6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными

тонами.

7. При создании развивающего пространства в групповом помещении

необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

8. Развивающая предметно – пространственная среда группы должна

меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения,

образовательной программы.

Важно, что развивающая предметная среда имеет характер открытой,

незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых

обстоятельствах

предметный

мир,

окружающий

ребенка,

необходимо

36

пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного

возраста.

Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную

среду

любой

возрастной

группы

в

ДОУ,

необходимо

учитывать

психологические

основы

конструктивного

взаимодействия

участников

воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной

среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной

группы, на которую нацелена данная среда.

Обогащение предметных и социальных условий деятельности ребенка

ведет

к

обогащению

его

сознания

и

психологического

содержания

деятельности.

В

такой

среде

дошкольник

включается

в

активную

познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность,

творческое

воображение,

умственные

и

художественные

способности,

коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности.

При организации развивающей предметно - пространственной среды в

групповом

помещении,

раздевалках,

коридорах,

холлах,

на

территории

детского сада необходимо постараться учесть все, что будет способствовать

становлению

базовых

характеристик

личности

каждого

ребенка:

закономерности психического развития, показатели здоровья дошкольников,

психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и

речевого развития.

Формирование

развивающей

предметно-пространственной

среды

в

дошкольном образовательном учреждении с учётом интеграции обеспечивает

синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и

формирование интегративных качеств личности дошкольника в процессе

воспитания и непосредственно образовательной деятельности в условиях ДОУ.

Правильно созданная среда дает возможность приобщать всех детей к

активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по

интересам,

что

обеспечивается

разнообразием

предметного

содержания,

37

доступностью и удобством размещения материалов. Воспитанники меньше

будут конфликтовать между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового

пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью.

Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует

об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Важно,

чтобы развивающая предметно – пространственная среда стала соответствовать

всем требованиям нормативных документов к основной образовательной

программе ДОУ.

В практической части работы был проведен анализ развивающей

предметно-пространственной среды в МБДОУ « ДС № 452 г. Челябинска» с

учетом ФГОС дошкольного образования. Исходя из данного анализа, нами

была создана модель развивающей предметно-пространственной среды в

средней группе и прогулочного участка ДОУ.

Таким

образом,

правильно

созданная

развивающая

предметно-

пространственная среда дает возможность приобщать всех детей к активной

самостоятельной

деятельности.

Каждый

ребенок

выбирает

занятие

по

интересам,

что

обеспечивается

разнообразием

предметного

содержания,

доступностью и удобством размещения материалов.

38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и

социальными

реформами,

увеличилась

ценность

образования,

возросла

потребность его качества.

В связи с этим, основная задача педагогических работников в ДОУ

состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую

среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности,

познавать

способы

образного

воссоздания

мира

и

языка

искусств,

реализовывать

познавательно-эстетические

и

культурно-коммуникативные

потребности в свободном выборе.

В первой главе реферата мы сделали исторический экскурс, дали

определение

развивающей

предметно-пространственной

среды,

уточнили

список нормативных документов, оказывающих влияние на формирование

развивающей среды, определили основные требования к проектированию

развивающей предметно-пространственной среды.

Во второй главе реферата мы провели анализ развивающей предметно-

пространственной среды в МБДОУ с учетом ФГОС дошкольного образования

и перешли к проектированию развивающей предметно-пространственной

среды, рассмотрели опыт его внедрения в средней группе МБДОУ «ДС № 452

г. Челябинска».

Развивающая предметно пространственная среда является основным

средством формирования личности ребенка и является источником его знаний

и социального опыта, она должна обеспечивать безопасность их жизни,

способствовать

укреплению

здоровья,

способствовать

развитию

его

индивидуализации и инициативности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском

саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на

формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему

миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом

39

определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в

частности - с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа

обладает

своими

специфическими

психолого-педагогическими

характеристиками, с учетом определенных принципов

и

требований

указанных в ФГОС дошкольного образования.

Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре,

позволяющей

ребёнку

проявить

полную

активность,

наиболее

полно

реализовать себя. Игровое пространство должно иметь свободно определяемые

элементы

в

рамках

игровой

площади,

которые

давали

бы

простор

изобретательству, открытиям.

Важно, что развивающая предметно-пространственная

среда имеет

характер

открытой,

незамкнутой

системы,

способной

к

изменению,

корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и

развивающаяся.

