Автор: Марина Алимурзовна Джамзарова
Должность: Воспитательница
Учебное заведение: МБДОУ д/сад "Звёздочка"
Населённый пункт: а. Зеюко, КЧР Хабезский р-н
Наименование материала: Мастер-класс для родителей (по проекту)
Тема: "Нетрадиционные техники рисования с детьми в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для родителей
«Нетрадиционные техники
рисования с детьми в ДОУ»
В старшей группе №1
«Пчёлка»
Воспитатель: Джамзарова М.А.
Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс, познакомить
родителей с приемами и способами изображения.
Задачи:
Формировать навыки, умения организовывать совместную
деятельность с детьми.
Раскрыть значение нетрадиционных приемов изобразительной
деятельности в работе с дошкольниками для развития их воображения,
творческого мышления и творческой активности.
Сформировать у родителей интерес к деятельности детей на занятиях
по рисованию.
Дать возможность родителям проявить свое художественное
творчество, используя в своей работе понравившиеся изобразительные
средства.
Форма мероприятия: мастер-класс для родителей.
Участники: родители воспитанников.
Материально-техническое оснащение: проектор, записи детских
песен, презентация «Нетрадиционные техники рисования»;
на столах: кисточки, наборы гуашевых красок по количеству
участников, влажные салфетки, салфетки, баночки с водой, листы
белой бумаги, доски для лепки, малярные кисточки, кисточки разных
размеров, коктейльная трубочка, коктейльная трубочка с разрезанным
на четыре части кончиком, лист бумаги.
Ход мастер - класса:
Вос-ль: Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада видеть Вас!
Наша сегодняшняя встреча необычна. Сегодня Вы сможете проявить
свою фантазию и творчество. Тема нашей встречи «Нетрадиционные
техники рисования для детей старшего дошкольного возраста».
Вос-ль: Спасибо вам большое уважаемые родители. Прежде, чем мы
перейдем к теме, я хотела бы преподнести вам «подарки» от Ваших
детей. Они приготовили для Вас свои ладошки (из бумаги) и
нарисовали на них свои сердечки. А вы напишите на каждом пальчике
как вы называете ласково своего ребёнка. (Включаю спокойную
музыку.)
Презентация для родителей:
Вос-ль: Одна из задач на учебный год нашей группы: художественно-
эстетическое развитие детей. Этому способствует, кроме многого
другого, рисование. Рисование - одно из самых любимых занятий
ребенка. Еще не научившись полно и ясно излагать свои мысли с
помощью речи, ребенок начинает пятнышком, линией, цветом
передавать на бумаге впечатления и фантазии.
Поэтому сегодня мы поговорим о значении рисования для развития
детей и познакомимся с нетрадиционными техниками рисования для
детей старшего дошкольного возраста, которые мы используем в
работе с детьми.
Рисование имеет огромное значение в формировании личности
ребенка. Рисование развивает интеллектуальные способности
малыша, мелкую моторику рук, память, внимание, учит ребенка
думать, анализировать, помогает закреплять знание о цвете и форме,
соизмерять, сравнивать, сочинять, воображать, тренирует
координацию движений глаз и руки. Всё это обязательно пригодится
при обучении чтению и письму. Наблюдая за детьми, я убедилась, что
они любят рисовать не только стандартно, но и рисовать
нетрадиционными способами.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового,
оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и
цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать,
пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное,
самовыражаться.
Изобразительная деятельность находится в очень тонких и
своеобразных связях с умственной деятельностью ребёнка с
нарушением зрения, с его личностными качествами характера и
поведения, а так же с тем своеобразием специфических особенностей,
которые возникают на фоне зрительной патологии. Рисование
оказывает разностороннее влияние на формирование всей личности
ребёнка. Прежде всего оно, являясь одним из средств отражения
предметного мира, способствует развитию познавательной
деятельности.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов,
инструментов, способов рисования, которые не являются
общепринятыми, традиционными, широко известными. В процессе
нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие
занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая
активность, работоспособность на протяжении всего времени,
отведенного на выполнение задания.
Я уверена, что вы, родители, тоже рисуете с детьми, но скорее всего
это карандаши и фломастеры, иногда краски. Это, скорее всего,
связано с тем, что дети оставляют запачканные столы, стулья, одежду
и стены. Но детям в этом возрасте необходимо рисовать красками. И
совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается,
главное, чтобы он получал удовольствие от общения с красками и
радовался результатам своего труда. А от рисования необычными
способами дети получают еще больше удовольствия и радости.
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми нетрадиционными
техниками рисования для детей старшего дошкольного возраста.
В старшей группе можно использовать такие техники, как
- рисование пальчиками, ладошкой,
- воском и акварелью,
- поролоном.
- кляксографии,
- отпечатков,
- точечное рисование,
- набрызг,
- предметная монотипия и многие другие способы.
Практическая часть
Вос-ль: Я предлагаю сегодня всем нам стать на некоторое время
необычными художниками. Мы увидим и узнаем много интересного, а
так же многое сможем сделать своими руками. Готовы? Тогда начнем.
Вос-ль: Перед Вами лежат материалы для нашего необычного
творчества. Сегодня мы с вами нарисуем весёлый весенний пейзаж в
нетрадиционной технике.
