Автор: Анна Сергеевна Менькова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад"Лукоморье" с/п"Колокольчик" г.Михайловка Волгоградской области
Населённый пункт: г.Михайловка Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование навыков безопасного поведения детей посредством использования в образовательном процессе инновационных технологий
Раздел: дошкольное образование
Формирование навыков безопасного поведения детей
посредством использования в образовательном процессе
инновационных технологий
Об актуальности темы безопасности ребенка можно говорить много, и все
будет главное. Как защитить малышей от опасных ситуаций на дороге? Как
объяснить ту или иную жизненную ситуацию при встрече с незнакомыми
людьми? Что нужно делать, чтоб сберечь здоровье? Рассматривая понятие
«безопасность», мы понимаем, что то, что для взрослого не является
проблематичной ситуацией, то для ребенка может стать трагическим
последствием. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы
меньше травм и несчастных случаев Безопасность – это не просто сумма
усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и
дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития
у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные
формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях,
могут использоваться лишь частично и большое внимание надо уделять
организации различных видов деятельности, направленных на приобретение
детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей,
они должны уметь применять в реальной жизни, на практике .В требованиях
к структуре основной образовательной программы дошкольного образования
и ее объему ФГОС ДО обозначает, что содержание программы должно
обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные
области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
В организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по
формированию основ безопасности жизнедеятельности мы опираемся на
программу «Безопасность» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной.
Программа включает основные разделы: «Ребенок и другие люди», «Ребенок
и
природа»,
«Ребенок
дома»,
«Здоровье
ребенка»,
«Эмоциональное
благополучие
ребенка»,
«Ребенок
на
улице».
По
данной
программе
организуется непосредственно образовательная деятельность 2 раза в месяц.
В ФГОС ДО отмечается, что образовательная деятельность осуществляется в
формах:
- непосредственно образовательной деятельности (НОД, не связанной с
одновременным проведением режимных моментов);
- совместной деятельности педагога и детей; - образовательной деятельности,
осуществляемой в режимных моментах (во время утреннего прихода детей,
прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.);
- взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.
Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс
лишь в той степени может развивать ребенка, в какой педагог умеет им
грамотно управлять. Успех определяет методы и приемы образования
воспитанников. Использование инновационных педагогических технологий
открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и
одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод
актуален
и
очень
эффективен,
он
дает
ребенку
возможность
экспериментировать,
синтезировать
полученные
знания,
развивать
творческие способности и коммуникативные навыки. Эта инновация
признана одной из основных при реализации принципа непрерывности
образования.
Развитие навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста я
начала с выявления уровня их знаний и интересов через проведение бесед,
наблюдений, игровых занятий.
Я определила цель своей работы: создание условий для формирования
компетенций
безопасного
поведения
у
дошкольников,
посредством
применения инновационных технологий
Поставила задачи:
1.
Изучить
новинки
методической
литературы
по
использованию
инновационных игровых технологий по обучению дошкольников основам
безопасности жизнедеятельности.
2. Сформировать у детей осознанное выполнение правил поведения,
обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях
улицы, транспорта, природы, быта.
3. Повысить образовательный уровень родителей по формированию у
дошкольников основ безопасности жизнедеятельности.
Изучив методические новинки, я выбрала современные педагогические
технологии в дошкольном образовании, которые направлены на реализацию
ФГОС дошкольного образования.
Что же означает сам термин «технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,
мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,
способов,
приёмов
обучения,
воспитательных
средств;
она
есть
организационно - методический инструментарий педагогического процесса
(Б.Т.Лихачёв).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. К числу
эффективных
современных
образовательных
технологий
в
системе
дошкольного образования относятся:
•
здоровьесберегающие технологии;
•
технологии проектной деятельности
•
технология исследовательской деятельности
•
информационно-коммуникационные технологии;
•
личностно-ориентированные технологии;
•
технология портфолио дошкольника и воспитателя
•
игровая технология
•
технология «ТРИЗ»
•
технологии предметно – развивающей среды.
Рассмотрим несколько инновационных технологий, которые я применяю в
своей практике по обучению детей безопасному поведению.
Технологии проектной деятельности
Технология «ТРИЗ»
Информационно-коммуникационные технологии
Игровые технологии
Вывод: Используя инновационные технологии старалась выбирать
методы и формы организации работы с детьми, инновационные
педагогические технологии, которые оптимально соответствуют
поставленной
цели
развития
личности.
В
общении
с
дошкольниками придерживалась
положения: «Не рядом, не над
ним,
а
вместе!».
Благодаря
этим
принципам
думаю,
что
технологический подход, то есть новые педагогические технологии
гарантируют
достижения
дошкольника
и
в
дальнейшем
гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с
заимствованиями.
Создание
технологии
невозможно
без
творчества. Считаю, что для педагога, научившегося работать на
технологическом
уровне,
всегда
будет
главным
ориентиром
познавательный процесс в его развивающемся состоянии.