При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка,

необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям

определенного возраста. Только тогда среда способствует формированию

познавательной, речевой, двигательной и творческой активности. В рамках

нашего исследования были решены следующие задачи:

1. Изучили

психолого-педагогическую

литературу

по

проблеме

исследования.

2. Раскрыли

особенности

построения

развивающей предметно-

пространственной

среды

в

ДОУ

в

соответствии

с

Федеральным

государственным образовательным стандартом дошкольного образования

3. Описали особенности организации образовательного пространства

группы для детей среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, решены,

цель достигнута.

40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Авдулова,

Т.П.

Насыщенность

образовательной

среды

и

ее

психологическая безопасность/ Авдулова, Т.П. // Справочник старшего

воспитателя.- 2014 .-№8. – [С.21-22.]

2. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии

личности / Артамонова, О. // Дошкольное воспитание. - 2005.-№4. – [С.14-15. ]

3. Виноградова, Н.А. Интерактивная предметно-развивающая среда

детского сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М.:

Перспектива, 2011. – [122 с.]

5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Выготский, Л.С.- М.:

Педагогика, 2007. – [197 с.]

6. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения/ Давыдов, В. В.- М.,

1986. – [212 с.]

7.

Едакова,

И.Б.

Управление

качеством

организации

предметно-

пространственной среды в ДОУ/ И.Б. Едакова, Колосова И.В., Обухова

С.Н.,Семенова

М.Л.,Сваталова

Т.А.

-

Челябинск:

Изд-во

«Челябинская

государственная медицинская академия», 2009. – 147 с.

8.

Кабанова,

О.А.

Организация

развивающей

предметно-

пространственной среды в соответствии с федеральным государственным

образовательным

стандартом

дошкольного

образования:

методические

рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных

организаций и родителей детей дошкольного возраста/ Кабанова, О.А., Алиева

Э.Ф., Радионова О.Р. и др.-М.: Федеральный институт развития образования,

2014. –[ 96 с.]

9. Комарова, О.А. Обеспечение вариативности развивающей среды /

Комарова, О.А. // Справочник старшего воспитателя. - 2014.-№8.-[ С.12-15.]

41

10. Комарова, О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с

образовательными областями / Комарова, О.А. // Справочник старшего

воспитателя. - 2014г. -№8. –[ С.15-18.]

11.

Краткий

психологический

словарь/под

ред.А.В.Петровского,

М.Я.Ярошевского. - М., 2005 – [189 с.]

12. Красношлык, З.П. Психолого-педагогические основы организации

предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении /

З.П.Красношлык// Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар.

науч.конф. ( г. Чита, февраль 2013г.).-Чита: Издательство Молодой ученый,

2013. – [81с.]

13. Леонтьев, А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С.

Выготского

(критическое

исследование)/

Леонтьев,

А.Н.

//

Вопросы

психологии. - 2006. - №1. - [С.27-31.]

14. Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул

интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника

«Гном-Пресс» / Марецкая, Н.И. - 2005. – [135 с.]

15. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / Новоселова,

С.Л. // Дошкольное воспитание. - 2005.-№4. – [С.14-15.]

16. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: методические

рекомендации

по

проектированию

вариативных

дизайн

–проектов

развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных

комплексах / С.Л.Новоселова. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. –[146

с.]

17. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в

детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Нищева, Н.В. -

СПб.: «Детство-Пресс», 2007. – [125 с.]

42

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Организация образовательного пространства

для детей среднего дошкольного возраста (см. Таблица 1.1.)

Таблица 1.1. - Организация образовательного пространства для детей

среднего дошкольного возраста

Оборудование

Цели

Приемная

1.Шкафчики с определением индивидуальной

принадлежности

(фотографиями

детей

в

картинках), «алгоритм» процесса одевания.

2. Информационные стенды для взрослых: «Мы

художники» (постоянно обновляющая выставка

достижений детей в разных областях); « Вот как

мы

живем»

(постоянно

обновляющаяся

фотовыставка о жизни в группе); фотоальбом «

Моя семья», « Семейный очаг» (постоянно

обновляющаяся

фотовыставка);

«Здоровейка»(информация

о

лечебно-

профилактических мероприятиях ,проводимых в

детском

саду);

«Игротека»

(рекомендации

родителям

по

организации

досуга

детей,

материалы

для

игр

и

домашних

занятий);

«Визитная

книга»-информационный

стенд

(режим

работы

детского

сада

и

группы,

расписание работы специалистов, рекомендации

специалистов,

объявления);

мини-библиотека

методической литературы для родителей, книги

1.Формирование

навыков

самообслуживания,

умения

одеваться

и

раздеваться.