Для этого нам понадобятся: малярная кисть, кисти разных размеров:
кисть №9, кисть №2, коктейльная трубочка, ещё одна коктейльная
трубочка с разрезанным кончиком на 4 части, бумага А4, доска для
лепки. Разведенные гуашевые краски: синего и голубого цветов.
Краска зелёного цвета и белила. В отдельной тарелочке розовая краска
(белила и красная краска) краски не должны быть густыми.
Стаканчики с водой.
Нейро-упражнение: «Кулак-ребро-ладонь»
Руки лежат на столе. Сначала сжимаем ладонь в кулак и слегка
касаемся стола; затем делаем то же самое ребром ладони; и, наконец,
кладём руку на стол ладонью вниз. Вос-ль подсказывает, какое
движение нужно выполнить, чтобы участвующие в выполнении
нейро-упражнения не запутались. Повторив упражнение несколько раз
одной рукой, можно переходить ко второй. Постепенно скорость
увеличивается, и упражнение выполняется обеими руками и без
подсказок вос-ля.
Вос-ль: Наши ручки подготовлены. Ну, что ж начинаем. Слегка
увлажняем кисть, набираем яркие весенние цвета для неба – краска
синего цвета и начинаем наносить синюю краску на доску для лепки.
Начинаем с самого верха, наносим краску не оставляя неокрашенных
участков. Теперь на эту же кисть не промывая синюю краску набираем
краску голубого цвета, не боясь что краски смешаются смело наносим
голубой цвет на доску.
Вос-ль: А теперь совершим красивый переход. Набираем яркий
солнечный цвет (белый) и ставим белые точки на закрашенную
поверхность.
Вос-ль: Затем набираем краску зелёного цвета для земли. Наносить
краску нужно быстро, чтобы она не успела высохнуть. Наносим такой
яркий травянистый цвет. Стараемся, чтобы не было просвета. Вот и
наш фон готов.
Вос-ль: Теперь нужно подготовить лист бумаги. Берём малярную
кисть, смачиваем, убираем лишнюю влагу и увлажняем лист бумаги.
Теперь берём смоченную бумагу и прикладываем к доске для лепки.
Прижимаем лист плотно и разглаживаем хорошенько круговыми
движениями, чтобы у нас получился красивый отпечаток – фон.
Снимаем лист и у нас получился яркий красивый весенний фон.
Гимнастика для глаз: «Часы»
Тик-так, тик-так
Все часы идут вот так:
тик-так, тик-так,
Налево раз, направо раз,
Мы тоже можем так,
Тик-так, тик-так.
Вос-ль: Следующий этап нашего мастер – класса это рисование
дерева. Берём кисточку тоненькую, набираем чёрную краску, делим
наш весенний фон и по центру наносим краску (ставим капельки) в
нижней части бумаги.
Берём коктейльную трубочку и начинаем раздувать капельку – это
скелет дерева. Для того чтобы легче было раздувать капельку
поможем себе слегка приподняв лист с наклоном, раздуваем краску до
конца. Если не хватило добавляем капельки краски и рисуем красивое
развесистое дерево. Где плохо прорисовались веточки помогаем
кисточкой прорисовав веточки. Вот такое дерево у нас получилось.
Вос-ль: А теперь самое время делать его по настоящему весенним.
Для следующего этапа нашего творчества нам понадобятся ½ часть
листа бумги. Берём этот листочек и начинаем сминать его. Делаем из
него шарик прокатив его между ладонями. Чем мягче шарик, тем
красивее будет рисунок. Из полученного шарика мы будем
отпечатывать крону цветущего дерева.
Вос-ль: Берём гуашь розового цвета (смешали белила и красный
гуашь) окунаем туда наш шарик- бумажный и начинаем наносить
отпечатки на крону нашего дерева прыгающими движениями.
Вос-ль: Дерево у нас почти готово нужно лишь нанести завершающие
штрихи. Для этого берём коктейльную трубочку с разрезиками и с
помощью этих лепестков на кончике коктейльной трубочки
подчеркнём наш рисунок настоящими цветочками.
Вос-ль: Окунаем трубочку в краску розового цвета прижимаем к
бумаге и оставляемотпечатки настоящих цветочков. Прорисовываем
цветочки и на земле т.к.иногда когда дует ветер, то лепестки
цветочков облетают и красиво укрывают землю.
Вос-ль: Я вижу Ваши замечательные работы. Вы можете показать их
вашим детям, и я уверена – им понравится ваше творчество!
Рефлексия. "Корзина пожеланий"
Всем участникам раздаются небольшие листы бумаги, предлагается
написать то, чего ему бы хотелось пожелать присутствующим, при
этом ни к кому конкретно не обращаясь, и опустить листок в «Корзину
пожеланий» Затем воспитатель перемешивает все пожелания, и
родители вытаскивают из нее пожелания для себя.
Вос-ль: Вот и подошла к концу наша встреча.
Подводя итог, я хочу дать Вам несколько рекомендаций:
- Располагайте материалы для рисования в поле зрения малыша, чтобы
возникало желание творить.
- Хвалите своего ребенка, помогайте, доверяйте ему. Ведь ваш ребенок
индивидуален.
Надеемся, что мастер – класс не прошел даром и теперь вместе с
детьми вы можете создать замечательные оригинальные работы.
Благодарим за активное участие и творческую работу.