Напоминание

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения


Автор: Гарипова Зилия Миниахметовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ- детский сад компенсирующего вида №82, г. Златоуст
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

является важной составляющей их общего психофизического развития.

Особое

внимание

этому

аспекту

необходимо

уделять

у

детей

с

нарушением

зрения,

поскольку

данные

дети

сталкиваются

с

дополнительными трудностями в освоении окружающего мира, что

может

сказаться

на

их

способности

выполнять

точные

и

координированные движения руками.

Важность мелкой моторики для детей с нарушением зрения

Мелкая моторика включает в себя совокупность движений кистей и

пальцев рук, которые необходимы для выполнения таких повседневных

действий, как письмо, рисование, застегивание пуговиц и других. Для

детей с нарушением зрения развитие мелкой моторики становится

особенно важным, поскольку компенсаторные механизмы требуют от

них большего уровня тактильной и кинестетической чувствительности.

Часто у детей с нарушением зрения наблюдаются затруднения в

ориентации в пространстве и недостаток зрительной координации, что

приводит к задержке в развитии моторных навыков. Однако правильно

подобранные

методы

и

упражнения

позволяют

эффективно

компенсировать эти недостатки и способствуют успешному развитию

мелкой моторики.

Методы и подходы к развитию мелкой моторики

Для

развития

мелкой

моторики

у

детей

с

нарушением

зрения

используются различные методы и подходы. Наиболее эффективные

из них включают:

Игровая деятельность. Игры с мелкими предметами, такие как

мозайка, лего или конструкторы, развивают точность и координацию

движений.

Они

позволяют

детям

научиться

правильно

ориентироваться в пространстве и развивать тактильные ощущения.

Артикуляционная

гимнастика

и

упражнения

для

рук.

Специальные упражнения, направленные на развитие мелких мышц

рук и пальцев, помогают укрепить мышцы и развить координацию

движений.

Примеры

таких

упражнений

включают

манипуляции

с

пластилином, мозаикой или работа с пальчиковыми красками.

Занятия

с

использованием

тактильных

материалов.

Разнообразные фактуры и формы предметов, которые дети могут

ощупывать

и

исследовать,

способствуют

развитию

тактильной

чувствительности и формированию пространственных представлений.

Музыкальные

и

ритмические

упражнения.

Игра

на

простых

музыкальных инструментах, например, барабанах или треугольнике,

помогает

развивать

чувство

ритма

и

координацию

движений.

Музыкальные занятия также могут способствовать общему развитию

слухового восприятия, что является важным для детей с нарушением

зрения.

Роль педагогов и родителей

Успешное развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

требует тесного взаимодействия между педагогами и родителями.

Педагоги,

обладая

специальными

знаниями

и

методиками,

могут

подобрать

индивидуальные

программы

развития,

учитывая

особенности каждого ребенка. Родители, в свою очередь, должны

продолжать

занятия

дома,

создавая

комфортные

и

безопасные

условия для их выполнения.

Важно помнить, что процесс развития мелкой моторики требует

времени и терпения. Регулярные занятия и поддержка со стороны

взрослых помогут ребенку успешно преодолеть трудности и достичь

необходимого уровня развития.

Заключение

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с

нарушением зрения является важным этапом их общего развития.

Использование

специальных

методик

и

регулярных

упражнений

способствует

не

только

развитию

моторных

навыков,

но

и

формированию уверенности в себе, самостоятельности и способности

эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Совместные

усилия педагогов и родителей в этом процессе играют ключевую роль,

обеспечивая детям с нарушением зрения возможность гармоничного

развития и успешной социализации.



В раздел образования