2.Формирование

навыков

общения,

умения приветствовать

друг друга, прощаться

друг с другом.

3.Привлечение

к

процессу

воспитательной работы

родителей,

создание

содружества педагогов

и родителей.

43

для чтения детям дома; бюро находок «Маша-

растеряша».

«Календарь

жизни

группы»

-

отмечают дни рождения, праздники, экскурсии,

музыкальные и спортивные развлечения.

Уголок конструирования

1.Крупный строительный конструктор.

2.Средний строительный конструктор.

3.Мелкий пластмассовый конструктор.

4.Тематический строительный набор (для мелких

персонажей): город, замок, ферма (зоопарк),

домик, гараж, бензозаправка.

5.Рисунки

и

простые

схемы,

алгоритмы

выполнения построек.

8. «Автосалон»: игрушечный транспорт средний

и крупный. Машины грузовые и легковые,

пожарная машина, машина «скорой помощи»,

подъемный кран, железная дорога, кораблики,

лодки, самолеты

9.Небольшие

игрушки

для

обыгрывания

построек (фигурки людей и животных и т.п.)

10.Нетрадиционный

материал:

подборка

из

бросового

материала

бумажные

коробки,

цилиндры,

катушки,

конусы,

пластиковые

бутылки, пробки и т.п.

11. Мягкие игровые модули.

1.Развитие

пространственных

представлений,

конструктивного

мышления,

мелкой

моторики,

творческого

воображения.

Уголок ПДД

1.Полотно с изображением дорог, пешеходных

переходов из дерматина, чтобы можно было

складывать и убирать

1.Формирование знаний

о правилах дорожного

движения

в

игре

и

44

2.Мелкий транспорт.

3.Макеты домов, деревьев, дорожных знаков,

светофор.

5.Небольшие игрушки (фигурки людей).

повседневной жизни.

Уголок художественного творчества

1.

Восковые мелки, цветной мел, простые и

цветные карандаши, гуашь, акварельные краски,

пластилин, глина.

2.Цветная

и

белая

бумага,

картон,

обои,

наклейки, ткани, самоклеящаяся пленка.

3.Кисти, поролон, печатки, клише, клейстер,

трафареты, схемы, стек, ножницы с тупыми

концами, розетки для клея, подносы для форм и

обрезков

бумаги,

доски,

палитра,

банки,

салфетки из ткани.

4.Наборное

полотно,

доска,

ковролиновое

полотно, магнитная доска.

Развитие

пальчиковой

моторики,

тактильных

ощущений,

цветовосприятия

и

цветоразличения,

творческих

способностей.

Центр дидактических игр

Материал по математике и сенсорике .

1. Игры на развитие мелкой моторики: мозаика

разных форм и цвета (мелкая), доски-вкладыши,

шнуровки.

2.

Игры

с

элементами

моделирования

и

замещения. Лото, парные картинки и другие

настольно-печатные игры.

2.Ковролиновое

полотно,

наборное

полотно,

магнитная доска.

3.Комплект геометрических фигур, предметов

различной

геометрической

формы,

счетный

1.Развитие мышления и

пальцевой моторики.

Совершенствование

операций вкладывания,

наложения, соединения

частей в целое.

2.Развитие зрительного

восприятия и внимания.

Совершенствование

обследовательских

45

материал на «липучках», набор разноцветных

палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого

цвета), наборы для сериации по величине (6-8

элементов).

4.Различные мелкие фигурки и нетрадиционный

материал (шишки, желуди, камушки) для счета.

5.

Занимательный

и

познавательный

математический

материал:

рамки

вкладыши,

логико-математические игры:

блоки Дьенеша,

палочки Кюизенера.

7.Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-

8 элементов).

8.Игрушки-головоломки (из 4-5 элементов).

9.Платформа

с

колышками

и

шнуром

для

воспроизведения форм.

10.Горки (наклонные плоскости) для шариков.

11.Часы с круглым циферблатом и стрелками.

12.Счеты напольные

13.Набор кубиков с цифрами.

14.Набор карточек с изображением количества

(от 1 до5) и цифр.

15.Наборы моделей: деление на части.

Материал по развитию речи и познавательной

деятельности

1.Наборы

картинок

для

группировки

и

обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные,

птицы, рыбы, насекомые, расте-ния, продукты

питания, одежда, мебель, здания, транспорт,

профессии, предметы обихода и др.

навыков.

3.Обучение

группировке предметов

по

цвету,

размеру,

форме.

4.Выявление отношения

групп

предметов

по

количеству и числу.

