Напоминание

«Использование приемов критического мышления для понимания детьми смысловой стороны художественного произведения"


Автор: Марина Владимировна Жданкова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Структурное подразделение "Детский сад" МАОУ "СОШ №17"
Населённый пункт: ПЕРМСКИЙ КРАЙ, СОЛИКАМСК
Наименование материала: Опыт работы
Тема: «Использование приемов критического мышления для понимания детьми смысловой стороны художественного произведения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование приемов критического мышления для понимания детьми

смысловой стороны художественного произведения"

Работа с детьми над функциональной грамотностью – этоответная реакция на

современные

вызовы

времени.

Формировать

предпосылки

этих

компетенций

целесообразно начинать в дошкольном возрасте.

Ориентируясь на единую муниципальную методическую тему, мы в течение

последних лет работаем в контексте данного направления.

Все понимают, что работать над формированием у детей предпосылок

читательской

грамотности

достаточно

тяжело.

Но,

нам

и

нашим

детям

посчастливилось! Помимо воспитателей в образовательном учреждении работают

узкие специалисты! Мы понимали, что эффективность и результативность от всей

работы будет намного выше, если действовать сообща всем специалистам.

Изначально

определились,

что

образовательная

деятельность

будет

осуществляться по технологии смыслового чтения, автором которой являются Е.В.

Бунеева, О.В. Чиндилова. Но реализовываться она будет через приемы критического

мышления,

т.к. они в основном ориентированы

на развитие у дошкольников

творческого и неординарного мышления.

На методическом совещании распределили функции следующим образом:

- воспитатели - организуют первичное знакомство с текстом, продолжают

дальнейшую работу над ним, делая акцент на идейную смысловую особенность

произведения, на работу

над фразеологизмами, синонимами, умением задавать

вопросы и пр.

-педагог- психолог с учителем – логопедом «подхватывают» уже знакомое детям

произведение и в ходе совместной деятельности (в режимных моментах), используя

приемы критического мышления,

будут побуждать детей к умозаключениям,

творческим размышлениям и фантазированию.

Для этого мы используем разные приемы. Но сегодня хотелось бы остановиться

на 3-х, на наш взгляд, самых эффективных и доступных. Покажу их на примере

произведения Н.Носова «Огурцы».

Прием «Корзина идей» на первом этапе работы над текстом.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы с воспитанниками,

когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить

все, что знают или думают дети по обсуждаемой теме. На доске можно нарисовать

значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все воспитанники вместе

знают об изучаемой теме.

Я предлагаю Вам попробовать поразмышлять, предложить свои идеи. На данном этапе

стараемся актуализировать знания детей о произведении (имена, герои, события), с

которым их познакомил воспитатель.

Произведение, которое я предлагаю обсудить называется «Огурцы».

А что вам приходит в голову, когда слышите о произведении Носова «Огурцы»?

Предположения детей складываем в «Корзину идей».

Ну что ж посмотрим, подтвердятся ли ваши предположения

.

Прием «Кубик Блума с вопросами» на втором этапе работы над текстом.

Этот прием направлен на активизацию знаний о предмете или теме, составление

предложений в виде ответа на вопросы.

На этом этапе акцентируем деятельность на развитие у детей творческого

размышления и фантазии.

Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

*назови…

*почему…

*объясни

*предложи

*придумай

*поделись. Это вариант для читающих детей. Или обозначение маркерами.

Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен

начинаться вопрос.

Предлагаю Вам поиграть. Вы кидаете кубик, а я задаю соответствующий вопрос.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы.

Ребенку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Предлагаю поразмышлять над названием произведения. Как бы ты его назвал.

Назови

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные

связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом,

явлением.

- как вы думаете, почему автор рассказал именно эту историю?

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных

аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

- объясни, если бы Котька не отнес обратно огурцы, что его могло ожидать?

Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет

применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи.

То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике,

для решения конкретных ситуаций.

- предложи свой вариант, как бы ты поступил на месте Котьки?

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент

предположения, вымысла.

-придумай, как бы развивался сюжет, если бы Павлик не отдал огурцы Котьке, а

понес домой?

Поделись. Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной

деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия,

оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть,

сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые

вызваны названной темой.

- если бы ты был на месте сторожа, мамы, Котьки, Павлика, какие чувства ты бы

испытал. Поделись

Прием «6 Шляп» на третьем этапе работы над текстом.

Прием шесть шляп – это метод критического мышления, который позволяет

взглянуть на проблемный вопрос с шести разных сторон.

В результате проделанной работы возникает свежее творческое решение, анализ

произведения. Так, суть метода заключается в том, что тот, кто в данный момент

обдумывает вопрос, прочитанное художественное произведение, надевает на себя

головной убор одного из 6 цветов, представленных ниже. Шляпа, в какой – то мере,

изменит наш взгляд на художественное произведение

..

Каждая из этих шляп побуждает мыслить с определенной позиции. На данном

этапе делаем акцент уже на том, чтобы дети могли высказать свои умозаключения.

Я предлагаю Вам выбрать одну из шляп и поделиться с нами своими

умозаключениями по произведению, а детям - в виде ответов на вопросы.

Белая шляпа: Факты

Какой проступок совершили герои рассказа Н. Н. «Огурцы» Павлик и Котька?

Красная шляпа: Чувства и эмоции

Если бы ты был на месте Котьки, легко ли было возвращаться на поле?

Черная шляпа: Проблемы

А если бы Котька не послушал маму и отказался вернуть огурцы?

Желтая шляпа: Положительные моменты

Чему бы ты хотел научиться у Котьки?

Зеленая шляпа: Творчество

Как бы вы поступили в этой ситуации?

Синяя шляпа: Чему учит

Что бы вы взяли для себя из этого рассказа?

В завершении хотелось бы отметить некоторые положительные моменты

совместной работы воспитателей и узких специалистов по работе над смысловой

стороной пониманием текста:

ГЛАВНОЕ!»!! - обеспечивается комплексный и глубокий подход работы над

художественным произведением. Это, непременно, отражается на развитии детей.

В 2018-2019 уч. году по результатам (уже традиционного) муниципального

мониторинга смыслового понимания детьми художественного произведения имели

собственное суждение, умели размышлять и обладали воображением - 58% ,

то этот показатель в 2020-2021 уч. году возрос на 78%.

Мы не останавливаемся на достигнутом! И В перспективе будем апробировать

новые,

интересные,

а

главное

действенные

приемы

работы

над

текстом

с

дошкольниками.

«Умеющие мыслить умеют задавать вопросы и отвечать на них»

Аллисон Кинг (американский физик-экспериментатор и педагог)



В раздел образования