5.Обучение

определению

количества

путем

отсчитывания

и

пересчитывания (до 5).

6.Развитие потребности

в

познании

окружающего мира.

7.Формирование

интереса к

познавательной

деятельности.

8.Совершенствование

операций

сравнения,

анализа,

классификации,

сериации, обобщения.

9.Формирование

потребности в

обогащении словаря.

10.Развитие

связной

46

2.Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8

частей.

3.Наборы

парных

картинок

на

соотнесение

(сравнение): найди отличия (по внешнему виду),

ошибки (по смыслу).

4.Наборы табличек и карточек для сравнения по

1-2 признакам (логические таблицы).

5.Наборы предметных картинок для группировки

по разным признакам (2-3) последовательно или

одновременно (назначение, цвет, величина).

6.Серии картинок (по 4-6) для установления

последовательности

событий

(сказки,

социобытовые ситуации, литературные сюжеты).

7.Серии картинок «Времена года» (сезонные

явления и деятельность людей).

8.Сюжетные

картинки

с

разной

тематикой,

крупного и мелкого формата.

9.Разрезные (складные) кубики с сюжетными

картинками (6-8 частей).

10.Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).

11.Разрезные контурные картинки (4-6 частей).

12.Набор кубиков с буквами.

13.Набор карточек с изображением предмета и

названием.

речи.

11.Формирование

правильного

произношения

звуков

речи

и

их

дифференциал.

Книжный уголок

1.Стеллаж для книг, стол и два стульчика,

мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от

зон подвижных игр.

2.Детские книги по программе, любимые книжки

1.Совершенствование

умения

обращаться

с

книгой,

расширение

представлений

об

47

детей, два-три постоянно меняемых детских

журналов, книги по интересам, по истории и

культуре русского и других народов.

3. Иллюстративный материал в соответствии с

рекомендациями программы.

3.Альбомы

для

рассматривания

с

видами

природы и достопримечательностями Южного

Урала.

окружающем.

Музыкальная студия

1.

Музыкальные

инструменты:

металлофон,

барабан,

бубен,

колокольчики,

трещотка,

треугольник.

2.Магнитофон.

3.Пластиковые прозрачные емкости с разными

наполнителями: горохом, желудями, камешками.

4.Нетрадиционные музыкальные инструменты

5. Аудиокасеты с записью детских песенок,

музыки П.Чайковского, М.Глинки и др.

1.Развитие

слухового

восприятия и внимания.

2.Формирование

исполнительских

навыков.

Театральная студия

1.Ширма, две маленькие ширмы для настольного

театра.

2.Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания

сказок.

3.Игрушки и куклы различных видов театра:

плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-

ба-бо: семья и сказочные персонажи).

4.Звери и птицы, объемные и плоскостные на

подставках, мелкие, 7-10 см.

5.Фигурки сказочных персонажей, плоскостные

1.Развитие

творчества

детей

на

основе

литературных

произведений.

2.Формирование

умения

ставить

несложные

представления.

3.Развитие интереса к

театрально-

игровой

48

на подставках (мелкие).

7.Тематический набор сказочных персонажей

(объемные, средние и мелкие).

8.Набор фигурок: семья.

9.Набор масок: животные, сказочные персонажи.

деятельности.

Спортивный уголок

1.Мячи большие, малые, средние.

2.Обручи.

3.Толстая веревка или шнур, скакалки.

4.Флажки.

5.Гимнастические палки.

6.Модульные

конструкции

для

пролезания,

подлезания, перелезания.

7.Кольцеброс.

8.Ленточки, платочки.

9.Кегли.

10.Мешочки с грузом (малый и большой).

11.Дорожки с пуговицами, ребристые дорожки.

12.Нетрадиционное спортивное оборудование.

13. Мягкие спортивно-игровые модули.

1.Развитие

ловкости,

координации движений.

2.Обучение

основным

движениям

и

спортивным

упражнениям: прыжки с

места,

метание

предметов

разными

способами и т. д.

3.Совершенствование

умение

бросать

и

ловить мяч.

Центр сюжетно-ролевой игры

1.Кукольная

мебель:

стол,

стулья,

кровать,

диванчик,

кухонная

плита,

шкафчик,

набор

мебели для кукол среднего размера, кукольный

дом (для кукол среднего размера).

2.Игрушечная посуда: набор чайной посуды

(крупной и средней), набор кухонной и столовой

посуды.

3.Комплект

кукольных

постельных

1.Формирование

ролевых действий.

2.Стимуляция сюжетно-

ролевой игры.

3.Формирование

коммуникативных

навыков в игре.

49

принадлежностей (3 шт.).

4.Куклы крупные (2 шт.) и средние (6 шт.).

5.Кукольная коляска (2 шт.).

6.Атрибуты

для

игр

с

производственным

сюжетом, отражающих профессиональный труд

людей:

«Магазин»,

«Больница»,

«Парикмахерская»

-

«Салон

«Очарование»,

«Кафе», «Пароход», «Моряки» и др.; с бытовым

сюжетом «Семья», «Детский сад», «На дачу» и

т.д.

7.Разные атрибуты для ряженья: шляпы, очки,

шали, юбки, каска, фуражка и т.д

8.Мягкие игрушки (средние и крупные).

4.Развитие

подражательности

и

творческих

способностей.

Центр познавательно-исследовательской деятельности

Центр воды и песка

1.Стол с углублениями для воды и песка, с

рабочей

поверхностью

из

пластика

или

пластмассовые

тазики,

пластиковый

коврик,

халатики, нарукавники.

2. «Волшебный сундучок», «Кладовая лесовичка»

Природный

материал:

песок,

вода,

глина,

камешки,

ракушки,

деревяшки,

различные

плоды, кора, перышки, шишки, листочки.

3.Емкости разной вместимости, ложки, лопатки,

палочки, воронки, сито, игрушки

для игр с

водой, формочки.

4.Плавающие

и

тонущие,

металлические

и

неметаллические предметы, магнит, ветряные

мельницы (вертушки).

1.Расширение

чувственного

опыта

детей,

стимуляция

тонких движений руки.

2.Развитие

умения

экспериментировать

с

разными материалами.

3.Обогащение знаний о

свойствах

природных

материалов.

1.Развитие

50

5.Приборы: микроскоп, лупа, песочные весы,

компас, разные термометры.

6.Зеркальце для игр с солнечным зайчиком.

Уголок природы

Календарь природы

1.Картина сезона, модели года и суток.

2.Календарь

с

моделями

значками

(ясно,

пасмурно,

дождливо,

облачно

и

т.п.)

и

указывающей

на

них

передвигающейся

стрелкой.

3.Рисунки детей по теме «Природа в разные

времена года».

4.Бумажная кукла с разной одеждой.

В уголке природы устраиваются выставки:

«Осенний урожай», могут находиться макеты

леса, поля, луга, парка, зоопарка, сезонные

макеты

наблюдательности,

восприятия, творческих

способностей.

2.Совершенствование

умения

определять

состояние погоды.

Уголок краеведения

1.Альбомы:

«Наша

семья»,

«Улицы

города

Челябинска», «Мой город», «Наш детский сад».

2.Художественная литература: стихи, рассказы,

загадки, потешки; рассказы и стихотворения о

городе, области, крае.

3.Папки-передвижки:

«Челябинск

в

разные

времена года», «Животный и растительный мир

Урала».

4.Аудио и видеокассеты о природе родного края.

5.Куклы в национальных костюмах.

6.Декоративно-прикладное искусство уральского

1.Воспитание

устойчивого интереса и

положительного

отношения к народной

культуре.

2.Развитие

познавательного

интереса

к

родному

городу,

его

росту

и

благоустройству.

51

народа.

7.Рисунки

и

поделки

детей,

посвященные

родному краю.

Уголок уединения

Место,

отгороженное

от

всех

ширмой

или

занавеской, ткани разных размеров.

Комната гигиенического воспитания

1.

Традиционная обстановка

2.

Раковины

3.

Кабинки

4.

Алгоритм умывания

5.

Индивидуальные полотенца

Развитие

опрятности,

навыков

самообслуживания

52

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Организация развивающей предметно-пространственной среды на

прогулочном участке МБДОУ (см. Таблица 2.1.)

Таблица 2.1. - Организация развивающей предметно-пространственной

среды на прогулочном участке МБДОУ

Оборудование

Цели

Веранда

1.Зона игр

2.Зона творчества

3.Зона отдыха

Игры малой подвижности, беседы

Спортивно-игровое пространство

1.Песочница

2.Качели,машина,кораблик.

3.Горка

4. Лесенка вертикальная

5.Дорожка здоровья

Развитие ловкости , координации

движений, произвольной регуляции в

ходе выполнения заданий

Беседка для дидактических игр

1.Настольные игры

2.Карандаши, бумага

Интеллектуальное развитие детей

Огород

Разбиты грядки с основными овощам

Формирование чувства заботы и

бережного отношения к окружающей

среде

53

54



В раздел образования